Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Использование технологии развития критического мышления в 10 классе на (на примере Реформаторский социально политический курс Н.С.Хрущева)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Анализ научно-педагогических исследований в области развития критического мышления у школьников
1.1. Обобщение опыта научно-педагогических исследований профессиональной деятельности учителей в области развития критического мышления у школьников 8
1.2. Значение, сущностное содержание понятия «развитие критического мышления в историческом образовании» …..14
1.3.Особенности развития критического мышления у десятиклассников…35
Выводы по Главе I……………………………………………………………..39
ГЛАВА II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В 10 КЛАССЕ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «РЕФОРМАТОРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС Н.С. ХРУЩЕВА)»
2.1. Педагогический потенциал темы «Реформаторский социально-политический курс Н.С. Хрущева)» для учащихся 10 класса…40
2.2. Способы использования технологии развития критического мышления в 10 классе при изучении темы «Реформаторский социально-политический курс Н.С. Хрущева)» 48
Вывод по Главе II…………………………………………………………………………………..60
Заключение……………………………………………………………………61
Список литературы…………………………………………………………….62
Список интернет-ресурсов…………………………………………………….70
Приложение……………………………………………………………………..72
Введение:
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, «требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении среднего общего образования, … а также значимость данного уровня общего образования для … успешной социализации» (Общие положения, п.1) [2]. Применение стандарта должно быть направлено на задачи «формирования российской гражданской идентичности обучающихся; .. воспитания и социализации обучающихся, …социального и гражданского становления …» (там же, п.4). Применение Стандарта базируется на системно-деятельностном подходе, что предусматривает «формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; … активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических … особенностей … обучающихся; … организации деятельности работы методических служб» (там же, п.4).
Актуальность данного исследования состоит в социокультурных преобразованиях, происходящих в обществе, изменении цели общего образования и нового понимания его результата, смене акцентов в образовании с ЗУНов на достижение планируемых результатов на основе системно-деятельностного подхода, как методологического основания ФГОС. Реализация задач ФГОС, ориентированного на становление личностных характеристик выпускника, осознание своей сопричастности к судьбе Отечества, развитие критического мышления и выработки гражданской позиции учеников, требует осмысления противоречий между различными социально-политическими установками, обострившимися на рубеже ХХ и ХХI веков и сопровождающимися бурными реакциями общества.
Большое количество научных открытий и расширение доступа к информации в различных сферах общественной жизни, актуализируют проблематику формирования культуры критического, инновационного типа мышления современного человека, в первую очередь непосредственно в школе. В теории и практике учебного процесса по истории для старшеклассников, тема исследования по использованию технологии развития критического мышления в 10 классе на примере «Реформаторский социально-политический курс Н.С.Хрущева» представляется актуальной в контексте методических подходов и практик их применения.
Анализ исследований последних лет показал, что большое количество научных открытий, процессы гуманизации общественных отношений и расширение доступа к информации в различных сферах общественной жизни, выдвигают все более неотложные требования к формированию культуры критического, инновационного типа мышления современного человека, в первую очередь непосредственно в школе. Государство всегда отводило особую роль образованию в становлении личности, однако синтез исторической проблематики в сочетании с методологией критического мышления является относительно молодым научным направлением, характерным для последних десятилетий.
Вопросы применения критического мышления дискутируются на уровне понятийного аппарата и педагогических аспектов. Философские и общенаучные положения о роли творческих начал в образовательном процессе и становлении человеческой личности развивали Л.Н.Толстой, Н.А. Добролюбов, П.Л.Кованько, Дж. Локк, Я.А. Коменский, И.И. Мечников, Н.Д.Соссюр, К.Д.Ушинский.
Во второй половине ХХ века фундаментом для дальнейших поисков путей формирования критического мышления детей и молодежи стали теоретические и практические наработки проблема формирования мышления человека в целом, и мышления учителя в частности.
Разноуровневые аспекты проблематики критического мышления находятся в фокусе рассмотрения как зарубежных учёных, педагогов и психологов (Э.Боно, Дж.Гудлер, И.Уоллен Норман,Т. Циген и др.; М. Вертхаймер, В. Келлер, К. Дункер и др.), так и российских ученых (A.B. Брушлинский, Л.С.Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Т.К. Мухина, С.Л. Рубинштейн, O.K. Тихомиров, В.Д. Шадриков) и др.
К современным исследованиям в области изучения критического мышления в России относятся работы А.А.Андреева, М.Н.Башмакова, Т.И.Дмитренко, С.Н.Позднякова, Н.А. Резника, В.В. Рубцова, В.Г.Гончарова, Ю.Н.Егорова, М.Н.Морозова, B.И.Кириллова, А.А.Старченко, Л.В.Хохловой, В.А.Шамиса и др.
Противоречивость проявляется между разнообразными подходами в применении критического мышления, оказывающими влияние на современные мировоззренческие установки граждан. Разные уровни доступа к историческим знаниям, теоретической подготовки и способности к применению знаний в конкретных ситуациях, имеют важное общественно-историческое значение – для достижения взаимопонимания, социального доверия и согласованности во всех процессах.
Выявленные противоречия обозначили проблему обработки и осмысления накопленных научно-педагогических материалов для развития критического мышления у школьников в целом, а также применительно к существующим подходам в осмыслении исторических событий различного масштаба, выработки критериев оценки их успешности в практическом применении, выработки активной гражданской позиции.
Объект: процесс развития критического мышления обучающихся старшего школьного возраста.
Предмет: развитие критического мышления обучающихся старшего школьного возраста при изучении проблемного исторического материала.
Целью исследования является выявление и обоснование условий развития критического мышления обучающихся старшего школьного возраста в практике общего образования.
Задачи исследования:
1. Обобщить опыт научно-педагогических исследований профессиональной деятельности учителей в области развития критического мышления у школьников.
2. Проанализировать значение, сущностное содержание понятия «развитие критического мышления в историческом образовании».
3. Выявить характерные особенности развития критического мышления у десятиклассников в практике общего образования.
4. Разработать проект урока с использованием технологии развития критического мышления в 10 классе при изучении темы «Реформаторский социально-политический курс Н.С. Хрущева».
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
1.В процессе выполнения работы, были реализованы все поставленные задачи. На теоретическом уровне — проведен анализ научно-педагогических исследований в области развития критического мышления у школьников, включающий обобщение опыта научно-педагогических исследований профессиональной деятельности учителей в области развития критического мышления у школьников; осмысление значения и сущностного содержания понятия «развитие критического мышления в историческом образовании». Проанализированы особенности развития критического мышления у десятиклассников, с учетом целей и задач ИКС.
2. Проведено проектирование урока в целях развития критического мышления в 10 классе (на примере темы «Реформаторский социально-политический курс Н.С. Хрущева)». Детально проанализирован и раскрыт педагогический потенциал темы «Реформаторский социально-политический курс Н.С. Хрущева)» для учащихся 10 класса. Предложены авторские подходы в логическом структурировании материала и методике иго преподавания (в виде тематических подгрупп и их элементов). Проведено количественную оценку направлений, обозначенных в изучаемой проблематике согласно ИКС.
3. Предложены и апробированы способы использования технологии развития критического мышления в 10 классе при изучении темы «Реформаторский социально-политический курс Н.С. Хрущева)». Установлено достоверное возрастание эффективности усвоения материала при повышении удельного веса рефлексивных приемов и коммуникативных практик, помогающих социализироваться ученикам в процессе групповой работы по изучаемой проблематике. Параллельно отмечается усиление осознанности гражданской ответственности исторических персоналий и самого общества за проведение масштабных реформ.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Обобщение опыта научно-педагогических исследований профессиональной деятельности учителей в области развития критического мышления у школьников
Воспитание – это искусство, а где искусство – там талант,
там сердце, интуиция, вдохновение…
С.Соловейчик. Педагогика – наука неточных понятий
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» в актуальной редакции предусматривает в период 2018-2025 гг. первоочередное достижение высокого качества образования, соответствующего уровню глобальной конкурентоспособности, и обеспечивающего вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. В сочетании с целью 3 Госпрограммы, направленной на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, задача обобщения опыта научно-педагогических исследований профессиональной деятельности учителей в области развития критического мышления у школьников имеет высокую актуальность [1].
Взгляды ученых о возможности формирования критического мышления у школьников в конце XIX — начале ХХ века были довольно противоречивыми. В эпоху стремительного развития естественнонаучных и инженерных знаний, возникали тенденции механистических подходов к обучению. Многими исследователями воспринималась текущая реальность – как вершина человеческого прогресса, которая требовала лишь распространения и закрепления в совокупности суммарных знаний.
Ряд дальнейших исследований по вопросам психического развития детей раскрыли возможность формирования критического мышления у младших и старших школьников (Ж. Пиаже, С.Рубинштейн, В. Штерн и др.).
Параллельно с преобладавшим в 19 ст. естественнонаучным подходом в западной теории обучения, выдающиеся российские и европейские мыслители развивали взгляды гуманистической философской и психолого-педагогической направленности. Образование, как перенос определенных общественных ценностей, получили особую гуманистическую наполненность в подходах к теории и практике педагогики, которые развивали Л.Н.Толстой, Н.А. Добролюбов, П.Л.Кованько, Дж. Локк, Я.А. Коменский, И.И. Мечников, Н.Д.Соссюр, К.Д.Ушинский.
К приоритетному пониманию значения свободы, как самопроизвольной деятельности, в стремительно развивающемся космосе человеческих знаний – в сочетании с рациональным познанием мира, приходят в своих работах выдающиеся мыслители эпохи становления гуманизма Л.Н. Толстой [47, 50, 51, 57, 61], К. Роджерс [20]. Впервые в литературном творчестве обращается внимание на специфику усвоения знания – в различные этапы в становлении личности – в периоды детства, отрочества, юности, и дальнейшего развития.
Широкий подход к вопросам теории и практики творческого развития мышления учащихся, в сочетании вызовов общественного развития и нравственного развития личности, содержится в работах К.Д.Ушинского. Отмечая аристократизм и холодность английской системы образования, а также абстрактность и метафизичность немецкой школы первой половины 19 в., Ушинский заложил основы критического восприятия педагогических учений в мировом масштабе – и их творческого применения в формировании национальной системы образования, в том числе роли воспитательного процесса – наряду с образовательным [62, с.7-9].
В тот же исторический период, на фоне значительного противостояния формалистических подходов, развивается учение Ф.А.В. Дистервега, разработанном в развитие идей Ж.-Ж.Руссо и Песталоцци, и вводится фундаментальный постулат о триединстве принципов природосообразности, культуросообразности и самостоятельного творчества личности.
Теория Дистервега, как отмечают Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева (9), охватывала все виды предметной деятельности, предполагая первичность общечеловеческого признания ценности и целесообразности природной организации человека – в социумных процессах, которые должны сочетаться с нравственными приоритетами и культурными формами развития. На основании теории Дистервега, были приняты три ступени возрастного развития детей школьного возраста, сопровождающиеся своими особенностями обучения и воспитания:
1) Период от 6 до 9 лет, характеризующийся повышенной физической активностью, склонностью к игре, любовью к сказкам, преобладающим сенсорным восприятием; на этой стадии обучения следует уделять первоочередное внимание чувственному познанию и упражнению чувств;
2) Период от 9 до 14 лет содержит максимум возможностей для развития памяти и накоплением представлений об окружающем мире. В этот период важно развить у школьников абстрактное мышление, умение осмысливать определенные объемы знаний, сравнивать и анализировать доступные данные, делать самостоятельные выводы;
3) Период от 14 до 16 лет является наиболее существенным для развития мышления учащихся, когда знания должны базироваться на твердых нравственных принципах и их последовательной трансформации в убеждения.