Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Исследование особенностей синдрома эмоционального выгорания у сотрудников организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У КОНСУЛЬТАНТОВ ПО ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ 6
1.1. Феномен эмоционального выгорания в психологии: история вопроса, определение понятия 6
1.2. Социально-психологические факторы формирования эмоционального выгорания 14
1.3. Стадии развития синдрома эмоционального выгорания 21
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У КОНСУЛЬТАНТОВ ПО ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСМОСТИ ИЗ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «ДОМ НАДЕЖДЫ НА ГОРЕ» 27
2.1. Характеристика исследуемых групп 28
2.2. Характеристика методов исследования 29
2.3. Методы математико-статистической обработки материалов 33
3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У КОНСУЛЬТАНТОВ ПО ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСМОСТИ ИЗ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «ДОМ НАДЕЖДЫ НА ГОРЕ» 35
3.1. Результаты диагностики сотрудников организации по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко 35
3.2. Результаты диагностики сотрудников организации по опроснику MBI К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой 39
3.3. Результаты диагностики сотрудников организации по 16-факторному личностному опроснику Р.Б. Кеттелла 42
3.4. Результаты диагностики сотрудников организации по многофакторному личностному опроснику FPI 44
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ВЫВОДЫ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Приложение 1 Сводная таблица первичных данных………………………….62
Введение:
Актуальность темы исследования. В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современности становится проблема эмоционального выгорания личности. Это связано с увеличением интенсивности и продолжительности труда, усилением рабочих нагрузок, ростом напряженности и профессиональных стрессов, стремительной информатизацией общества, политической, экономической и социальной напряженностью. Подобные явления негативно сказываются на психологическом благополучии граждан, приводя к возникновению и развитию эмоционального выгорания.
Понятие «эмоциональное выгорание» было введено в научный оборот Г. Фрейденбергом (1974 г.) и трактовалось как нарастающее эмоциональное истощение, влекущее за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений). Другим основоположником теории эмоционального выгорания выступает К. Маслач, определяющая эмоциональное выгорание как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к окружающим.
В связи с высокой распространенностью синдрома эмоционального выгорания и наносимым им значительным уроном в личностном становлении индивидов, проблема поиска тех личностных характеристик, которые помогают его избежать, обуславливает актуальность обращения к этой проблеме.
Цель исследования: выполнить исследование особенностей синдрома эмоционального выгорания у консультантов по химической зависимости реабилитационных центров.
Достижению цели исследования будет служить реализация следующих задач:
1. Рассмотреть историю вопроса и определение понятия «феномен эмоционального выгорания».
2. Представить социально-психологические факторы формирования эмоционального выгорания.
3. Охарактеризовать стадии развития синдрома эмоционального выгорания.
4. Проанализировать результаты диагностики консультантов по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко и по опроснику MBI К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой.
5. Проанализировать результаты диагностики консультантов по 16-факторному личностному опроснику Р.Б. Кеттелла.
6. Проанализировать результаты диагностики консультантов по многофакторному личностному опроснику FPI.
7. Сформулировать практические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания у консультантов по химической зависимости реабилитационных центров.
Объект исследования: консультанты по химической зависимости реабилитационных центров.
Предмет исследования: особенности синдрома эмоционального выгорания у консультантов.
Гипотеза исследования: можно предположить, что:
1) консультанты по химической зависимости реабилитационных центров с различным стажем имеют значимые различия в выраженности показателей эмоционального выгорания;
2) определенные личностные особенности консультантов по химической зависимости реабилитационных центров значимо коррелируют с показателями эмоционального выгорания.
В решении поставленных задач были использованы следующие методы и методики исследования:
1. Методы теоретического анализа.
2. Психодиагностические методы исследования:
— методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;
— опросник MBI К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой;
— Многофакторный личностный опросник FPI;
— 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла.
3. Методы математико-статистической обработки данных (сравнительный и корреляционный анализ, расчет достоверности различий).
Выборка испытуемых: эмпирическое исследование прошло при участии 50 консультантов по химической зависимости реабилитационных центров.
Заключение:
По итогам выполнения квалификационной работы была достигнута цель – выполнить исследование особенностей синдрома эмоционального выгорания у консультантов по химической зависимости реабилитационных центров. Достижению цели способствовало решение задач:
— была рассмотрена история вопроса и определено понятие «феномен эмоционального выгорания»;
— были представлены социально-психологические факторы формирования эмоционального выгорания;
— были охарактеризованы стадии развития синдрома эмоционального выгорания;
— были проанализированы результаты диагностики консультантов по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко и по опроснику MBI К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой;
— были проанализированы результаты диагностики консультантов по 16-факторному личностному опроснику Р.Б. Кеттелла;
— были проанализированы результаты диагностики консультантов по многофакторному личностному опроснику FPI;
— были сформулированы практические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания у консультантов по химической зависимости реабилитационных центров.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезы исследования о том, что консультанты по химической зависимости реабилитационных центров с различным стажем имеют значимые различия в выраженности показателей эмоционального выгорания; определенные личностные особенности консультантов по химической зависимости реабилитационных центров значимо коррелируют с показателями эмоционального выгорания.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У КОНСУЛЬТАНТОВ ПО ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ
1.1. Феномен эмоционального выгорания в психологии: история вопроса, определение понятия
На «эмоциональное выгорание» как на психологический феномен ученые обратили свое внимание не так давно. Научные разработки по данной проблеме появились почти одновременно в США и в России (Советском Союзе).
Впервые этот феномен был описан Б.Г. Ананьевым в 1968 году. По мнению автора, «профессиональное сгорание» есть негативное явление, возникающее у представителей «помогающих» профессий, а также связанных с непосредственным общением с людьми [1].
В 1969 году Г. Бредли [13] исследовал и описал сходные состояния, которым были подвержены сотрудники американских пенитенциарных учреждений. Однако автором понятия «эмоциональное выгорание» (англ. burnout)» по праву считается американский психиатр Г. Фройденбергер [11] (Н. Freudenberger), описавший в 1974 году данный феномен как психологическое состояние людей, оказывающих профессиональную помощь и в силу этого находящихся в постоянном тесном общении с клиентами, зачастую в эмоционально напряженной атмосфере.
В 1976 году социальный психолог К. Маслач (C. Maslach) [31] сделала следующий шаг в описании данного феномена. Она определила его уже как синдром, включающий в себя не только эмоциональное, но и физическое истощение, а также ряд деструктивных профессиональных и личностных изменений. Например, негативное отношение к работе, утрату эмпатии и возрастающее отрицательное отношение к пациентам или клиентам, к коллегам [31].
Устойчивость к воздействию различных стрессоров в профессиональной деятельности занимала психологов разных направлений уже достаточно давно. В работах Г. Селье [40], Р. Лазаруса [23], М. Фридмана [36] показано деструктивное влияние длительного стрессогенного воздействия на психологическую устойчивость, общее самочувствие человека, а также его удовлетворенность результатами собственной деятельности, как стресс-реакция на межличностные отношения в социальных профессиях.
В литературе даже появился термин «бессильный помощник», описывающий реакцию работников на продолжительный «стресс общения».
Несмотря на существующий интерес к проблеме, наибольшее внимание к данному феномену приходится на 70-е годы двадцатого века. Среди причин называют, усилившуюся в американском обществе, тенденцию к индивидуализации, стремление к личной самореализации, а также реорганизацию социальных служб, предпринятую в США на правительственной основе. В довоенный период роль социально-психологической поддержки осуществлялась главным образом неформально – родственниками, соседями, друзьями, религиозными общинами. Результатом вмешательства американского правительства в структуру социальных служб стало усиление их бюрократически-правовой основы. Повышение уровня ожиданий как со стороны общества по отношению к работникам социальных служб, так и работников служб в отношении профессиональной самореализации не выдержали столкновения с реальностью [43].
Огромное количество исследований и публикаций, появившихся в это время, отличалось чрезвычайной разнородностью. Для одних был характерен клинический подход к проблеме, предложенный Г. Фройденбергером [11], другие были весьма субъективны. Эмпирический материал содержало всего 10% публикаций. В смысл понятия «выгорание» каждый автор вкалывал свои критерии, границы его расширялись до любых пределов, в результате под данным понятием стало возможным понимать практически любой феномен, что создало опасность потери его смысла в целом. Отсутствие единой концептуальной модели потребовало изменение подхода к изучению феномена «выгорания», необходимость систематизации его экспериментального изучения. Наконец, новый этап исследований дополнил научными методами разнородные теоретические модели. Были разработаны стандартизированные методики, позволяющие не только диагностировать «выгорание», но и получить данные о его структуре и причинах возникновения. Исследовательский подход, в отличие от клинического, позволил расширить понимание данного феномена и его механизмов. В результате представление о «выгорании» как атрибуте профессий типа «человек-человек» дополнилось за счет представителей других профессиональных сфер [11].
На рубеже веков представления о феномене «выгорания» вышли за рамки психологии. Включившись в исследования, представители социологии и медицины превратили данную проблему уже в междисциплинарную проблему. Но, несмотря на огромное количество эмпирических исследований, единой позиции по основным вопросам так и не было выработано.
Под «выгоранием» нередко понимается функциональный поведенческий стереотип, позволяющий экономить внутренние ресурсы организма. В.В. Бойко [3] эмоциональное выгорание выделил в качестве выработанного человеком механизма психологической защиты, понижающего интенсивность эмоциональных проявлений в ответ на длительные стрессогенные воздействия [3].