Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Использование спортивных игр и подвижных игр во внеклассной работе в общеобразовательной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации спортивных и подвижных игр во внеклассной работе общеобразовательных учреждений 7
1.1. Особенности физиологического развития детей 7
1.2. Внеклассная работа по физическому воспитанию детей
школьного возраста 12
1.3. Методологические особенности использования спортивных и подвижных игр во внеклассной работе общеобразовательных учреждений 16
Глава 2. Методы и организация исследования 19
2.1. Методы исследования 19
2.2. Организация исследования 20
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по организации спортивных и подвижных игр во внеклассной работе в общеобразовательной школе 23
3.1. Разработка методики использования спортивных игр и подвижных игр во внеклассной работе в общеобразовательной школе 23
3.2. Реализация методики использования спортивных и подвижных игр во внеклассной работе в общеобразовательной школе 26
3.3. Результаты исследования и их обсуждение 31
Выводы 38
Список литературы 40
Введение:
Актуальность исследования. Для общества всегда была актуальна проблема использования свободного времени подрастающего поколения для всестороннего воспитания и развития. Воспитательный процесс должен проходит как в урочной, так и в свободное время. Отсюда следует, что внеклассная работа учащихся необходимо направлять на их культурно-творческую деятельность и духовно — нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины.
Внеклассная работа тесно связана с учебной деятельностью, и строится с учетом принципа добровольности и личных интересов учащихся. Благодаря применению внеклассной работы появляется возможность учесть запросы учащихся и их индивидуальные наклонности, тем самым продифференцировать тематику занятий. Однако необходимо заметить, что при проведении внеклассной работы, нельзя исходить только из желания учащихся. Педагог должен выполнять свою направляющую роль потому, что лучше знает, что понадобиться детям в самостоятельной жизни.
Внеклассные работа по физической культуре повышает двигательную активность детей, укрепляет их здоровье, содействует устранению недостатков в физическом развитии и физической подготовленности. Одновременно способствует формированию у школьников интереса к физической культуре. Уже давно доказано, что физическая культура – это часть образа жизни человека. Физическая культура – система специальных упражнений и спортивной деятельности, которая направлена на развитие физических и духовных сил человека. Физическая культура является важной основой полноценной жизнедеятельности в системе всестороннего совершенствования личности: организационного и активного труда и полноты творческого самовыражения.
Под физическим воспитанием принято понимать целенаправленную и четко организованную, планомерно осуществляемую деятельность в системе физкультурной и спортивной деятельности, в состав которой входят разные формы занятий физической культурой, военно-прикладной деятельностью, спортом. Благодаря применению физической культуры тело ребенка развивается гармонично в единстве с его чувствами, интеллектом, волей и нравственностью.
Основной целью физического воспитания является гармоничное развитие каждого учащегося в тесном, органическом единстве с умственным, эмоционально нравственным, трудовым и эстетическим воспитанием.
Перед физической культурой стоят следующие задачи: укрепить здоровье, закаливать, повышать работоспособность; воспитывать высокие нравственные качества, потребность в регулярных физкультурных упражнениях; понимать необходимость физической культуры и заботу о здоровье; стремится к физическому совершенствованию; готовить к труду и защите Отечества; дать возможность приобрести минимум знаний в области гигиены, физической культуры, спорта, медицины, военно-прикладной деятельности; обучать двигательным навыкам и умениям, а также их применению в сложных ситуациях; развивать двигательные качества.
Физическое воспитание помогает преодолеть некоторые жизненные противоречия. Ребенок, с рождения является активным деятельным существом и удовлетворяет естественные потребности организма за счет движения. Когда он попадает в школу, он оказывается в условиях ограниченной физической подвижности, что порождает гиподинамию, застойные явления в организме, патологические нервно-психические и сердечно — сосудистой изменения, ожирение.
Физкультурно-спортивная деятельность способствует проявлению и закреплению одних из основных черт характера – выдержки, упорство, самодисциплины, настойчивости, трудолюбия.
Главным стимулом деятельности для ребенка является стремление развить физические силы, сохранить здоровье, быть полезным и активным членом общества, оказывать помощь людям благодаря приобретенным физкультурно-спортивным умениям и навыкам.
Основные задачи внеклассной работы по физическому воспитанию: содействовать укреплению здоровья, закаливать организм, физически разносторонне развивать учащихся, воспитывать у детей определенные организационные навыки, прививать учащихся систематически заниматься физической культурой и спортом. Чтобы увеличить интерес детей к физической культуре и тем самым повысить их уровень физического развития, нужно использовать спортивные и подвижные игры в процессе организации внеклассной работы.
Спортивные и подвижные игры относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движения. Для нее характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами, обусловливающими преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели. Таким образом, игра может быть приблизительно определена как активная деятельность, общий смысл участия в которой «делай дело ради самого дела».
В настоящее время существует большое количество методической литературы о спортивных и подвижных играх и о методике проведения их в школе (И.В. Коротков, В.И Семеренский, В.Г. Яковлев, М.Н. Жуков, В.Л. Строковская, Е.М. Геллер, В.К. Шурухина и др.). Спортивные и подвижные игры используются педагогами в учебном процессе, но проблема состоит в том, что игровая технология развития физических качеств школьников используется недостаточно.
Объект исследования – внеклассная работа по физическому воспитанию в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – методологические особенности использования спортивных и подвижных игр во внеклассной работе общеобразовательных учреждений.
Цель исследования – изучить особенности использования спортивных и подвижных игр во внеклассной работе в общеобразовательной школе.
Исходя из представленной выше цели были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности физиологического развития детей среднего школьного возраста.
2. Дать общую характеристику внеклассной работы по физическому воспитанию.
4. Раскрыть особенности организации спортивных и подвижных игр во внеклассной работе общеобразовательных учреждений.
5. Определить соотношение спортивных и подвижных игр во внеклассной работе в общеобразовательной школе для детей среднего школьного возраста;
6. Апробировать и доказать эффективность использования спортивных и подвижных игр во внеклассной работе с детьми среднего школьного возраста.
Гипотеза исследования: внеклассная работа по физической культуре посредством спортивных и подвижных игр в общеобразовательной школе, будет способствовать повышению уровня физической подготовленности учащихся, а также позволит повысить уровень здоровья учащихся и качества их личности.
Методы педагогического исследования: анализ научно-методической литературы по вопросу исследования; педагогический эксперимент; статистическая обработка полученных данных.
Структура работы: работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение:
В результате исследования можно сделать выводы:
1. Возрастные особенности физического развития школьников накладывают ограничения на использование силовых упражнений в содержании тренировок. Упражнения для младших и средних школьников должны иметь преимущественно скоростно-силовую направленность и в меньшей степени статические составляющие. Полностью исключать последние нецелесообразно, поскольку их использование помогает в формировании правильной осанки. Чем старше становятся спортсмены, тем шире должен становиться ассортимент используемых ими упражнений. Особенно пристально необходимо при этом следить за дыхательным ритмом, поскольку задержка дыхания оказывает общее негативное влияние на организм и даже привести к потере сознания.
2. Внеклассная работа учителя физической культуры с учащимися должна быть направлена на решение следующих взаимосвязанных задач: адаптацию к обучению; укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности школьников; физическое развитие и вооружение жизненно важными двигательными умениями и навыками; формирование привычек здорового образа жизни, позитивного отношения к физической культуре и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями; содействие усвоению знаний основ гигиены развитие эмоциональной сферы, нравственных и волевых качеств, а также эстетическое воспитание.
3. Для детей школьного возраста, игры занимают очень значимое место в развитии целого комплекса физических качеств: скорость, координация, сила, а также гибкость и выносливость. Большинство игр требуют от занимающихся проявления быстроты (как можно быстрее убежать, догнать), а также быстрое реагирование на различные сигналы (развитие внимательности и скорости реакций). Подвижные и спортивные игры на внеклассных занятиях по физической культуры применяются с определенными педагогическими целями, направленными на формирование и развитие двигательных умений, навыков и качеств, с задачами обеспечения физической нагрузки и разностороннего воздействия на организм занимающихся. Методика проведения подвижных и спортивных игр на внеклассных занятиях физической культуры подчиняется общим требованиям, хотя имеет свою специфику, которая связана с необходимостью сохранять постоянную плотность внеклассного занятия. Это диктует оперативность, четкую продуманность методически приемов, необходимость добиваться чтобы все дети, участвуя в играх, получали примерно равную нагрузку. Учитель должен создать условия для активного участия в игре всех занимающихся.
4. В результате исследования была разработана методики использования спортивных игр и подвижных игр во внеклассной работе в общеобразовательной школе.
5. В процессе исследования нами производилось применение описанной в данной работе комплексной методики, вследствие которой мы получили улучшение общегруппового среднеарифметического показателя по всем исследуемым параметрам, которые нами статистически подтверждены. Основываясь на полученных данных, мы можем сделать выводы о том, что под влиянием составленных и апробированных специально подобранных подвижных игр и спортивных игр, исследуемые показатели физического развития дают положительную динамику.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы организации спортивных и подвижных игр во внеклассной работе общеобразовательных учреждений
1.1. Особенности физиологического развития детей
Ученые давно обратили внимание на тот факт, что в ходе роста и развития животных существуют периоды повышенной чувствительности к внешним воздействиям. Наблюдается естественная периодизация развития организма, включающая несколько взаимосвязанных этапов.
Этапы, в ходе которых проявляются наиболее значимые изменения называют критическими, поскольку играют огромную роль во всем развитии организма. К примеру, дефицит питания в возрасте 8-9 и 12-13 лет провоцирует замедление роста тканей трубчатых костей, что приводит к общему отставанию физического развития. Период полового созревания так же наиболее уязвим в отношении недостаточности питательных веществ [20].
Л.C. Выготский ставил акцент на необходимости исследования чувствительных периодов для установления оптимальных сроков обучения детей. По его мнению, одно и то же педагогическое воздействие в разные периоды может давать положительный, нейтральный или даже отрицательный эффекты [5].
Детей в период 8-12 лет можно обучить практически всем движениям, в том числе сложнокоординированным, но не требующим проявления мышечной силы и выносливости. К примеру, прыжки могут плохо усваиваться не из-за сложности координирования движений в воздухе, но из-за отсутствия достаточной силы для отталкивания.
Это обосновывает необходимость знаний о возрастных периодах, в которых может происходить активное развитие скоростных качеств. Накоплена значительная база исследовательских работ, направленных на изучение особенностей развития физических качеств и двигательных возможностей детей в различных возрастах. Анализ данных лаборатории физического воспитания НИИ физиологии детей и подростков показал, что:
— различные двигательные качества имеют свои периоды развития, и они не совпадают по времени;
— годовые величины приростов неодинаковы в разные возрастные периоды, отличаются у девочек и мальчиков, несоразмерны, если сравнить приросты в разных двигательных способностях;