Педагог-информатика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Использование развивающих игр на базе ИКТ в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Глава 1. Теоретические аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в начальной школе 7
1.1. Понятие и характеристика информационно-коммуникационных технологий 7
1.2. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и информационно-коммуникационные технологии 15
1.3. Развивающие игры на базе информационно-коммуникационных технологий 22
Глава 2. Обучение младших школьников с использованием развивающих игр на базе информационно-коммуникационных технологий 31
2.1. Определение исходного уровня развития младших школьников 31
2.2. Содержание работы по использованию развивающих игр на базе информационно-коммуникационных технологий 41
2.3. Выявление степени эффективности развивающих игр на базе информационно-коммуникационных технологий 51
Заключение 60
Список литературы 63

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Сегодня в реформировании школьного обучения основные перемены основаны на внедрении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс в соответствии с введением ФГОС НОО. Процесс реализации реформ реализуется школой за счет решения тактической, методической и организационной задачи.
Использование ИКТ экономит время на уроке, при объяснении нового материала и при подготовке к нему, вдохновляет педагогов на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональное развитие педагогов и компетентность родителей, освобождает от непродуктивной рутинной работы. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагогов повышает положительную мотивацию обучения, соответственно наряду с этим происходит повышение качества знаний и успеваемости, повышается ее результативная сторона, оказывается содействие интеллектуальному развитию учащихся начальной школы.
Как отечественные, так и зарубежные ученые внесли огромный вклад в рассмотрение ИК технологий в сфере обучения с целью повышения интеллектуального уровня обучающихся. Например, такие, как: Бондаренко С.В., Коваленко Н.Д., Бухарина М.Ю., Владимирова Л.П., Гершунский Б.С., Грейдина Н.Л., Дмитриева Е.И., Захарова М.К.
Теоретический и практический опыт зарубежных и отечественных авторов по включению ИК технологий в процесс обучения с целью интеллектуального развития школьников доказывает их актуальность в данной сфере и указывает на оригинальность становления образовательной области в данном направлении.
Между тем изучение теории по организационной работе, связанной с технологиями ИК в сфере повышения интеллекта, позволяет рассмотреть некоторые противоречия. Они состоят в том, что обладая теоретическим и материальным оснащением в учебном процессе, преподаватель не готов его использовать ввиду содержательной и организационной неподготовленности.
В связи с этим встает проблема в противоречии между наличием информационно-коммуникационных технологий и недостаточной разработанностью методических материалов использования информационно-коммуникационных технологий для повышения интеллектуального уровня обучающихся в начальной школы. Данная проблема значима и нуждается в теоретическом обосновании, а также практическом разрешения, следовательно, тема выпускной квалификационной работы «Использование развивающих игр на базе информационно-коммуникационных технологий для повышения интеллектуального уровня обучающихся начальной школы» является актуальной.
У учащихся первого класса учебная деятельность становится ведущей, но, вместе с тем, игра, по-прежнему занимает в этом возрасте значительное место. В связи с этим, компетентное использование развивающих игр на базе ИКТ дает возможность для более успешной и результативной организации педагогической деятельности по всестороннему развитию учащихся в целом.
Объектом исследования является образовательный процесс в начальной школе.
Предметом исследования является использование развивающих игр на базе информационно-коммуникационных технологий с целью интеллектуального развития учащихся в начальной школе.
Целью исследования является изучение возможности использованием развивающих игр на базе информационно-коммуникационных технологий и разработка авторской методики для повышения интеллектуального уровня обучающихся начальной школы.
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
1. рассмотреть понятие и характеристику информационно-коммуникационных технологий;
2. рассмотреть развивающие игры на базе информационно-коммуникационных технологий;
3. определить исходный уровень интеллектуального развития знаний по русскому языку младших школьников;
4. разработать методику по использованию развивающих игр на базе информационно-коммуникационных технологий;
5. выявить степень эффективности предложенной методике по использованию на базе информационно-коммуникационных технологий.
Гипотеза исследования: если использовать развивающие игры на базе информационно-коммуникационных технологий, то повысится уровень интеллектуального развития обучающихся начальной школы.
Методы исследования: анализ, обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент.
Практическая значимость результатов заключается в разработке методике использования развивающих игр на базе информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальных классах.
Исследование проходило на базе ГБОУ «Школа» №1547 города Москвы (подразделение «Эврика Огонёк») с учащимися 1 класса.
Этапы исследования.
I Этап: Исследование научных и методических литературных источников с целью обнаружения проблемы.
II Этап: Создание программы по решению проблемы, постановка темы работы, подготовка методических материалов.
III Этап: Создание методики, способствующей решению проблемы. Подготовка программы и этапов в педагогическом эксперименте.
IV Этап: Окончательный анализ теоретических и практических источников и материалов.
V Этап: Реализация этапов в педагогическом эксперименте. Базой исследования выступает ГБОУ «Школа» №1547 города Москвы (подразделение «Эврика Огонёк»). Анализ результатов, оформление итогового варианта выпускной квалификационной работы.
Структура выпускной квалификационной работы содержит введение, две главы, заключение, список литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Было рассмотрено множество определений информационно-коммуникационных технологий многих авторов, ученых и педагогов. Наиболее оптимальным, на наш взгляд, определением ИКТ является определение, в постановлении Росстата. Так, под информационными и коммуникационными технологиями понимаются технологии, использующие средства микроэлектроники для сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных, текстов, образов и звука.
ИКТ-компетенция является одним из критериев сформированности познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО.
Применение информационно-коммуникационных технологий в работе педагога начальных классов раскрывает новый дидактический потенциал, связанный с визуализацией материалов, их «оживление», умением наглядно представить определенные явления и процессы, которые не могут быть продемонстрированы другими методами. Качественный уровень наглядности и ее содержание также улучшаются. В особенности, формирует прекрасную возможность классификация и структурирование образовательных материалов. Имеется возможность концентрировать большие объемы демонстрационных материалов из различных ресурсов, представляемых в различных видах, рационально подобранных и упорядоченных преподавателем в соответствии с потребностями детей и особенностями программы.
Различные головоломки, игры для формирования логики, внимательности и памяти имеют наибольший педагогический потенциал. На разных этапах урока учителя используют разные игры-конкурсы, эстафеты, в которых их просят найти смысл выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.
Развивающие игры и образовательные программы – это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя различные задания во время игры, дети развиваются память, пространственное воображение, а также дополнительные метапредметные навыки, такие как, например, быстрая работа на клавиатуре.
Одна из онлайн-программ, обеспечивающих преподавателям и ученикам возможность разрабатывать интерактивные образовательные задания, – это LearningApps.org.
Применяя различные компьютерные развивающие игры, а также используя облачные технологии, а именно интернет-ресурс LeaningApps.org в комбинации с интерактивной доской можно привлечь обучающихся в общее дело и занимательное исполнение упражнений, между тем обучающиеся лично при помощи маркера или просто руки могут передвигать, менять и выполнять всевозможные действия с информационными объектами и материалами.
Экспериментальная работа проводилась на базе ГБОУ «Школа» №1547 города Москвы, подразделение «Эврика Огонёк». В исследовании приняли участие 20 человек (12 девочек, 8 мальчиков) 1 класса. Экспериментальная работа проходила по следующим этапам: констатирующему, формирующему и контрольному. Для решения поставленных задач была проведена диагностика с заданиями, разработанными на базе комплекса упражнений, автором которых является Л.Ф. Тихомирова.
С учетом диагностических результатов, по развитию интеллектуальных умений учащихся первого класса, на формирующем этапе экспериментальной работы были предложены упражнения, которые способствуют развитию интеллектуальных умений на базе ИКТ.
В процессе интеллектуального развития на формирующем этапе дети логически размышляли, делали выводы, анализировали, устанавливали причинно-следственные связи, обобщали. Успешность детей в различных видах деятельности способствовала развитию познавательного интереса.
По итогам реализации разработанного комплекса приемов и упражнений для развития интеллектуальных способностей учащихся 1 класса, была проведена повторная диагностика.
В соответствии с результатами сравнительной характеристики итогов констатирующего и контрольного этапов по предложенной методике показана положительная динамика развития интеллектуальных умений.
Повышение высокого и уменьшение низкого уровней свидетельствует о том, что после проведённого комплекса упражнений у обучающихся исследуемой группы успешно формируются интеллектуальные умений.
Результаты итогового контрольного этапа продемонстрировали повышение показателей сформированности интеллектуальных умений у учащихся младших классов.
Сравнив результаты констатирующего и контрольного этапов, мы убедились в эффективности предложенных упражнений.
Таким образом, цель, поставленная в работе, была достигнута, а задачи решены. Гипотеза исследования подтверждена, а именно, если использовать развивающие игры на базе информационно-коммуникационных технологий, то можно повысить уровень интеллектуального развития обучающихся начальной школы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Понятие и характеристика информационно-коммуникационных технологий

Общество на современном этапе своего развития принято считать информационным. Информатизация общества является глобальным социальным процессом. Особенности данного явления заключаются в связанных с информацией процессах, которые могут осуществляться на основе различных компьютерных средств.
Проанализировав различные литературные источники по теме можно отметить, что встречаются различные взгляды авторов на понятия «информационная технология» и «информационно-коммуникационная технология».
Стоить отметить, что определение «информационная технология» было принято ЮНЕСКО. В соответствии с этим данное определение включает комплекс различных технических дисциплин, которые изучают рациональное использование человеческих ресурсов, в том числе по процессам, связанным с информацией. Другая часть определения включает технологии компьютерного пространства, а также способ организационной деятельности по работе с людьми и машинами, практическое использование технического оборудования и основанные на нем экономико-социальную и общекультурную составляющие [16].
В законе № 149-ФЗ дано определение информационной технологии. Согласно указанному определению – это процессы, связанные с информацией, а также методология организации данных процессов.
В ГОСТ Р дано определение ИКТ, при этом данное понятие обобщено. Согласно данному источнику ИК технология является информационным процессом, а также информационным способом работы, который реализуется за счет применения инструментов компьютерного оборудования и иных телекоммуникационных средств.
В соответствии с мнением профессора С.Г. Григорьева одним из главных направлений использования этих технологий является образовательный процесс. С его точки зрения, сегодняшнее образование невозможно без применения информационно-коммуникационных технологий в их различных видах. В то же время инструменты информатизации используются с двух позиций: с намерением исследования самой информационной технологии и при обучении иным областям знаний» [12].
Определение информационно-коммуникационной технологии может трактоваться по-разному. В самом широчайшем понятии, по мнению С.Г. Григорьева ИК технология является резюмирующим понятием, которое может характеризовать всевозможные методы, способы и алгоритмы по сбору, хранению, обработке, представлению и передаче данных [13]. Этот термин применяется в трудах таких авторов С.Г. Григорьева, М.И. Шараповой, Н.Д. Гальсковой и др.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы