Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Исследование влияния аутогенной тренировки на улучшение самочувствия военнослужащих

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМОЧУВСТВИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОВЕДЕНИЯ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ В РАБОТЕ ВОЕННОГО ПСИХОЛОГА С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ 7
1.1. Понятие «самочувствие» военнослужащих и его значение для эффективности их профессиональной деятельности 7
1.2. Аутогенная тренировка как метод саморегуляции самочувствия военнослужащих 11
1.3. Методики аутогенной тренировки 20
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ НА ПОВЫШЕНИЯ САМОЧУВСТВИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 30
2.1. Характеристика методик исследования 30
2.2. Исследование самочувствия военнослужащих 34
2.3. Исследование самочувствия военнослужащих после применения метода аутогенной тренировки 36
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗВАНИЮ МЕТОДА АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ САМОЧУВСТВИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 43
3.1. Общие рекомендации по улучшению самочувствия военнослужащих при прохождении военной службы 43
3.2. Рекомендации по применению аутогенной тренировки в воинской части 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

  

Введение:

 

Актуальность. Для профессиональной деятельности военнослужащего характерна особая специфика, отражающая постоянные контакты с асоциальными элементами, работа с огромным количеством информации, напряженность, ответственность, риск, дефицит времени, противостояние психологическому давлению, постоянная угроза для жизни и здоровья, которые предъявляют высокие требования к психологической и физической готовности .
Аутогенная тренировка относится к активным психотерапевтическим методам воздействия и включает в себя комплекс упражнений, направленных на повышение возможности саморегуляции функций организма, способствует снижению эмоционального напряжения, чувства тревоги, дискомфорта.
Многими специалистами отмечается, что стрессовые нагрузки могут приводить к нарушению внимания, снижению способности к обучению, асоциальному поведению, появлению у военнослужащих эмоциональных нарушений и психосоматических заболеваний . Эмоциональные переживания и чрезмерные физические нагрузки военнослужащих определяются особенностями их служебной, профессиональной и боевой деятельности. Уклад жизнедеятельности личного состава жестко регламентирован, взаимоотношения соподчинения, значительные физические и эмоциональные нагрузки приводят к росту усталости и напряжения, к нервным срывам, эмоциональным конфликтам, возникновению большого количества негативных переживаний.
Для преодоления негативного влияния стрессовых нагрузок военнослужащим необходимо умение управлять своим состоянием, позволяющее разрешать проблемные ситуации с минимальными затратами для здоровья.
В настоящее время в психосоматической медицине и профессиональном спорте большое внимание уделяется методикам аутогенной тренировки и диафрагмального дыхания. Многочисленными исследованиями научно доказано их благотворное влияние на снижение избыточного напряжения для сохранения высокой работоспособности, оказываемого ими оздоровительного влияния на организм.
Сложившиеся противоречия между наличием высоких требований к физической и психической подготовленности военнослужащих к профессиональной деятельности и низкий уровень развития у военнослужащих специальных качеств в области саморегуляции определяют актуальность данного исследования.
Объект – коррекция самочувствия у военнослужащих.
Предмет – применение аутогенной тренировки для улучшения самочувствия у военнослужащих.
Цель – изучить влияние аутогенной тренировки на самочувствие военнослужащих.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современную научно-методическую литературу относительно особенностей применения аутогенной тренировки у военнослужащих.
2. Оценить влияние аутогенной тренировки на самочувствие военнослужащих.
3. Разработать рекомендации по применению аутогенной тренировки в воинской части.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ и синтез научно-методической литературы.
2. Психодиагностические методики: оценка самочувствия, активности и настроения по опроснику САН; оценка тревожности по Спилбергеру-Ханину; «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В.А. Жмурова.
3. Методы математической статистики.
Гипотеза исследования состоит в том, что применение аутогенной тренировки у военнослужащих будет способствовать улучшению их самочувствия, снижению тревожности и депрессивных состояний.
Методологической основой исследования стали труды И. Шульца, О. Фогта и Д. Мюллера-Хегеманна, работы А. М. Свядоща и Г. С. Беляева, впервые внедривших практику аутогенной тренировки в клиническую практику.
Также методологической основой работы выступают теории рациональной психотерапии (В. М. Бехтерев, Б. Н. Бирман, В. А. Гиляровский, Ю. В. Каннабих, С. И. Консторум, А. И. Яроцкий и др); теории коллективной психотерапии (Н. В. Иванов С. И. Консторум, С. С. Либих, В. К. Мягер, В. Н. Мясищев, К. И. Платонов, В. Е. Рожнов, М. М. Кабанов, В. М. Воловик, Б. Д. Карвасарский и др.), теории условнорефлекторной терапии (В. М. Бехтерев и др.)
Практическое значение работы состоит в том, что разработанная программа аутогенной тренировки у военнослужащих молодого возраста позволяет нормализовать их функциональное состояние и улучшить самочувствие. Основные результаты исследования могут быть использованы при преподавании учебных дисциплин «Теория и методика физического воспитания», «Теория и методика подготовки спортсменов», «Психология». Полученные результаты можно применить в различных формах методической работы и управленческой деятельности для повышения эффективности физической и психической готовности военнослужащих.
Экспериментальное исследование проводилось на базе воинской части г. Хабаровска. В экспериментальном исследовании принимали участие 30 военнослужащих 20–23 лет, которые методом случайной выборки были подразделены на экспериментальную группу и контрольную по 15 человек в каждой. В экспериментальной группе применялась методика аутогенной тренировки и дыхательные упражнения, направленные на коррекцию психоэмоционального состояния военнослужащих.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Теоретический анализ научно-методической литературы показал, что современная профессиональная деятельность военнослужащего требует максимального напряжения психического и функционального состояния организма мужчин. Постоянные контакты военнослужащих с асоциальными элементами, работа с огромным количеством информации, напряженность, ответственность, риск, дефицит времени, противостояние психологическому давлению, постоянная угроза для жизни и здоровья предъявляют высокие требования к психологической и физической готовности.
Углубленный анализ литературы показал, что поддержание работоспособности и хорошего самочувствия у военнослужащих на достаточно оптимальном уровне будет давать положительный результат в случае систематического и целенаправленного использования целого комплекса восстановительных мероприятий. Аутогенные способы психологической помощи военнослужащим и реабилитации, при их качественном освоении, являются наиболее действенными и эффективными средствами регуляции психической деятельности.
2. На основе предложенных методов обследования был определен исходный уровень самочувствия, активности, настроения, личностной и реактивной тревожности военнослужащих, депрессивного состояния. Результаты констатирующего эксперимента показали, что в начале исследования у обследуемых военнослужащих обеих групп наблюдалось снижение активности, апатия, плохое самочувствие, которое проявлялось в усталости, истощенности, вялости, раздражительности, пессимистичности. Военнослужащие предъявляли жалобы на повышенную утомляемость, чувство тревоги, головной боли различной локализации, усиливающейся при незначительном нервном перенапряжении, снижение аппетита, нарушение сна (в виде частых пробуждений, поверхностного сна, трудности засыпания).
Показатель реактивной тревожности у респондентов обеих групп соответствовал умеренной тревожности, что свидетельствует о наличии напряжения, беспокойства, нервозности в различных ситуациях у военнослужащих.
Результаты оценки по методике дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. А. Жмурова у военнослужащих свидетельствовали о наличии умеренной депрессии, средний результат оценки по данной методике соответствовал 46,25±2,21 балла в экспериментальной группе и 45,25±2,21 балла – в контрольной. Перечисленные изменения свидетельствовали о психическом напряжении военнослужащих, нарушении их адаптационных механизмов, что требовало внедрение в их учебно-профессиональную деятельность восстановительных мероприятий с включением аутогенной тренировки.
3. Рекомендованный нами комплекс восстановительных мероприятий для военнослужащих включал: дыхательные упражнения, аутотренинг, элементы йоги, восстановительный массаж.
Результаты формирующего эксперимента показали, что повторное тестирование по опроснику САН показало достоверное улучшение у военнослужащих мужчин показателей самочувствия, активности и настроения под влиянием аутотренинга, которые соответственно улучшились на 0,99 балла (р<0,001), 0,69 балла (р<0,001) и 0,93 балла (р<0,001). Итоговые показатели методики Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина указывают на большую эффективность методики аутотренинга, что выражено в достоверно меньших числовых значениях реактивной тревожности у военнослужащих экспериментальной группы на 6,10 балла (р<0,05) по сравнению с контрольной группой. Результаты повторной оценки по методике дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова у военнослужащих экспериментальной группы были достоверно ниже на 8,96 балла (р<0,05), что еще раз подтверждает эффективность методики аутотренинга.
В контрольной группе наблюдалась лишь положительная динамика исследуемых показателей у военнослужащих, однако большинство полученных результатов были статистически не значимы.
Полученные данные подтвердили эффективность методики аутотренинга и могут служить основанием для практического внедрения.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМОЧУВСТВИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОВЕДЕНИЯ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ В РАБОТЕ ВОЕННОГО ПСИХОЛОГА С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ

1.1. Понятие «самочувствие» военнослужащих и его значение для эффективности их профессиональной деятельности

Военная служба на современном этапе характеризуется не только физическими нагрузками, но повышенным информационным наполнением и психоэмоциональным напряжением, что создает предпосылки к формированию у военнослужащих состояний хронического стресса и, как следствие, развитию заболеваний .
Под самочувствием военнослужащего подразумевают систему субъективных ощущений, которые свидетельствуют об определенной степени физиологической и психологической комфортности его внутреннего состояния. Самочувствие может включать в себя как количественные характеристики (хорошее или плохое самочувствие), так и определенные переживания, которые локализируются в различных частях тела (дискомфорт, боль, трудности при выполнении двигательных действий или когнитивных актов).
Характерные симптомы изменений самочувствия отчетливо проявляются при различных функциональных состояниях военнослужащего (утомление, переутомление, перенапряжение, стресс), которые очень тесно сопряжены с профессиональной деятельностью военнослужащего .
Четкое выполнение поставленных учебных и боевых задач возможно лишь при полном физическом и психическом здоровье военнослужащих, которые должны быть готовы к повышенному психическому напряжению и сохранению устойчивости при тяжелых физических и эмоциональных нагрузках. Выполнение военнослужащим служебно-боевых задач в данных условиях, связанных с ростом стрессовых деяний, в свою очередь может приводить к формированию различных состояний психической дезадаптации, которые требуют коррекции .
Эти действия могут быть мощными и многократными (применение оружия, несения службы в условиях чрезвычайных обстоятельств, выполнение служебных и служебно-боевых задач в регионах служебно-боевых конфликтов). Характеризуясь различными степенями внезапности, масштабности, они могут служить источником как объективно, так и субъективно обусловленной психической напряженности (стресса).
Большую роль в процессе адаптации к службе играет психологическая и психофизическая готовность, поэтому для эффективного выполнения поставленных задач в напряженных условиях жизнедеятельности поддержание хорошего самочувствия крайне важно для выполнения своих профессиональных задач.
Психофизическая готовность определяется уровнем развития необходимых общих психических и специальных физических качеств: силы, быстроты, ловкости и выносливости, координации движений, устойчивости к нагрузкам, способности противостоять воздействию экстремальных факторов, а также развитием психомоторных способностей, позволяющих тонко регулировать количество и качество двигательных действий.
Основой поддержания высокого уровня боеспособности военнослужащих в процессе военно-профессиональной деятельности является хорошая физическая подготовленность, которая определяется уровнем развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и ловкости, что, в свою очередь, содействует всестороннему и гармоничному развитию личности военнослужащих, достижению высокой устойчивости организма к неблагоприятным условиям, повышению адаптивных свойств организма .
Исследования показывают, что военнослужащие срочной службы с высоким уровнем тревожности, агрессивности, ригидности, фрустрации, одиночества и низким социометрическим статусом в группе испытывают при адаптации социально-психологические проблемы, что способствует возникновению различного рода конфликтов в подразделениях и снижает качество профессиональной деятельности, необходимой для выполнения боевых задач. Специфичность военно-профессиональных приемов и действий, а также условий, в которых протекает боевая деятельность военнослужащих, оказывает существенное влияние на характер и величину испытываемых ими физических нагрузок. Так, военнослужащие специальных, разведывательных подразделений испытывают преимущественно динамические по характеру и значительные по величине физические нагрузки, которые могут приводить к ухудшению самочувствия и переутомлению. Характер и величина физических нагрузок и психических напряжений, испытываемых военнослужащими, в существенной степени сказываются на требованиях к развитию у них определенных физических и специальных качеств .
Общие требования к физическому состоянию военнослужащих определяют необходимость обеспечения нормального физического развития и функционального состояния организма, а также оптимального уровня развития выносливости, силы, быстроты и ловкости, владения навыками ускоренного передвижения, преодоления препятствий, рукопашного боя, плавания, передвижения на лыжах .
Специфические требования к физическому состоянию военнослужащих обуславливаются особой значимостью высокого уровня развития у личного состава различных подразделений внутренних войск определенных физических качеств и прикладных двигательных навыков, отдельных сторон функционального состояния организма и его устойчивости к воздействию конкретных неблагоприятных факторов, соответствующих антропометрических признаков.
Выполнение многих операций требует от военнослужащих длительного, многочасового сохранения постоянной рабочей позы. Однако ее длительное удержание нередко более утомительное, чем работа, которая сопровождается значительной двигательной активностью.
Гиподинамический режим профессиональной деятельности военнослужащего (в ряде случаев) с преобладанием статических напряжений вызывает утомление. При статическом напряжении в корковой зоне двигательного анализатора возникает ограниченный очаг возбуждения, который формируется и поддерживается волевыми усилиями, а также влиянием с хемо- и проприорецепторов напряженных мышц . Сниженная двигательная активность приводит к физической детренированности организма человека, что обусловлено снижением умственной и физической работоспособности, различными заболеваниями, что может сказаться на самочувствии военнослужащего.
Рассмотрение вопросов использования аутогенной тренировки для восстановления работоспособности в режиме военно-профессиональной деятельности дает основание отметить, что использование этого вида саморегуляции преимущественно приносит положительный эффект, а его содержание и методика обусловлены характером деятельности, спецификой утомления и различными внешними факторами.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы