Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Исследование и совершенствование государственного управления в сфере образования(на примере МАДОУ детский сад №2 «Дружба» п. Пригородное Калининградской области)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВНЫ И ПЕРЕДОВЫЕ ПРАКТИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Государственная система управления образованием в Российской Федерации 6
1.2 Управление образованием на муниципальном уровне в российской образовательной системе 18
1.3 Проблемы управления дошкольным образованием 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ) 37
2.1. Анализ системы управления образованием «Управления образования администрации «МО Нестеровский городской округ» Калининградской области 37
2.2 Анализ деятельности и оценка состояния системы управления МАДОУ Д/с № 2 «Дружба» п. Пригородное 48
2.3 Основные проблемы системы управления МАДОУ Д/с № 2 «Дружба» п. Пригородное 62
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 68
3.1 Инновационные формы управления государственным дошкольным образованием 68
3.2 Основные направления совершенствования управления МАДОУ Д/с № 2 «Дружба» п. Пригородное 76
3.3 Ожидаемые результаты от внедрения предложенной модели государственно — общественного управления МАДОУ Д/с № 2 «Дружба» п. Пригородное 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Введение:
Актуальность темы. Проблемы образования, в частности управления этой сферой, стали особенно актуальными на пороге третьего тысячелетия, поскольку необходимость своевременного реагирования на вызовы времени требует модернизации системы управления образованием. Модернизация системы образования в РФ на современном этапе развития нашего общества требует внедрения новых, соответствующих реалиям жизни современных подходов к организации учебного процесса, внедрения новых стандартов образовательной деятельности, что обуславливает настоятельную потребность в реформировании образования, определяет требования к профессионализму педагогов, формирует новые требования и принципы эффективности в использовании человеческих, экономических и материальных ресурсов в образовательных учреждениях. Современные образовательные учреждения как социально-педагогическая система должны обеспечивать достижение положительных образовательных результатов, которые соответствовали бы требованиям общества и создавать условия для раскрытия потенциала личности как воспитанника, так и педагога. Эти требования объединяются в рамках федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который утверждается органами власти, уполномоченными регулировать политику в сфере образования.
Образование как основа социального, политического, экономического, духовного и культурного развития общества провозглашено государственным приоритетом. Как государственный и общественный институт, образовательная система предусматривает ответственность государства и общества за состояние его функционирования. Процессы реформирования образовательной системой поставили ряд новых задач перед работниками системы управления, востребовав новых специальных знаний и навыков, децентрализации структуры управления, ее демократизации, а также информатизации управленческой деятельности. Основной целью современного реформирования является ускорение модернизации образования, достижения современного качества образования, отвечающего запросам общества.
В условиях проведения реформирования системы национального образования в рамках ФГОС особую актуальность приобретает проблема повышения его эффективности посредством совершенствования действующих и внедрения новых механизмов государственного управления современной образовательной системой России. Изменения в образовательной системе требуют и изменений в характере управления ей, внедрения новых управленческих подходов и технологий.
В последние годы в связи с повышением интереса общества к образованию и внедрением новых образовательных стандартов интерес к вопросам государственного управления в образовательной сфере значительно вырос. Проблема совершенствования государственного управления в сфере образования раскрыта в трудах: Г.Г. Корзниковой, М. В. Жаровой, И.Н. Балашевой, С.А. Белякова, Н.А. Молчанова, Э.А. Уткина, А.Ф. Денисова, О.Н. Балаевой, Г.Н. Дончевского, М.С. Андиевой и др.
Вопросам организации управления дошкольными образовательными учреждениями посвящены работы: С.А. Езоповой, И.Н. Казаковой, Ю.Е. Антонова и др. Однако, проведенный в рамках данного исследования анализ научной литературы показал, что широкого распространения проблема совершенствования государственного управления в сфере образования не получила. Особенностью исследований управления системой образования в нашей стране является то, что значительная часть работ по этой тематике сосредоточена в многочисленных специализированных журналах, в которых публикации отличаются большой разнородностью с точки зрения теоретического уровня и глубины анализа эмпирических данных.
Таким образом, своевременность и актуальность исследования проблемы совершенствования управления образованием определяется не только большой теоретической и общественной значимостью рассматриваемой темы, но и недостаточным уровнем его научной разработанности.
Цель исследования: исследование и разработка путей совершенствования государственного управления в сфере образования (на примере МАДОУ Детский сад № 2 «Дружба» п. Пригородное Калининградской области)
Задачи исследования:
— рассмотреть государственную систему управления образованием в Российской Федерации;
— проанализировать управление образованием на муниципальном уровне в российской образовательной системе;
— рассмотреть проблемы управления дошкольным образованием;
— проанализировать существующую систему управления МАДОУ Д/с № 2 «Дружба» п. Пригородное;
— рассмотреть основные проблемы системы управления МАДОУ Д/с № 2 «Дружба» п. Пригородное;
— разработать мероприятия по совершенствованию системы управления МАДОУ Д/с № 2 «Дружба» п. Пригородное;
— предложить основные направления совершенствования управления МАДОУ Д/с № 2 «Дружба» п. Пригородное.
Объект исследования — муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Дружба» п. Пригородное Калининградской области
Предмет исследования – исследовать систему государственного управления в сфере образования (на примере муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский)
Теоретическая основа исследования: при написании работы автор руководствовался системным подходом, предполагающим исследования объекта ВКР во всей совокупности его внутренних взаимосвязей и его взаимосвязей с внешней средой. При написании работы автор опирался на труды отечественных и зарубежных исследователей: Д.Бригса, П.Бурдье, К.Вестербека, Э.Гидденса, Т.Парсонса, Н.Смелзера, Н.Ф.Дика, П.И. Третьякова, К.Ю. Белой, О.Е.Лебедева, В.В. Серикова, Т.В. Черниковой, А.М.Моисеева.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав и заключения. В введении обозначены значение, актуальность, цель и задачи темы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты управления образованием и передовые практики совершенствования системы образования
Во второй главе проведен анализ управления в сфере образования «Управления образования администрации «МО Нестеровский городской округ» Калининградской области (на примере дошкольного образовательного учреждения МАДОУ Д/с № 2 «Дружба» п. Пригородное)
В третьей главе описываются пути совершенствования государственного управления в сфере образования.
В заключении дипломной работы сделаны основные выводы по результатам исследования.
Заключение:
Таким образом, в результате проведенного исследования совершенствование государственного управления в сфере образования (на примере МАДОУ детский сад №2 «Дружба» п. Пригородное Калининградской области), нами была получена возможность для формулировки следующих выводов:
Процесс управления дошкольным образованием – это сложный, планомерный процесс влияния на педагогический коллектив ДОУ, целью которого является организация и координация их деятельности, правильного осуществления учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности. На сегодня, управление ДОУ основывается на тесном сотрудничестве органов общественного самоуправления и на принципах демократизации.
Сегодня главной целью управленческой деятельности каждого руководителя ДОУ в новых условиях развития общества должно стать создание таких условий, при которых будет наблюдаться рост личности воспитателя, а единство педагогического коллектива будут иметь для него наивысшую ценность.
На сегодняшний день в результате анализа научной литературы нами были выделены ряд проблем, характерных для муниципального управления дошкольным образованием. В числе проблем отмечены: недостаток дошкольных образовательных учреждений, приводящий к образованию очередей; ненадлежащий уровень качества работы учреждений дошкольного образования; финансовые поборы с родителей, осуществляемые сверх установленной платы за обучение; недостаточный уровень материально-технического обеспечения и оснащения ДОУ; низкий уровень материального стимулирования работников ДОУ; недостаточное финансирование деятельности и обеспечения учреждений дошкольного образования; переполненность учреждений дошкольного образования и др.
По нашему мнению, муниципальное управление дошкольным образованием должно не только решать текущие проблемы управления, а проводить мероприятия по выработке общей концепции развития дошкольного образования. Использование подобного подхода к управлению обеспечит равномерное и полноценное развитие дошкольного образования.
В процессе проведенного анализа деятельности, исследуемой образовательной дошкольной организации выявлено, что процесс управления МАДОУ №2 «Дружба» – это сложный, планомерный процесс влияния на педагогический коллектив, целью которого является организация и координация его деятельности, правильного осуществления учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности. На сегодня управление МАДОУ№2 основывается на тесном сотрудничестве органов общественного самоуправления и на принципах демократизации, что существенно расширяет права педагогического коллектива в целом. Отказ от политики жестокой централизации и регламентации всех сторон жизни учреждения, способствовал развитию коллегиальности руководства, замене административно-командных методов управления методами и формами демократического обсуждения и принятия решений. В МАДОУ №2 реализуется возможность участия в управлении детским садом всех участников образовательного процесса, а Заведующий детским садом занимает место координатора стратегических направлений.
При этом, функциональные звенья управления связаны и последовательны и образуют единый управленческий цикл, который позволяет оптимизировать управление, включить в пространство управленческой деятельности значительное число педагогов и родителей.
Результаты анализа современного состояния управления МАДОУ №2 «Дружба» свидетельствуют о том, что управление образовательной системой данного учреждения, при своем позитивном развитии, сохраняет внутри себя определенные проблемы. В результате анкетирования родителей воспитанников МАДОУ №2 «Дружба» нами был выявлен достаточно невысокий рейтинг данного учреждения, который позволил выявить узкие места в управлении исследуемым дошкольным образовательным учреждением.
В процессе исследования системы управления МАДОУ Д/с № 2 «Дружба» п. Пригородное нами был выявлен ряд проблем, которые препятствуют эффективному функционированию системы управления дошкольного учреждения: низкий уровень материально-технической базы МАДОУ №2, несовершенство системы управления персоналом в дошкольном учреждении; недостаточный уровень управленческой компетентности руководителя дошкольного учебного заведения МАДОУ Д/с № 2 «Дружба» п. Пригородное; проблема кадрового обеспечения. Были отмечены недостатки в методической работе МАДОУ №2
Таким образом, совершенствование системы управления МАДОУ Д/с № 2 «Дружба» п. Пригородное в большей мере заключается в совершенствовании управленческих решений, касающихся вопросов кадрового обеспечения дошкольного образования и повышения профессиональной компетентности педагогов, что возможно при помощи совершенствования управленческой структуры организации и использованием модели государственно-общественного управления МАДОУ №2 ориентированной на личность каждого воспитанника.
В результате внедрения предложенной модели государственно — общественного управления МАДОУ Д/с № 2 «Дружба» п. Пригородное прогнозируется повышение рейтинга данного дошкольного образовательного учреждения по всем критериям. Общий рейтинг МАДОУ №2 повысится на 0,175 и составит 0,8925.
Повышение рейтинга свидетельствует о прогнозируемом устранении причин низкой эффективности деятельности МАДОУ №2 управленческого и методического характера, Так, при переходе на модель государственно — общественного управления МАДОУ Д/с № 2 «Дружба» п. Пригородное, а также достаточном финансировании данного дошкольного образовательного учреждения будет получена возможность для самостоятельного улучшения своей материально-технической базы, оснащения педагогического процесса современным дидактическим материалом, пособиями, развивающими играми.
Отметим, что в данном случае без управления образования МО Нестеровский район не обойтись. Необходимо решить вопрос о дополнительном целевом финансировании МАДОУ №2 за счет дополнительно поступающих средств, сложившейся экономии, договоренности с другими детскими садами, имеющими достаточно средств.
При реализации предложенных мероприятий прогнозируется повышение эффективности управления МАДОУ №2 по всем направлениям.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВНЫ И ПЕРЕДОВЫЕ ПРАКТИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Государственная система управления образованием в Российской Федерации
Образование — уникальное общественное явление, которое оказывает значительное влияние на все аспекты жизни и деятельности страны, социума, человеческой цивилизации в целом. В условиях современной научно-технической и информационной революции образование функционирует как сложный социально-экономический организм, играющий большую роль в общественном прогрессе человечества и является одной из самых весомых отраслей трудовой и познавательной жизнедеятельности.
Система образования в Российской Федерации — это «…совокупность образовательных стандартов и программ, сеть образовательных учреждений (дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов, учреждений дополнительного образования, учреждения высшего, среднего и начального, профессионального образования) и органов управления ими, а также комплекс принципов, определяющих функционирование данной системы» .
Структура образования включает в себя: дошкольное образование; общее среднее образование; внешкольное образование; профессионально-техническое образование; высшее образование; последипломное образование; аспирантуру; докторантуру; самообразование. Тенденции развития управления учебными заведениями определяются развитием и функционированием государственного управления, социальными и экономическими процессами в обществе. Но главным фактором, влияющим на управленческие процессы в учебных заведениях, является система образования России, отражающая все явления, происходящие в государстве и за его пределами.
Как отмечается в работах Э.А. Уткина, А.Ф. Денисова: «…одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием» . При этом основной идеей государственно-общественного управления образованием является объединение усилий государства и общества в решении проблем образования, представление учителям, учащимся, родителям больших прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор личностью прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.
В настоящее время, управление образованием является одним из наиболее актуальных и значимых вопросов государственного управления. Государственная политика Российской Федерации оформляется в законах, постановлениях и распоряжениях правительства, нормативных документах различных министерств и других документах. По мнению М.С. Андиевой, «…государственная политика РФ в области образования претворяется в практическую деятельность федеральными агентствами, органами управления образованием, образовательными учреждениями, а также другими государственными и общественными организациями, решающими общеобразовательные и воспитательные задачи» . При этом, негосударственные образовательные учреждения также обязаны соблюдать основные направления государственной политики в области образования.
Государственный характер управления системой образования РФ означает, прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в Федеральном Законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [5]. Согласно ст. 71, 72 Конституции РФ: «общие вопросы образования отнесены к вопросам совместного ведения» (РФ) . На этом основании в Федеральном законе РФ «Об образовании» установлена компетенция различных уровней государственной власти в вопросах образования.
Государственный характер системы образования означает, прежде всего то, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в Федеральном законе РФ «Об образовании» (РФ, 29.12.2012 (ред. от 27.06.2018)). При этом, в рамках ФЗ «Об образовании» определена государственная политика в области образования; разграничены компетенции и ответственность в области образования органов государственной власти разных уровней; регламентирована организация и функционирование системы образования. Закон направлен на обеспечение конституционного права граждан на образование. В соответствии с ФЗ «Об образовании» сфера образования в РФ провозглашается приоритетной, а успехи России в социально-экономической, политической, международной сферах связываются с успехами в системе образования.
Закон РФ «Об образовании» в качестве одного из основополагающих принципов государственной политики в области образования определяет демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Это обусловлено не только потребностями демократизации общественной жизни, но и спецификой образования как объекта управления.
Система образования в РФ представляет собой совокупность элементов (рис.1.1).
Рис.1.1. – Система образования в РФ
Необходимо отметить, что современный этап развития системы образования в РФ характеризуется ее реформированием, поиском путей приведения содержания в соответствие с личностными запросами учащихся, мировыми стандартами. При этом, право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Под управлением в образовании понимается целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие управляемой системы (субъекта), перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению цели с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий.
Главная задача управления образованием — создать благоприятные внешние и внутренние условия для эффективной совместной деятельности людей, работающих в образовательном учреждении. При этом, по определению данному Н.М. Борытко, И. А. Соловцовой: «…управление образовательным учреждением должно быть ориентировано не на определенную политическую или идеологическую линию, а на ценности общества во всем многообразии составляющих его людей» .
Необходимо подчеркнуть, что современная политика Российской Федерации в отношении управления образовательными организациями, определяется следующими принципами: «…обеспечение конституционных прав граждан на образование: интеграция высшего образования и науки; вовлечение всех государственных организаций образования в решение поставленных задач; обеспечение развития образования как социально значимого блага, обладающего выраженными положительными внешними эффектами, с учетом необходимости сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации; ориентация на обеспечение прогресса в экономике; содействие гармонизации интересов государства, населения, бизнеса, менеджмента, педагогических коллективов образовательных организаций, а также институтов гражданского общества» .
В зависимости от системного уровня С.А. Мацкевич, А.Н. Мирошниченко выделяют следующие типы управления в образовании: «… стратегическое управление образованием (управление целями образования); управление процессами (управление развитием, управление функционированием, инновационное управление и др.); организационное управление, или управление структурными преобразованиями; управление персоналом, управление ресурсами (материально- техническим обеспечением, информационными ресурсами и др.) .
Характеризуя тенденции и стратегии развития системы управления образованием на современном этапе в Российской Федерации М.В. Жарова отмечает: «…управление образованием рассматривается как целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления, оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения всех звеньев и системы образования в целом». При этом, по мнению автора «…управление образованием включает в себя различные аспекты: это управление процессами развития системы образованием в целом, ее различными подсистемами, структурами и уровнями» .
Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях: федеральном; региональном; муниципальном. При этом, первые два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, с мая 2018г. являются Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. В сферу ответственности первого входят вопросы общего и среднего профессионального образования, а второго — вопросы высшего образования.
Министерство просвещения осуществляет управление в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.
Министерство науки и высшего образования осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, а также научной, научно-технической и инновационной деятельности и развитию федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов .
Федеральное агентство по образованию (Рособразование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания и развития общедоступных образовательных ресурсов.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки, является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
При этом, в каждом из субъектов Российской Федерации находится орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования (министерство, департамент, главное управление и др.) в границах соответствующего региона .
Характеризуя контрольно-надзорные функции в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации действующим законодательством, отметим, что они могут осуществляться как самим органом управления образованием, так и отдельным специализированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления, а отдельные вопросы управления находятся в компетенции и сфере ответственности образовательного учреждения. Каждый из уровней обладает своими полномочиями в части управления системой образования.
В РФ создаются и действуют государственные и муниципальные органы управления образованием (рис.1.2)
Рис.1.2. – Органы управления образованием в РФ
Важной характеристикой управления как определенного вида деятельности является то, что это обособленный вид деятельности, реализуемый отдельно от образовательного процесса. Это означает, что для управления системой образования создаются специальные организации с определенной системой взаимоотношений, решаемых задач и осуществляемых видов действий – структура управления с определенной подчиненностью, распределением функций управления между подразделениями.
С.А. Беляков отмечает, что «…для современного состояния системы управления образованием характерен процесс децентрализации, то есть передача ряда функций и полномочий от высших органов управления ниже» . При этом государственные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а муниципальные органы направляют усилия на решение конкретных, финансовых, кадровых, материальных, организационных проблем образования.
Второй особенностью системы управления образованием является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием, главной целью которого является сочетание усилий государства и общества в решении проблем формирования государственной политики в области образования, вопросов учебно-воспитательной, методической, экономической, финансово-хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст. 89 ФЗ «Об образовании» «управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер» .
Управление системой образования включает в себя: формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; осуществление стратегического планирования развития системы образования; принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования; проведение мониторинга в системе образования; информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; государственную регламентацию образовательной деятельности; независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию; подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.
Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления .
Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, осуществляет координацию деятельности в сфере образования федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования.
Остановимся на реализации основных функций государства в области управления образованием, обозначенных в ФЗ «Об образовании». Так, государство оставляет за собой: управленческую функцию, реализуемую через ФГОС, профессиональные стандарты педагога; контролирующую функцию, реализуемую через Единый государственный экзамен, участие в международных мониторингах качества образования; социальную функцию, реализуемую через обеспечение равного доступа к получению образования, поддержку детей с разными образовательными потребностями.
Таким образом, результаты проведенного анализа научной литературы свидетельствуют о том, что система образования России является одним из наиболее значимых социальных институтов, являющихся сферой взаимодействия интересов государства и общества, в лице их институтов и граждан.
Для современного состояния системы управления образованием РФ характерен процесс децентрализации, а именно передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные сосредоточивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организационных и других проблем.
Структура управления образованием в РФ сформирована по линейно-функциональной схеме, сочетающей вертикальную организацию управления с распределением функций по уровням управления, которая характеризуется основными чертами: наличие нескольких уровней, в которых каждый нижестоящий уровень находится в административном ведении вышестоящего — решения вышестоящих органов являются обязательными для нижестоящих; ограничение административного подчинения нижестоящих уровней управления вышестоящим отдельными функциями или некоторым их набором — вышестоящий орган может принимать обязательные для нижестоящего решения по ограниченному кругу вопросов; возможность для органа управления управлять только теми организациями, которые находятся в его непосредственном административном ведении.
Анализ структур управляющих систем различного уровня позволяет сделать вывод о том, что управление образованием в РФ на всех уровнях осуществляется в процессе взаимодействия существующих в настоящее время социальных институтов (педагогической и научной общественности, семьи, государственных структур, образовательных учреждений, органов управления образованием, общественных организаций, всех видов СМИ и др.).