Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки История

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Изучение биографии полководца Г.К. Жукова на факультативах в старших классах средней школы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Факультативные занятия как форма образовательного процесса в средней общеобразовательной школе 7
1.2 Методы и средства реализации программы предметных факультативных занятий в старших классах средней общеобразовательной школы 14
1.3 Научно–методические основы изучения биографий в старших классах средней общеобразовательной школы Российской Федерации 20
1.4 Педагогические мастерские по биографиям выдающихся полководцев и их влияние на эффективность формирования знаний по истории 32
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ИСТОРИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 37
(НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИИ Г.К. ЖУКОВА) 37
2.1 Опытно–диагностические показатели уровня сформированности знаний по истории у старшеклассников в процессе факультативных занятий 37
2.2 Программа проведения факультативных занятий, включающая изучение биографии полководца Г.К. Жукова в старших классах средних школ 42
2.3 Экспериментальная проверка результатов апробации программы факультативных занятий, включающей изучение биографии полководца Г.К. Жукова в старших классах средних школ 46
2.4 Методические рекомендации по разработке факультативных занятий по истории в средней общеобразовательной школе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 62

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Современное общество предъявляет новые требования к общему образованию, главными из которых являются формирование образованной, интеллектуально развитой личности, обладающей целостным представлением картины мира и всестороннее развитие её творческих способностей.
Однако реформирование школьного образования наряду с положительными изменениями вызвало целый ряд негативных явлений, обусловленных уменьшением времени на изучение предметов и увеличением объёма материала, который необходимо усвоить на уроках. Негативно влияет на изучение предметов и несогласованность действующих образовательных программ изучения смежных дисциплин. Самостоятельность предметов, их слабая взаимосвязь порождают серьезные трудности в формировании у обучающихся целостной картины мира.
Одним из возможных путей решения данной проблемы может стать активное использование вариативной составляющей образовательных программ, а именно разработка и использование факультативных курсов по разным предметам.
Степень разработанности темы исследования. Использование факультативных занятий в учебном процессе было предметом исследования С.В. Дьяковича, Д.А. Эпштейна, И.Д. Зверева, М.П. Кашина, М.И. Кондакова, В.М. Монахова и др. Мы разделяем мнение этих учёных в том, что факультативы как форма обучения играют важную роль в образовательном процессе, поскольку положительно влияют на активность школьников, способствуют развитию их творческого отношения к науке, позволяют учителям расширить возможности в применении различных методов обучения.
Однако, как показывает практика, содержание и порядок организации факультативных занятий в нынешних условиях требуют серьёзных изменений, позволяющих сблизить их со школьными образовательными программами.
Для выполнения этой задачи необходимо проанализировать, обобщить и систематизировать накопленный опыт подготовки и проведения факультативных занятий, определить принципы отбора материала для них и разработать методические рекомендации по подготовке и организации предметных факультативов в средней общеобразовательной школе.
Актуальность, социальная и педагогическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования.
Объект исследования – методика обучения старшеклассников в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования – эффективность обучения старшеклассников на факультативных занятиях по истории в средней общеобразовательной школе (на примере изучения биографии полководца Г.К. Жукова).
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и оценка эффективности обучения старшеклассников на факультативных занятиях по истории в средней общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: использование факультативных занятий в старших классах средней общеобразовательной школы способствует эффективному усвоению учебного материала обязательного курса.
Согласно с намеченной целью исследования и выдвинутой гипотезой выполнялись следующие его задачи:
1. На основе анализа публикаций, посвящённых изучению проблемы использования предметных факультативных занятий в средней общеобразовательной школе выделить современные подходы к разработке методики их организации.
2. На основе систематизации и обобщения данных теоретического анализа разработать программу изучения биографического материала на факультативных занятиях по истории, включающую изучение биографии полководца Г.К. Жукова.
2. Определить опытно–диагностические показатели уровня сформированности знаний по истории у старшеклассников в процессе факультативных занятий.
4. Апробировать программу проведения факультативных занятий по истории в старших классах средних школ и разработать методические рекомендации по её использованию.
Для достижения цели исследования и выполнения его задач использовался комплекс методов.
Обзорно–аналитический метод, обобщение положительного педагогического опыта по теме исследования позволили уточнить роль и место факультативных занятий в процессе изучения основных предметов образовательной школы, определить педагогические и методические основы создания и использования факультативов для учеников старших классов средней общеобразовательной школы.
В экспериментальном исследовании применялись тестирование и сравнительный количественный и качественный анализ, что позволило выделить критерии оценки уровня учебных достижений по истории, правильно интерпретировать экспериментальные данные.
Обработка экспериментальных данных велась методами математической статистики с применением программ SPSS, Statistics 19, Microsoft Exel 10.0.
Опытно–экспериментальная база исследования: Исследования проводились на базе 11 класса МБОУ СОШ №18, города Орехово–Зуево. В эксперименте участвовало 20 старшеклассников, занимающихся на факультативных занятиях по истории (экспериментальная группа) и 20 старшеклассников, занимающихся изучением истории в пределах обязательного курса (контрольная группа).
Теоретическая значимость. Уточнены роль и место факультативных занятий в образовательном процессе средней образовательной школы, определены педагогические и методические основы их организации.
Изучено состояние практики использования факультативов в старших классах и выявлены особенности их организации в общеобразовательной школе.
Получили дальнейшее развитие методика организации факультативов и критерии оценки знаний обучающихся по истории.
Практическая значимость исследования заключается в определении опытно–диагностических показателей формирования знаний у обучающихся старших классов на факультативах по истории.
Разработана программа факультативных занятий, обеспечивающих формирование глубоких знаний по истории у учеников старших классов средней общеобразовательной школы.
Материалы исследования могут быть использованы при изучении всех предметов средней общеобразовательной школы.
Разработанная программа факультативных занятий и рекомендации по её использованию помогут учителям средней общеобразовательной школы в подготовке к урокам и их эффективному проведению, в реализации таких методических принципов, как опора на знания, полученные из других предметов, взаимосвязь в содержании отдельных дисциплин, сближение однородных предметов, а также будет способствовать формированию целостной системы знаний, умений и навыков у школьников, развитию их мышления, творческих возможностей, целостного представления об окружающем мире и своей роли в нём.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. На основе анализа публикаций, посвящённых изучению проблемы использования предметных факультативных занятий в средней общеобразовательной школе выделены современные подходы к разработке методики их организации. Установлено, что целями факультативных занятий являются: подготовка обучающихся к централизованному тестированию; подготовка одаренных обучающихся к олимпиадам; общекультурное развитие обучающихся; приобщение обучающихся к исследовательской деятельности; коррекция пробелов в знаниях и умениях обучающихся; формирование и развитие профессиональных компетенций обучающихся. Также установлено, что факультативные занятия являются особой организационной формой образовательного процесса, отличающейся и от урока, и от внеклассной работы. Сравнительный анализ эффективности методов обучения, которые целесообразно применять на факультативных занятиях по истории позволил выделить наиболее эффективоные из них: беседа, дискуссия, познавательная игра, лабораторный и ситуативный методы, программированное обучение.
2. На основе диагностики старшеклассников МБОУ СОШ №18 г. Орехово–Зуево по показателям уровня сформированности знаний по истории у старшеклассников, предполагающие пять уровней: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий выявлены проблемы с формированием ключевых компетентностей по истории.
3. Для изменения ситуации была разработана дополнительная программа факультативных занятий по истории «Полководцы Великой Отечественной войны», включающая изучение биографии полководца Г.К. Жукова. Апробация программы осуществлялась с участием 20 обучающихся (ЭГ), а контрольная группа занималась только по обязательной образовательной программе. В ходе формирующего эксперимента установлено, что в ЭГ увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем учебных достижений на 5%, с уровнем выше среднего – на 10%, со средним уровнем – уменьшилось на 7%, а также уменьшилось количество обучающихся с уровнем учебных достижений по истории ниже среднего на 5% и с низким уровнем – на 3%. В контрольной группе не изменилось количество обучающихся с высоким уровнем и уровнем учебных достижений по истории выше средего, со средним, уменьшилось количество обучающихся с уровнем развития учебных достижений выше среднего на 2% и уменьшилось количество обучающихся с уровнями достижений ниже среднего и низким на 2%.
На основе анализа результатов формирующего эксперимента разработаны рекомендации учителям по организации и методике проведения факультативных занятий по истории.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Факультативные занятия как форма образовательного процесса в средней общеобразовательной школе
Современная школа далеко ушла от моделей прошлого века как по содержанию, так и по формам и методам обучения: появилось много новых технологий, улучшающих, оптимизирующих, рационализирующих традиционный образовательный процесс за счёт активизации и интенсификации деятельности обучающихся.
Согласно современным требованиям ФГОС ООО, школьное историческое образование, кроме общеобразовательных, общекультурных, межпредметных и других компетенций призвано сформировать у обучающихся и предметные (источеские):
‒ историческое сознание как совокупность представлений, присущих обществу о своём происхождении, важнейших событиях и деятелях (исторических личностях), их соотношении с историей других общностей и всего человечества;
‒ хронологическую компетентность, то есть умение ориентироваться в историческом времени, устанавливать близкие и дальние причинно–следственные связи, рассматривать общественные явления в конкретно исторических условиях, выявлять изменения и преемственность жизни общества;
‒ пространственную компетентность – умение ориентироваться в историческом пространстве и находить взаимозависимости в развитии общества, хозяйства, культуры и природной среды; информационную компетентнисть – умение работать с источниками исторической информации, интерпретировать содержание источников, определять их надежность, анализировать и критически оценивать позиции различных учёных;
‒ логическую компетентность – умение анализировать и объясненять исторические события и явления, сопоставлять различные теории;
‒ ценностно-смысловую компетентность – умение давать оценку событиям и историческим личностям в них с учётом ценностей и представлений времени (эпохи).
Для достижения целей образовательного процесса используется несколько различных принципов его организации:
‒ линейный принцип предусматривает изучение истории в хронологической последовательности с древнейших времен до наших дней;
‒ линейно–ступенчатый принцип требует такого изложения исторического материала, которое предусматривает постепенный рост количества исторических фактов и теоретических понятий в зависимости от уровня обученности, в котором находится ученик;
‒ концентрический принцип предусматривает неодноразовое изучение одного и того же материала, но на разных уровнях: в старших классах – это обучение на проблемно–теоретическом уровне, призванное дать возможность ученикам самостоятельно изучать социально историческую действительность;
‒ проблемно–тематический принцип применяется при теоретическом изучении истории.
‒ страноведческой принцип предполагает изучение истории одной страны, а затем – другой, а их объединение происходит в конце курса. На основе анализа публикаций, посвящённых исследованию проблем качества школьного образования, приходим к выводу о том, что с самого возникновения классно–урочной системы начались попытки её улучшения, усовершенствования .
Современная образовательная программа основного общего образования предоставляет обучающимся довольно широкий перечень учебных предметов, имеющих общекультурное значение и обеспечивающих всестороннее и гармоническое развитие. В то же время она дает ребенку возможность выбора, поиска и проявления своей индивидуальности, поскольку каждый предмет позволяет выявить интересы, задатки и способности ребенка. Оптимальное развитие выявленных задатков и способностей обеспечивается с помощью различных видов дифференциации по интересам, которая, по мнению учёных, по своему влиянию на результаты обучения и воспитания не менее значима, чем дифференциация по уровню развития .
Часть нововведений имеет целью дидактическое реконструирование и изменение существующего содержания образования: изменение его качественного состава, реконструкцию дидактической структуры, комплектования информации в укрупненные дидактические единицы, в различные блоки и модули и т.п.
Альтернативные образовательные технологии, известные современной педагогике, предлагают принципиально другие концептуальные основания, отличающие их от традиционного педагогического процесса, одной из сущностных характеристик которого является авторитарность .
Альтернативой авторитарности является свободное образование, которое базируется на концепции освоения культурного опыта, обеспечения обучающимся самостоятельного, независимого свободного выбора деятельности в процессе образования. Эти и другие альтернативные идеи являются одним из источников новой парадигмы образования XXI века, целью которого будет свободный саморазвивающийся и самосовершенствующийся творческий человек
Исследователи, изучавшие эффективность форм ускорения на всех возрастных этапах, единодушны в том, что оптимальный результат достигается при одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения.
В Российской Федерации хорошо известны такие формы обучения одаренных детей, как специальные классы, специализированные школы и школы–интернаты, факультативы, внешкольные кружки и объединения, заочные школы, станции.
Факультативный курс или факультативный предмет (от лат. facultas – «возможность») – это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний обучающихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности.
Целями факультативных занятий могут быть:
‒ подготовка обучающихся к централизованному тестированию;
‒ подготовка одаренных обучающихся к олимпиадам;
‒ общекультурное развитие обучающихся;
‒ приобщение обучающихся к исследовательской деятельности;
‒ коррекция пробелов в знаниях и умениях обучающихся;
‒ формирование и развитие профессиональных компетенций обучающихся и др.
По содержанию различают такие виды занятий, как факультативы предметной направленности, факультативы общекультурной и общеразвивающей и факультативы профессиональной направленности.
На основе анализа публикаций, посвящённых исследованию теории и практики факультативов, констатируем, что они являются особой организационной формой учебно–воспитательной работы, отличающейся и от урока, и от внеклассной работы. Однако факультативы имеют много общего с уроками и дополнительными занятиями. Как и уроки, факультативные занятия проводятся по утверждённым программам и планам, ведется журнал занятий, занятия идут по расписанию, на этих занятиях применяют общие с уроком методы обучения и формы организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Сходство с предметными кружками состоит и в том, что факультатив, как и кружок, объединяет группу обучающихся на основе общих интересов, добровольности выбора этой формы обучения. На факультативных занятиях применяются некоторые формы и методы, характерные для внеклассных занятий. Не вызывает сомнений тот факт, что факультативы способствуют стабилизации основного содержания образования, поскольку на них можно апробировать новые темы и разделы школьных курсов и методику их преподавания, проверять целесообразность введения новых учебных курсов.
По образовательным задачам факультативы разделяют на виды: с углубленным изучением дополнительных дисциплин; с получением специальности; межпредметные
Одним из видов факультативных занятий в общеобразовательной школе являются специальные курсы, рассчитанные на развернутое и углубленное изучение отдельных разделов или проблем любого курса основ наук, не представленных в учебном плане. Каждый из факультативных курсов предусматривает законченный цикл вопросов для каждого класса, что даёт возможность изучать его не только в течение продолжительного периода, но и по желанию учителя и учеников в отдельных классах.
Большим успехом у педагогов–новаторов пользуются программы обучения, ориентированные на дополнительный материал и его более сложное содержание, расширение кругозора, дополнение знаний в конкретной области, развитие мышления, самопознание, обсуждение жизненных ценностей и исследование проблем самоактуализации.
Однко одним из сущесственных недостатков существующей практики проведения факультативных занятий является то, что их программы, в отличие от программ обязательных учебных предметов, разрабатываются как приблизительные, позволяющие учителям перераспределять часы по темам, свободно выбирать учебные пособия и т.д.
Также заметим, что использование факультативных занятий не всегда бывает эффективным вследствие проблем, связанных с учётом и оценкой знаний, приобретенных на них. Не все факультативные курсы имеют учебно–методическое обеспечение, а часы, отведенные для факультативных занятий, нередко используются учителями для проведения дополнительных занятий по основным предметам, подготовки к экзаменам.
Важным, на наш взгляд, является учёт интересов и потребностей, склонностей, намерений, предпочтений обучающихся, а также задач образовательных учреждений, квалификации педагогов, учебно–материальной базы. В силу указанных факторов на различных ступенях образования могут применяться факультативы, отличающиеся целевой направленностью, содержанием, формой проведения, продолжительностью, типом преемственности с основными курсами.
Кроме того мы считаем, что факультативные занятия предполагают высокий уровень развития творческих способностей обучающихся, исследовательский характер работы, который зависит не столько от формулировки задания, сколько от подхода обучающегося к работе: умение опираться на научные сведения, использование приёмов научного анализа для решения учебных задач и т.д. Также заметим, что факультативы не могут полностью заменить внеурочную работу по предмету. Являясь самостоятельной формой образовательного процесса, факультативы могут и должны дополняться занятиями в кружках, на которых обучающиеся в ещё большей степени углубят свои знания.
Анализ практики проведения факультативных занятий в общеобразовательной школе позволил выявить две основные тенденции их развития:
‒ усиление общеобразовательной направленности факультативных курсов;
‒ решение с помощью факультативов профориентационных задач.
Основным вопросом исследования процесса развития системы факультативных занятий был и остаётся порядок организации факультативов
По нашему мнению, создание такой системы зависит от содержания факультатива и от его профориентационной направленности, от таких аспектов, как индивидуализация обучения, мотивация учебной деятельности школьников, контроль знаний обучающихся, моделирование новых методических подходов к обучению.
На основе анализа публикаций можно прийти к выводу о том, что общепринято организовывать факультативные занятия в следующем порядке
На этапе проектирования изучаются потребности обучающихся и их законных представителей, осуществляется распределение часов, отводимых учебным планом на проведение факультативных занятий, ведётся разработка и систематизация программ факультативных занятий, разрабатываются критерии и механизм оценки эффективности организации и проведения факультативных занятий.
На этапе реализации проекта составляется расписание факультативных занятий и обеспечивается проведение факультативных занятий.
На этапе мониторинга осуществляется контроль за посещаемостью обучающимися факультативных занятий, контроль за ведением журналов факультативных занятий, осуществляется перспективно–тематическое планирование факультативных занятий, обеспечение непрерывности контроля качества проведения факультативных занятий.
На этапе рефлексии осуществляется анкетирование обучающихся на предмет удовлетворенности организацией факультативных занятий, проводится собеседование с преподавателями по итогам проведения факультативных занятий с целью выявления основных проблем в организации и проведении факультативных занятий, подготавливаются предложеня по совершенствованию организации факультативных занятий.
На основе анализа публикаций, посвящённых исследованию проблемы качества проведения факультативных занятий, можно выделить следующие критерии:
‒ посещаемость занятий;
‒ участие обучающихся в конкурсах, смотрах, предметных олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства, конференциях;
‒ уровень деятельности обучающихся (исследовательский, творческий, частично–творческий, репродуктивный);
‒ динамика учебных достижений обучающихся по учебным предметам;
‒ развитие потребностей обучающихся, динамика в активизации самообразовательной деятельности);
‒ удовлетворенность обучающихся организацией занятий;
‒ документальное сопровождение факультативных занятий.
По нашему мнению, документальное сопровождение факультативных занятий предусматривает: программу факультатива с пояснительной запиской, кратким содержанием, требованиями к подготовке обучающихся, списком литературы.
Пояснительная записка включает обоснование актуальности данного курса, пояснение ключевых моментов и логики построения курса. При написании пояснительной записки необходимо указывать цели и задачи курса. Важно определить конечные результаты: какими знаниями, умениями должны овладеть обучающиеся в результате реализации программы факультативного курса.
Содержательная часть программы должна включать темы по каждому разделу курса, указания на необходимое количество часов для их реализации, содержание каждой темы.
В список литературы включаются книги и статьи, в которых подробно раскрывается содержание, методика изучения тем факультатива.
Таким образом, несмотря на определенные проблемы в организации и проведении факультативных занятий нам удалось обобщить подходы к конструированию факультативных курсов и требования к отбору содержания факультативов.
Установлено, что факультативные занятия создают реальные предпосылки для более динамичного и продуктивного развития интересов и наклонностей обучающихся, дифференцированного подхода к формированию их творческих способностей и дарований, способствуют углублению знаний обучающихся по отдельным предметам, совершенствованию практических умений и навыков, развитию их интереса к определенной области знаний.
Разделение учебного материала на основной, обязательный для всех обучающихся, и дополнительный, рассчитанный на отдельных школьников, расширяет возможности повышения эффективности учебного процесса без перегрузки обучающихся обязательными занятиями, стимулирует развитие их познавательных и профессиональных интересов.
