Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему «Изучение интересов молодежи с нарушением слуха»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Современная система воспитания и образования детей с нарушением слуха 8
1.1. Особенности развития досуговой сферы молодежи, в том числе с нарушением слуха 8
1.2. История развития сурдопедагогики 19
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха 22
1.3.1. Причины и факторы, вызывающие патологию слуховой функции 22
1.3.2. Аудиолого-педагогическая классификация детей с нарушением слуха Л.В. Неймана 26
1.3.3. Педагогическая классификация детей с нарушением слуха Р.М. Боскис 31
1.3.4. Особенности психического и речевого развития детей с нарушениями слуха 35
1.4. Организация обучения детей с нарушениями слуха 41
Глава 2. Экспериментальное исследование интересов молодежи с нарушениями слуха 49
2.1. Организация и методика исследования 49
2.2. Анализ результатов исследования 55
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Приложение 1 75
Введение:
В России отношение к глухоте и слабослышащим формировалось под влиянием исторических мифов и верований о людях-«инвалидах», господствующим патологическим подходом к глухоте в ХХ в., и изоляцией советской гуманистики и социальных наук от мирового опыта. Собственно, эта изоляция обострилась после начала «холодной» войны, поразила исследовательскую и практическую работу. Наши предки в языческие времена верили в демоническую природу болезней и патологий, что нашло широкое отражение в фольклоре и определенных традициях. Историческое воображение часто связывало людей с недостатками слуха, зрения или с физическими недостатками с умственной или психологической отсталостью. В русском языке использовались такие слова как хромой, слепой и калека до ХVIII в., когда им на смену пришел из французского языка термин «инвалид» .
Российский педагог Н.Н. Малофеев констатировал, что «в течение десятилетий проблемы, сопровождавшие детей с особыми потребностями, признавались только их семьями и теми специалистами, которые определяли их дальнейшую судьбу» . Описывая дефектологию во времена СССР и после его распада Е. Григоренко подтвердил, что в обществе существует неосведомленность в проблемах, которые имеют «инвалиды» и их семьи: «В СССР «неполноценность» считалась необсуждаемой и невидимой. Детей учили не показывать пальцем и не глазеть на «инвалидов» , а также не обсуждать недостатки людей, с которыми они встретились.
Однако, сегодня ситуация меняется в другую в другую сторону.
Особую категорию в структуре населения сегодня составляют лица именно с нарушением слуха, численность которых имеет устойчивую тенденцию к росту.
Обычно это молодежь в возрасте от 16 до 25 лет, для которых интеграция в общество становится проблематичной. Эффективность задействования в обществе таких лиц предполагает совершенствование теории и практики образования, а также сопровождение лиц разного возраста для их успешной социализации и самореализации.
Современное общество не обходит вниманием решение вышеупомянутой проблемы, потому всеми силами пытается заботиться о решении ключевых проблем таких лиц, чтобы они чувствовали себя полноценными гражданами и могли приумножать материальные и духовные ценности общества.
Особое внимание сосредотачивается на успешной интеграции молодых людей с недостатками слуха в современную социальную среду. Основные задачи охватывают предоставление им возможности учиться, обеспечения их занятости и реабилитации.
Дефекты слуха прежде всего влияют на психику человека, особенности его общения с людьми и окружающей средой. Исследования ученых свидетельствуют, что отсутствие внутренней речи и словесного выражения мысли человека к сокращению объема внешней информации и сопровождаются замедлением и сокращением восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения и всей познавательной деятельности в целом (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, Р.М. Боскис, Ж.И. Шиф и др.).
Недостатки в слуховом восприятии вызывают особые изменения функционального состояния организма, уменьшение двигательной памяти, произвольного внимания (Т.В. Розанова, А.В. Гоголева). Исследуя взаимосвязь двигательного и слухового анализаторов, ученые утверждают, что движение зависит не только от восприятия зрительной информации, но и слуховой. Изъятие слуха из системы анализаторов приводит к нарушению всего процесса развития человека.
Проблемы изучения интеграции людей с недостатками слуха освещались в научной, медицинской, психологической литературе на протяжении многих лет. Преимущественно это были зарубежные разведки (Д. Браун, П. Губерина, Д. Кристенсен, Т. Лири, С. Милгрем, Д. Фрамо). Научная разработка тематики по интеграции детей и молодежи с нарушениями слуха в общество в постсоветском пространстве связана с именами педагогов, психологов, сурдопедагогов, тифлопедагогов, олигофренологов (Г.П. Бертини, А.А. Венгер, С.А. Зыков, В.П. Лебедев, Н.Г. Морозова, А.Н. Наседкин, Д.И. Тарасов, А.П. Токарев).
Важно отметить, что за прошедшее десятилетие восстановили заинтересованность этой проблемой как ученые, так и практики (Н.А. Бастун, Т.Г. Богданова, Е.А. Боткина, И.В. Добрякова, С.А. Лукомский, Н.В. Мазурова, Н.И. Радченко), но обычно они рассматривают теоретические аспекты изучения особенностей взаимоотношений в семьях с детьми с нарушениями слуха.
Мы можем утверждать, что сегодня поиск эффективных путей коррекционной реабилитации людей с недостатками слуха приобретает государственный характер: открываются детские учебные заведения и специальные классы для обучения такой категории детей, реабилитационные центры, клинические отделения. Но несмотря на это в современной практике наблюдаются пробелы в интеграции молодежи с недостатками слуха в нынешнее общество, и это побуждает к более глубокому исследования выбранной проблемы.
Решению обозначенной проблемы способствует досуговая деятельность молодых людей с нарушением слуха.
Основным признаком досуга является его добровольность и заинтересованность личности процессом деятельности, собственный выбор человека. Сейчас, когда демократические ценности должны стать приоритетом прогресса человечества, потенциал социального развития зависит от проявления и активизации культурно-досуговой деятельности как механизма эффективного воспитательного совершенствования социума в целом и молодежи с нарушением слуха в частности. Как замечает Н. Цимбалюк: «досуг активно реагирует на изменения в обществе в социальной системе и является определенной характеристикой ее жизнеспособности, отражением потенциала общественного развития».
Сегодня очевидна актуальность проблемы организации досуга людей с ограниченными возможностями, а именно – с нарушениями слуха, учитывая всю остроту реалий, когда наблюдается тенденция усложнения процесса адаптации к современным условиям жизни, которая определяется многими факторами (социально-политическая нестабильность, бедность, безработица, изменение социальных ролей, научно-технический прогресс и т.д.).
Культурно-досуговую деятельность исследуют и анализируют И. Белецкий, В. Бочелюк, И. Петрова, С. Скляр Т. Киселева, С. Кульбида, Н. Цимбалюк и др.
Объектом исследования являются условия формирования интересов молодежи с нарушениями слуха.
Предметом исследования являются особенности выбора интересов молодежи с нарушением слуха.
Целью исследования является изучение интересов молодежи с нарушениями слуха, рассмотрение досуга как эффективного фактора их социального развития.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Описать историю развития сурдопедагогики.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями слуха.
3. Описать особенности организации обучения детей с нарушениями слуха.
4. Дать характеристику особенностям развития досуговой сферы молодежи, в том числе с нарушением слуха.
5. Провести экспериментальное исследование интересов молодежи с нарушениями слуха.
Методы исследования:
− анализ и обобщение научной литературы по теме исследования;
− анкетирование молодых людей, имеющих нарушения слуха;
− количественная и качественная обработка результатов анкетирования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что нами обобщены данные информации об исследованиях свободного времени и досуговой деятельности лиц с нарушением слуха.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейшей работе с молодежью; в разработанной анкете для выявления интересов у молодежи с нарушениями слуха и в возможности ее использования в работе с лицами, имеющими нарушения слуха.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
В результате написания данной работы была достигнута ее цель − изучены интересов молодежи с нарушениями слуха, рассмотрен досуг как эффективный фактор их социального развития.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач:
1. Описана история развития сурдопедагогики. Анализ источников литературы показал, что на основании учета слуха и уровня речевого развития выделяют четыре типичных группы детей: I группа – глухие без речи; II группа – глухие с речью; III группа – слабослышащие с хорошо развитой речью; IV группа – слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.
Данная классификация в 60-х годах XX века была разработана Л.В. Нейманом и Р.М. Боскис и учтена при создании системы образования с целью обеспечения дифференцированного обучения детей с недостатками слуха. Сегодня это общепринятая классификация.
2. Описаны сурдопсихологические особенности психического развития и современные тенденции воспитания и обучения детей с нарушениями слуха. Было установлено, что слабослышащие дети обладают определенными отклонениями в развитии от нормы, к которым в первую очередь относится недоразвитие речи. Варианты развития речи при данном отклонении являются достаточно разнообразными и часто зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка, а также тех социально-бытовых условий, в которых воспитывается и учится такой ребенок. Нарушения слуха также приводит к изменению процесса общего развития: нарушение слуха ‒ общее недоразвитие познавательной деятельности – недоразвитие речи.
3. Описаны сурдопсихологические особенности психического развития и современные тенденции воспитания и обучения детей с нарушениями слуха. Было установлено, что обучение и воспитание детей, имеющие нарушения слуховой функции должно быть систематическим и организованным.
4. Описаны исследования о свободном времени молодежи с нарушением слуха. Досуговая деятельность является родом занятий, который может дать молодому человеку с нарушением слуха ощущение удовольствия, приподнятого настроения и радости. Досуг включает: хобби; спорт и физическую активность; игры и занятия (интеллектуальные, логические); художественную деятельность (искусство, литература); изделия (вышивание, плетение, резьба по дереву и т.п.); туризм пассивный отдых; посещение музеев, театров и тому подобное; развлечения (просмотр телепередач и т.д.); общение (телефонные разговоры, переписка, организация вечеров и мероприятий).
Досуговая деятельность молодежи с нарушениями слуха требует особого подхода в ее организации, так как требует учета возрастных и психофизиологических особенностей, интересов и потребностей лиц, имеющих нарушения слуха. Однако, в первую очередь для организации досуга молодежи с нарушением слуха необходимо выявить интересы и потребности данной категории молодых людей.
5. Было проведено экспериментальное исследование интересов молодежи с нарушениями слуха, которое показало, что среди интересов молодежи с нарушениями слуха преобладающими являются чтение книг и рисование. Согласно первой части предложенной анкеты испытуемые были разделены на следующие группы относительно их интересов: математика – 2 анкетируемых; искусство – 3 анкетируемых; педагогика – 2 анкетируемых; техника – 2 анкетируемых; работа в сфере обслуживания – 2 анкетируемых; спорт – 4 анкетируемых; медицина – 2 анкетируемых; геология и география – 1 анкетируемых; филология и журналистика – 2 анкетируемых.
В свободное время испытуемые, принявшие участие в исследовании, предпочитают заниматься: чтением книг в свободное время занимаются 16 испытуемых, рисованием – 9 испытуемых, математический кружок посещают 2 испытуемых, общение с друзьями в свое свободное время предпочитают 11 анкетируемых, просмотром фильмов занимаются 7 молодых людей. Таким образом, чтение книг и общение с друзьями является самым распространенным способом времяпрепровождения.
Исследование интересов молодежи позволило выделить следующие: конструирование – 1 испытуемый, искусство – 2 испытуемых, паззлы 1 испытуемый, комнатные растения – 1 испытуемый, вязание – 1 испытуемый, велопрогулки – 1 анкетируемый, вышивка – 1 испытуемый, катание на роликах – 2 испытуемых, рисование – 2 испытуемых, видеоигры − 2 испытуемых, социальные сети − 2 испытуемых, путешествия − 2 испытуемых, написание стихотворений − 2 испытуемых, видеосъемка и блогерство – 1 испытуемый, финансы и маркетинг − 1 испытуемый, фотография − 1 испытуемый, вождение автомобиля − 1 испытуемый. Как видим, различные интересы распределяются практически равномерно. 15 анкетируемых считают, что их хобби может стать их процессией в будущем.
Отметим, что 16 испытуемых имеют друзей, с которыми разделяют свои интересы, что свидетельствует о том, что досуг является эффективным фактором социального развития молодежи с нарушениями слуха.
Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Современная система воспитания и образования детей с нарушением слуха
1.1. Особенности развития досуговой сферы молодежи, в том числе с нарушением слуха
Отсутствие сегодня в социуме четких положительных жизненных ориентиров, размывание моральных ценностей, ухудшение морально-нравственной обстановки, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью, пропаганда жестокости и насилия ведет к искажению восприятия молодыми людьми с нарушениями слуха окружающей действительности и осмыслению ими моральных ценностей. В таком случае при отсутствии соответствующего воспитания место положительных духовных и нравственных качеств будут стихийно занимать элементарные эмоции-потребности , важные для социального развития человека с нарушениями слуха.
Социальное развитие – это многогранный процесс, который предполагает усвоение культурных, нравственных ценностей общества, формирование личностных качеств, определяет характер взаимоотношений с другими детьми и взрослыми, развитие самосознания, осознания своего места в обществе .
Л.С. Выготский, подчеркивая значение социального влияния на развитие ребенка, видел последствия отклонений в развитии в «смещении тех систем, которые определяют все функции общественного поведения ребенка», определял их как «социальный вывих» .
Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно усложняет социальное развитие личности . Молодым людям с нарушением слуха характерны трудности в понимании окружающих событий, значение и мотивации поведения окружающих, их чувств, в овладении нормами поведения и формировании нравственных представлений и чувств . Эти проблемы обусловлены ограниченными возможностями в овладении психологическими средствами познания социальной действительности.
Положение Л.С. Выготского о том, что воспитание глухого ребенка, обучение его в общей системе социального воспитания и специального обучения открывают небывалые в истории перспективы развития и полноценного вовлечения в общественную жизнь. Они получили дальнейшее развитие в исследованиях известных сурдопедагогов Р.М. Боскис, А.И. Дьячкова, Ж.И. Шифа, Н.Д. Ярмаченко, Ф. Рау . Проблема социального воспитания глухих детей привлекала внимание и таких ученых-сурдопедагогов, как Д. Букин, А. Басова, И. Данюшевский, А. Доброва, И. Колесник, Г. Пенин и др.