Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки Государственное и муниципальное управление

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему «Исследование и совершенствование системы государственного управления в области культуры (на примере МБДОУ «Детский сад N 10 «Tеремок» Полесского района Калининградской области»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПЕРЕДОВАЯ ПРАКТИКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ 6
1.1. Теоретические и правовые основы система управления в области культуры РФ 6
1.2. Передовая практика управления в области культуры на муниципальном уровне в российской системе дошкольного образования 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №10 «ТЕРЕМОК» 26
2.1. Общая характеристика МБДОУ Детский сад №10 «Теремок» 26
2.2. Анализ состояния системы управления в области культуры в МБДОУ Детский сад №10 «Теремок» 31
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ В МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №10 «ТЕРЕМОК» 44
3.1. Основные направления совершенствования управления в области культуры в МБДОУ Детский сад №10 «Теремок» 44
3.2.Ожидаемые результаты от реализации совершенствования управления в области культуры в МБДОУ Детский сад №10 «Теремок» 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71

  

Введение:

 

Сегодня в России необходимо повышать качество и эффективность управленческой деятельности в сфере культуры, увеличивать функциональную результативность работы органов государственного управления культурой, формировать на основе современных научных исследований соответствующих методов управления с учетом специфики этой сферы общественных отношений.
В современных условиях культурная отрасль государства почувствовала на себе определенные проблемы, связанные в основном с недостаточным ее финансированием и неэффективным использованием бюджетных ресурсов, с несогласованностью между официальной культурной политикой государства и современными тенденциями развития культуры, практическим отсутствием всестороннего анализа и мониторинга культурной деятельности, несоответствием законодательства в этой сфере европейским нормам и стандартам и др. При этом, одной из основных причин такого положения, как представляется, недостаточно высокий уровень эффективности государственного управления культурой.
Для более полной реализации потенциальных возможностей влияния культуры на общественный прогресс нужна научно обоснованная стратегия. Ее формированию и реализации должна активно способствовать юридическая наука, в частности, научные исследования, связанные с совершенствованием управленческих отношений в сфере культуры.
Вместе с тем следует отметить, что по нынешним временам теоретическим вопросам государственного управления культурой в России уделяется недостаточно внимания. Нет современных монографий, посвященных проблемам государственного управления культурой в стране. Это является свидетельством того, что вопросы организации управления культурой в государственном масштабе еще недостаточно исследованы, хотя эта проблема представляет собой весьма значительный теоретический и практический интерес.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью: во-первых, теоретического осмысления управления в сфере культуры в Российской Федерации; во-вторых, выявления особенностей управления культурой в дошкольном образовании, анализ и совершенствование системы государственного управления в области культуры.
Целью выпускной квалификационной работы является оценка и совершенствование системы государственного управления в области культуры на примере МБДОУ «Детский сад № 10 «Tеремок» Полесского района Калининградской области».
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
 рассмотреть теоретические и правовые основы системы управления в области культуры РФ;
 раскрыть передовую практику управления в области культуры на муниципальном уровне в российской системе дошкольного образования;
 провести общую характеристику МБДОУ Детский сад №10 «Теремок»;
 осуществить анализ состояния системы управления в области культуры в МБДОУ Детский сад №10 «Теремок»;
 разработать основные направления совершенствования управления в области культуры в МБДОУ Детский сад №10 «Теремок»;
 раскрыть ожидаемые результаты от реализации совершенствования управления в области культуры в МБДОУ Детский сад №10 «Теремок».
Объектом выпускной квалификационной работы является МБДОУ Детский сад №10 «Теремок».
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является управление в области культуры в МБДОУ Детский сад №10 «Теремок».
Для проведения исследования использованы следующие методы: логический, анализ, синтез. Они направлены на изучение теоретических основ и передовой практики в системе государственного управления в области культуры; анализ управления в области культуры МБДОУ Детский сад №10 «Теремок»; совершенствование управления в области культуры в МБДОУ Детский сад №10 «Теремок».
Элементы новизны. Автором впервые комплексно рассмотрены особенности управления в области культуры МБДОУ Детский сад №10 «Теремок».
Практическая значимость исследуемой проблемы. Практическая ценность выпускной квалификационной работы заключается в том, что отдельные разделы работы могут быть использованы в качестве лекционного материала. Разработанный предложения лягут в основу развития управления в области культуры МБДОУ Детский сад №10 «Теремок».
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы получены следующие результаты:
1. Приоритеты государственной политики в сфере культуры установлены рядом стратегических документов и нормативных правовых актов Российской Федерации. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятые в 1992 г., стали своего рода «конституцией» для культуры, сформулировавшей культурные права и свободы, права этнических групп и меньшинств, определившей государственные обязательства в сфере культуры и искусства, а также основные принципы культурной политики. Массив специальных законов в области культуры сегодня охватывает широчайший круг вопросов, и законодатель уверенно встал на путь углубления специализации законодательства о культуре в соответствии с видами культурной деятельности.
2. Ведущую роль в области культуры на муниципальном уровне в российской системе дошкольного образования играет Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Проектирование современного образовательного процесса в детском саду в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования нацеливает педагогов на широкое использование культурных практик дошкольников. Культурные практики становятся важной структурной единицей образовательного процесса в детском саду, приобщение детей к культурным нормам является одним из основных принципов дошкольного образования. К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, художественных способов действий.
3. Сегодня МБДОУ Детский сад №10 «Теремок» – это стабильно развивающееся дошкольное образовательное учреждение. МБДОУ Детский сад №10 «Теремок» работает 5 дней в неделю. Воспитательно-образовательный процесс в детском саду организуется в соответствии с целями и задачами учреждения. В МБДОУ Детский сад №10 «Теремок» имеются группы общеразвивающей направленности и группы компенсирующей направленности. Для обеспечения безопасности пребывания детей в саду созданы необходимые условия, имеются музыкальный и спортивные залы.
4. В МБДОУ Детский сад №10 «Теремок» создана система управления в сфере культуры в соответствии с целями и содержанием работы учреждения. В МБДОУ Детский сад №10 «Теремок» работает 45 человек, из которых 3 чел. административный аппарат; 24 сотрудника – педагогический аппарат и 18 чел. вспомогательный. Основными проблемами управления в сфере культуры МБДОУ Детский сад №10 «Теремок» являются: недостаточный уровень финансирования, недостаточная мотивация персонала и высокая текучесть кадров.
5. Предлагаем следующие направления совершенствования управления в области культуры в МБДОУ Детский сад №10 «Теремок»: разработать и внедрить новую дополнительную платную образовательную услугу – кружок хореографии; дополнительные средства, полученные в результате внедрения платной услуги направить на развитие материально-культурной базы учреждения и на мотивацию сотрудников; улучшить систему мотивации и стимулирования сотрудников МБДОУ Детский сад №10 «Теремок», путем применения новых материальных и нематериальных приемов мотивации.
6. Цена платной услуги «Хореография» на одного воспитанника составит 2000 руб. в месяц. В результате внедрения платной услуги «Хореография» МБДОУ Детский сад №10 «Теремок» получит дополнительный годовой доход в размере 2160 тыс. руб. Дополнительный доход МБДОУ Детский сад №10 «Теремок», который получит ДОУ от внедрения дополнительной платной услуги «Хореография» будет распределен следующим образом:
— на развитие материально-культурной базы МБДОУ Детский сад №10 «Теремок» будет направлено 864 тыс. руб. или 40% от дохода;
— на улучшения системы мотивации и стимулирования сотрудников МБДОУ Детский сад №10 «Теремок» будет направлено 1296 тыс. руб. или 60% от дохода.
Затраты на материальную мотивацию сотрудников МБДОУ Детский сад №10 «Теремок» составят 1104 тыс. руб. в год. Затраты на нематериальную мотивацию сотрудников МБДОУ Детский сад №10 «Теремок» составят 360 тыс. руб. в год. В общем затраты на совершенствование управления в области культуры в МБДОУ Детский сад №10 «Теремок» составят 3257 тыс. руб. в год.
Благодаря разработанным мероприятиям по совершенствованию управления в области культуры МБДОУ Детский сад №10 «Теремок» будет получен годовой эффект в размере 1000 тыс. руб., а эффективность мероприятий по совершенствованию управления в области культуры МБДОУ Детский сад №10 «Теремок» составит 30,7%. В результате совершенствования управления в области культуры МБДОУ Детский сад №10 «Теремок» будет получен значительный социальный эффект.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПЕРЕДОВАЯ ПРАКТИКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

1.1. Теоретические и правовые основы система управления в области культуры РФ

Специфика культуры как объекта государственного управления обусловлена тем, что она, как сфера творческой свободы личности, социальных групп и общества в целом, обладает большим потенциалом саморегулирования и самоорганизации. Среди принципов реализации культурной политики можно выделить: наличие постоянного прямого или косвенного воздействия субъектов политического процесса (прежде всего государства) на сферу культуры; неизбежное формирование приоритетов в культурной политике; прямую зависимость «веса» субъекта культурной политики от объема материальных вложений в эту сферу; связь культурной политики с политическими и социальными характеристиками общества; наличие противоречий целей и интересов субъектов и объектов культурной политики. Опыт реализации государственной культурной политики в нашей стране показывает, что культура всегда в той или иной степени оказывалась в числе приоритетных отраслей деятельности органов управления. Современная модель культурной политики России реализуется с помощью программно-целевого метода управления, что позволяет достичь более эффективного решения органами управления существующих в этой области проблем, обеспечить прозрачность расходования предусмотренных финансовых средств, четче контролировать достижение запланированных показателей .
Министерство культуры Российской Федерации – это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный заниматься вопросами культуры и искусства. В структуру Министерства входит ряд департаментов, отвечающих за различные направления деятельности Министерства (рис. 1).

Рисунок 1 – Структура Министерства культуры РФ
Сотрудники департамента музеев создают условия для использования, сохранения и пополнения фондов музеев, проводят аттестацию специалистов в области историко-культурной и искусствоведческой экспертизы.
Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества отвечает за сохранность и развитие всех видов искусств в России – музыкального, театрального, циркового, изобразительного. Сотрудники департамента популяризируют творчество россиян в своей стране и за рубежом, обеспечивают доступ широких слоев населения к произведениям искусства, оказывают поддержку новаторским и альтернативным формам искусства, вырабатывают стратегию развития искусства в России, оценивают работу государственных учреждений в этой области.
Департамент кинематографии отвечает за развитие отечественной киноиндустрии и создание условий для плодотворной деятельности российских кинематографистов. Сотрудники департамента продвигают российские фильмы на международные фестивали, пропагандируют отечественную кинопродукцию, а также выдают прокатные удостоверения на фильмы, выходящие на экраны в Российской Федерации.
Департамент государственной охраны культурного наследия контролирует соблюдение законодательства Российской Федерации в сфере культурного наследия. Сотрудники департамента лицензируют деятельность по сохранению объектов культуры, выдают задачи и разрешения на работы по сохранению культурных ценностей, аттестируют специалистов в области реставрации.
Департамент науки и образования подготавливает правовые акты в области культуры и библиотечно-информационной сфере. Сотрудники департамента отвечают за развитие научного потенциала отрасли, системы художественного образования и сохранения библиотек, повышение квалификации кадров и развитие международного сотрудничества в этих областях, а также информатизацию отрасли культуры.
Департамент экономики и финансов формирует единую финансовую политику в области культуры. Сотрудники департамента ведут управленческий, статистический и бухгалтерский учет в сфере культуры, делают аналитику кассового исполнения федерального бюджета Министерства и подведомственных учреждений, разрабатывают документы по субсидиям.
Департамент инвестиций и имущества отвечает за капитальное строительство, реконструкцию и реставрацию объектов искусства, культуры и кинематографии. Сотрудники департамента проводят мониторинг подведомственных организаций по части использования недвижимого имущества, формируют единый реестр объектов культурного наследия России, доводят до субъектов Российской Федерации субсидии на развитие искусства и культуры.
Нормативно-правовой департамент обеспечивает правовую деятельность ведомства. Сотрудники департамента вносят свои предложения по усовершенствованию законодательства в области культуры и искусства, вырабатывают и реализуют государственную политику в сфере авторского права и смежных прав, осуществляют контроль в этой сфере.
Департамент управления делами осуществляет организацию ведения делопроизводства и ведомственного архива Министерства, контроль за выполнением поручений в установленные сроки, административно-хозяйственное и социально-бытовое обеспечение гражданских служащих, обеспечивает организационно-документационную деятельность коллегии Министерства
Департамент туризма и региональной политики формирует общие принципы государственной политики в сфере туризма и развития регионов. Сотрудники департамента разрабатывают инновационные предложения по развитию туристской отрасли и развитию культуры в регионах.
Департамент международного сотрудничества обеспечивает взаимодействие Министерства культуры РФ с ведомствами, которые реализуют культурную политику России за рубежом. Сотрудники департамента организуют Дни российской культуры и другие мероприятия в иностранных государствах, а также подготавливают договора по международному сотрудничеству в сфере искусства.
Основная задача Министерства культуры Российской Федерации — реализация Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016г. Мы работаем для того, чтобы изо дня в день Россия укрепляла свой статус великой культурной державы, а каждый из её граждан ощущал свою причастность к нашим национальным культурным ценностям.
Минкультуры самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит проекты нормативных актов по вопросам: культуры, искусства, кинематографии, авторского права, смежных прав, историко-культурного наследия, туристской деятельности, международного культурного и информационного сотрудничества.
Минкультуры действует как непосредственно, так и через свои территориальные органы – управления Министерства культуры РФ :
— по Центральному федеральному округу;
— Уральскому федеральному округу;
— Северо-Западному федеральному округу;
— Приволжскому федеральному округу;
— Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам;
— Дальневосточному федеральному округу.
— Сибирскому федеральному округу.
Минкультуры взаимодействует с различными органами местного самоуправления и субъектов РФ, общественными и культурными организациями.
Минкультуры является учредителем различных учреждений культуры федерального значения, таким как Государственная Третьяковская галерея, Государственный академический Большой театр России, Российская национальная библиотека, Государственный академический Мариинский театр, Государственный Эрмитаж и др.
Такая же структура управления сформирована и в субъектах Российской Федерации (областей, краев и республик). При губернаторе или президенте сформирован Совет по культуре. В органах законодательной власти функционируют Комиссии, занимающиеся проблемами культуры, исполнительную власть осуществляют министерства культуры, комитеты.
Государственное управление в области культуры на муниципальном уровне (районном, городском) также осуществляется по обеим ветвям государственной власти: при помощи определенных комиссий по вопросам культуры при депутатском корпусе (линия представительной власти) и различных отделов культуры при администрации района или города (линия исполнительной власти).
Согласованность действий разных уровней государственного управления сферой культуры достигается за счет строгого разделения полномочий между ними. Сфера полномочий каждого уровня закреплена в разд. VII Закона № 3612-1 .
К полномочиям в сфере культуры федеральных органов государственной власти относятся общие, стратегические и наиболее важные направления:
— поддержание культурных прав и свобод человека;
— формирование базы и направлений федеральной культурной политики, принятие нормативно-правовых актов федерального значения в сфере культуры, в т.ч. государственных программ, направленных на сохранение и развитие культуры в РФ;
— регулирование взаимоотношений в сфере культурной собственности, порядка распоряжения и хозяйственной деятельности объектов и национального культурного достояния РФ;
— формирование расходов на культуру в федеральном бюджете;
— формирование внешней политики культурного сотрудничества;
— регулирование ввоза и вывоза из РФ объектов и предметов представляющих культурную ценность;
— выработка основ принципов государственной политики подготовки специалистов в сфере области искусств и культуры, оплаты труда, занятости, принятие минимального уровня вознаграждения по федеральным организациям культуры;
— формирование государственной системы единой информационной поддержи культурной деятельности в РФ;
— проведение официального статистического учета в сфере культуры;
— контролирование исполнения правовых актов РФ в сфере культуры;
— популяризация, использование, сохранение объектов культурного наследия РФ (различных памятников культуры и истории), которые находятся в федеральной собственности и их государственная охрана;
— сохранение и охрана особо ценных и важных объектов культурного достояния народов РФ согласно порядку, регламентированному органом исполнительной власти уполномоченным Правительством РФ;
— формирования и распространение ежегодного доклада о состоянии культуры в РФ;
— формирование условий для проведения независимого экспертного аудита оценки качества услуг, предоставленных учреждениями культуры.
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся следующие направления регионального управления культурой:
— популяризация, использование, сохранение объектов культурного наследия РФ (различных памятников культуры и истории), которые находятся в собственности субъекта РФ и их государственная охрана;
— обеспечение обслуживания населения библиотеками субъектов РФ;
— поддержание и формирование государственных музеев (кроме государственных музеев федерального значения);
— поддержание и формирование учреждений культуры (кроме учреждений культуры федерального значения);
— поддержание народных художественных промыслов (кроме учреждений федерального уровня);
— поддержание местных и региональных национальных культурных автономий;
— формирование условий для проведения независимого экспертного аудита оценки качества услуг, предоставленных учреждениями культуры регионального значения.
К полномочиям органов местного самоуправления относятся следующие направления управления культурой:
— координация библиотечного обслуживания населения, обеспечение и комплектование сохранности различных библиотечных фондов библиотек городского округа (района, поселения);
— формирование условий для проведения культурного досуга и снабжения жителей городского округа (района, поселения) различными услугами учреждений культуры;
— популяризация, использование, сохранение объектов культурного наследия РФ (различных памятников культуры и истории) местного (муниципального) значения, которые находятся на территории городского округа (района, поселения) и их государственная охрана;
— формирование условий для развития традиционного местного народного творчества, участие развитии, возрождении и сохранении народных художественных промыслов в городском округе (районе, поселении).
В субъектах РФ – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области культуры устанавливаются законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Итак, главную роль государственном управлении сферой культуры играет Министерство культуры Российской Федерации. Минкультуры взаимодействует с различными органами местного самоуправления и субъектов РФ, общественными и культурными организациями. В структуру Министерства культуры входит ряд департаментов, отвечающих за различные направления деятельности Министерства в сфере культуры.
Действующее в России законодательство в сфере культуры можно разделить на две части: национальное законодательство и международные акты и соглашения. При этом российская Конституция (ч. 4 ст. 15) говорит о приоритете норм международного права над национальными: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» .
Международные акты (документы ООН, ЮНЕСКО, Всемирной туристской организации, Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, СНЕ, Шанхайской организации сотрудничества) исходят из того, что права человека в сфере культуры вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, а также право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных и художественных трудов, автором которых он является. Указанные документы признают право лиц с ограниченными физическими возможностями на безбарьерный доступ к культурной инфрастуктуре; декларируют необходимость сохранения всемирного культурного наследия; говорят о поощрении терпимости и культурного многообразия, необходимости изучать языки, историю и культуру других стран, искоренять предрассудки; называют туризм мощным фактором обеспечения мира и укрепления дружбы и взаимопонимания между народами планеты; призывают государства к тесному сотрудничеству в сохранении культурных ценностей и культурном обмене, поощрении культуры мира и диалога между всеми цивилизациями .
Таким образом, основное внимание международные соглашения уделяют правам и свободам человека в сфере культуры.
Остановимся подробнее на национальном законодательстве. В соответствии с Конституцией РФ оно подразделяется на федеральное законодательство, законодательство субъектов РФ, а также правовые акты органов местного самоуправления.
Определяющим источником правового регулирования сферы культуры в России является Конституция РФ. Нормы Конституции можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся нормы, провозглашающие права и свободы граждан в сфере культуры. Во вторую группу входят нормы, регулирующие трудовые отношения и имеющие общий характер. К третьей группе норм Конституции РФ относятся нормы, устанавливающие сферы ведения Российской Федерации («федерального центра») и ее субъектов, систему государственных органов, их компетенцию, в том числе в области культуры. Важное значение имеют положения Конституции РФ о прямом ее действии и применении на всей территории России (ч. 1 ст. 15). Принципы и правовые нормы Конституции действуют непосредственно, если: а) они не конкретизируются в иных отраслях права, и б) в действующем законодательстве еще не отменены (не изменены) нормы, противоречащие конституционным установлениям.
Наряду с положениями Конституции РФ, закрепившей в ст. 44 право каждого на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, защиту интеллектуальной собственности, а также обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России выступают Основы законодательства Российской Федерации о культуре, принятые Верховным Советом РФ 09.10.1992 №3612-1. Наличие общего закона о культуре составляет важнейшую особенность современного этапа развития российского законодательства о культуре. В соответствии с ч. 2 ст. 81.1, ч. 2 ст. 84.1, ч. 2 ст. 84.11 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации от 12.04.1978 (в редакции от 10.12.1992) в Российской Федерации до 25.12.1993 (дата официального опубликования и вступления в силу действующей сегодня Конституции РФ). Основы законодательства представляли собой законодательный акт, устанавливавший основные принципы правового регулирования в определенной сфере общественных отношений .
Приоритеты государственной политики в сфере культуры установлены рядом стратегических документов и нормативных правовых актов Российской Федерации:
– Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
– Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия»;
– Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) и др.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 – 2020 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2567-р), направленная на:
 формирование у граждан Российской Федерации мировоззрения, общественного сознания, поведенческих норм, скрепляющих нацию и формирующих общегражданскую идентичность, чувство патриотизма; противостояние насаждению в российском обществе чуждых ему ценностей;
 широкую вовлеченность российского общества в процессы культурного строительства.
Массив специальных законов в области культуры сегодня охватывает широчайший круг вопросов, и законодатель уверенно встал на путь углубления специализации законодательства о культуре в соответствии с видами культурной деятельности. Практически по всем направлениям культурной жизни в Российской Федерации приняты специальные нормативные правовые акты, регулирующие особенности государственного воздействия в той или иной области. Сказанное составляет важнейшую особенность действующего российского законодательства о культуре: повышение роли закона в правовом регулировании культурной деятельности. В период с 1991 г. по 2015 г. было принято полтора десятка законодательных актов, непосредственно посвященных вопросам создания, сохранения, распространения и освоения культурных ценностей (в связи с этим в литературе уже высказывается мнение о необходимости разработки кодекса законов о культуре. Центральное место среди них занимают Основы законодательства о культуре. Наличие общего закона о культуре составляет другую особенность современного этапа развития российского законодательства о культуре.
Однако не все проблемы, возникающие на практике, требуют отдельного закона. Поэтому органами государственной власти активно используются и другие правовые и организационные возможности. Например, в целях регламентации государственной поддержки театральному и цирковому искусствам использован такой вид юридических (правовых) документов, как акты Правительства РФ. Так, в Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 №1019-р, определены основные направления развития театрального дела, а также механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции. Развитие циркового дела и создание условий для его эффективного функционирования в соответствии с современными требованиями и условиями является целью Концепции развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 02.04.2012 № 434-р.
Подобные акты функционально связаны с иными законами, прежде всего с Основами законодательства РФ о культуре, и непосредственно формируют отрасль российского законодательства о культуре. В комплексе они создают единый механизм регулирования культурной деятельности.
Важным подзаконным актом стали утвержденные Указом Президента РФ от 24.12.2014 № 808 в конце Года культуры в Российской Федерации Основы государственной культурной политики. Указано, что Основы — базовый документ для разработки и совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих процессы культурного развития, а также государственных и муниципальных программ. Документом обосновывается необходимость выработки государственной культурной политики, определены основные понятия в данной сфере. Помимо этого, документ содержит цели государственной культурной политики, ее принципы и задачи в областях: культурного наследия народов России; осуществления всех видов культурной деятельности и развития связанных с ними индустрий; гуманитарных наук; русского языка и отечественной литературы; языков народов Российской Федерации; расширения и поддержки международных культурных и гуманитарных связей; воспитания поколений; просвещения; детского и молодежного движения; формирования информационной среды, благоприятной для становления личности; комплексного совершенствования системы управления; организационного, аналитического и информационного обеспечения разработки и реализации государственной культурной политики; ресурсного обеспечения разработки и реализации государственной культурной политики .
Фактически Основы государственной культурной политики сегодня задают ориентиры в законотворческой деятельности в области культуры – наряду с положениями международных соглашений, Конституции РФ и Основами законодательства о культуре.
Таким образом, приоритеты государственной политики в сфере культуры установлены рядом стратегических документов и нормативных правовых актов Российской Федерации. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятые в 1992 г., стали своего рода «конституцией» для культуры, сформулировавшей культурные права и свободы, права этнических групп и меньшинств, определившей государственные обязательства в сфере культуры и искусства, а также основные принципы культурной политики. Массив специальных законов в области культуры сегодня охватывает широчайший круг вопросов, и законодатель уверенно встал на путь углубления специализации законодательства о культуре в соответствии с видами культурной деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы