Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Исследование взаимосвязи агрессивности и самооценки педагогов в ДДУ.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОСТИ И САМООЦЕНКИ ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ 8
1.1 Понятие «агрессия», «агрессивность» в психологии 8
1.2 Взаимосвязь агрессивности и самооценки 15
1.3 Специфика профилактики самооценки и агрессивности 23
Выводы по первой главе 33
ГЛАВУ 2 НЕ ТРОГАТЬ, она на корректировке у куратора диплома. Эту главу в вашем варианте, комиссия не приняла. Эта глава слишком ответственная и сложная. Ваш вариант, к сожалению, не прошел комиссию. 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОСТИ И САМООЦЕНКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Методики исследования 35
2.3. Анализ результатов исследования 39
2.4. Результаты корреляционного анализа эмпирических данных 45
Выводы по второй главе 49
Главу 3 комиссия тоже не пропустила, Ее нужно полностью переделать, в соответствии с заданием указанном в электронном сообщении от 26.01.2019 в 11ч. 16мин. 50
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРОФИЛАКТИКУ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И НА ПОДНЯТИЕ САМООЦЕНКИ 50
3.1. Методические основания программы 50
Выводы по третьей главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 74

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Духовное, нравственное и социальное возрождение российского общества предполагает регуляцию общественных отношений и личностных отношений во всех сферах жизни. Это предопределяет необходимость повышенного сознания людей на основе усвоения ими нравственных ценностей и норм, что требуют новых подходов к организации, психолого-педагогического обеспечения нравственности личности педагога. Именно поэтому проблемы, связанные с самооценкой педагогов приобретают сегодня особую значимость.
Самооценка выступает одним из важнейших компонентов структуры Я-концепции личности педагога и одновременно является одним из основных источников ее создания. Представление индивида о себе никогда не существуют безотносительно к эмоционально окрашенной оценки. Даже такие характеристики, которые, кажется, и не касаются личности человека – место жительства, физические данные, пол и т.д., содержат в себе скрытый оценочный момент. Автором таких оценок является сам человек, который к их содержанию вкладывает свое субъективное объяснение реакций других людей на такие характеристики, воспринимая их с точки зрения усвоенных в течение жизни общекультурных, групповых и индивидуальных ценностей. Итак, источниками становления самооценки есть собственные суждения индивида о себе и оценки индивида со стороны других людей.
Многие психологи (С.Д. Максименко, Г.П. Васянович, А.В. Каламаж, Н.И. Жигайло) отводят особое место самооценке в формировании личности будущих специалистов. Анализ литературы позволяет констатировать, что на сегодняшний день накоплен определенный материал относительно самооценки личности.
Процесс осознания личностью нравственных основ поведения и отношений является долговременным и требует личностно ориентированного подхода, где важную роль играет формирование и развитие самооценки, которая выполняет регулятивную функцию в жизнедеятельности личности, в частности, влияет на характер отношений с окружающими людьми, сферу деятельности, стимулирует моральный выбор в различных жизненных ситуациях, определяет все отношения с миром. Развитие самооценки предполагает возникновение стремления умения объективно оценивать свое отношение к людям, к миру, осознать собственную позицию в сфере общения и жить в гармонии со своим внутренним миром.
Однако остается неопределенной проблема уровня самооценки и уровня агрессивности в Я-концепции личности педагогов в дошкольном учреждении.
Цель работы состоит в том, чтобы выяснить взаимосвязь между уровнем самооценки и агрессивностью у педагогов дошкольного учреждения, а также в том, чтобы разработать программу профилактики самооценки и агрессивности педагогов дошкольного учреждения.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику понятиям «агрессия», «агрессивность» в психологии.
2. Определить взаимосвязь агрессивности и самооценки.
3. Описать специфику профилактики самооценки и агрессивности.
4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи агрессивности и самооценки педагогов в ДДУ.
5. Разработать программу профилактики самооценки и агрессивности педагогов ДДУ.
Объект исследования – самооценка педагогов дошкольного учреждения.
Предмет исследования – взаимосвязь агрессивности и самооценки педагогов в ДДУ.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что завышенная и заниженная оценка являются факторами, вызывающими агрессивное поведение педагогов ДДУ; у педагогов с нормальной самооценкой агрессивное поведение не проявляется.
