Образование и педагогические науки (профиль: история и обществознание) Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему История раскрепощения крестьян. Разработка урока истории на тему «Крестьянская реформа 1861 года».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

1. Историко-теоретические аспекты отмены
крепостного права в научных трудах  6

1.1. Историография вопроса о крестьянской реформе
1861 года. 6

1.2. История отмены крепостного права. Особенности
крестьянской реформы………………………………………………………………………….16

2. Методические аспекты изучения крестьянской
реформы на уроках истории в 8 классе. 25

2.1. Особенности изучения темы «Крестьянская
реформа 1861 года» на уроках истории в 8 классе. 25

2.2. Разработка урока истории на тему «Крестьянская
реформа 1861 года». 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 47

 

 

  

Введение:

 

Реформы
в истории и историографии являются одной из приоритетных тем. Это вызвано
усилившимся вниманием исследователей к историческому опыту модернизации страны.
С периода горбачевского «ускорения» и до настоящего времени необходимость
сделать экономику и государственные институты более современными и
конкурентоспособными постоянно значится в «повестке дня» современной правящей
элиты. В связи с этим особую актуальность вызывает исследование одной из
крупнейших реформ в истории России, положившей начало серии «Великих реформ» — крестьянской
реформы 1861 г.
Историографическая традиция её изучения имеет уже более чем полуторавековую
историю. Историки уже исследовали основной пласт материалов и документов,
касающихся всех аспектов подготовки и реализации крестьянской реформы. В то же
время тема отмены крепостного права неисчерпаема. Каждое поколение ученых
отмечает новые нюансы и дает свои оценки при её исследовании. В настоящее время
среди историков по-прежнему ведутся дискуссии по широкому кругу вопросов,
касающихся реформы 1861 г.:
вокруг интерпретаций фактов, событий, выявления исторически значимых процессов,
построения на их основе исторических концепций.

Причем
остаются дискуссионными ключевые вопросы: социально-экономические предпосылки
реформы; роль Александра II и его окружения в модернизационных преобразованиях;
условия для развития сельского хозяйства в пореформенный период. В современной
учебной литературе отражены наиболее распространенные взгляды на крестьянскую
реформу, сложившиеся к началу ХХI в.: Н.В, Дружинин, П. А. Зайончковский, В. Г.
Тюкавкин, С. Н. Южаков, Н. М. Александров, М. Д. Долбилов и др.

Однако,
в методике преподавания по-прежнему остаются разногласия, относительно методов
и приемов формирования знаний учеников по крестьянкой реформе 1861 года.

Именно
поэтому в данной работе представлена попытка определить особенности
преподавания темы «Крестьянская реформа 1861 года» в 8 классе.

Объект
исследования — крестьянская реформа 1861 года.

Предмет
исследования – процесс преподавания темы «Крестьянская реформа 1861 года» в 8
классе.

Цель
исследования – проанализировать особенности методики преподавания темы «Крестьянская
реформа 1861 года» в 8 классе.

Задачи
работы:

1.
изучить историографию крестьянской реформы,

2.
определить роль и значение крестьянкой реформы 1861 года,

3.
определить особенности изложения крестьянкой реформы 1861 года в учебниках
истории 8 класса,

4.
разработать серию уроков по теме «Крестьянская реформа 1861 года» в 8 классе.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В Санкт-Петербурге 23
февраля. 19 августа 1861 года Александр II подписал манифест об отмене
крепостного права и уставы о выходе крестьян из крепостной зависимости, которые
состояли из 17 законодательных актов. Основной закон общий устав о выходе
крестьян из крепостной зависимости -содержал основные условия крестьянской
реформы. Крестьяне получили личную свободу и право свободно распоряжаться своим
имуществом. Дворяне сохранили свою собственность права на все земли,
принадлежащие им, но были вынуждены разрешить крестьян, чтобы использовать их
домов, земельных участков, прикрепленных к ним, а также на дачных участках поля
Земли таким образом, чтобы обеспечить их образа жизни и выполнения своих обязательств
перед государством в обмен на использование их земельных наделов земли,
крестьяне должны были выполнять
барщину или
выплачивать оброк—обязательства, которые они не могли отказаться от уже девять
лет.

Переход крестьян к выкупной операции растянулся на
несколько десятилетий. К 1881 году 15 процентов от общего числа, были все еще временнообязанными.  

Крестьянский вопрос был ключевым вопросом внутренней
политики России конца XVIII-начала XIX века. Одной из первых попыток
законодательного ограничения крепостного права стал Манифест трехдневной
барщины, подписанный в 1797 г.
императором Павлом I. При Александре I в 1803 г. был издан указ о свободных
земледельцах, а в 1816-1819 гг. крепостное право было отменено в прибалтийских
губерниях. В царствование Николая I в 1837-1841 годах была проведена реформа
государственных крестьян, и был организован ряд тайных комитетов по
крестьянским делам. Хотя эти меры были важными шагами на пути к отмене
крепостного права, один из предшественников Александра II так и не смог
полностью решить эту непростую проблему.

Император Александр II вступил на престол в феврале
1855 года. В то время Российская империя находилась в состоянии глубокого
внутреннего и внешнего кризиса. Общество, потрясенное поражением в Крымской
войне 1853-1856 гг., требовало перемен.

Отмена крепостного права была первым начинанием
реформы Александра II. 3 января 1857 года начал работать тайный Комитет по
крестьянским делам, который в феврале 1858 года был преобразован в Главный
комитет по крестьянским делам. Он был представлен в провинциальные комитеты. Для
его рассмотрения губернскими комитетами и разработки общей реформы проекта в
марте 1859 года был создан редакционный комитет проекта, причем Главный комитет
завершил свою работу в октябре 1860 года. В распоряжение Главного комитета по
крестьянским делам были предоставлены материалы редакционных комиссий в
количестве нескольких десятков томов. Обсуждение проекта реформы, проходившее в
атмосфере жарких дебатов, продолжалось вплоть до января 1861 года. Наконец,
после обсуждения проекта Государственного совета Александр II утвердил
окончательный вариант реформы.

Условия освобождения крестьян являются компромиссом
между двумя основными классами российского общества-крестьянством и
дворянством. Город получил личную свободу и стал собственником своего дома,
хозяйственных построек и личной собственности. Однако собственниками земли
по-прежнему оставались помещики. Крестьяне получали статус временно
используемых помещиками и землевладельцами земель на условиях горного
крепостничества или уплаты пошлин. По условиям реформы фермеры могли стать
собственниками земли, выкупив ее у своего землевладельца.

Крестьянская реформа стала главным делом царствования
Александра II, получившего почетное прозвище Освободитель. Он расчистил путь
для дальнейших реформ-земской, судебной, военной и других. В отечественной
историографии 1860-1870-е годы были названы эпохой Великих реформ.

В целом крестьяне быстрее переходили к выкупной
операции в черноземных губерниях, где добровольные сборы были более
распространены, чем обязательные. Помещики,
обремененные тяжелыми долгами, больше других стремились ускорить покупку земли
и заключить добровольные договоры. В ряде губерний свои помещики предлагалось крестьянам дополнительное время для
уплаты дополнительных сборов, обычно по обременительным, ростовщическим
процентным ставкам и обычно с пониманием того, что плата может быть заменена
рабочей силой.

Отмена крепостного права коснулась и удельных
крестьян. По уставу от 26 июня 1863 года они должны были стать крестьянскими
собственниками путем обязательного выкупа по условиям Устава от 19 февраля. Удельные
крестьяне потеряли значительно меньше Земли, чем помещики. Реформа статуса государственных
крестьян была начата в 1866 году, что позволило им сохранить все земли, которые
они имели в то время. По закону от 12 июня 1886 года государственные крестьяне
были включены в выкупную операцию.

Крестьянская реформа 1861 года также привела к отмене
крепостного права на национальных окраинах Российской Империи.

Предмет
крестьянской реформы 1861 года является одним из самых трудных для изучения в
19 веке. по ряду причин.

Во-первых,
известно, как произошел сельскохозяйственный переворот в других странах,
особенно в Англии.

Во-вторых,
необходимо помнить все термины, связанные с сельскохозяйственным вопросом,
которые рассматривались ранее: натуральное сельское хозяйство; оброк; Барщина;
собственность; Крепостные, отдельные лица, крестьяне и т. Д.

В-третьих,
нужно знать, как изменилось отношение к отмене крепостного права в России в 18
и 19 веках.

В-четвертых,
существует значительное количество новых терминов, которые трудно запомнить:
транзакции взыскания задолженности; временное состояние; использование;
горнодобывающая промышленность. И все это отводится программе всего на один час
(половина урока — для изучения подготовки реформы, половина — для самой
реформы). Однако разделы знаний и демонстрации Единого государственного
экзамена предполагают полное и детальное знание этой ключевой проблемы. Таким
образом, наш анализ учебников показал следующее. Когда мы говорим о
характеристиках, связанных с возрастом изучения предмета, мы видим переход от
преобладания фактического и увлекательного материала в учебниках для 8-го
класса к обобщениям посредством классификаций и периодизаций в учебниках для
10-го класса.

Сравнение
учебников разных авторов показывает наличие существенных различий в форме
изложения материала, методической организации учебных пособий и отсутствии
существенных расхождений. Учебники в основном совпадают в своих взглядах на
влияние крестьянской реформы 1861 года на политическую жизнь России во второй
половине XIX века.

Представлены материалы для ознакомления учащихся с
проведением крестьянской реформы и ее последствиями. На уроке формируются
исторические компетентности (хронологическая, картографическая и
информационная), логическое мышление. Задачи урока построены с целью
формирования критического мышления. Ученики развивают умение работать в
группах, с учебниками, анализировать и систематизировать исторические события.
Урок проводится в форме имитационной игры с элементами исследовательской
работы.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Историко-теоретические аспекты
отмены крепостного права в научных трудах

 

1.1. Историография вопроса о
крестьянской реформе 1861 года

 

Историческая литература, посвященная
крестьянской реформе 1861 г.,
достаточно обширна и разнообразна. Постепенно в ней выделилось три направления:
консервативно-монархическое, либеральное и марксистское. Особенностью развития
исторической и общественной мысли по проблеме отмены крепостного права в
указанные хронологические рамки являлось то, что значительная часть из этих
трудов представляла собой не столько научные, сколько публицистические
сочинения. Это обстоятельство объясняется прежде всего общественно-политической
актуальностью аграрных преобразований 1860-1880-х гг. и их определяющим
влиянием на всю социально-экономическую жизнь российского общества того
времени.

Представляется необходимым рассказать
точку зрения на изучаемую проблему К. Маркса и Ф. Энгельса, чьи работы в
значительной степени оказали влияние на развитие последующей историографии.
Несмотря на четко обозначившуюся в советской литературе тенденцию полностью
отождествлять взгляды Маркса и Энгельса с воззрениями В.И. Ленина на проблему
причин отмены крепостного права, при детальном изучении их работ легко найти
расхождения и противоречия.

Если В.И. Ленин, глубоко изучивший
экономическую сторону процесса освобождения крестьян, считал «силу
экономического развития, втягивавшего Россию на путь капитализма», основной
предпосылкой реформы, то Маркс и Энгельс, современники реформы, наблюдавшие за
ее поступательным развитием со стороны, считали фактор внешней угрозы
определяющим для решения правительства пойти на крестьянскую реформу [1].

Тема отмены крепостного права
неисчерпаема. Каждое поколение историков отмечает какие-то новые нюансы и дает
свои оценки при ее изучении. При анализе аграрных реформ неизбежно вставал
вопрос, что же собой представляет аграрная или крестьянская проблема в России и
насколько тесно ее решение было связано с проблемами крепостного права. Между
тем термин «крестьянский вопрос» выглядит достаточно неопределенным.

В. О. Ключевский понимал под ним «всю
совокупность затруднений», какие создавались крепостным правом. Соглашаясь в
целом с данным определением, большинство историков рассматривают крестьянский
вопрос именно как вопрос об отмене крепостного или об изменениях в нем, прежде
всего применительно к крепостному крестьянству в дореформенный период [24].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы