Безопасность жизнедеятельности Дипломная работа (бакалавр/специалист) Технические науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Использование проектных технологий при формировании практических умений учащихся на уроках ОБЖ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы использования проектных технологий при формировании практических умений 7
1.1. Использование проектных технологий в обучении 7
1.2 Психолого-педагогическое обоснование формирования практических умений учащихся 14
1.3. Современное состояние программы формирования практических умений на ОБЖ 21
Выводы по 1 главе 28
2. Практика использования проектных технологий в формировании практических умений учащихся на уроках ОБЖ 30
2.1. Анализ учебников по ОБЖ для 8-11 классов 30
2.2. План-конспект проекта «Дневник здорового образа жизни» 37
2.3. Педагогический эксперимент 44
Выводы по 2 главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68

  

Введение:

 

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что обострение проблем безопасности в современном мире выдвигает на первый план задачи подготовки молодого поколения к действиям в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Логично, что развитие образования в области безопасности жизнедеятельности становится все более актуальным. Основная цель организации учебного процесса по безопасности жизнедеятельности: дать возможность участникам образовательного процесса расширить познавательные способности и навыки в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, поддержания и укрепления их здоровья за счет наиболее приемлемых и эффективные формы обучения, при которых практические занятия используются организаторами и учителями задач [1].
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) «должен не только изучаться, но и активно, целенаправленно развивать практические навыки среди молодежи. Ученики должны не только приобретать знания, но и быть готовыми к безопасному поведению, то есть практической компетентности, которая будет сделать их жизнь максимально безопасной»[2].
Чтобы развить практические навыки учащихся, преподаватель должен широко использовать современные педагогические технологии в учебном процессе, должен развивать самостоятельную производительную, творческую деятельность учащихся, достигать запланированного результата (образовательного стандарта) в сочетании с усвоением практического опыта, ценности отношения и личные ориентации. Вот почему при обучении безопасности жизнедеятельности необходимо использовать технологии проектирования, которые, как одна из самых передовых и продуктивных, позволят учащимся формировать практические навыки на занятиях по безопасности жизнедеятельности.
Степень научной разработанности. Проблема развития практических умений учащихся в образовательном процессе находит решение в фундаментальных исследованиях ведущих учёных: А.Г. Асмолова, Д.В. Григорьева, В.И. Звягинского, О.Д. Калачихина, А.В. Леонтович и др. Сущность и содержание проектной деятельности раскрывают в своих трудах такие ученые, как Е.С. Полат, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, Г.К. Селевко, В.В. Гузеев и другие.
Однако, вопросы формирования практический умений учащихся на уроках ОБЖ посредством проектных технологий по прежнему остаются мало изученными.
На основании вышесказанного, можно определить противоречия, между:
— необходимостью выработки практических навыков у учащихся и недостаточным практическим и педагогическим опытом их формирования в школьном курсе ОБЖ;
— наличием большого потенциала уроков ОБЖ в формировании практических навыков учащихся и недостаточным методическим обеспечением использования проектных технологий в формировании этих умений.
На основе противоречий, мы обозначили проблему исследования: каков процесс формирования практических навыков учащихся на уроках ОБЖ с использованием проектной деятельности?
Объект исследования – практические умения учащихся на уроках ОБЖ.
Предмет исследования — процесс формирования практических умений учащихся на уроках ОБЖ с помощью проектных технологий.
Цель исследования — проанализировать эффективность использования проектных технологий в формировании практических умений на уроках ОБЖ.
Гипотеза исследования: считаем, что использование проектных технологий на уроках ОБЖ, сможет повысить уровень практических умений школьников.
Задачи исследования:
1. определять роль и значение проектных технологий в обучении;
2. изучить научные подходы к понятию «практические умения»;
3. определить методы и средства формирования практических умений школьников;
4. определить специфику формирования практических умений у школьников в процессе изучения ОБЖ;
5. разработать и реализовать комплекс занятий, включающих проектную деятельность (опытно-экспериментальная работа);
6. апробировать проектные технологии в формировании практических умений школьников на уроках ОБЖ;
7. провести исследование по выявлении эффективности метода проектов в формировании практических умений школьников.
Методы исследования: теоретические: анализ научной литературы по теме исследования, описательный и аналитический методы; практические: обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, беседа, диагностика, методы качественной и количественной обработки данных.
Этапы исследования:
1 этап: проводился комплексный анализ научно-методической литературы, определялся круг методов и средств в формировании практических умений школьников на уроках ОБЖ.
2 этап: разрабатывались диагностические критерии по выявлении уровня практических умений школьников, проводилась первичная диагностика практических умений школьников.
3 этап: был апробирован метод проектов как средство формирования практических умений школьников по ОБЖ, проводилась вторичная диагностика, были сделаны основные выводы.
Научно-теоретической базой исследования выступили:
— положения современной дидактики и теории содержания общего образования (Л.И. Гурье, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, В.П. Беспалько, И.Б. Ворожцова);
— практические умения школьников (Н.П. Бартенева, О.Л. Дворникова, А.В. Леонтович, Т.Ю. Фомина, Л.М. Фридман, И.Я. Лернер, Е.В. Мещерова, П.И. Пидкасистый, А.И. Савенков, И.Д. Чечель и др.);
— технологии проектного обучения (Дж.Дьюи, Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеева, А. Е.Петров, М.Г.Лапердина, М.М.Морозова, И.И.Петрова).
Новизна данной работы заключается в том, что разработаны авторские диагностические критерии, позволяющие выявить уровень практических умений школьников в проектной деятельности.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что разработанные критерии и предложенные проекты могут быть использованы в практической деятельности педагогов по формированию практических умений школьников на уроках ОБЖ.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введение рассмотрена актуальность данной темы, определены объект и предмет исследования, его цель и задачи, методологические основы и методы, раскрыта теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассмотрено содержание и структура практических умений. Рассмотрены методы и приемы формирования практических умений школьников на уроках ОБЖ, определена роль и значение метода проектов в формировании практических умений школьников.
Во второй главе раскрыта практика использования метода проектов по ОБЖ в формировании практических умений школьников. Представлены результаты эффективности использования метода проектов в развитии практических умений школьников по ОБЖ.
Заключение содержит в себе основные выводы по исследованию.
Список литературы содержит в себе 75 источников и литературы.
В приложении представлена тематика проектов на уроках ОБЖ.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Была определена роль и значение проектных технологий в обучении. Выявлено, что проектная деятельность обучающихся представляет собой совместную учебную и познавательную, и при этом одновременно — творческую дельность, у которой должна быть цель, определенные методы и способы деятельности, направленные на получение конечного продукта. Реализация образовательных проектов закладывает основы формирования образовательной деятельности, создает условия для проявления любознательности, познавательной активности у детей, дает возможность реализовать и оценить собственные мысли и поступки.
2. Были изучены научные подходы к понятию «практические умения». Под практическими умениями в данной работе понимается систему интеллектуальных и практических умений учебного труда, способность самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в процессе решения практических задач.
3. Были определены методы и средства формирования практических умений школьников. К ним были отнесены: поисковый метод, практический, наглядный, словесный.
4. Была определена специфика формирования практических умений у школьников в процессе изучения ОБЖ.
В процессе проектной деятельности учащиеся формируют: познавательный интерес, наблюдается рост успеваемости учащихся по предмету; овладевают общими интеллектуальными навыками (работают с различными источниками информации; правильно разрабатывают методологию исследования; критически интерпретируют материал, представленный в конкретном источнике информации; анализируют различные ситуации, выделяют наиболее важные и надежные в данной ситуации, четко и четко излагают их мысли, возможность обосновывать свои суждения, конструктивно подходить к решению поставленной проблемы; планировать свою деятельность, проверять и оценивать ее результаты, использовать возможности ИКТ для представления результатов исследования).
5. Был разработан и реализован комплекс занятий, включающих проектную деятельность.
Был проведен анализ учебников по безопасности жизнедеятельности с целью выявления формирования практических навыков у учеников по конкретной теме. Выявлено, что учебники обладают значительным потенциалом в формировании практических навыков (составлены таблицы занятий) с использованием различных форм и учебных пособий.
При подготовке классов с использованием метода была выбрана тема урока, в которой можно применить метод проекта; постановка целей и задач для достижения конкретного результата; создание проблемной ситуации, для решения которой ученикам необходимо провести какое-то исследование (проект) и представить результат, при реализации проекта учитель выступал в роли консультанта, по защите проектов учитель оценивает работу каждого учащегося.
6. Были апробированы проектные технологии в формировании практических умений школьников на уроках ОБЖ. Был разработан и апробирован проект «Дневник здорового образа жизни», который включал в себя 5 тем: «Что мы едим», «Активность, активность и еще раз активность!», «Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками», «Позитивный настрой — залог здоровья», «Правильный режим дня».
7. Было проведено исследование по выявлению эффективности метода проектов в формировании практических умений школьников.
Основной целью исследования является выявление влияния метода проекта на формирование практических навыков у учащихся.
На констатирующем этапе высокий уровень практических навыков не был продемонстрирован ни одним учеником из двух классов. Дети не умеют: работать с источником, наблюдать, определять проблему, формулировать гипотезу, планировать и проводить эксперимент, обобщать результаты, использовать достижения смежных наук.
Подводя итоги контрольного этапа, следует отметить, что ни один ученик из контрольного класса не продемонстрировал высокого уровня практических навыков. Дети до сих пор не умеют: работать с источником, наблюдать, определять проблему, формулировать гипотезы, разрабатывать и проводить эксперимент, обобщать результаты, использовать достижения смежных наук.
Дети экспериментального класса обладают повышенными практическими навыками: умение работать с различными источниками информации; умение правильно разработать методологию исследования; способность критически истолковывать материал, представленный в конкретном источнике информации; умение анализировать различные ситуации, выделять наиболее важные и надежные в данной ситуации; умение не четко и ясно излагать свои мысли, уметь обосновывать свои суждения; умение конструктивно подходить к решению проблемы; умение планировать свою деятельность, проверять и оценивать ее результаты; умение использовать возможности ИКТ для представления результатов исследований.
Также было выявлено, что практические навыки для поддержания здорового образа жизни в обоих классах в начале эксперимента были довольно низкими, в то время как на контрольной стадии учащиеся экспериментального класса демонстрировали более высокие показатели по сравнению с учениками контрольного класса.
Итак, все задачи были решены и гипотеза исследования была подтверждена. Действительно, использование методики проекта позволит повысить уровень практических навыков школьников на занятиях по безопасности жизнедеятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы использования проектных технологий при формировании практических умений

1.1. Использование проектных технологий в обучении

Современное видение метода проектов характеризуется наличием различных взглядов на толкование его содержания.
Педагоги рассматривают метод проектов как средство организации педагогического процесса, в основу которого положен:
— взаимодействие учащихся с окружающей средой, объединение с активной деятельностью учащихся [16],
— метод планирования целенаправленной деятельности ученика в связи с решением какого-то школьного задания в обстоятельствах реальной жизни [20],
— целевой учебно-воспитательный процесс, направленный на выполнение общественно полезных дел [35],
— система обучения, при которой ученик приобретает знания, умения и навыки в процессе планирования и выполнения определенных сложных задач — проектов [43].
Разноплановость подходов характеризуется и определениями основных характеристик понятия «учебный проект». В частности, С.Е. Шишов толкует учебный проект как форму организации занятий, которая предусматривает комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени[77].
Исследовательница М.Б. Романовская в учебном проекте видит общую учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, которая имеет общую цель, согласованные методы, средства деятельности и направлена на достижение общего результата по решению определенной проблемы, значимой для участников проекта[56].
По определению К.Н. Поливановой, метод проектов является одной из педагогических технологий, которая отражает реализацию личностно-ориентированного подхода в образовании. Автор определяет технологию как системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучение и усвоение знаний и умений путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения эффективности обучения[50].
Отметим, что метод проектов (от греческого — путь исследования) — система обучения, в процессе которой учащиеся приобретают знания путем планирования и выполнение практических заданий (проектов), которые постепенно усложняются.
Метод проектов известный в мировой педагогике с конца XIX — начала ХХ в. как метод проблем. Его связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании. Дидактические основы метода проектов разработали американские педагоги Д. Дьюи и его последователи В. Килпатрик, Е. Коллинз, Е. Паркхерст.
Целью учебного проектирования является создание педагогом таких условий во время образовательного процесса, при которых его результатом является индивидуальный опыт проектной деятельности ученика. Работа над проектом основывается на принципе личностно ориентированного обучения и конкретной работы ученика на основе его свободного выбора с учетом.
Как было видно из определений, в педагогической литературе можно найти различные определения учебного проекта, но в любом случае он должен соответствовать определенным требованиям, к которым относятся:
— развитие познавательных, творческих навыков учащихся, критического мышления, умения самостоятельно добывать информацию;
-обеспечение возможности для самостоятельной деятельности учащихся — индивидуальной, парной, групповой, которую они реализуют в течение определенного времени для решения значимой для учащихся проблемы;
— презентация итогов проектов, реализуемых в форме отчета, сообщения, рисунка или журнала и тому подобное; сотрудничество учащихся и учителя[49].
Основные задачи проектной технологии в школе на современном этапе: формирование навыков самостоятельной деятельности, применение знаний в нестандартных ситуациях; формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков; формирование навыков научно-исследовательской работы.
Проекты, выполняемые в пределах современного учебно-воспитательного процесса школы, классифицируют по нескольким признакам.
1. По деятельности, которая доминирует в проекте: исследовательские; информационные; прикладные (практико-ориентированные); творческие; игровые; телекоммуникационные.
Стоит интегрировать проекты по доминирующей деятельности: информационный, информационно-прикладной, информационно-игровой.
2. По количеству учебных предметов, охваченных в проекте: монопредметный (внутрипредметный), межпредметный (интегрируется содержание нескольких учебных предметов); надпредметные (содержат содержание дисциплины, которая не входит в программы школы).
3. По количеству участников проектов: индивидуальные; парные; групповые; коллективные.
4. По продолжительности выполнения: краткосрочные (мини-проекты, рассчитанные на срок от одного до нескольких уроков в течение недели), среднесрочные (рассчитанные от двух недель до двух-трех месяцев); долгосрочные (рассчитанные на срок один-два месяца и более).
Практика показывает, что долговременные проекты используют редко, и они требуют специальной подготовки учащихся, учителя и создание материальной технической базы, привлечение родителей и общества.
5. По характеру контактов: внутренние (проводят в пределах одного класса), параллельные (проведение в пределах параллели классов), межшкольные (проводят с привлечением учащихся разных школ района, города), областные, региональные, федеральные, межрегиональные.
6. По характеру партнерских взаимодействий: кооперативные, соревновательные, конкурсные[44].
Подробнее обратим внимание на некоторые из них.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы