Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки Менеджмент

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Исследование и разработка мероприятий по совершенствованию ассортиментной политики предприятия на примере АО «Николаевский маслодельный комбинат».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
I Теоретические основы по совершенствованию ассортиментной политики предприятия 6
1.1 Сущность и понятие ассортиментной политики 6
1.2 Принципы ассортиментной политики предприятия 16
1.3 Методы анализа и формирования ассортиментной политики 21
II Анализ ассортиментной политики предприятия на примере АО «Николаевский маслодельный комбинат» 29
2.1 Анализ молочной отрасли России 29
2.2 Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности АО «Николаевский маслодельный комбинат» 35
2.3 Оценка ассортиментной политики предприятия АО «Николаевский маслодельный комбинат» 48
III Разработка мероприятий по совершенствованию ассортиментной политики предприятия АО «Николаевский маслодельный комбинат» 57
3.1 Разработка рекомендаций по расширению ассортимента услуг 57
3.2 Оценка экономической эффективности внедрения рекомендуемых мероприятий 67
Заключение 81
Список использованных источников 85
Приложения 89

 

  

Введение:

 

Актуальность темы заключается в том, что в условиях рыночных отношений, сложившихся в России, завоевание и удержание потребителей является ключевым фактором успешной деятельности предприятий. Это обуславливает необходимость перехода предприятий от концепции традиционного маркетинга к маркетингу взаимоотношений, предусматривающего установление длительных и взаимовыгодных отношений предприятий с потребителями.
В последнее время многие фирмы в России и за рубежом в качестве элемента своей стратегии стали выбирать повышение удовлетворенности и лояльности клиентов. В рамках реализации такой стратегии они принялись заниматься мониторингом удовлетворенности и лояльности потребителей, внедрять системы управления отношениями с клиентами, проводить опросы потребителей. Однако зачастую организации не создают для мониторинга удовлетворенности и лояльности отдельной системы управления, которая была бы составной частью системы управления компанией, не придают особого значения тому, каким образом результаты мониторинга удовлетворенности и лояльности впишутся в существующую в фирме методику принятия решений, в первую очередь – стратегических. В результате система мониторинга удовлетворенности и лояльности потребителей, а также анализа результатов может оказаться неспособной предоставить руководству данные, которые жизненно важны для формирования и реализации стратегии. Не став составной частью организации, система процессов мониторинга удовлетворенности и лояльности потребителей постепенно утрачивает свое значение.
В маркетинговой деятельности такие решения касаются, как правило, четырех направлений: товарной политики, ценовой политики, распределительной и сбытовой политики, коммуникативной политики.
Ассортиментная политика является ядром маркетинговых решений, вокруг которого формируются другие решения, связанные с условиями приобретения товара и методами его продвижения от производителя к конечному покупателю.
Ассортиментная политика — это маркетинговая деятельность, связанная с планированием и осуществлением совокупности мероприятий и стратегий по формированию конкурентных преимуществ и созданию таких характеристик ассортимента, которые делают его постоянно ценным для потребителя и тем самым удовлетворяют ту или иную его потребность, обеспечивая соответствующую прибыль фирме.
К решению задач ассортиментной политики на любом хозяйственном уровне необходим стратегический подход. Это означает, что любое решение в указанной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом того, как оно работает на конечные цели. Такой подход требует концентрации усилий на решающих направлениях.
Цель работы — исследовать и разработать мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики предприятия на примере АО «Николаевский маслодельный комбинат».
Исходя из данной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть сущность и понятие ассортиментной политики;
— показать цели и задачи ассортиментной политики предприятия;
— охарактеризовать методы анализа и формирования ассортиментной политики;
— провести анализ молочной отрасли России;
— провести анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности АО «Николаевский маслодельный комбинат»;
— провести оценку ассортиментной политики предприятия АО «Николаевский маслодельный комбинат»
— разработать рекомендаций по расширению ассортимента услуг;
— оценить экономическую эффективность внедрения рекомендуемых мероприятий.
Объект исследования: ассортиментная политика предприятия.
Предмет исследования: процесс формирования ассортиментной политики предприятия.
Теоретическая и методологическая база написания выпускной квалификационной. При изложении теоретического материала исследования выпускной квалификационной работы были применены монографический метод, метод теоретического обобщения и сравнения, логический метод, методы индукции и дедукции, методы группировки и обобщения.
При изложении практической части исследования были применены расчетно-аналитические приёмы обработки данных, графический метод, эмпирический метод. Используются системный и функциональный подходы, анализ и синтез, методы группировки, сравнения, табличные методы и графические методы представления данных. Используется пакет прикладной программы Microsoft Excel.
Информационной базой написания ВКР служат нормативно-законодательные документы, статистические материалы, монографические работы, научные публикации, материалы периодических изданий, сети Интернет и электронных СМИ по тематике исследования, бухгалтерская финансовая отчетности анализируемого объекта АО «Николаевский маслодельный комбинат» за 2016-2018 гг.
Структура работы. В соответствии с целью и задачами работы была определена ее структура, включающая три главы, введение, заключение, список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Товарный ассортимент – это совокупность всех товаров и услуг, производимых и (или) реализуемых предприятием. Ассортимент состоит из отдельных групп товаров с добавлением сопутствующих услуг. В свою очередь товарные группы подразделяются на товарные ряды и отдельные товары.
Решения по товарному ассортименту можно классифицировать на решения о широте ассортимента (число групп товаров) и решения о длине товарного ряда. Товарный ряд можно расширить вниз или вверх либо одновременно вниз и вверх.
Эффективность хозяйственной деятельности предприятия напрямую зависит от выбора ассортиментной политики. Основным оценочным критерием действенности управления ассортиментом является его конкурентоспособность.
Для снижения коммерческих рисков используется ди¬версификация производства и дифференциация ассортимента выпускаемой продукции.
Планирование ассортимента продукции проводится по ряду взаимосвязанных между собой направлений, которые решаются в комплексе: разра¬ботка новых видов продукции; политика в области маркировки и упаковки, ценообразования, в области реализации.
Под планированием маркетингового процесса понимается про-думанное определение и систематизация факторов, способствую¬щих успешной деятельности предприятия и созданию устойчивого положения на рынке.
Основными видами деятельности АО «Николаевский маслодельный комбинат» является переработка молока и производство молочных продуктов, торгово-закупочная деятельность, транспортноэкспедиционная деятельность. За отчётный год было закуплено 1195 тонны молока.
Объём товарной продукции за отчётный год составил 160807,8 тыс.руб, что составило на 11% больше чем в 2015 году. Произведено: масло животного — 90,5 тонн, цельномолочной продукции — 2679,3 тонн., творожный продукт — 224 тонн, что выше на 9% чем 2015 году, сметана фасованная 400 гр стакан — 360,5 тонн, в планах на 2017 г., основным видом выпускаемой продукции является творожный продукт, сметана фасованная и сметанный продукт .
Основными получателями и основным рынком сбыта продукции являются: Торговые сети АО «Тапдер», ООО «Тамерлан» и дистрибьюторы Волгоградской области.
Доставка молочной продукции «Покупателю» осуществляется собственным транспортом комбината.
За анализируемый период АО «НИКОЛАЕВСКИЙ МАСЛОДЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ» в настоящее время испытывает ряд сложностей с финансовой устойчивость предприятия. Безусловно такая ситуация связана с экономической нестабильностью в стране. Также стоит помнить о жесткой конкуренции, в том числе, в регионах.
Анализ ликвидности и платежеспособности АО «НИКОЛАЕВСКИЙ МАСЛОДЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ» показал, что в 2018 году финансовая устойчивость компании значительно ухудшилась. Снижение показателей рентабельности и ликвидности, снижение чистой прибыли, значительное превышение заемных средств над собственными — все это негативно влияет на деловую активность предприятия.
Важной перспективной задачей АО «НИКОЛАЕВСКИЙ МАСЛОДЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ» является увеличение эффективности его деятельности для повышения успеха в конкурентной борьбе. Для предприятия предлагается ряд мероприятий по совершенствованию его деятельности.
Основной группой ассортимента АО «Николаевский маслодельный комбинат» является масло, которые в общем объеме реализованной продукции занимают в 2017 году 65,7 %, тогда как Молоко 3,5 мдж п/пак составляют 34,3 % и выпущено было 2833 тонны.
В результате расширения ассортимента круасанов АО «Николаевский маслодельный комбинат» получит следующие выгоды:
— улучшение экономических показателей;
— увеличение доли рынка по булочным изделиям;
— повышение имиджа организации;
— загрузка производственных мощностей
Для реализации запланированного объема производства круасанов АО «Николаевский маслодельный комбинат» необходимо проводить эффективную рекламную акцию. Используя методы продвижения товара, возможно добиться не только запланированного объема реализации круассанов, но и большей величины.
Были предложены следующие мероприятия для формирования уникального торгового предложения с целью совершенствования управления собственным капиталом предприятия АО «Николаевский маслодельный комбинат»:
 повысить контроль за соблюдением стандартов обслуживания клиентов АО «Николаевский маслодельный комбинат». Для оперативного контроля соблюдения стандартов обслуживания прилагается постоянный мониторинг выполнения, а также проведение тренингов среди персонала организации;
 необходимо повысить заинтересованность сотрудников АО «Николаевский маслодельный комбинат» в повышении качества обслуживания и выполнения работ и услуг, так как главным является заинтересованность самого персонала;
 для повышения качества обслуживания необходимо повысить эффективность системы стимулирования персонала, чтобы работники АО «Николаевский маслодельный комбинат» сами были заинтересованы в высоком уровне обслуживания, так как от него будет зависеть уровень заработной платы;
 активизировать продвижение. Суть заключается в использовании современных IT – технологий для продвижения компании.
В результате внедрения предложенных мероприятий в организации АО «Николаевский маслодельный комбинат» наблюдается рост выручки от продажи работ и услуг на 39,8%, что привело к росту прибыли от продаж более чем в 2,3 раза. Ресурсоотдача возрастет на 0,053 руб. по сравнению с 2018 годом, или на 1,7%. Кроме того, ожидается повышение рентабельности продаж на 20,71% по сравнению с 2018 годом. Также видно повышение рентабельности использования основных средств АО «Николаевский маслодельный комбинат» на 66,11%. Эффективность проекта мероприятий составит 0,72, то есть на каждый рубль произведенных дополнительно затрат по проекту мероприятий будет приходиться 0,72 рубля роста прибыли, срок окупаемости составит 1,4 года (это меньше нормативного показателя, установленного экономистами в 3 года).
Социальная эффективность будет проявляться в следующем: уменьшение уровня текучести кадров (рост стабильности коллектива, удержание важнейших специалистов, уменьшение затрат на поиск и обучение вновь принимаемых сотрудников); рост мотивационного уровня сотрудников (и следствием этого является выполнение работ более качественного уровня, более эффективного характера взаимодействие персонала и т.п.).
Таким образом, внедрение мероприятий является целесообразным и неизменным образом влечет за собой повышение уровня эффективности бизнеса предприятия.

 

Фрагмент текста работы:

 

I Теоретические основы по совершенствованию ассортиментной политики предприятия

 

1.1 Сущность и понятие ассортиментной политики

Главная цель коммерческого предприятия — получение максималь¬ной прибыли. В условиях рыночных отношений это возможно только через эффективное удовлетворение потребительского спроса при высокой культуре торгового обслуживания. Следовательно, маркетинг как система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия становится ключевым фактором развития фирмы. Именно здесь нужна четко выстроенная товарная политика, которая является фунда¬ментом всей маркетинговой деятельности.
Полнота, рациональность и устойчивость ассортимента товаров определяют стабильность торговли. Рост товарооборота и ускорение реализации товаров непо¬средственно зависят от состава и скорости обновления ассортимента. Отсутствие необходимых товаров, их узкий, не соответствующий запросам потребителей или нестабильный ассортимент порождают неудовлетворенный спрос, что негативно сказыва¬ется на эффективности торговли.
Ассортиментная политика определяет товарные группы, обеспечивающие успешную работу предприятия на рынке и доходность организации в целом.
Различные аспекты проблемы управления ассортиментом были рассмотрены в работах таких ученых-экономистов, как Е. Дихтль, Х. Хершген, Э. В. Минько, А. Н. Асаул и другие. Методы управления ассортиментом описаны в трудах ученых- экономистов Ф. Котлера, В. В. Зотова, Н. М. Морозова, В. С. Медузова и других. Кроме того, данные вопросы освещаются многими периодическими изданиями.
Развитие рыночной экономики требует тщательного теоретического осмысления и практической реализации новых задач, которые связаны с оптимизацией ассорти¬мента торгового предприятия.
Особый интерес представляют проблемы обеспечения системного подхода к управлению ассортиментной политикой предприятия в условиях жесткой конкурен¬ции, так как преимущество в конкурентной среде получают только те компании, кото¬рые наиболее компетентны в вопросах, ее касающихся, владеют методами ее реали¬зации и, следовательно, могут максимально эффективно ею управлять.
В экономической литературе ассортиментная политика применительно к хозяйствующим субъектам рассматривается с различных точек зрения. В связи с этим существует множество трактовок понятия «ассортиментная политика» (см. табл. 1).
Таблица 1 — Сравнительный анализ различных взглядов на понятие «ассортиментная политика»

Все рассмотренные определения можно свести в несколько групп.
1. Ряд авторов рассматривает ассортиментную политику исключительно как процесс определения набора товаров, который позволяет фирме осуществлять свою деятельность на рынке и при этом обеспечивать экономическую эффективность дея¬тельности организации в целом. Однако в данных определениях отсутствуют требо¬вания потребителей и общества, а указываются лишь цели самой фирмы. Такой под¬ход к данным определениям в современном обществе недопустим, поскольку ориен¬тация на нужды и мнения потребителя и общество в целом является актуальной задачей для производителей и продавцов (определения 6, 9, 12).
2. Ассортиментная политика рассматривается с точки зрения ее целенаправ¬ленности, при этом ее цель и особенности построения точно не указываются. Присут¬ствует эффект размытости в определении необходимого результата осуществления ассортиментной политики, последствием которого является низкий эффект от реализации конкретной политики либо полное отсутствие эффективности. Не выраженная в достаточном объеме цель ассортиментной политики затрудняет определение ее сущности (определения 4, 5).
3. Следующая группа определений рассматривает понятие ассортиментной по¬литики с точки зрения процесса формирования ассортимента. Однако формирование ассортимента товаров представляет собой разработку и внедрение в производство конкретной номенклатуры изделий, их разновидностей, объединенных в товарные группы по какому-либо определенному признаку. Ассортиментная политика — это более широкое и общее понятие по отношению к понятию «формирование ассортимента» (определения 3, 13).
4. Целью экономической деятельности не может служить постоянное стремле¬ние к удовлетворению растущих потребностей человека, так как из него не вытекают однозначные критерии оценки направлений и форм экономического развития. Кроме того, данные критерии не принимают во внимание стремление предприятия максими¬зировать конечные финансовые результаты деятельности (определение 10).
5. Данные определения носят описательный характер и раскрывают суть ас¬сортиментной политики не полностью, поскольку в них отсутствуют указания на конеч¬ную цель деятельности предприятия, а значит, на оптимизацию и улучшение конеч¬ных результатов деятельности фирмы. В определении ассортиментной политики, особенно с точки зрения управления ею, необходимо обратить внимание на субъект управления, а именно отдельную организацию (определения 1, 2, 7, 8, 11).
Основываясь на вышеизложенном анализе, можно сделать вывод, что наиболее точным определением является определение ассортиментной политики с точки зре¬ния комплексного подхода к ассортименту продукции предприятия.
Ассортиментная политика — это сфера деятельности руководителя и специалистов предприятия, представляющая собой совокупность принципов, стратегий и методик, с помощью которых возможно создание оптимальной структуры ассортимента, отвечающей потребностям покупателей и позволяющей повысить эффективность де¬ятельности организации в целом.
На основе глубокого изучения приведенных определений ассортиментной политики можно сделать вывод о том, что важными элементами в понимании ее сущности явля¬ются термины «номенклатура», «ассортимент» и «формирование ассортимента».
Товарный ассортимент — это совокупность всех товаров и услуг, которые производит и (или) реализует фирма.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы