Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Русский язык

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Изучение односоставных предложений в системно-деятельностном аспекте с использованием информационных технологий

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 6
1.1 История изучения односоставных предложений в русском языкознании 6
1.2 Структура и семантика односоставных предложений 14
1.3 Классификация односоставных предложений в вузе и школе 27
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 44
2.1. Психолого-педагогические основы обучения школьников с применением средств современных информационных технологий 44
2.2. Информационные технологии на уроках русского языка 49
ГЛАВА 3. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ КАК ОСНОВА ДЛЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ 58
3.1. Система обучения лексико-грамматическим основам односоставных предложений с использованием информационных технологий 58
3.1.1. Определенно-личные предложения 58
3.1.2. Неопределенно-личные предложения 59
3.1.3. Обобщенно-личные предложения 60
3.1.4. Безличные предложения 62
3.1.5. Номинативные предложения 63
3.2. Оценка результативности применения информационных технологий на уроках русского языка при изучении односоставных предложений 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77

 

  

Введение:

 

Реалии сегодняшнего времени, в частности большая свобода в передвижении не только внутри нашей страны, но и за ее пределами, потребности рынка труда, возможность трудоустройства в русских фирмах, заставляют более серьезно подходить к изучению русского языка. Интеграция России в мировое сообщество в политическом, научном и культурном аспектах также способствует росту интереса к более глубокому и обширному изучению русского языка.
Образование в России должно быть способным подготовить, в первую очередь, конкурентоспособных специалистов в объеме потребностей постоянно изменяющегося рынка труда.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это целый ряд современных технологий, связанных с обработкой и использованием информации. ИКТ все чаще находят свое применение в учебном процессе. Использование ИКТ на уроках русского языка повышает эффективность и качество обучения.
Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Такие технологии вызывают гораздо больший интерес у школьников, чем обычный школьный учебник. Компьютер может выполнять как функции рабочего инструмента (средство подготовки и хранения проб, текстовый редактор, редактор изображений, инструмент моделирования), так и функции учителя (источник образовательной информации, наглядных пособий, индивидуального информационного пространства, средств управления).
ИКТ на уроках русского языка становятся ведущими технологиями в учебном процессе, которые способствуют формированию навыков и умений для самостоятельного пополнения знаний, поиска и ориентации потока информации, а также формирования коммуникативной культуры учащихся и их познавательной независимости.
Концепция и роль информационных технологий как компонента современных методологических знаний в процессе изучения русского языка были рассмотрены в работах такими учеными и преподавателями, как Е.С. Полат, Н.С. Попов П.В. Сысоев М.Н. Евстигнеев, Р.П. Мильруд, Т.В. Сидаренко, Л.П. Халяпин и др. Их исследования показали, как повысить педагогический эффект использования ИКТ на занятиях и нивилировать негативное влияние информационных технологий на учащихся, их социально-психологическое состояние, уровень интеллекта, в процессе обучения русскому языку в школе. В целом авторы согласны с тем, что использование ИКТ в процессе обучения русскому языку в школе является объективной реальностью и неотъемлемой частью планирования образования.
Целью настоящей работы является анализ изучения односоставных предложений в системно-деятельностном аспекте с использованием информационных технологий.
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Исследовать историю изучения односоставных предлождений в русском языкознании.
2. Изучить структуру и семантику односоставных предложений.
3. Выявить особенности классификации односоставных предложений в вузе и школе.
4. Описать психолого-педгогические основы обучения школьников с применением средств современных информационных технологий.
5. Информационные технологии на уроках русского языка.
6. Проанализировать систему обучения лексико—грамматическим основам односоставных предложений с использованием информационных технологий на примере:
− определенно-личных предложений;
− неопределенно-личных предложений;
− обобщенно-личных предложений;
− безличных предложений;
− номинативных предложений.
7. Оценить результативность применения информационных технологий на уроках русского языка при изучении односоставных предложений.
Объектом исследования являются односоставные предложения в курсе русского языка. В качестве предмета работы выступает изучение односоставных предложений в системно-деятельностном аспекте с использованием информационных технологий.
В соответствии с целью и задачей применялись следующие методы исследования: методы теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования, беседа, опытное обучение, статистическая обработка данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что что собранный теоретический материал, посвященный использованию ИКТ на уроках русского языка может служить основой для дальнейших исследований по данной теме.
Практическая значимость исследования заключается в том, что учебные материалы могут быть использованы при подготовке и проведении урока на русском языке в школе и вузе.
Структура работы: она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Тема «Односоставные предложения» вызывает немало вопросов, но, пожалуй, эта тема как никакая другая, показывает богатство языковых средств русского языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки не только с помощью лексического и фразеологического состава языка, но и путем использования синтаксических конструкций.
Односоставные предложения – один из наиболее сложных разделов синтаксиса русского языка. Практика работы с учащимися в школе с родным (нерусским) языком обучения показывает, что наиболее трудной для усвоения является тема «Безличные предложения». Я думаю, это объясняется разнообразием этих предложений по форме и значению.
Изучению односоставных предложений посвящена обширная литература, однако, целый ряд вопросов, связанных с трактовкой односоставных предложений остается еще дискуссионным.
В данном исследовании за основу возьмём определение ИКТ по словарю методических терминов Э. Г. Азимова и А. Н. Щукина: «Информационно-коммуникационные технологии – совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. ИКТ включают различные программно- аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации».
При подборе средств ИКТ для обучения русскому языку необходимо учитывать, как индивидуальные психолого-возрастные особенности учащихся, так и возможность развития диалогического общения. В качестве средств ИКТ на начальном этапе обучения можно выбрать аудиовизуальные, мультимедийные средства, с помощью которых можно воспроизвести песни или видеофрагменты на русском языке. Для младших и средних классов используются статичные тематические изображения – дидактические картины (слайды, картинки, рисунки, плакаты, таблицы, схемы), что обеспечивается многофункциональностью работы компьютера. Популярностью пользуется форма предоставления информации в виде электронной презентации, создаваемая учителем с помощью средств ИКТ.
В современном учебном процессе используются различные вспомогательные средства, их можно классифицировать следующим образом:
1. По способу применения на уроке: демонстрационные, раздаточные средства.
2. По способу восприятия информации: визуальные, звуковые, аудиовизуальные, мультимедийные средства.
3. По способу проявления информации: технические, нетехнические средства.
4. По характеру визуального изображения: статичные, динамичные средства.
Оптимальный отбор, организация и презентация учебного материала во многом определяет эффективность процесса обучения учащихся различной возрастной категории русскому языку. При планомерном использовании вышеуказанных критериев отбора и реализации обозначенных принципов организации учебного материала, обусловленных спецификой образовательного процесса, направленного на формирование разноплановых умений иноязычной информационной компетенции, при всемерном учете социально-психологических особенностей контингента, учащихся возможно построение эффективной системы обучения русскому языку в рамках глобального информационного общества.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

1.1 История изучения односоставных предложений в русском языкознании

Односоставные предложения приобрели статус самостоятельной синтаксической единицы совсем недавно. Они долгое время не являлись объектом исследования отечественных лингвистов. В русском языкознании XIX–начала XX в. подобные синтаксические структуры рассматривались учеными преимущественно как неполные реализации «классических» предложений с двумя главными членами.
Представители логико-грамматического направления в лингвистике А. Х. Востоков и Ф. И. Буслаев определяли их как неполные по причине убеждения о двучленности структуры логического суждения, не признавали наличия особого типа односоставных предложений. Они квалифицировали их как неполные предложения с опущенным подлежащим, хотя термин «безличные» относительно предложений типа: «Рассветает», «Пора вставать», Александр Христофорович Востоков использует.
Не была достаточно выявлена специфика односоставных предложений и лингвистами психологического направления, признававшими основой предложения: «сказуемое».
Основным признаком предложения Александр Афанасьевич Потебня называл сказуемость, а конститутивным членом предложения – сказуемое, в качестве первоначальной этимологической формы которого выступает глагол [3]; поэтому он считал, что в индоевропейских языках предложение невозможно (кроме случаев опущения глагола) без глагола. Данный подход к структурообразующей роли глагола позволил А. А. Потебне признать односоставными предложения глагольного типа, тогда как предложения с одним главным членом, выраженным именем существительным (номинативные) он отнес к неполным.
Сходная позиция на грамматическую природу односоставных предложений представлена и в «Синтаксисе русского языка» Дмитрия Николаевича Овсянико-Куликовского. Признавая предложением слово или сочетание слов, «которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем «предицирования» (сказуемости), важнейшей частью предложения он считает «сказуемое, иначе называемое предикатом. Оно-то и есть носитель и выразитель того движения мысли, которое известно под именем предикативности (предицирования, сказуемости) и без которого предложение невозможно» [5]. Что также не позволяло признать предложения, единственный главный член которых представлен именительным падежом существительного, особой разновидностью односоставных предложений.
Таким образом, представители логико-грамматического направления, отождествляя предложение с суждением, рассматривали односоставные предложения как неполные, допуская, что один из главных членов предложения — суждения — может быть опущен. Исходя из того, что «без сказуемого не может быть суждения», Ф.И. Буслаев категорически утверждает: «Но нет ни одного предложения, которое состояло бы только из подлежащего». Отсюда совершенно очевидно, что представители логико-грамматического направления не признавали номинативных предложений, а рассматривали их как неполные предложения.
Представители историко-психологического и формально-грамматического направлений — так же, как и представители логико-грамматического направления, считали, что важнейшей частью предложения является сказуемое, что в нем вся сила высказывания, что без сказуемого не может быть предложения.
В тех случаях, когда единственный главный член односоставного предложения выражается именительным падежом, он, независимо от выполняемой им функции, рассматривался представителями этих направлений в качестве сказуемого, а предложение в целом признавалось неполным предложением, где подлежащее опущено.
Ф.Ф. Фортунатов наличие таких предложений объяснял тем, что предложение как психологическое суждение должно заключать сочетание двух представлений — психологического подлежащего и психологического сказуемого. В неполных предложениях одно из представлений, согласно учению Ф.Ф. Фортунатова, может не иметь словесного выражения. Например, «в предложении «Пожар» психологическим подлежащим является представление того пламени, дыма, которые я только что видел, а в психологическое сказуемое входит представление слова пожар2». Это значит, что Ф.Ф. Фортунатов, подходя к характеристике односоставного предложения с психологической точки зрения, рассматривает подлежащее и сказуемое не с точки зрения выражения в языке взаимосвязи явлений реальной действительности, а с точки зрения сочетания непосредственного восприятия явления со словесным обозначением его в языке (предложении).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы