Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему исследование процесса формирования навыков безопасности собственной жизнедеятельности у детей 6-7лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования навыков безопасности собственной жизнедеятельности у детей 6-7 лет 7
1.1. Безопасность жизнедеятельности, как актуальная проблема педагогической науки и современного образования 7
1.2. Современные требования к формированию навыков безопасности жизнедеятельности в условиях дошкольной образовательной организации 15
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков безопасности собственной жизнедеятельности у детей 6-7 лет 24
2.1. Методика констатирующего эксперимента 24
2.2 Состояние сформированности основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей 6-7 лет 27
2.3. Проект программы по формированию навыков безопасности собственной жизнедеятельности у детей 6-7 лет 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….58
Введение:
Актуальность исследования. Сегодня очевидна необходимость поиска механизма формирования у подрастающего поколения сознательного отношения к вопросам личной безопасности в связи с проявлениями разрушительных сил природы, увеличения количества промышленных аварий, социального и экологического неблагополучия, а также отсутствия навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях.
В Письме Министерства просвещения Российской Федерации «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» указывается, что решение проблем безопасности возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасной жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В этом письме впервые уделено внимание формированию культуры безопасности воспитанников образовательных учреждений. Этот вопрос нашёл своё отражение и в ФГОС от 17.10.2013г. № 1155.
Специалистами разных научных направлений отмечается, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть образование (Н.А. Едимская, М.А. Котик, Л.А. Михайлов, С.А. Проскурин, Ю.В. Репин и др.). Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Т.Г. Храмцова и др.). Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Ю.В. Репин призывает педагогов прививать детям дошкольного возраста нормы безопасного поведения в окружающей обстановке.
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не только оберегать от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения в быту, социуме и природе.
Эта задача ставится в образовательной области социально-коммуникативного развития дошкольников определенного ФГОС ДО. Содержание деятельности, направленной на создание условий безопасности жизнедеятельности, представлено в программе дошкольного образования, которая ставит задачу сформировать социальный опыт, личностные качества ребёнка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях. В рамках решения данной задачи у детей дошкольного возраста формируются представления о значимости безопасного поведения для охраны жизни и здоровья: правилах дорожного движения; безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях; пожарной безопасности; общения с незнакомыми людьми на улице и др.
Таким образом, проблема формирования основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников является актуальной и недостаточно разработанной. Противоречие между необходимостью формирования знаний и навыков основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста и отсутствием системы методической работы по формированию основ безопасного поведения детей позволило обозначить проблему и определить тему исследования: «Исследование процесса формирования навыков безопасности собственной жизнедеятельности у детей 6-7 лет».
Объект исследования: социально-коммуникативное развитие (формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе).
Предмет исследования: процесс формирования навыков безопасности собственной жизнедеятельности у детей 6-7 лет.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать проект программы по формированию навыков безопасности собственной жизнедеятельности у детей 6-7 лет.
Объект, предмет и цель исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Уточнить содержание понятий «навык», «безопасность жизнедеятельности», «навыки безопасности собственной жизнедеятельности».
2. Изучить современные требования к формированию навыков безопасности жизнедеятельности в условиях дошкольной образовательной организации.
3. Описать методику констатирующего эксперимента.
4. Выявить состояние сформированности основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей 6-7 лет.
5. Методически обосновать разработанный проект программы по формированию навыков безопасности собственной жизнедеятельности у детей 6-7 лет.
Методы исследования: теоретические методы: анализ, сравнение; обобщение; систематизация; эмпирические методы: наблюдение, опрос, тестирование.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении безопасности жизнедеятельности как актуальной проблемы педагогической науки и современного образования, в уточнении современных требований к формированию навыков безопасности жизнедеятельности в условиях дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования состоит в выявлении состояния сформированности основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей 6-7лет и разработке проекта программы по формированию навыков безопасности собственной жизнедеятельности у детей 6-7лет. Эта программа может быть рекомендована к внедрению в воспитательный процесс дошкольных образовательных организаций.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и источников и приложения.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели, что позволило теоретически обосновать и разработать проект программы по формированию навыков безопасности собственной жизнедеятельности у детей 6-7 лет.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— было уточнено содержание понятий «навык», «безопасность жизнедеятельности», «навыки безопасности собственной жизнедеятельности»;
Навык – это способность деятельности, сформированная пут6м повторения и доведения до автоматизма. Безопасность жизнедеятельности понимается нами как система знаний, обеспечивающая благоприятное, нормальное состояние окружающей человека среды, при которой снижена возможность возникновения опасных факторов. Поэтому под понятием «навыки безопасности собственной жизнедеятельности» в работе понимается автоматизированная способность к предупреждению и минимизации последствий различных опасностей окружающего мира.
— были изучены современные требования к формированию навыков безопасности жизнедеятельности в условиях дошкольной образовательной организации;
При изучении литературных источников по проблеме формирования безопасности жизнедеятельности у дошкольников, мы отметили, что в современной педагогической теории проблема формирования навыков безопасного воспитания рассмотрена достаточно подробно. На сегодняшний день основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе) является подготовка дошкольника к безопасной жизни в окружающей среде (природной, техногенной и социальной). По мере изменений условий жизни человека, по мере возрастания модернизации, изменяются правила безопасности жизнедеятельности человека, они усложняются, требуя повышенного изучения и обучения им детей. Анализ литературы показывает, что изучение данной темы является на высоком уровне. Современная система образования претерпела значительные изменения в вопросе обучения основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
— была описана методика констатирующего эксперимента;
Констатирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ №6 «Детский сад «Росинка» города Лангепас. В нем приняли участие 28 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). В рамках констатирующего эксперимента были использованы такие методы как: индивидуальное анкетирование детей обеих групп (теоретические знания основ безопасности жизнедеятельности), наблюдение за поведением детей в повседневной жизни (практическое применение знаний об основах безопасности жизнедеятельности).
— было выявлено состояние сформированности основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей 6-7 лет;
Высокий уровень теоретических знаний об основах безопасности жизнедеятельности выявлен у 21,4%. 42,8% и 57,2% показали средний уровень теоретических знаний об основах безопасности жизнедеятельности. Низкий уровень определен у 35,7% и 24,4% детей.
В экспериментальной группе высокий уровень практического соблюдения правил безопасности жизнедеятельности не выявлен. Средний уровень показали 71,4%, низкий уровень – 28,5%. В контрольной группе высокий уровень выявлен у 7,14% детей, средний – у 57,2% детей, а низкий – у 35,7% детей.
— был методически обоснован разработанный проект программы по формированию навыков безопасности собственной жизнедеятельности у детей 6-7 лет.
Целью проекта выступил подбор и адаптация более результативных педагогических требований для воспитания знаний основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Для реализации указанной цели были использованы следующие задачи: выбрать наглядные пособия и методы их применения, когда должны формироваться знания о безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в разнообразных видах деятельности; описать педагогические условия, нужные для развития познаний о безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Таким образом, цель работы была достигнута, а задачи реализованы в полном объеме.
В заключение отметим, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования навыков безопасности собственной жизнедеятельности у детей 6-7 лет
1.1. Безопасность жизнедеятельности, как актуальная проблема педагогической науки и современного образования
В современных условиях нарастания социально-экономической напряженности и усиления влияния криминогенной сферы на жизнь общества, нарушаются процессы адаптации человека во всех средах его жизнедеятельности: природной, техногенной и социальной. Результатом вышеупомянутых процессов в России явилась инициализация депопуляции нации, выраженная в снижении уровня ее физического и психического здоровья.
Обучение населения основам безопасности жизнедеятельности – первый этап на пути преодоления обозначенной проблемы. Имеющаяся тенденция к увеличению потребности в квалифицированных специалистах данного профиля на всех ступенях образования, в том числе в учреждениях дошкольного образования, обусловила необходимость организации специальной подготовки педагогических кадров. В современных условиях, помимо высокого уровня теоретических знаний и практических навыков, специалист в области безопасности жизнедеятельности (БЖ) должен обладать основными функциональными навыками педагогической деятельности [4, c. 50-52]. Кроме навыков обеспечения безопасности образовательного процесса и его конструирования, к разряду необходимых относятся:
— планирование познавательной деятельности воспитанников;
— знание классических и инновационных типов занятий;
— владение различными методами воспитания, включая научно-исследовательскую деятельность [4].
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» в дошкольном образовательном учреждении представляет собой звено системы образования, реализующее педагогическую концепцию формирования личности безопасного типа.
На современном этапе под образованием в области безопасности жизнедеятельности подразумевается непрерывный процесс воспитания личности, направленный на формирование системы научных, практических знаний и умений ценностных ориентаций и поведенческих установок, обеспечивающих безопасное взаимодействие человека с окружающей социальной, природной и техногенной средой [7].
Культура безопасного взаимодействия с окружающей средой является целостной системой, которая базируется на основах фундаментальных знаний естественных, технических, гуманитарных наук, изучение которых формирует понятия об опасных процессах, происходящих в природной, техногенной и социальной средах.
На основе первичных понятий формируются понимание степени опасности изучаемых процессов и осознание необходимости развития навыков безопасного взаимодействия с окружающим миром.
Конечная цель образования в области безопасности жизнедеятельности – формирование культуры безопасного поведения, которая трансформирует полученные знания в совокупность безопасных поступков и действий индивидуума по отношению к окружающему миру.
Для реализации поставленных целей в процессе осуществления воспитательной деятельности педагог должен последовательно решать следующие основные задачи:
— осуществлять воспитание дошкольников с учетом специфики образовательной области и на основе государственного образовательного стандарта;
— способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению образовательных программ;
— использовать разнообразные приемы, методы и средства воспитания;
— осознавать необходимость соблюдения прав и свобод воспитанников, предусмотренных законом Российской Федерации «Об образовании», «Конвенцией о правах ребенка»;
— систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым к участию в деятельности методических объединений и в других формах методической работы;
— осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими);
— владеть основами общетеоретических дисциплин: педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, методики воспитательной работы – в объеме, необходимом для решения воспитательных, педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
— выполнять требования к оснащению и оборудованию предметно-пространственной среды;
— использовать разнообразные средства воспитания и их возможности;
— соблюдать основные направления и перспективы развития образования дошкольного образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда [3].
Возможность реализации этих задач в процессе профессиональной воспитательной и педагогической деятельности требует от воспитателя высокой теоретической и научно-методической подготовки.
Аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности, согласно анализу проектов и концепций, посвященных модернизации образования, изучается на всех ступенях дошкольного образования [34].