Методы исследования:
1) теоретические методы исследования:
− анализ, синтез, классификация;
− теоретическое моделирование и систематизация с целью концептуализации основных положений исследования;
2) эмпирические методы:
− опросный;
− тестирование;
− методы интерпретации − анализ результатов диагностики;
3) методы математико-статистического анализа:
− коэффициент ранговой корреляции Спирмена (для определения корреляционных связей между уровнем сформированности самооценки и уровнем агрессивности педагогов ДДУ.
Методики обследования:
1. Методику Басса-Дарки».
2. Опросник «Оценки агрессивности в отношениях Ассингера».
3. Методика самооценки личности Будасси.
Теоретические основания работы составили труды таких исследователей, как Л.Г. Агеева, Л. Берковиц, В.Н. Калашникова, Н.А. Канаева, Е.А. Некрасова, А.О. Палагина, М.Ю. Пульман, К.С. Рощина, А.В. Тимошок, Е.П. Шигина, Е.А. Эннс и др.
Методологические основания работы составили положения про психологическую, социальную, моральную и духовную сущность личности (А. Адлер, Г. Костюк, А. Маслоу, Т. Рейх, С. Рубинштейн, В. Франкл, Фрейд, Э. Фромм), о динамике личностного и нравственного развития личности (Л. Выготский, И. Бех, М. Боришевский, Л. Колберг, Ж. Пиаже) положения о закономерностях функционирования и развития побудительной сферы личности (Л. Выготский, Г. Костюк, С. Рубинштейн); идеи о становлении нравственного сознания и нравственного самосознания личности (И. Бех, Л. Божович, М. Боришевский, И. Булах, О. Дробницкий, О. Квашук, П. Якобсон) положение о единство сознания и деятельности, взаимодействия внешних и внутренних факторов становления сферы личности (Л. Божович, Л. Выготский, Д. Эльконина, С. Рубинштейн, Н. Яцюк).
Теоретическая значимость работы состоит в обосновании необходимости исследования самооценки как фактора проявления агрессивного поведения личности.
Практическая значимость работы состоит в том, что собранный материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса, в возможности их применения в работе с педагогами дошкольного учреждения, а также в разработанной нами программе профилактики самооценки и агрессивного поведения у педагогов дошкольного учреждения.
 Актуальность темы исследования. Духовное, нравственное и социальное возрождение российского общества предполагает регуляцию общественных отношений и личностных отношений во всех сферах жизни. Это предопределяет необходимость повышенного сознания людей на основе усвоения ими нравственных ценностей и норм, что требуют новых подходов к организации, психолого-педагогического обеспечения нравственности личности педагога. Именно поэтому проблемы, связанные с самооценкой педагогов приобретают сегодня особую значимость.
Самооценка выступает одним из важнейших компонентов структуры Я-концепции личности педагога и одновременно является одним из основных источников ее создания. Представление индивида о себе никогда не существуют безотносительно к эмоционально окрашенной оценки. Даже такие характеристики, которые, кажется, и не касаются личности человека – место жительства, физические данные, пол и т.д., содержат в себе скрытый оценочный момент. Автором таких оценок является сам человек, который к их содержанию вкладывает свое субъективное объяснение реакций других людей на такие характеристики, воспринимая их с точки зрения усвоенных в течение жизни общекультурных, групповых и индивидуальных ценностей. Итак, источниками становления самооценки есть собственные суждения индивида о себе и оценки индивида со стороны других людей.
Многие психологи (С.Д. Максименко, Г.П. Васянович, А.В. Каламаж, Н.И. Жигайло) отводят особое место самооценке в формировании личности будущих специалистов. Анализ литературы позволяет констатировать, что на сегодняшний день накоплен определенный материал относительно самооценки личности.
Процесс осознания личностью нравственных основ поведения и отношений является долговременным и требует личностно ориентированного подхода, где важную роль играет формирование и развитие самооценки, которая выполняет регулятивную функцию в жизнедеятельности личности, в частности, влияет на характер отношений с окружающими людьми, сферу деятельности, стимулирует моральный выбор в различных жизненных ситуациях, определяет все отношения с миром. Развитие самооценки предполагает возникновение стремления умения объективно оценивать свое отношение к людям, к миру, осознать собственную позицию в сфере общения и жить в гармонии со своим внутренним миром.
Однако остается неопределенной проблема уровня самооценки и уровня агрессивности в Я-концепции личности педагогов в дошкольном учреждении.
Цель работы состоит в том, чтобы выяснить взаимосвязь между уровнем самооценки и агрессивностью у педагогов дошкольного учреждения, а также в том, чтобы разработать программу профилактики самооценки и агрессивности педагогов дошкольного учреждения.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику понятиям «агрессия», «агрессивность» в психологии.
2. Определить взаимосвязь агрессивности и самооценки.
3. Описать специфику профилактики самооценки и агрессивности.
4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи агрессивности и самооценки педагогов в ДДУ.
5. Разработать программу профилактики самооценки и агрессивности педагогов ДДУ.
Объект исследования – самооценка педагогов дошкольного учреждения.
Предмет исследования – взаимосвязь агрессивности и самооценки педагогов в ДДУ.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что завышенная и заниженная оценка являются факторами, вызывающими агрессивное поведение педагогов ДДУ; у педагогов с нормальной самооценкой агрессивное поведение не проявляется.
Методы исследования:
1) теоретические методы исследования:
− анализ, синтез, классификация;
− теоретическое моделирование и систематизация с целью концептуализации основных положений исследования;
2) эмпирические методы:
− опросный;
− тестирование;
− методы интерпретации − анализ результатов диагностики;
3) методы математико-статистического анализа:
− коэффициент ранговой корреляции Спирмена (для определения корреляционных связей между уровнем сформированности самооценки и уровнем агрессивности педагогов ДДУ.
Методики обследования:
1. Методику Басса-Дарки».
2. Опросник «Оценки агрессивности в отношениях Ассингера».
3. Методика самооценки личности Будасси.
Теоретические основания работы составили труды таких исследователей, как Л.Г. Агеева, Л. Берковиц, В.Н. Калашникова, Н.А. Канаева, Е.А. Некрасова, А.О. Палагина, М.Ю. Пульман, К.С. Рощина, А.В. Тимошок, Е.П. Шигина, Е.А. Эннс и др.
Методологические основания работы составили положения про психологическую, социальную, моральную и духовную сущность личности (А. Адлер, Г. Костюк, А. Маслоу, Т. Рейх, С. Рубинштейн, В. Франкл, Фрейд, Э. Фромм), о динамике личностного и нравственного развития личности (Л. Выготский, И. Бех, М. Боришевский, Л. Колберг, Ж. Пиаже) положения о закономерностях функционирования и развития побудительной сферы личности (Л. Выготский, Г. Костюк, С. Рубинштейн); идеи о становлении нравственного сознания и нравственного самосознания личности (И. Бех, Л. Божович, М. Боришевский, И. Булах, О. Дробницкий, О. Квашук, П. Якобсон) положение о единство сознания и деятельности, взаимодействия внешних и внутренних факторов становления сферы личности (Л. Божович, Л. Выготский, Д. Эльконина, С. Рубинштейн, Н. Яцюк).
Теоретическая значимость работы состоит в обосновании необходимости исследования самооценки как фактора проявления агрессивного поведения личности.
Практическая значимость работы состоит в том, что собранный материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса, в возможности их применения в работе с педагогами дошкольного учреждения, а также в разработанной нами программе профилактики самооценки и агрессивного поведения у педагогов дошкольного учреждения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате написания данной работы была достигнута ее цель: выяснена взаимосвязь между уровнем самооценки и агрессивностью у педагогов дошкольного учреждения; разработана программа повышения самооценки и профилактики агрессивности педагогов дошкольного учреждения.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач:
1. Дана характеристика понятиям «агрессия», «агрессивность» в психологии.
2. Определена взаимосвязь агрессивности и самооценки.
3. Описана специфика коррекции самооценки и профилактики агрессивности.
4. Проведено эмпирическое исследование взаимосвязи агрессивности и самооценки педагогов дошкольного учреждения.
5. Разработана программа повышения самооценки и профилактики агрессивности педагогов дошкольного учреждения.
Решение перечисленных задач позволило сделать ряд выводов:
1. Агрессия − это вид поведения, физического или символического, который мотивирован намерением причинить вред кому-то другому.
2. Наличие у человека завышенной или заниженной самооценки оказывает непосредственное влияние на агрессивное поведение личности.
3. Профилактика агрессивности должна строится с учетом факторов, вызывающих агрессивное поведение личности.
Процесс формирования профессиональной самооценки педагогов не линейный, поскольку на разных этапах профессионализации самооценка растет не параллельно повышению профессионализма. Наблюдается тенденция роста профессиональной самооценки при увеличении социально-профессиональных достижений, однако в суперпрофессионалов она начинает падать, что связано с ростом критического отношения к себе как специалистe и к результатам труда.
4. нами было проведено исследование, которое показало, что педагогам дошкольного учреждения свойственен, в основном средний уровень развития самооценки: завышенная самооценка выявлена у 12 педагогов (24%), адекватная самооценка – у 29 педагогов (58%), заниженная – у 9 педагогов (18%).
Исследование уровня агрессивности показало, что у 21 педагога наблюдается высокий уровень агрессивности (42%), у 27 педагогов (54%) выявлен средний уровень агрессивности, 2 испытуемым (4%) свойственен низкий уровень агрессивности.
Корреляционный анализ позволил подтвердить гипотезу исследования: завышенная и заниженная оценка являются факторами, вызывающими агрессивное поведение педагогов дошкольного учреждения; у педагогов с нормальной самооценкой агрессивное поведение не проявляется.
С целью коррекции уровня самооценки и снижения уровня агрессивности была разработана программа, состоящая из двух блоков:
I блок, который направлен на профилактику агрессивности, предполагал проведение занятий по арт-терапией и музыкотерапией.
II блок программы, который направлен на повышение уровня самооценки педагогов дошкольного учреждения, был представлен программой тренинга «Найди себя».
Программа направлена на решение следующих задач: коррекция самооценки; обучение конструктивным формам поведения; формирование навыков самоконтроля и саморегуляции своих эмоциональных состояний; снятие чрезмерного напряжения и тревожности; расширение спектра эмоционального реагирования и умений конструктивного социального взаимодействия.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОСТИ И САМООЦЕНКИ ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1 Понятие «агрессия», «агрессивность» в психологии
В психологии агрессия понимается как неотъемлемая динамическая характеристика активности и адаптивности человека, Л. Берковиц [2] и другие не отрицают, что агрессия является частью человеческого существования, его биологической составляющей. От природы человеку досталось всего два наиболее эффективных способа адаптации: агрессия и бегство, исходя из этого агрессия, с нашей точки зрения, естественная модель поведения, которая обеспечивает адаптацию человека, один из способов удовлетворения актуальных потребностей в напряженной ситуации развития и жизнедеятельности (стресса, депривации, фрустрации). В свою очередь, агрессивность можно трактовать как готовность, предрасположенность человека к реализации агрессивной модели поведения.
Агрессию можно разделить на конструктивную, когда адаптация, удовлетворение потребности происходит социально приемлемым способом, и деструктивную (враждебную, асоциальную), когда потребности удовлетворяются социально неприемлемым способом, а адаптация связана с причинением страдания, вреда окружающему миру или себе. Последнюю из-за ее разрушительности можно назвать насилием.
В социальном плане личность должна обладать определенной степенью агрессивности. В «норме» она может оказаться социально приемлемой и даже необходимой. Иначе отсутствие агрессивности приводит к податливости, ведомости, пассивности поведения.
Агрессивный мотив может быть направлен наружу и проявляться в явной, открытой форме: драка, жесткость, война, жажда власти, религиозная, социальная, национальная, расовая борьба, спортивные единоборства.
А. Адлер [Цит. по: 12, с. 160] отмечал несколько путей реализации агрессивного мотива:
– сдерживаемый агрессивный мотив, который приводит к созданию жестких образов в искусстве и фантазиях, описанию различных ужасов в истории человечества и индивидуальной жизни; следующим мотивом является: сильный агрессивный мотив влияет на выбор профессии. Если не принимать во внимание преступников, героев революционеров и авантюристов, то такие профессии, как судья, полицейский, учитель, министр, врач, часто выбираются людьми с высоким стремлением к власти;
– агрессивный мотив находит свое воплощение в политике с ее несметными способами проявить активность и множеством возможностей логично объяснить любые агрессивные проявления;
– подавленный агрессивный мотив и скрытая жестокость могут проявиться в интересе к похоронам и кладбищам, во внимании к смерти, в предрассудках, страхах болезни и инфекции, а также в боязни быть погребенным заживо: агрессивный мотив может выражаться также в благотворительности, симпатии к людям, альтруизме и самопожертвовании. Это новые виды удовольствия, в основе которых лежит все то же стремление к жестокости. Это может показаться странным, но, как считает А. Адлер, настоящее понимание страдания и боли может прийти только от настоящего интереса к миру мук [14, с. 864].
В дальнейшем А. Адлер решительно пересмотрел свою теорию и перестал считать агрессивный мотив врожденным и независимым, заявив, что он подчиняется сильному мотиву – стремлению к превосходству. А. Адлер считал, что агрессия – это реактивная форма поведения, а не основанный на врожденной склонности психологический феномен, который не зависит от опыта индивида и его отношения к жизни.
А. Адлер [Цит. по: 14] ввел новые понятия – чувство неполноценности, которое может возникать в результате дефектов, слабости и беспомощности человека и преодолевается за счет возникновения и укрепления чувства превосходства. И если сначала борьбу за превосходство Адлер рассматривал как проявление агрессивности (преодоление препятствий, борьба за выживание, самосовершенствование, самоутверждение), то позже он отказался от идеи агрессивных стремлений в пользу стремления к власти.
Вместе с тем он считал, что агрессивность как базовое стремление следует рассматривать в контексте общественного энтузиазма. Если цель преимущества включает социальный интерес, то развитие личности и поведения имеет конструктивный характер. Если не включает – формируется невроз, и поведение приобретает враждебную окраску. Согласно этой точке зрения, агрессивность является ненормальной формой поведения, которая проявляется в тех случаях, когда социальный интерес развивается неправильно [14, с. 865-866].
Под физической агрессией понимается такой акт поведения, который совершается с помощью насилия и разрушения. В вербальной агрессии понимается такой акт поведения, который наносит ущерб пострадавшему с помощью слова. Это угрозы, оскорбления, клевета и тому подобное.
А.О. Палагина термин «агрессия» обозначает как некий вид поведения, физического или символического, который мотивирован намерением причинить вред кому-то другому [31, С. 704].
Однако, агрессия может иметь как положительное проявление, служить жизненным интересам (самоутверждения, конкуренция, спортивные соревнования), так и отрицательное (проявления гнева, стремление нанести вред, ксенофобия и расизм и т.п.).
Наиболее привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийство.
Невзирая на то, что большинство ученых считают, что агрессия является негативным явлением, видно все-таки, что агрессивность как черта человека присуща человеку с рождения как биологическому существу и служит для реализации, удовлетворения основополагающего инстинкта – инстинкта самосохранения. И, находясь в обществе, проявления агрессии находят свое выражение в поведении человека. Социальные институты могут направлять проявления агрессивности как в положительном, так и в отрицательном направления.
Классическое определение агрессии было предложено А. Бассом. Он охарактеризовал агрессию как реакцию, которая наносит вред другому организму [32, с. 2]. А. Басс выделил три основные шкалы, в которых можно описать агрессивные действия: 1) физическая – вербальная. Применение силы в отношении другого человека, нанесение телесных повреждений, избиение, нанесение ударов холодным оружием, ранение с помощью огнестрельного оружия; 2) активная – пассивная. Агрессия, направленная на другое лицо; 3) прямая – косвенная. Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью [3, с. 29].
С одной стороны, эти определения считают слишком схематичными, так как они включают в себя многие виды поведения, не относящиеся к категории агрессивного, а с другой – не учитывают такие понятия, как мышление и эмоции. Для того, чтобы поведение человека определялось как агрессивное, он должен иметь намерение вызвать негативные последствия для объекта агрессии, что предусматривает ожидания результата от определенного действия. То есть эта детализация исключает те модели поведения, в которых причинение вреда было случайным.
Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают, что агрессивные проявления можно уменьшить, если создать такую ситуацию, когда в обществе: потенциальные агрессоры не подвержены сильному провоцирование; практически не получают выгоды от применения агрессии; возможное наказание за агрессивные действия будет строгим; вероятность наказания высокая [3, с. 12].
Л. Берковиц отмечает, что к агрессии индивида побуждают раздражители, связанные с последствиями агрессивных действий [2, с. 510].
По мнению А. Бандуры, большинство особенностей нашего поведения развивается путем подражания определенным моделям [37]. В книге «Агрессия: анализ с позиций теории социального научения» А. Бандура предложил схему основных компонентов комплексного анализа агрессии: а) способ, через который приобретаются агрессивные действия, их источник; б) факторы, стимулирующие возникновение агрессии; в) условия, регулирующие выполнение таких действий.
А. Бандура [1] не отрицает значение биологических факторов (прежде всего генетических и гормональных) в возникновении агрессивного поведения. Он считает, что они устанавливают некоторые пределы разновидностей опасных ответов, тем самым обучая такому поведению [37, с. 1042]. А. Бандура отмечает, что люди, наблюдая за поведением других людей, легко овладевают агрессивным поведением и общей стратегией для своих следующих действий. Если, к примеру, воспитатели ребенка (родители, учителя) проявляют агрессивность, то и ребенок, подражая им станет агрессивным. Если же объект будет наказан за его агрессивность, это уменьшит проявление агрессивности.
А. Бандура считает, что враждебные образцы поведения перенимают в обществе из трех источников: 1) семья; 2) субкультура; 3) символическое моделирование, обеспечиваемое средствами массовой информации, особенно телевидением [17, с. 806].
Таким образом, для сторонников этой теории агрессия – это продукт простого научения. Она развивается, поддерживается или уменьшается в результате наблюдения сцен агрессии и ее последствий для агрессивного человека. Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих процессов: 1) оценка объектом последствий своего агрессивного поведения как положительных; 2) наличие фрустрации; 3) наличие эмоционального возбуждения, аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек стремится избавиться.
Под «агрессивным поведением» понимают действия, имеющие целью причинение морального или физического вреда другим. В рамках этого толкования агрессия рассматривается как поведение, целью которого является нанесение вреда определенному объекту или человеку. Ориентация на агрессию проявляется в действиях, направленных против личности. Существует связь между объективным и агрессивным поведением человека [45, с. 26].
Мотивация агрессивного поведения может быть двоякой: биологической; социальной.
Биологическая мотивация предполагает наличие определенных органических данных для проявления агрессивности, то есть таких ее проявлений, которые являются спонтанными и мало зависят от любых внешних воздействий. Биологическая мотивация агрессивности предполагает наследственную или органическую основу, а ее проявление в человеке зависит от того, как построен и как функционирует с детства его организм.
Социальная мотивация агрессивности, наоборот, тесно связана с внешними влияниями. Социальная мотивация агрессивности базируется на убеждении, что мотив, а соответственно и проявление агрессивности человеком, является результатом научения.
Дж.К. Хоманс [13] считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости. А.А. Реан [10], К. Бютнер [4] и другие исследователи рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с тревогой.
Итак, под «агрессией» принято понимать целевое деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам (одушевленным и неодушевленным), физический ущерб людям или психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха и подавленности).
Готовность субъекта к агрессивному поведению рассматривается как относительно устойчивая черта личности – агрессивность. Причинами агрессивности является конфликтность, нарушение эмоциональных связей в семье, условия семейного воспитания. Агрессивные действия могут быть направлены на самого себя (аутоагрессия) – самоубийство, самоуничижение, самообвинения [32, с. 2].
Понятие агрессивного поведения тесно связано с такими понятиями, как агрессивное действие, жестокость, враждебность, принуждение и насилие. Агрессивность появляется на свет вместе с рождением ребенка – это естественная реакция на препятствия, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей, реализации «принципа удовольствия» [23, с. 191]. Если ситуации, способствующие возникновению агрессивности, повторяются с определенной частотой, то агрессивность переходит в качество личности, которое может влиять на его характер, что обусловливает типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. То есть если агрессивность не стала чертой личности, то в ответ на возникновение данного состояния вытекают агрессивные действия. Под «агрессивными действиями» понимаются: деструктивные действия, выступающие как средство достижения какой-либо цели; способ психической разрядки, удовлетворения блокированной потребности личности и изменения деятельности; форма самореализации и самоутверждения.
Выделяют следующие формы проявления агрессивных действий: физическая (нанесение телесных повреждений); вербальная (словесный проявление агрессивности); прямая и косвенная; аутоагрессия (самообвинения, самоуничижения, самоубийство), враждебная (причинение вреда); иструментальная (использование агрессии для достижения цели).
Агрессивные действия – это проявление агрессивности как ситуативной реакции. Когда агрессивные действия повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Если же агрессивность является личностной чертой, то мы имеем дело с агрессией как формой поведения данной личности.
Итак, согласно вышерассмотренным определениям, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, поведение, противоречащее позитивной сущности людей.
Таким образом, опираясь на мнение Л. Берковиц [2], отметим, что агрессия – это любая форма поведения, которая нацелена на причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессивность же следует рассматривать как относительно устойчивую черту личности, выражающую готовность к агрессии. Через свою устойчивость и вхождение в структуру личности агрессивность может определять общую тенденцию поведения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы