Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Исследование профессионального выгорания в психотерапии (помогающих профессиях).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1. Теоретические основы изучения профессионального выгорания в психотерапии на примере помогающих профессий 10
1.1. Исследование профессиональной деятельности представителей помогающих профессий в психологии 10
1.2. Изучение профессионального выгорания 19
1.3. Факторы профессионального выгорания представителей помогающих профессий 34
Выводы по первой главе 45
Глава 2. Эмпирическое изучение профессионального выгорания представителей помогающих профессий 46
2.1. Организация и методы исследования 46
2.2. Результаты диагностики профессионального выгорания в психотерапии (помогающих профессий) 52
2.3. Рекомендации по психологической профилактике профессионального выгорания в психотерапии 67
Выводы по второй главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….82
Введение:
Актуальность темы исследования. В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современности становится проблема профессионального выгорания личности. Это связано с увеличением интенсивности и продолжительности труда, усилением рабочих нагрузок, ростом напряженности и профессиональных стрессов, стремительной информатизацией общества, политической, экономической и социальной напряженностью. Подобные явления негативно сказываются на психологическом благополучии граждан, приводя к возникновению и развитию профессионального выгорания.
Понятие «выгорание» было введено в научный оборот Г. Фрейденбергом (1974 г.) и трактовалось как нарастающее эмоциональное истощение, влекущее за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений) и профессиональной деятельности.
Другим основоположником теории профессионального выгорания выступает К. Маслач, определяющая феномен выгорания как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к окружающим.
В связи с высокой распространенностью синдрома профессионального выгорания и наносимым им значительным уроном в личностном становлении индивидов, проблема поиска тех личностных характеристик, которые помогают его избежать, обуславливает актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Учитывая тот факт, что формирование профессионального выгорания учеными (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, К. Маслач, В.Е. Орел, Т.И. Ронгинской) в обязательном порядке связывается с переживанием стрессовых ситуаций, можно предположить, что развитие адаптационных способностей личности позволит справляться с неизбежно возникающими стрессами более эффективно, тем самым снизив риск развития синдрома. При этом под адаптационными способностями личности мы понимаем устойчивые резистентные характеристики индивидуально-типологического и личностного уровня человеческой индивидуальности, обеспечивающие способность успешно адаптироваться к разнообразным требованиям жизнедеятельности, в психологическом плане направляя поведение личности.
Исследования, посвященные синдрому профессионального выгорания, первоначально фокусировались на помогающих профессиях, таких как уход за больными, преподавание, социальная работа. В связи с этим, наибольшей научной разработанностью отличаются разнообразные аспекты эмоционального выгорания в профессиях субъект-субъектного типа.
В настоящее время в работах отечественных и зарубежных психологов (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, М. Ляйтер, К. Маслач, В.Е. Орел, Г. Фрейденбергер и др.) феномен выгорания рассматривается преимущественно в аспекте профессиональной деятельности человека. Исследуется особенности личности работающего человека и их роль в обеспечении устойчивости к психотравмирующим факторам, мешающим выполнению их профессиональной деятельности.
Цель исследования: выявить особенности профессионального выгорания представителей помогающих профессий на примере педагогов.
Объект исследования: профессиональная деятельность представителей помогающих профессий.
Предмет исследования: профессиональное выгорание педагогов.
Гипотеза исследования предполагает, что уровень развития фаз профессионального выгорания у педагогических работников находится во взаимосвязи с уровнем адаптивных способностей и показателями социально-психологической адаптации, а именно: высокий уровень развития способности к социально-психологической адаптации сопровождается несформировавшимися фазами профессионального выгорания.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности профессиональной деятельности представителей помогающих профессий в психологии.
2. Рассмотреть понятие «профессиональное выгорание» и факторы профессионального выгорания представителей помогающих профессий.
3. Выполнить эмпирическое изучение профессионального выгорания педагогов и проанализировать его результаты.
4. Сформулировать рекомендации по психологической профилактике профессионального выгорания в психотерапии.
В ходе эмпирического исследования планируется использовать следующие методы исследования:
— теоретический: изучение и анализ научной литературы по проблеме профессионального выгорания в психотерапии на примере помогающих профессий;
— эмпирический: наблюдение, тестирование, психодиагностические методики;
— статистический: количественный и качественный анализ данных эмпирического исследования, методы математико-статистической обработки.
Методики исследования:
— методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;
— опросник MBI К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой;
— многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина.
Эмпирическая база исследования: исследование было проведено при участии 60 педагогических работников в возрасте от 21 до 55 лет.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по психологической профилактике профессионального выгорания педагогов. Эти рекомендации могут быть использованы в деятельности психолога, ориентированной на профилактику и преодоления профессионального выгорания у педагогических работников.
Структура и объем работы. Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Первый раздел посвящен анализу профессионального выгорания в психотерапии на примере помогающих профессий. В рамках этого раздела раскрывается содержание таких вопросов как: помогающие профессии, особенности профессиональной деятельности представителей помогающих профессий, профессиональное выгорание, факторы профессионального выгорания.
Во втором разделе приведено эмпирическое изучение профессионального выгорания представителей помогающих профессий. Второй раздел содержит характеристику испытуемых и процедур исследования, анализ и интерпретацию результатов исследования, тематические рекомендации.
Объем основного текста выпускной квалификационной работы составляет 81 страницу.
Заключение:
В процессе модернизации системы образования, появления новых тенденций, которые выявили особую значимость личности педагога как активного субъекта педагогического процесса, огромное значение приобретает целенаправленное формирование профессионально-значимых качеств личности педагогического работника. Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких профессий.
Педагогический труд относится к сфере профессий типа «человек – человек», для которых характерен высокий уровень эмоциональности, стрессовости, эмпатической реакции.
Педагог взаимодействует на нескольких уровнях – непосредственно с учащимися, с коллегами, с администрацией учебного заведения, с родителями учащихся. Нередко это взаимодействие носит конфликтный характер, требует от педагога выдержки, лояльности, терпения.
Вместе с тем, статус педагога в обществе не достаточно высок, его уровень дохода нередко ниже среднего или средний, а профессиональные обязанности широки и разносторонни. Профессия учителя не из тех, при которых, окончив рабочий день, можно немедленно спешить домой, забыв о своих профессиональных обязанностях до следующего рабочего дня. Педагоги нередко перерабатывают, выполняют большой объем работы дома.
Кроме того, педагог не может позволить себе даже в свободное время совершать дискредитирующих его поступков, поскольку выступает эталоном поведения для учеников.
Поэтому становится очевидным, что для ее реализации педагогической деятельности требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические ресурсы. От педагогического работника требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями. Это способствует увеличению нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Между тем, особенности функционирования эмоциональной сферы педагогического работника, навыки его эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивость входят в структуру его профессионально важных качеств. Исследователи считают, что успешно осуществлять управление психическим развитием личности воспитанника может только педагог, способный осознанно регулировать проявления своих эмоций: открытый собственным и чужим мыслям, чувствам, переживаниям, доверяющий себе и своим ученикам, способный преодолевать трудности. Очевидно, что педагог, демонстрирующий в своей профессиональной деятельности признаки эмоционального истощения и переутомления, или же, например, недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, вряд ли сможет быть эффективным и успешным. Для принятия превентивных мер по профилактике развития и устранению данных симптомов, разумеется, необходимо выявление основных причин, формирующих профессиональное выгорание.
Поэтому в психологии существует проблема узнавания и профилактики профессионального выгорания, которая проявляется в повышенной раздражительности, агрессивности, тревожности, негативных изменениях в ценностно-нравственной ориентации личности и так далее, и не осознается педагогическими работниками.
Исследование факторов стресса в профессиональной деятельности педагогов является актуальным и в аспекте социальной значимости, так как знания особенностей проявления стресса можно использовать для профилактики профессионального выгорания работников образования, в гармонизации взаимоотношений между участниками процесса созидания, именно во взаимодействии «педагог-воспитанник».
Важность психологического подхода к решению этой проблемы определяется также тем, что для многих профессий в настоящее время ограничены возможности технического и эргономического повышения функционального комфорта и оптимизации условий деятельности. Поэтому, основные резервы повышения эффективности и надежности деятельности лежат на пути разработки научно-обоснованных психологических методов профессионального отбора сотрудников, который в существенной мере определяют его работоспособность, стрессоустойчивость и надежность.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило выявить особенности профессионального выгорания представителей помогающих профессий на примере педагогов.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— были изучены особенности профессиональной деятельности представителей помогающих профессий в психологии;
— было рассмотрено понятие «профессиональное выгорание» и факторы профессионального выгорания представителей помогающих профессий;
— было выполнено эмпирическое изучение профессионального выгорания представителей помогающих профессий и проанализированы его результаты;
— были сформулированы рекомендации по психологической профилактике профессионального выгорания в психотерапии.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать выдвинутую гипотезу исследования о том, что уровень развития фаз профессионального выгорания у педагогических работников находится во взаимосвязи с уровнем адаптивных способностей и показателями социально-психологической адаптации, а именно: высокий уровень развития способности к социально-психологической адаптации сопровождается несформировавшимися фазами профессионального выгорания.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
В заключение отметим, что проведенное исследование необходимо продолжить, тема профессионального выгорания представителей помогающих профессий, в частности педагогических работников, имеет научный и прикладной интерес.
С нашей точки зрения, полезно было бы рассмотрение динамики профессионального выгорания педагогов под воздействием длительности их профессиональной деятельности (т.е. в зависимости от стажа), в зависимости от длительности работы на занимаемой должности и успешности карьеры.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения профессионального выгорания в психотерапии на примере помогающих профессий
1.1. Исследование профессиональной деятельности представителей помогающих профессий в психологии
В психологии выделяются типы профессий, соответствующие областям приложения сил. Такую классификацию предложил Е.А. Климов , выделив пять типов профессий в соответствии с особенностями субъекта труда и предметной областью, являющейся предметом труда человека:
— «Человек – живая природа»;
— «Человек – техника и неживая природа»;
— «Человек – знаковая система»;
-«Человек – художественный образ»;
— а также заинтересовавшая нас группа «Человек – человек и социальные системы» .
Последняя группа профессий часто называется также «гуманитарные», «социономические» или «помогающие» профессии. Для данного типа профессий («Человек – человек») предметом труда являются люди, их сообщества, группы, связи и отношения между ними.
Это профессии, связанные с обучением, развитием, воспитанием, обслуживанием, руководством и контролем над деятельностью людей.
К профессиям данного типа относятся:
— профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра);
— профессии, связанные с обучением и воспитанием (воспитатель, няня, социальный работник, учитель, преподаватель, тренер);
— профессии, связанные бытовым обслуживанием (продавец, официант);
— профессии, связанные с правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор);
— профессии, связанные с организацией управления и власти (менеджер по персоналу, по связям с общественностью; администратор, политолог) и т.п. .
Главное содержание труда в данной профессии состоит в том, что в них нужно уметь активно взаимодействовать с людьми, общаться и коммуницировать, активно воздействовать на сложившиеся структуры и системы отношений (как на уровне отдельных личностей, так и на уровне целых организаций, или даже стран).
Кроме того, профессионал в данной сфере должен иметь как бы двойную подготовку: хорошо ориентироваться в системе той производственной области, в которой осуществляется работа, а также быть подготовленным к эффективному деловому общению с людьми.
Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.
Кроме того, по характеру труда выделяются два класса профессий:
— профессии исполнительского класса;
— профессии творческого класса .
Вторые связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, юрист, экономист, менеджер (руководитель), психолог, преподаватель и т.п.).
Изучив и обобщив материалы специалистов в области помогающих профессий (Г.М. Андреева , О.Н. Доценко , Э.Ф. Зеер , Е.А. Климов ), выделим некоторые особенности помогающей сферы деятельности.
Итак, её отличает:
— то, что при взаимодействии личности с этой сферой происходит формирование социальной реальности: образование, воспитание, социальная работа, психотерапия, менеджмент и др.;
— многосложность классификации элементов и явлений социального мира, объектов и субъектов социальной реальности (а точнее, её невозможность);
— многовариантность и нелинейность ситуаций (особенно в современных видах профессий);
— постоянные социальные изменения как ситуация постоянного некоторого «отступления» от нормы в общественном развитии, динамический процесс, состоящий не из объектов, а из событий, созданный и сконструированный действиями многих людей;
— социальная нестабильность как не просто эквивалент быстрых социальных изменений, но их возможная рассогласованность, смена темпа и направления изменений, несовпадение их в различных сферах общества и территориальная специфичность;
— «пересекаемость» норм и правил, возможность их потенциальной условности, конфликтности, взаимоисключаемости, изменчивости и т.п., вызывающее неоднозначное соответствие совершенного действия существующей норме;
— действие профессионала даже в рамках, определяемых профессией, не может быть жестко стандартизировано и алгоритмизировано;
— невозможность алгоритмизировать многообразие и каждую отдельную ситуацию профессиональной деятельности;
— достаточно высокая зависимость качества результата деятельности от «человеческого фактора», высокая степень субъективности экспертных оценок;
— нахождение в интенсивном контакте и взаимодействии с людьми, большая роль отношений с другими людьми в процессе профессионального взаимодействия и организации