Внедрение факультативов также способствует стабилизации основного содержания образования, поскольку на них не только апробируются новые темы и разделы школьных курсов и методика их преподавания, но и проверяется учебно–педагогическая и научно–практическая целесообразность введения новых учебных предметов.
Наиболее важными критериями, по которым выбирается конкретная форма факультативного занятия, является уровень самостоятельности обучающихся, а также специфика применения средств обучения.

1.2 Методы и средства реализации программы предметных факультативных занятий в старших классах средней общеобразовательной школы
На основе анализа публикаций, посвящённых изучению методики проведения факультативных занятий можно сделать вывод о том, что выбор методов обучения, применяемых на факультативных занятиях связан с их целями, функциями и задачами.
Мы считаем, что цель и задачи факультативных занятий соответствуют общей цели и задачам школьного образования – обеспечение полноценного развития личности, создание благоприятных условий для её самоопределения, подготовка к самореализации в обществе.
Общими функциями факультативного обучения, также как и обязательного, являются развивающая, образовательная, воспитательная. Согласно этим функциям и приоритетным задачам, которые решаются в процессе их реализации, выделяют и методы проведения факультативов. Их выбор обусловлен рядом общедидактических факторов: дидактическими и воспитательными целями образования; содержанием и характером учебного материала; состоянием подготовки обучающихся, учебной нагрузкой; уровнем освоения учителем методики проведения различных по форме занятий.Кроме того, факультативным занятиям свойственны и некоторые специфические особенности, которые тоже влияют на выбор методов обучения: запросы и пожелания учеников, их индивидуальные особенности, а также мотивы, побудившие обучающихся к факультативному обучению.
По мнению специалистов, в выборе форм факультативных занятий и в их непосредственной подготовке обязательно должны участвовать ученики, благодаря чему ученики не будут воспринимать фаультатив как навязанный учителем, поскольку его содержание и методы определены в результате сотрудничества всех участников образовательного процесса. Учет индивидуальных особенностей обучающихся при подборе методов факультативного обучения состоит в предоставлении им возможности выбирать те методы обучения, наиболее полно обеспечивают развитие школьников в соответствии с их учебными возможностями. В ходе обсуждения предполагаемой организации занятия, методики его проведения и видов деятельности обучающихся достигается внутреннее восприятие этой деятельности, что положительно сказывается на её осуществлении.
Мы считаем, что из форм обучения наиболее соответствуют задачам факультативных занятий диспуты, конференции, практические занятия, экскурсии, дидактические игры, которые способствуют активизации личности, выявлению индивидуальных особенностей, склонностей и способностей, удовлетворению, познавательных интересов. Также необходимо учитывать мотивы, руководствуясь которыми обучающиеся выбрали тот или иной факультатив. По этому признаку можно выделить следующие группы школьников:
‒ обучающиеся, у которых познавательные интересы непосредственно связаны с содержанием определенного факультатива;
‒ обучающиеся с выраженной профессиональной направленностью, которой соответствует содержание факультатива;
‒ обучающиеся без четко выраженного познавательного интереса, однако интересующиеся различными отраслями знаний;
‒ симпатизирующие учителю, который проводит факультативные занятия .
Хорошим ориентиром в отборе методов обучения на факультативных занятиях может быть сравнительная характеристика эффективности методов обучения по их возможностям решения конкретных учебно–воспитательных задач, из которых наиболее эффективными признаны рассказ, беседа, лекция и ситуативный метод.
Углублять теоретические знания школьников целесообразно с помощью беседы, лекции, упражнений, познавательной игры, методов программированного обучения, ситуационного метода. Приобретать практические трудовых умений школьникам помогут упражнения с применением лабораторного метода, практические методы, познавательные игры, методы программированного обучения. Умение получать, систематизировать и применять знания лучше приобретаются в процессе выполнения упражнений, лабораторных работ, программированного обучения.
Умение учиться, навыки самообразования эффективно формируются благодаря выполнению упражнений, применению практических методов. Хорошие учебные результаты приносят познавательная игра, дискуссия, работа с книгой (учебником, справочником), наблюдение, исследовательские задачи. Особое внимание необходимо уделить интерактивным методам обучения, которые стимулируют внутреннюю активность личности, значимые для нее мотивы, эмоции и чувства, способствуют привлечению мыслительных процессов в творческую деятельность.
По мнению учёных, наиболее эффективными методами обучения, которые оказывают побудительное влияние на обучающихся, являются дискуссия, познавательная игра, лабораторный и ситуативный методы, программированное обучение
Учебная дискуссия – это обсуждение каких–либо вопросов с целью их правильного решения и привлечения внимания обучающихся к обсуждаемым проблемам. Это метод формирования суждений, оценок, убеждений основан на давно открытой закономерности: знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения всегда отличаются высокой мерой обобщенности.
Дискуссия – это прекрасный способ активизации познавательной деятельности, углубления знаний обучающихся, формирования у них интереса, возможности анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать других. Дискуссия полезна тем, что даже если в ходе её проведения участники не приходят в итоге к согласию, они определенно достигают лучшего взаимопонимания. Она уменьшает момент субъективности, обеспечивая при этом общую поддержку убеждениям отдельного человека или группы людей. Целью полемики является утверждение определенных ценностей с использованием корректных приемов.
Лабораторный метод основан на работе обучающихся в группах и самостоятельном выполнении учебно–лабораторных заданий. На вопросы преподавателя должен ответить хотя бы один человек из групп. Таким образом, индивидуальный учёт успеваемости обучающихся в группе отсутствует. Однако данный метод позволяет достичь высокой сплочённости работы группы.
Познавательная игра побуждает к продуктивному мышлению, активному применению полученных знаний, умений, проявлению инициативности, самостоятельности, соревнованию, коллективному сотрудничеству. Достоинствами познавательной игры являются: приобретение обучающимся навыков принятия решений в обстановке, приближенной к реальной, что позволяет предотвратить ошибки; возможность имитации опыта решения какого–либо вопроса в очень короткий промежуток времени; приобретение знаний без прямого вмешательства или помощи преподавателя, побуждение интереса к содержанию, к познавательной деятельности, к активной учебной деятельности, реализация умения видеть ситуацию в целом, выделять в ней главное, цель, задачу; оценивать и обобщать полученные результаты, доказывать аргументировано правильность своего решения.
К недостаткам, ограничивающим применение игр, относится: большая значимость хода игры, и ее успеха от личности преподавателя, являющегося координатором игры; большая психологическая нагрузка на преподавателя как организатора игры; достаточно длительная ее подготовка
К методам стимулирования и мотивации учения относят также метод создания ситуации познавательного спора. Данный метод применяется тогда, когда ни один из известных изолированных методов не дает возможности быстро и эффективно достичь намеченных задач в имеющихся конкретных условиях. По составу ситуативный метод комбинируется из многих путей и способов. В нем переплетаются традиционные и новые пути, способы, идеи. Метод позволяет выбирать нестандартные решения, поэтому его и называют нестандартным, творческим. Считается, что именно ситуационный метод позволяет достигнуть значительных успехов в обучении, воспитании и развитии школьников известные педагоги–новаторы
Для эффективного изучения биографического материала учёные (Иванков Н.С., Савицкая Н.А., Сосновский И.З., Подрезова Т.А. и др.) предлагают такие методы и приемы:
‒ рассказ об исторической личности состоит из таких приемов, как словесный рисунок, рассказ, сюжетное повествование, картинное изображение, образная характеристика исторической личности или типичного представителя определенной социальной группы;
‒ прием контраста – противопоставление исторических личностей;
‒ групповая характеристика нескольких лиц;
‒ демонстрация учителем образца развернутой оценки выдающейся исторической личности и обоснования этой оценки;
‒ создание портрета внешности и черт характера исторических личностей, которые содержатся в художественной литературе и фильмах, сопровождение рассказа показом портрета и других иллюстраций исторической личности, чтение отрывков из оригинальных документов, описаний событий, сражений.
‒ драматизация или инсценировка текста учебника или документа, где содержатся диалоги исторических личностей, составление обучающимися собственного сценария такой инсценировки на основе различных источников информации, постановка проблемных и дискуссионных вопросов, которые дадут детям возможность выразить различные взгляды в оценке исторической личности;
‒ задание на описание и оценку деятельности выдающейся исторической личности по результатам ее деятельности и значимости этой деятельности для социальной группы, народа, страны, а также её влиянию на дальнейший ход исторических событий, на других людей, на новые поколения;
‒ поэтапное обучение обучающихся приемам умственной деятельности, связанных с осознанным усвоением материала об исторических личностейах и их оценкой;
‒ подготовка учениками докладов или сообщений об исторических личностейах с использованием в качестве средств конкретизации исторических документов, произведений художественной и мемуарной литературы, наглядности (портретов, фотографий, иллюстраций и т.п.).
По мнению Л.И. Зуевой, содержание материала по освещению исторических личностей в школьных курсах истории должно соответствовать следующим требованиям:
‒ содержать описание жизни и деятельности выдающейся личности;
‒ отображать идеи, взгляды, которые определяли направления ее деятельности, общий контекст, в котором происходила деятельность исторической личности, основные принципы ее деятельности;
‒ влияние на конкретные исторические события, последствия и значение этого влияния; особенности социального слоя, к которой принадлежит историческая личность;
‒ отображать психологический портрет исторической личности, сочетая описание внешнего вида с характеристикой внутренних качеств, что позволит обучающимся лучше понять к мотивы её поведения;
‒ отбирать для описания исторических личностей такой фактический материал, который требует осмысления, подводя учеников к формированиювыводов. Важное развивающее значение имеет анализ конкретных ситуаций из жизни исторической личности, в которых она выбирала способ действий из нескольких возможных альтернатив, тем самым привлекая учеников к анализу мотивов такого выбора.
Хорошо зарекомендовал себя алгоритмический прием, который используется при изучении исторических личностей в определенной последовательности: запоминание фамилии, имени выдающейся личности, ознакомление с этапами и содержанием ее деятельности, исследования ее идей, взглядов, убеждений, идеалов, изучение оценок деятельности личности ее современниками и нынешними исследователями.
Эфффективной формой обучения, позволяющей получить новые знания путем самостоятельного или коллективного открытия, является педагогическая мастерская. В мастерской деятельность осуществляется методом проб и ошибок, но реализуется по строгим правилам, в пределах которых всем участникам предоставляется свобода творчества. Кроме того, в педагогической мастерской реализуется диалог во всех его аспектах: обмен мнениями, знаниями, сотрудничество и сотворчество.
Политические портреты составляются учениками на основе обработки различных исторических источников. О важных деятелях ученики могут подготовить сообщение, рефераты, дополнив учебный материал дополнительной информацией, которая, кроме всего, еще и несет в себе воспитательный потенциал.
Если исторический деятель (полководец, руководитель государства) занимает важное место среди исторических личностей и учитель хочет сделать акцент на его деятельности, то он может предложить ученикам при повторении изученного материала среди других задач написать сочинение–рассуждение. Такой метод называется художественно–публицистическим.
Интересен оценочно–экстремальный метод изучения исторических личностей, согласно которому ученики вместе с учителем дают оценку личности по её поведению в экстремальной ситуации.
Важную роль в раскрытии исторических личностей играют средства обучения: художественно–исторические и документальные произведения, дидактические материалы, различные виды наглядности, в том числе экранно–звуковые пособия.
Среди средств обучения большим потенциалом обладают литературные и художественно–исторические произведения, в которых отражена жизнь и деятельность выдающихся исторических деятелей. В этих произведениях не только размещена информация о них, дана яркая характеристика, но и акцентировано внимание на их благородстве, патриотизме.
Изучение деятельности с использованием учебно–методической и документальной литературы предусматривает трехкомпонентное изображение исторической личности.
Во–первых, это картина (фотография), воспроизводящая внешний вид. Во–вторых, это рассказ описательного характера, содержащий одновременно и биографические сведения, и анализ деятельности, и ее оценку с точки зрения авторов учебника. В–третьих, это исторический письменный источник, как правило, иллюстрирующий положение, приведенное в основном тексте.
Таким образом, выбор методов и средств проведения факультативных занятий зависит от многих факторов, главными из которых являются уровень подготовленности педагога и степень познавательной активности обучающихся.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы