Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Исследование путей совершенствования оценки уровня развития систем управления предприятием на примере АО «Волгомясомолторг»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
1 Теоретические аспекты оценки уровня развития систем управления предприятием 7
1.1 Сущность и принципы управления предприятием 7
1.2 Виды систем управления предприятием 14
1.3 Методология оценки уровня развития систем управления предприятием 23
2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности АО «Волгомясомолторг» 31
2.1 Анализ функционирования рынка молочной продукции в РФ 31
2.2 Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия — АО «Волгомясомолторг» 37
2.3 Оценка системы управления АО «Волгомясомолторг» 49
3 Рекомендации по совершенствованию системы управления АО «Волгомясомолторг» и расчет оценки эффективности их внедрения 57
3.1 Мероприятия по совершенствованию системы управления АО «Волгомясомолторг» 57
3.2 Расчет оценки эффективности внедрения мероприятий 63
Заключение 74
Список использованных источников 76
Приложения 81
Введение:
Функционирование современных предприятий сталкивается с множеством проблем, часть из которых является типичной и мо жуть быть решены специалистами с помощью обычных технологий разработки и реализации решений. Для решения нетипичных проблем нужны специальные технологии для разработки решений. Иногда решение части проблем может быть не по силам как руководителям, так и специалистам. Набор таких проблем характеризует предприятие как один из самых сложных объектов для исследования. Особенный интерес представляет система управления промышленным предприятием, постоянное совершенствование которой является главным заданием руководителя.
Актуальность темы. В последние годы российские предприятия значительно снизили объемы продукции и услуг. К тому же, современные условия для предприятий характеризуются высокой степенью переменчивости макроэкономических показателей, обострением конкурентной борьбы, существенным ростом требований потребителей к качеству товаров и обслуживания. Экономическое положение отдельного предприятия и общее положение экономики страны в целом определяются тремя основными факторами: уровнем техники и технологий; качеством рабочей силы и эффективностью мотивации труда; организацией и управлением производством.
Координация деятельности подразделений предприятия является функцией управления предприятием, которое играет главную роль в обеспечении своевременного выпуска и поставки продукции потребителям. Управление имеют большое значение так как, благодаря им, менеджеры смогут качественнее работать на рынке, правильно оценивая ситуацию и предпринимать необходимые для организации шаги. Актуальность темы обусловлена необходимостью развития систем управления на предприятиях, работающих в условиях жесткой конкуренции с целью эффективного использования потенциала и с минимальными затратами. Повышение конкурентоспособности предприятия невозможно без применения прогрессивных технологий управления производством с учетом потенциала.
Экономическое развитие самых конкурентоспособных экономик мира доказало, что достижение высокого качества невозможно без использования эффективных методов управления. Обеспечивать эффективное управление предприятию позволяют современные системы управления.
Проблемами системного управления предприятием интересовались такие зарубежные и отечественные ученые, как ОАйрапетов А.Г., Абрютина, М.С., Бочаров В. В. , Бородушко И. В., Воробьева, И. П., Вяткин В.Н. и др. Эффективное системное управление остается актуальной проблемой для любой организации.
Теоретические аспекты функционирования разных систем управления исследовали: Гусева И.Б., Фалалеева Т.В., Герасименко Г.П., Грачев А.В., Голубков Е. П., Коротков Э.М., Мельников В. П., Павлова А.М., Розанова Н.М., Троценко В. В., Федоров В. К., Забудский А. И., Комендантов В. В., Горбашко Е.А., Максимцева И. А., Черненко В. А. и др. Обзор этих научных трудов показывает, что среди современных исследователей нет единодушной мысли относительно сущности категории «управление». Более того, подходы ученых к ее определению часто значительно отличаются между собой по основным характеристикам.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование и разработка мероприятий по повышению эффективности системы управления (на примере АО «Волгомясомолторг»).
Задачи исследования:
‒ раскрыть сущность и принципы управления предприятием;
‒ проанализировать виды систем управления предприятием;
‒ изучить методология оценки уровня развития систем управления предприятием;
‒ провести анализ отрасли или рынка, на котором действует АО «Волгомясомолторг»;
‒ провести анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия — АО «Волгомясомолторг»;
‒ дать оценку системы управления АО «Волгомясомолторг»;
‒ разработать мероприятия по совершенствованию системы управления АО «Волгомясомолторг»;
‒ оценить эффективность предлагаемых решений.
Объект исследования – АО «Волгомясомолторг».
Предмет исследования — процесс управлением предприятием.
Методы исследования: анализ, сравнение, описательный, расчетный, графический.
Информационной базой исследования является внутренняя документация предприятия (финансовая отчетность, анкеты, книга отзывов и предложений и др.)
Практической значимостью работы является то, что выбранная на основе анализа внешней среды стратегия развития поможет предприятию наиболее успешно и быстро прийти к желаемым целям. Предприниматель, руководствуясь выбранной стратегией, в свою очередь, может самостоятельно принимать решения, большая часть из которых приведет предприятие к успешным показателям экономической эффективности.
Структура работы. Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка источников, приложений. Общий объем работы составляет 80 страниц печатного текста, в том числе 9 рисунков, 25 таблиц, список источников и литературы включает 51 источник.
Заключение:
Таким образом, проведенное исследование и разработка мероприятий по повышению эффективности системы управления (на примере АО «Волгомясомолторг») позволяет сделать следующие выводы.
Среди методов менеджмента, которые должны быть активно внедрены на предприятии в исследовании выделены общие методы управления, аналитические методы для эффективного принятия решения; предписывающие методы и социально-психологические методы влияния на персонал и потребителей предприятия. Эффективность менеджмента в большой мере зависит от организации управления, внедрения новых технологий и аналитической работы на предприятии.
АО «Волгомясомолторг» выпускает около 50 наименований мороженого отличного качества. Большим спросом пользуется ванильный пломбир, который продается в брикетах, вафельных стаканчиках, в виде эскимо, а также пломбир «Домашнее» объемом: брикет 200 г, ведра 900 и 450 г. Мороженое эскимо в шоколадной глазури – одно из наиболее популярных и любимых волгоградцами лакомств.
Пломбир, сделанный по ГОСТу – это в высшей степени безопасный, качественный продукт. Контроль качества продукции осуществляется лабораторией предприятия (проводятся физико-химические испытания) и аккредитованной испытательной лабораторией (оцениваются показатели безопасности, включая микробиологические и содержание антибиотиков).
Кроме основного продукта – мороженого, АО «Волгомясомолторг» выпускает шоколадные конфеты «Царицынские Ассорти» с ароматом айриш-крим, ванили, амаретто, кофе, ирисо-сливочным, мармелад желейный в сахаре и глазированный, ирис тираженный, щербет, ириски, которые по вкусу напоминают знаменитые «Кис-кис». Недавно на фабрике стали выпускать конфеты «Птичка-певичка» – старое доброе «Птичье молоко» и торт-мороженое. Вот только купить всю эту вкусную качественную продукцию можно лишь в фирменном магазине рядом с фабрикой и в торговой сети «Покупочка».
АО «Волгомясомолторг» выходит на новые рынки сбыта. Волгоградское мороженое охотно покупают астраханцы, жители других соседних регионов.
Показано, что АО «Волгомясомолторг» целесообразно осуществить следующие мероприятия относительно обеспечения надлежащего контроллинга: повысить информационную насыщенность контроля, уровень качества информации, удельный вес таких источников (поставщиков, заказчиков, потребителей, конкурентов, посредников, Internet) и реформировать структуру управления.
На основании прогнозных данных сделан вывод, что чистая прибыль АО «Волгомясомолторг» благодаря внедрению контроллинга увеличится и составит 539 тыс. руб., т.е. предприятие сможет выйти из зоны убытка. Следовательно, эффективное осуществление управления деятельностью хозяйствующего субъекта невозможно без контроля. Внедрение этой системы является достаточно сложным и длительным процессом, который состоит из нескольких последовательных этапов. Но именно контроллинг позволяет так управлять процессом текущего анализа плановых и фактических показателей, чтобы исключить ошибки и отклонения на предприятии как в настоящее время, так и в будущем. Действие механизма контроллинга повышает эффективность управленческих решений, приводит к изменениям во взаимоотношениях между работниками предприятия и способствует взаимопониманию между ними.
Экономическая эффективность предложенных мероприятий предприятии АО «Волгомясомолторг» будет составлять 182% и позволяет окупить расходы менее чем за год.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические аспекты оценки уровня развития систем управления предприятием
1.1 Сущность и принципы управления предприятием
В современном менеджменте существует трехуровневая структура управления:
‒ оперативное управление, которые направлено на координацию текущей работы;
‒ тактическое управление — решения неотложных проблем и заданий недалекого будущего;
‒ стратегическое управление — разработка перспектив и направлений работы компании, определения путей ее развития.
В современных условиях трансформации экономики возникает объективная необходимость усовершенствования управления деятельностью предприятий. Успешное функционирование таких предприятий в значительной степени зависит от скорости реагирования на изменения внешней среды и обоснования оперативных управленческих решений, поскольку процесс закупки сырья, производства и реализации продукции с целью получения прибыли происходит ежедневно. Это требует совершенствования форм и методов организации эффективного процесса управления в предприятиях из переработки сельскохозяйственной продукции.
Обобщение многолетней практики лежит в основе сформированной научной терминологии. Каждый уровень управления требует постановки конкретных заданий, четкого планирования и использования соответствующих методов и методик организации работы, планирования и контроля [5, с.44].
Для реализации процесса управления необходим механизм реализации управления. Механизм управления – это среда, в которой реализовывается управленческая деятельность. Такой средой для управления является система управления и техника управления.
Две трактовки понятия «управление»:
‒ как процесс управления организацией – управленческая деятельность;
‒ как механизм управления.
Объект теории управления – это управление как процесс и как механизм.
Для определения предмета теории управления необходимо рассмотреть процесс формирования научной теории.
Объектом теории управления являются управленческие отношения, то есть такие социальные отношения, которые складываются между организациями, учреждениями и отдельными индивидами (представителями этих организаций и учреждений) в процессе управленческой деятельности и устанавливают определенную структуру соподчинения между ними [5, с. 37].
Предмет теории управления – управленческие отношения, в которых выражаются социальные, экономические, политические отношения и интересы, проявляющиеся в воздействии на общество или его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения специфики, развития и совершенствования; а также тенденции развития практики управления, методы и технологии управления.
Цели теории управления:
‒ изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых;
‒ определение основных тенденций развития управленческих процессов;
‒ построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем;
‒ формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления [4, с. 84].
Цель функционирования организации задается ее надсистемой. Поскольку сверхсистема выступает в качестве причины по отношению к системе как следствию, то цель функционирования, которое задается ею, скрыта от системы.
К задачам, которые решаются в управлении относятся также: определение конкретных целей развития предприятия; проявление приоритетных целей, их очередности и последовательности решений; разработка стратегии развития; разработка системы мероприятий для решения проблем на разные часовые периоды; определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; установление контроля за выполнением поставленных заданий.
Процесс управления состоит из основных и специфических функций и задач. К основным функциям принадлежат: анализ-ориентация; планирование (стратегическое планирование, прогнозирование), в т.ч. принятие решений; организация; учет; контроль; регулирование. К специальным функциям — оперативное планирование, организация процессов, реализация продукции. Каждая функция может быть описана как определенная совокупность управленческих заданий.
Субъект управления — это управляющее звено, элемент или совокупность элементов системы управления, которое влияет на управляемую подсистему или ее элементы в контексте сознательно выбранной цели. Если управление — влияние то существует: форма влияния процессы (функции), методы (системы) и среда (условия)[4].
К основным элементам управления принадлежат: менеджеры: средства управленческого труда (техника управления); технология управления; предметы управления (информация, информационные изделия, информационные ресурсы, информационные системы);организационные структуры; каноны (релевантные знания и умения для решения управленческих задач); решение, влияния (информационные продукты управленческого труда).
Определение структуры и пределов управляющей подсистемы зависит от элементного и функционального разделения собственно процессу управления. Элементом этой подсистемы могут быть все учреждение полностью, определенный отдел, сектор, отдельный работник. Главным фактором, который определяет целостность элементов, является полнота и достаточность выполнения определенной части управленческого процесса.
Связи между элементами в управляющей подсистеме предопределены соответствующими связками между отдельными функциями управления, между отдельными составными частями общего процесса управления. Наличие в управляющей подсистеме большого количества элементов предопределяет необходимость «руководить управленческим трудом» с целью обеспечения единства относительно самостоятельных видов управленческой деятельности в составе управляющей подсистемы. При этом, как правило, одно звено не в состоянии осуществлять руководство всеми другими звеньями управления. Поэтому происходит разделение совокупности элементов на группы, во главе каждой из которых будет свое звено управления. В этом заключается основа иерархической структуры управляющих подсистем.