Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Использование познавательных задач и игр при обучении русскому языку в средней школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения русскому языку в средней школе 5
1.1. Проблема формирования интереса к изучению русского языка в школе 5
1.2. Состав и структура курса русского языка в основных учебных программах 12
Глава 2. Теоретические основы использования познавательных задач и игр на уроках русского языка в средней школе 18
2.1. Структура и функции познавательных задач и игр как средства обучения 18
2.2. Характеристика познавательных задач и игр, использующихся на уроках русского языка 26
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по использованию познавательных задач и игр при обучении русскому языку в средней школе 38
3.1. Организация и методика исследования по использованию познавательных задач и игр на уроках русского языка 38
3.2. Система познавательных задач и игр при обучении русскому языку в средней школе 43
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 47
Заключение 51
Список литературы 53
Введение:
Актуальность. Русский язык – один из самых сложных предметов в средних школах. Поэтому необходимо развивать у обучающихся интерес к этому предмету, делать его изучение максимально радостным и увлекательным. Вот в чем может помочь использование познавательных заданий и игр на уроках русского языка в средней школе.
Многие ученые изучали процесс формирования и развития интереса. Некоторые авторы считали «побуждение интереса» у школьников основной задачей обучения (К.Д. Ушинский). Другие рассматривали термин «интерес» как избирательную направленность внимания (Т. Рибо). В исследованиях А.А. Гордон, С.Л. Рубинштейна «интерес» рассматривался в качестве проявление умственной и эмоциональной активности.
Над проблемой развития познавательного интереса работали многие ученые, такие как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.
Работы Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной определили условия формирования познавательного интереса. С точки зрения Л.А. Венгера, Л.С. Выготского создание условий для развития познавательного интереса может происходить при помощи включения учащихся во внеурочную деятельность, потому как в ней всегда присутствует элемент новизны, используются нестандартные условия работы, что содействует усилению заинтересованности детей, создаёт дополнительную мотивацию обучения.
Применение игр в обучении способствует не только усилению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения, увеличивает прочность полученных знаний. Выдающиеся педагоги занимались проблемой использования игр в процессе обучения: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.
Использование познавательного и игрового материала на уроках русского языка как средства развития познавательного интереса у учащихся очень необходимо. Именно поэтому мы выбрали темой исследования проблему использования познавательного и игрового материала на уроках русского языка в средней школе.
Целью работы является выявление влияния познавательных задача и игр на учащихся на уроках русского языка в средней школе.
Объектом исследования выступает процесс обучения на уроках русского языка в средней школе.
Предметом исследования выступает влияние познавательных задач и игр на уроках русского языка в средней школе на развитие познавательного интереса учащихся.
Задачи исследования:
— проанализировать проблему формирования интереса к изучению русского языка в школе;
— изучить состав и структура курса русского языка в основных учебных программах;
— рассмотреть структуру и функции познавательных задач и игр как средства обучения;
— дать характеристику познавательным задачам и играм, использующимся на уроках русского языка;
— дать характеристику организации и методике исследования по использованию познавательных задач и игр на уроках русского языка;
— разработать систему познавательных задач и игр при обучении русскому языку в средней школе;
— провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования: изучение и анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; обобщение опыта работы учителей русского языка; анализ результатов учебной деятельности; констатирующий, формирующий, контрольный этапы эксперимента; анализ полученных данных.
Структура работы. Выпускная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
Заключение:
Итак, в соответствии с представленным анализом литературы, интерес – это чувственно-оценивающее отношение личности к процессу собственной деятельности. Именно интерес является действенным образовательным средством, кроме того он является важным образовательным мотивом. Процесс развития интереса к познанию, как правило, проходит несколько уровней. Авторами приняты следующие уровни его развития: первый – любопытство, второй – любознательность, третий – познавательный интерес, четвертый – теоретический интерес. Для успешного и результативного процесса обучения преподаватели должны стремиться развить интерес учащихся.
Опираясь на все вышесказанное, интерес укрепляет влияние учителя на обучающихся, кроме того именно интерес активизирует поисково-исследовательскую деятельность школьников и выступает особой составляющей воспитательно-образовательного процесса.
Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование интересов и способностей учащихся. В связи с этим все большее значение приобретают игровые формы обучения. Они позволяют учащимся развивать произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые формы на уроках русского языка оказывают положительное влияние на развитие речевого аппарата, а также повышают грамотность учащихся.
Таким образом, проблема формирования интереса к русскому языку существует. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, ориентацией на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей.
Использование игровых форм на уроках русского языка способствует формированию у учащихся умения правильно и грамотно говорить, читать и писать, что достаточно важно для освоения всех общеобразовательных предметов, в том числе русский язык.
Итак, мы пришли к выводу, что ценным методом стимулирования интереса к обучению является метод использования различных развлекательных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Можно с уверенностью сказать, что игра – это великая сила, которая позволяет учить и учиться не только на уровне сознания, но и на уровне чувств.
Экспериментальная работа включала 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Экспериментальная работа проходила в Ликино-Дулевской гимназии. Участниками эксперимента стали учащиеся 6-го класса в количестве 18 человек. В связи с определением уровня развития интересов у средних школьников использовалась методика А.А. Горчинской. Была использована еще одна методика, автором которой является Г.И. Щукина. Ее целью является определение непосредственно уровня интереса обучающихся.
После подведения результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что после прохождения программы кружка уровень сформированности интереса повысился. Использование познавательных задач и игр при обучении русскому языку повышает уровень развития интереса у школьников в средней школе.
Проанализировав все данные, которые были получены в результате эксперимента, можно прийти к выводу, что уровень интереса у обучающихся 6 класса стал выше. Их творческая активность повысилась, повысилась и исполнительная активность, стало меньше детей, которые находятся на низком уровне.
Таким образом, цель работы достигнута, а задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы обучения русскому языку в средней школе
1.1. Проблема формирования интереса к изучению русского языка в школе
Проблема интереса к обучению сопровождала весь исторический процесс становления педагогической мысли и школы. Трудно найти человека, у которого вообще отсутствуют какие-либо интересы, и еще труднее найти такого ребенка. Именно по этим причинам так важно принимать во внимание интересы каждого учащегося и стремиться их развить.
С точки зрения И.Ф. Нестеровой под воздействием интереса дошкольники стараются отыскать новые стороны в дисциплине, привлекающем их внимание, стараются установить глубокие связи и взаимоотношения между различными явлениями. Интерес несет ответственность за личностный способ вовлечения в деятельность, который ориентирует ребенка на определенное, избирательное отношение к существующим обстоятельствам [22].
Несомненно, интерес – это фундамент множества исследований, как в психологии, так и в педагогической науке. С позиций современной педагогики проблемы познавательного интереса, рассматривались Т.Л. Блиновой, Л.С. Выготским, О.Б. Епишевой, С.Л. Рубинштейн, Ф.К. Савиной, Г.И. Щукиной и многими другими авторами. Проанализируем подходы некоторых авторов к раскрытию понятия «интереса».
В словаре Даля «интерес» не включает психологических подтекстов. Первое толкование понятия «интерес» – это определенная выгода, выгода, прибыль; второе толкование – рост на деньги, проценты; третье толкование – забота, участие или развлечение, ценность, важность дел [10].
В соответствии с мнением Л.С. Выготского интерес рассматривается как влияние на интегральные качества человека: мировоззрение, убеждения, отношение к труду, на свободу человека в выборе цели и средств деятельности [8].
В тексте логического словаря интерес может определяться как состояние человека, в котором у него появляется повышенная избирательная, целенаправленно направленная потребность понять что-либо глубже и всесторонне, реализовать в конкретной сфере практики либо теории [16].
В трудах В.А. Сухомлинского отмечается, что интерес – это чувственное благополучие, основанное на воплощении познавательной деятельности и характеризующееся мотивацией этой деятельности [22].
Н.Г. Морозова дает определение интересу – это активная чувственно-познавательная связь общества со всем миром [21]. С позиции Г.И. Щукиной непосредственно познавательный интерес представляется автору в качестве избирательной целенаправленности личности, ориентированной на сферу знания и образовательному процессу [37].
Чуть позднее В.Ю. Макарова раскрывает это понятие как фактическую причину действий, которая ощущается людьми как особенно важная. Значение этого термина следует понимать, как позитивное оценивающее отношение субъектов к итогам своей деятельности. Понятие выражается в эмоциональных взаимоотношениях учащихся с объектами своих знаний [18].
Ф.К. Савина изучала «интерес» и сделала вывод, что это системное качество человека, указывая на его продуктивные свойства: личностную и социальную зависимость, субъектную направленность, поли функциональность, осознанность, динамичность, избирательность, имеющую эмоциональную окраску, на фоне волевого напряжения [28].
В современном социологическом словаре интерес (от латинского interest – иметь ценность) определяется как ориентация субъекта на значимые для него объекты, связанные с удовлетворением потребностей, выгод. У С.Л. Рубинштейна было определенное мнение по поводу интереса. Он считал, что это понятие заключается в характере двусторонних отношений [27].