Психотерапия Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Исследование фототерапии как метод воздействия на психоэмоциональное состояние человека

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Фототерапия, как метод психотерапевтического воздействия 6
1.1 История развития светолечения (фототерапии) 6
1.2 «Физика» целебных лучей 18
1.3 Использование фотографий с целью достижения терапевтического эффекта 29
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей фотографии как средства ресурса психоэмоционального состояния индивида 44
2.1 Организация эксперимента 44
2.2 Анализ и обсуждение результатов 44
Заключение 63
Список литературы 66

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Использование фотографических изображений в активировании ресурсных воспоминаний личности — это психологический инструмент поддержания положительного психоэмоционального состояния индивида, на основе механизма само реконструкции своего прошлого, мнимого или сфантазированного опыта. Фотографии выступают своеобразными маркерами фактов жизни, делая воспоминания индивида, осознанными и подкрепленными визуальным объектом, превращая ресурсы в реальные предметы. Так же, как воспоминания могут быть созданы с помощью изображений, они также и могут быть смоделированы. Во время фототерапии работа начинается с фотографии, которая стимулирует память. И основное содержание фототерапии, является создание и / или восприятия фотографических изображений, добавление и обсуждения различных видов творческой деятельности. Специалист работает с изображениями клиента, помогая ему выразить и понять себя, и создает условия для коррекции и развития отношений индивида с самим собой и окружающим миром.
Фотографии выступают важной единицей в системе формирования положительного психоэмоционального состояния индивида. Психолог Марк Эйзенберг от Института Вайзманна в Реховоте, определил сущность положительных воспоминаний, которые формируют своеобразное «окно» в память каждый раз, когда о забытом событии индивид внезапно вспоминает. Это дает возможность прогнозировать активацию ресурсов личности с помощью фотографических изображений. М. Эйзенберг считает, что воспоминания включены в информационные пакеты памяти. Созерцание определенного изображения наша «доминирующая» память конструирует образ принятия или непринятия актуализированного воспоминания и производит положительную или отрицательную форму реагирования [2]. Результаты исследований М. Эйзенберг указывают на возможность применения воспоминаний, с положительной формой реагирования, как психофизиологического механизма сопровождения индивида в сложных жизненных ситуациях с помощью фотоизображения. Так, полученные результаты позволили сформировать цель изучения психологических детерминант применения фотографий при поддержке положительного психоэмоционального состояния индивида.
Анализ последних исследований и публикаций. Изучением терапевтического использования фотографии занимаются А. Копытин, Дж. Вайзер, D. Emilie, А. Старовойтов. В активе «Техники фототерапии» А. Копытин рассматривает фотографию, как экспрессивный инструмент и вид искусства, который можно применять для решения различных психологических проблем с детьми и взрослыми, Дж. Вайзер в статье «Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями для улучшения жизни людей» акцентирует внимание на возможности мульти-модального использования фотографических изображений специалистами вспомогательных профессий [4;5]. Историческое развитие терапевтического воздействия фотографии в арт-терапии изучал А. Старовойтов в международных публикациях исследования фототерапии [7].
Постоянно растущий интерес к фиксации собственных моментов жизни и фотофиксация через селф-образы обеспечивает психолога-практика большим информативным материалом для консультативной работы, раскрывает спектральные наполнения необходимыми персонализированными психологическими показателями понимание потребностей и намерений клиента в процессе оказания помощи.
Стоит отметить, что теоретическую предпосылку использования метода фототерапии как формы самофиксации, символического подтверждения … -Я здесь … — Я … — Я существую. Подтверждения себя через фотоизображение — это определенный манифест, который поддерживает жизнь в себе и свидетельствует смерть момента. Итак, если определить психологический смысл использования фотоизображения можно охарактеризовать его как искусственно фиксированную связь с внешним миром через внутренний выбор.
Фотография, как средство передачи информации, дает возможность психологу получить присущие клиенту формы фиксации опыта, впечатлений и отображения форм его реальности. Все это формирует комплексный предметный отпечаток психоэмоционального состояния индивида, соответственно дает возможность психологу начать диагностико-коррекционную работу.
Фотография становится реальным зеркалом персональных ощущений, которые транслирует клиент. А потому важно рассматривать фотографию как инструмент визуальной культуры современного общества.
Гипотеза исследования — самопринятие своего телесного «Я-образа» посредством фототерапии ведет к повышению уровня самооценки. Самопринятие своего телесного «Я-образа» ведет к понижению уровня влияния другого на отношение к своему телу. Эффективность повышения уровня самооценки посредством фототерапии зависит от локуса контроля.
Цель выпускной квалификационной работы: определить содержанию воздействия фотографии как средства ресурсирования психоэмоционального состояния; сформулировать структурные единицы и последовательность реализации данной формы регуляции психоэмоционального реагировании индивида; экспериментально проверить особенности влияния фотографий на регуляцию психоэмоционального состояния.
Объект исследования: эмоционально-волевая сфера личности.
Предмет исследования: фототерапия как средство развития эмоционально-волевой сферы личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать психоэмоциональные состояния человека;
2) рассмотреть терапевтический эффект фотографии в психотерапевтическом контексте;
3) проанализировать процесс использования фотографий с целью достижения терапевтического эффекта;
4) Провести экспериментальное исследование особенностей фотографии как средства ресурса психоэмоционального состояния индивида.
Методы исследования:
I. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение.
II. Эмпирические методы: анализ психологической, научной и методической литературы.
База исследования: реализация исследования осуществлялась в рамках лаборатории «Интерактивных технологий обучения студентов» ФГБОУ ВО «ИнгГУ» в течение 2016-2018 гг., в исследовании было задействовано 100 человек. В рамках исследования было предложено с помощью фотоизображений, которые имелись (Фото-воспоминание), проанализировать свое психологическое состояние с использованием различных методов.
Методики исследования — для решения перечисленных задач и проверки гипотез были использованы следующие методы: модифицированный вариант техники Т. Дембо — С.Я. Рубенштейн (модификация А.М. Прихожан), локус контроля Джулиана Роттера, тест-опросник самоотношения В.В.Столина и С.Р. Пантелеева, а также авторская методика «диагностика телесного Я» И.В. Лыбко.
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Поскольку фототерапия используется как набор взаимосвязанных гибких методов, а не закрепленная теоретическая модель или терапевтическая парадигма, она может применяться любым подготовленным консультантом или терапевтом, независимо от их концептуального направления или предпочитаемого профессионального метода. Это одно из сходств фототерапии и арттерапии, но также и отличие фототерапии, и причина, по которой она может успешно использоваться множеством психотерапевтов, не обученных специально арттерапии.
Фототерапия – это, скорее, фотография-коммуникация, нежели фотография-искусство, для эффективной терапии не требуется никакой предшествующий опыт работы с фотокамерой или знание фотоискусства.
И наконец, фототерапия вовлекает людей во взаимодействие с их уникальными визуальными конструктами реальности (использование фотографии как активизирующий глагол, а не как пассивное/рефлексивное существительное), эти техники могут быть особенно успешными в работе с людьми, чья вербальная активность физически или ментально ограничена, социокультурно маргинализована, или не соответствует ситуации в силу разности восприятия невербальных знаков.
Следовательно, фототерапия может быть особенно полезной и обычно очень действенна в работе с мульти культурным населением, инвалидами, сексуальными меньшинствами, с людьми, имеющими специальные потребности, и другими группами, а также полезна в тренингах по вопросам культурного разнообразия, разрешения конфликтов, консультирования семей при разводах и в других областях.
Теперь, когда для широкой публики становится более доступно использование электронных технологий и цифровых изображений, появляются восхитительные возможности для использования фото как вспомогательного инструмента в работе с клиентами, у которых есть сканеры или семейные веб-сайты, или тех, кто может принять участие в online и кибер-терапии.

С точки зрения дальнейшего развития и использования этого метода можно говорить о больших возможностях. Во-первых, потому что тема адекватной высокой самооценки чрезвычайно актуальна для большого количества людей. Во-вторых, терапевтические и коррекционные возможности этого метода позволяют использовать его во многих психологических школах и областях. В-третьих, широкое использование цифрового фотографического оборудования, которое легко и просто использовать, делает этот метод работы с самооценкой доступным для широкого круга людей.
Наряду с этим следует отметить, что этот метод требует многопланового дальнейшего изучения. Осталось много нерешенных вопросов. Таких, например, как эффективность фототерапии с точки зрения пола (для кого этот метод более эффективен для мужчин или женщин и почему); с точки зрения возрастных периодов (есть ли различия в результатах из-за возраста испытуемых); можно ли решить другие личные проблемы с помощью фототерапии; для какого типа людей этот метод работы будет наиболее эффективным; можно ли с учетом личных особенностей человека разработать программу самокоррекции самооценки с помощью фототерапии и т. д.
Как видим, на данный момент, к сожалению, вопросов больше, чем ответов. Но именно это количество открытых вопросов определяет будущий потенциал и широту использования этого метода.
Подводя итог работы с фотографиями, как средством ресурсирования психоэмоционального состояния индивида, можно сделать следующие выводы:
— выбор и созерцание положительных фотографий обеспечивает психолога в консультативном процессе необходимым средством достаточно быстрого ресурсирования психоэмоционального состояния при актуализированной потребности обеспечить сбалансированные эмоции с целью стабилизации клиента;
— система выбора фотографического изображения обеспечивает клиента способностью виртуального символического возвращения в ресурсный для него состояние, ситуацию, момент и воспоминание, что выступает эффективным средством ресурсирования;
— возможность символического совершенствования фото-воспоминания производит понимание возможных будущих тенденций для стабилизации эмоциональных проявлений.
Так же, как воспоминания можно трансформировать с помощью изображения, так же их можно и моделировать. В процессе фототерапии работа начинается с изображения, которое стимулирует ресурсное впечатление. При осуществлении анализа фотографии возникает инсайториентованная вспышка воспоминаний, событий, фактов, явлений, действий или личной реакции, которая ассоциируется с конкретными событиями прошлого. Выше представлена форма работы с фотографиями, только делает незначительную попытку раскрытия использования данного инструмента в процессе психологической помощи и концентрирует внимание специалиста на следующем исследовании возможных способов реализации этого метода в различных категориях психологических проблем.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Фототерапия, как метод психотерапевтического воздействия
1.1 История развития светолечения (фототерапии)
Психоэмоциональные состояния — изменение состояния человека. Как правило, эмоционально насыщенные, возникающие под влиянием жизненных обстоятельств, здоровья, ряда других факторов. Психоэмоциональные состояния, как и другие психические явления, которые существуют в форме переживаний, идей в человеческом разуме и в той части психики, которая называется бессознательным. Это означает, что они не могут быть восприняты с помощью чувств и исследованы методами естественных наук.
По мнению А.А. Прохорова, психоэмоциональные состояния можно классифицировать как проявления психических процессов:
— эмоциональные состояния — настроения, аффекты, беспокойство;
— состояние волеизъявления — решительность, растерянность;
— когнитивные состояния — концентрация, вдумчивость.
Ю.В. Щербатых отмечает, что психоэмоциональные состояния также различаются по глубине и продолжительности. Страсть как психическое состояние глубже настроения. Каждое условие является временным, оно может изменить другое. В практических целях они идентифицируют мгновенные (нестабильные), долгосрочные и даже хронические или операционные, текущие и постоянные состояния. Каждое психоэмоциональное состояние — например, беспокойство и вдумчивость, при определенных условиях может быть как операционным (нестабильным), так и текущим (длительным), и постоянным (хроническим). Переход тока в постоянное состояние может быть как положительным (состояние физической подготовки, решительность), так и отрицательным (состояние усталости, растерянность) [21, с.56].
Сложность различия психоэмоциональных состояний заключается в том, что практически невозможно разместить их на одной шкале, классифицированной по одному признаку. Каждое состояние имеет свой собственный список проявлений и характеров (уровень сознания, доминирование психических процессов, длительность, достаточность или неадекватность ситуации).
Такими исследователями являются Ю.В. Щербатых и А.Н. Мосин сохраняет настроения, страсти в проявлениях аффективного шара, устойчивые процессы: кратковременное влияние на настроение в настоящем, долгосрочном состоянии и страсть как постоянное, хроническое состояние. С точки зрения сознания порядок размещения варьируется от страсти к наиболее сознательному состоянию ума и влияет на наименее сознательно.
В управлении духовными процессами с их сложностью и произвольностью эти состояния пересекаются с эффектами эмоций, настроения и страсти, контролирующими единство эмоций и воли.
Несомненно, патологическое психоэмоциональное состояние человека негативно влияет практически на все сферы жизни. В профессиональной или образовательной сферах: снижение эффективности, ухудшение отношений с коллегами или членами одной и той же группы (все виды конфликтов). Домохозяйства и семьи: ослабление взаимопонимания с членами семьи, родственниками и родственниками.
Чтобы избежать появления такого пространства, нужно сохранить внутреннюю гармонию. Внутренняя гармония — это путь к психическому здоровью человека. Гармония — это процесс, в котором обе стороны координируются.
Развитие внутренней гармонии является одной из важнейших задач, потому что во сне обычно происходят только психологические процессы, а при здоровой психике физиологическое состояние организма также обычно нормальное.
Профессор А.А. Прохоров показывает, что связь между психоэмоциональными состояниями и свойствами наиболее очевидна при тревожности. Термин «беспокойство» относится к эмоциональной реакции на возможную психологическую угрозу, в отличие от термина «страх», который относится к реакции на реальную угрозу, угрозе нарушения функции организма и предпринятым действиям. Состояние тревоги возникает из-за возможных проблем, неожиданных ситуаций, изменений в привычной атмосфере и особых переживаниях — беспокойства, страха, тревоги. Тревога как личностная черта является наиболее значимым фактором риска психоневрологических заболеваний. Высокая тревога снижает эффективность умственной деятельности, предотвращает ее от стрессовых ситуаций, например, принимая решение о действиях в экстремальных ситуациях. Это снижает уровень умственной работоспособности, создает неуверенность в своих способностях и тому подобное. Поведение такого человека характеризуется нестабильностью, раздражением и эмоциональным стрессом [32, с.152].
Влияние стресса зависит от интенсивности стрессовых факторов, то есть факторов, в которых эта ситуация обусловлена психологическими характеристиками человека. В трудных жизненных ситуациях, в критические моменты, определенная эмоциональная нагрузка может стать характеристикой личности — склонность к эмоциональной нагрузке. Есть некоторые личности, которые подвержены стрессу и сопротивляются стрессу. Те, кто подвержен стрессу, с большей вероятностью имеют способность к соревнованиям, явное желание достичь цели, агрессию, нетерпение, беспокойство, выразительную речь, чувство постоянной нехватки времени. Исследователи стресса также обнаружили тенденцию реагировать на такие стрессовые ситуации с теми же характеристиками, что объясняется системой психологических механизмов, создаваемых процессом индивидуального развития (особенно импульсами).
Таким образом, в психоэмоциональных состояниях характеристики психических процессов и личности объединяются. Анализ психоэмоционального состояния дает возможность прогнозировать индивидуальное поведение, его развитие и саморазвитие. Психоэмоциональные состояния группируются по разным критериям. На чисто психологической, духовной, эмоциональной, интенциональной и единой основе.
В зависимости от вида занятий индивида они делятся на государства по образованию, труду, бою, дому, экстриму и другим видам деятельности.
В зависимости от их роли в структуре персонала государства могут быть ситуативными, личными и групповыми. Ситуации указывают на особенности ситуации, вызвавшие реакции, которые не характерны для его умственной деятельности. Личные и коллективные (группы) — обстоятельства, характерные для конкретного человека или группы (группы).
В зависимости от глубины опыта, существуют глубокие и поверхностные пространства. Например, страсть — это более глубокое состояние, чем настроение.
Характер влияния единого коллективного (группового) государства делится следующим образом: положительный и отрицательный.
Продолжительность состояния длинная и короткая.
В зависимости от состояния сознания человек может быть сознательным и бессознательным.
Каждый, в том числе познавательная потребность, дается человеку через эмоциональные переживания.
Эмоции — «Особый класс духовных процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражается в форме непосредственного опыта (удовлетворение, радость, страх и т. д.) [15, с. 277].
Другими словами, «эмоции — это субъективные психологические состояния, которые отражают непосредственный опыт, приятные или неприятные чувства, отношение человека к миру и людям, процесс и результат практического действия» [15, с. 26].
Для людей самое главное, что через эмоции мы лучше понимаем окружающих нас людей, не говоря ни слова, мы можем оценить статус друг друга и лучше настроиться на общие действия и общение.
Примечательно, например, что люди из разных культур могут понимать и ценить выражение человеческого лица, определять эмоциональные состояния, такие как радость, гнев, горе, страх, отвращение, удивление. Этот факт подтверждает не только присущую природе фундаментальных чувств, но и «генетически определенную способность понимать их у живых существ» [15, с. 34]. Это относится к общению живых существ не только между одним видом, но и между разными видами. Известно, что высшие животные и люди способны определять и оценивать эмоциональные состояния друг друга по выражению лица.
Все эмоционально выразительные выражения не являются естественными. Некоторые из них оказались invivo в результате обучения и подготовки [15, с. 35].
Жизнь без эмоций так же невозможна, как чувство. Эмоции, согласно Чарльзу Дарвину, возникли в эволюционном процессе, как средство, с помощью которого живые существа подтверждают важность определенных условий для удовлетворения своих насущных потребностей [13, с. 23-24].
Высшие животные, и особенно люди, стали тонкими дифференцированными движениями, которые позволяют живым существам обмениваться информацией о своих состояниях и о том, что происходит. Это эмоциональные и коммуникативные функции. Они являются наиболее важным фактором в регулировании когнитивных процессов.
Эмоции действуют как внутренний язык как сигнальная система, посредством которой субъект изучает значение события. «Особенность эмоций заключается в том, что они прямо отрицают связь между мотивацией и реализацией, которая отвечает мотивам их действий. Чувства человеческой деятельности выполняют задачу прогрессирования и оценки результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя их» [7, с. 56-57].
В критических обстоятельствах, когда субъект не находит быстрого и разумного пути к опасной ситуации, создается особый эмоциональный процесс — затрагивается. Одной из наиболее значимых форм воздействия является то, что как считает В.К., Вилюнас, «наложение стереотипных действий на субъект представляет собой определенный метод решения« ситуаций », исправленных эволюцией: бегство, онемение, агрессия и т. д.» [7, с.44].
Важный российский психолог П. Анохин сослался на важную мобилизацию эмоций, интегративную и защитную роль. Он писал: «На практике немедленная интеграция (интеграция в единую сущность) всех функций организма, чувств и, прежде всего, может быть абсолютным сигналом о полезных или вредных воздействиях организма, часто даже до того, как эти эффекты и специальные эффекты локализуются. Механизм реакции определяется рамкой [2, с. 76].
Благодаря раннему появлению эмоций, организм обладает способностью очень хорошо адаптироваться к условиям окружающей среды. Он может быстро, на высокой скорости, реагировать на внешние воздействия, но пока не определяет его тип, форму, другие специфические параметры.
Эмоциональные чувства, которые развиваются биологически в эволюционном процессе, использовались как средство для поддержания жизненного процесса в его оптимальных пределах и для предупреждения об отсутствии или отсутствии факторов разрушения.
Чем сложнее живое существо организовано, тем выше оно поднимется по эволюционной лестнице, тем богаче будет диапазон эмоциональных состояний, которые может испытать человек. Количество и качество потребностей человека соответствуют количеству и разнообразию эмоциональных переживаний и эмоций, которые его характеризуют, и «чем выше потребность в ее социальной и нравственной значимости, тем выше связанные с ней чувства» [2, с.76-77].
Самое старое, самое простое и наиболее распространенное эмоциональное переживание среди живых существ — это радость, возникающая из удовлетворения органических потребностей, и неудобная неспособность сделать это, когда соответствующая потребность ухудшается.
Почти все основные органические чувства имеют свой эмоциональный тон. Информация о тесной взаимосвязи эмоций и активности тела говорит о том, что каждое эмоциональное состояние связано со многими физиологическими изменениями в организме. (В этой статье мы попытаемся частично проследить эту зависимость.)
Чем ближе центральная нервная система, эмоциональные изменения, связанные с эмоциями, и менее чувствительные нервные окончания, которые она содержит, тем слабее субъективный эмоциональный опыт. Кроме того, искусственное снижение органической чувствительности приводит к снижению интенсивности эмоционального переживания.
Эмоциональные основы, которые переживает человек, делятся на реальные чувства, чувства и эффекты. Эмоции и эмоции предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребностей, как в начале. Эмоции и чувства выражают значимость ситуации для человека с точки зрения реальной потребности, то есть удовлетворения ее будущими действиями или действиями. «Чувства», — говорит А.О. Прохоров «может вызывать как реальные, так и мнимые ситуации. Такие люди, как они, любят чувства, как свои собственные внутренние переживания, передают другим людям сочувствие» [22, с. 110].
Эмоции относительно слабы во внешнем поведении, иногда извне, незаметно незнакомые, если человек способен хорошо скрывать свои чувства. Они не включают в себя тот или иной поведенческий фактор, даже не всегда понимая, даже если какое-то поведение связано с эмоциями, потому что оно предназначено для удовлетворения потребности. Эмоциональный опыт человека обычно намного шире, чем его индивидуальный опыт. Наоборот, чувства человека очень заметны.
«Эмоции обычно отслеживаются для реализации мотива и рациональной оценки адекватности деятельности субъекта. Они являются прямым отражением, опытом существующих отношений, а не отражением их. Эмоции способны предвидеть ситуации и события, которые еще не произошли и которые возникают в прошлом в контексте пережитых или иллюстрированных ситуаций»[22, с.115].
Эмоции являются объективными, связанными с идеей или идеей конкретного объекта. Другая особенность эмоций заключается в том, что они заживают и развиваются, и они формируют несколько уровней, начиная от прямых чувств до эмоциональных и своеобразных чувств. Эмоции играют мотивирующую роль в жизни и деятельности человека, в его общении с другими людьми. По отношению к окружающему миру человек пытается действовать, чтобы усилить и усилить свои позитивные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, их можно регулировать произвольно.
Многочисленные физиологические изменения в организме связаны с любым эмоциональным состоянием. На протяжении всей этой истории развития психологических знаний неоднократно предпринимались попытки объединить физиологические изменения тела с определенными чувствами и показать, что комплекс органических симптомов, которые сопровождают различные эмоциональные процессы, действительно различен.
В 1872 году Чарльз Дарвин опубликовал книгу «Эмоции эмоций у человека и животных», которая стала поворотным пунктом в понимании взаимосвязи между биологическими и психологическими явлениями, особенно организмом и эмоциями. Было показано, что принцип эволюции касается не только биофизического, но и психологического и поведенческого поведения живых существ, что нет непроницаемого разрыва между поведением животных и человека. Дарвин показал, что внешнее проявление различных эмоциональных состояний в выразительных движениях тела имеет много общего между антропоидами и слепыми детьми. Эти выводы легли в основу теории эмоций, называемой эволюцией. Эмоции этой теории родились в процессе эволюции живых существ как жизненно важных механизмов приспособления, способствующих адаптации организма к обстоятельствам и ситуациям его жизни. Согласно Дарвину, различные эмоциональные состояния, особенно те, которые связаны с эмоциями, связанными с ними, являются не чем иным, как началом адаптивного ответа реального тела.
Мысли Чарльза Дарвина были открыты и развиты в другой теории, которая была широко признана в психологии. Его авторами были В. Джеймс и К. Ланге. Джеймс считал, что определенные физические условия были характерны для разных эмоций — любопытство, энтузиазм, страх, гнев и напряжение. Подобные изменения тела были названы органическими эмоциональными проявлениями. Это органическое изменение в соответствии с теорией Джеймса-Ланге, которые являются наиболее важными причинами эмоций. Они отражают систему обратной связи через голову человека, и они производят эмоциональные переживания из соответствующего режима. Во-первых, эффекты внешних раздражителей характеризуются типичными изменениями в теле чувств, и только потом — в результате — появляются чувства [12, с.29].
У. Кеннон предложил альтернативный взгляд на отношения между органическими и эмоциональными процессами. Он одним из первых обратил внимание на тот факт, что изменения тела, наблюдаемые в начале различных эмоциональных состояний, очень похожи и недостаточны для разнообразия, чтобы объяснить качественные различия в эмоциональном опыте более высокого человека. Кроме того, внутренние органы с изменениями условий, когда Джеймс и Ланге приводили к возникновению эмоциональных состояний, представляют собой довольно чувствительные структуры, которые очень медленно переходят в состояние возрождения. Эмоции обычно возникают и развиваются довольно быстро [37, с.96].
Сильнейшим противовесом Кеннона в теории Джеймса-Ланга оказалось следующее: искусственно вызванная остановка потока органических сигналов в мозг не препятствует возникновению эмоций. Правила Кеннона были разработаны П. Бардом, который показал, что на самом деле, и тело меняется, и эмоциональные переживания, связанные с ними, изменяются почти одновременно.
В более поздних исследованиях было установлено, что основные части гипоталамуса и лимбической системы всех структур мозга функционально наиболее важны для эмоций, даже для таламуса. В экспериментах на животных было установлено, что электрические воздействия на эти структуры могут контролироваться эмоциональными состояниями, такими как гнев, страх (Х. Дельгадо).
Психоэмоциональная теория мозга (Джеймс-Ланге и Кеннон-Бард) получила дальнейшее развитие в результате электрофизиологических исследований мозга. Это привело к созданию теории активации Линдси-Хебба. Согласно этой теории, эмоциональные состояния определяются ретикулярной формацией нижней части ствола мозга. Эмоции являются результатом дисбаланса и возврата к равновесию в структурах центральной нервной системы. Теория активации основана на следующих основных моментах:
Электроэнцефалографическое изображение мозга, вызванное эмоциями, является так называемым выражением «активационного комплекса», связанного с образованием сосудов.
Работа ретикулярной формы определяет динамические параметры эмоциональных состояний: их интенсивность, длительность, изменчивость и ряд других.
После теорий, объясняющих связь между эмпирическими и органическими процессами, появились теории, которые описывают влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как выясняется, регулируют действие, выявляя его очень четкий эффект в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось экспериментально получить кривую, выражающую взаимосвязь между уровнем эмоционального возбуждения человека и успехом его практики.
Чтобы достичь наивысшего результата в деятельности, нет нежелательного слабого и сильного эмоционального возбуждения. Каждый человек (и вообще и все люди) обладает оптимальным эмоциональным возбуждением, которое обеспечивает максимальную эффективность на работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: мы выполняем свою деятельность с учетом ее специфических особенностей, обстоятельств, в которых она происходит, индивидуальности вовлеченного человека и многих других. Слишком слабое эмоциональное возбуждение не обеспечивает надлежащей мотивации к действию, но слишком сильно его разрушает, разрушает и делает практически неуправляемым.
У людей динамика эмоциональных процессов и состояний не так важна, как органические и физические эффекты; их играют когнитивные психологические факторы (когнитивные средства познания). В этом контексте были предложены новые концепции, которые объясняют чувства человека динамическими особенностями когнитивных процессов.
Одной из первых таких теорий была теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. По его словам, человек развивает положительный эмоциональный опыт, когда его ожидания усиливаются, и когнитивные представления оживают, то есть, когда фактические результаты действия соответствуют запланированным, они соглашаются с ними или с теми же. Отрицательные эмоции создаются и усиливаются, когда ожидаемые и фактические результаты деятельности являются диспропорцией, несоответствием или несоответствием [23, с.16].
Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно оказывается некомфортным, и он пытается избавиться от него как можно скорее. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двойным: либо изменить когнитивные ожидания и планы, чтобы они соответствовали фактическому результату, либо попытаться получить новый результат, который соответствует предыдущим ожиданиям. В современной психологии теория когнитивного диссонанса часто используется для объяснения действий человека, его действий в различных социальных ситуациях. Эмоции рассматриваются как наиболее важный мотив для подобных действий и действий. Основные когнитивные факторы придают гораздо большее значение определению поведения человека, чем органические изменения.
Преобладающая когнитивная направленность современных психологических исследований привела к тому, что осознанные оценки, которые человек дает ситуации, также стали рассматриваться как змея. Считается, что такие оценки напрямую влияют на характер эмоционального опыта.
Помимо сказанного об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамике внесли свой вклад Уильям Джеймс, К. Ланге, Уильям Кеннон, П. Бард, Д. Хеббом и Л. Фестингер, С. Шехтер. Он показал, что память и мотивация человека вносят значительный вклад в эмоциональные процессы. Понятие эмоций, предложенное С. Шехтером, названо когнитивно-физиологическим.
Согласно этой теории, возникающее эмоциональное состояние зависит не только от наблюдаемых раздражителей и вызванных им изменений в организме, но также от опыта человека и оценки текущей ситуации с учетом реальных интересов и потребностей. Косвенно подтвержденная правильность когнитивной теории эмоций — это влияние устного обучения на человека, а также дополнительная информация, предназначенная для изменения оценки ситуации человеком.
В одном из экспериментов, направленных на усиление эмоциональной теории эмоций, людям давали физиологически нейтральное решение в виде «наркотика» с различными инструкциями. В одном случае им сказали, что это «лекарство» приведет их к эйфории, а к другому — к ненависти. После того, как он некоторое время принимал соответствующее «лекарство» для испытуемых, когда ему приходилось следовать инструкциям, их спрашивали, как они себя чувствуют. Оказалось, что чувства, о которых они говорили, соответствовали тому, чему они должны были научить.
Также было показано, что характер и интенсивность эмоционального опыта человека в конкретной ситуации зависит от того, как другие, близкие люди, испытывают их. Это означает, что эмоциональные состояния могут передаваться от одного человека к другому, и, в отличие от животных, качество чувствительных эмоциональных переживаний зависит от их личных отношений с человеком, которого они знают.
Советский физиолог в короткой символической форме П.В. Симонов попытался представить свои собственные факторы, которые влияют на создание и характер эмоций. Он предложил следующую формулу:
Э = F(П, (Ин-Ис, …)),
где Э — эмоция, ее сила и качество; /7 — величина и специфика актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности на основе врожденного и прижизненно приобретаемого опыта; Ин— информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени. Согласно формуле, предложенной П.В. Симоновым (его концепция также может быть отнесена к разряду когнитивистских и имеет специальное название — информационная), сила и качество возникшей у человека эмоции, в конечном счете, определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы