Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Использование подвижных игр как средство развития двигательной активности старших дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 5
1. Теоретические подходы к развитию двигательной активности старших дошкольников посредством подвижных игр 10
1.1. Содержание понятия «развитие двигательной активности» в психолого-педагогической литературе 10
1.2. Возрастные особенности развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Возможности подвижных игр в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста 23
Выводы по 1 главе 38
2. Педагогические условия повышения результативности использования подвижных игр для развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста 40
2.1. Разработка и реализация подвижных игр для развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста 40
2.2. Оценка результатов использования подвижных игр для развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста 56
2.3. Учет практических рекомендаций по оптимизации использования подвижных игр для повышения уровня двигательной активности старших дошкольников 66
Выводы по 2 главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 80

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого — развитие и совершенствование двигательной активности дошкольников.
Развитие и совершенствование двигательной активности в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой — специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.
Основной формой развития двигательной активности признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах.
В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в менее регламентированных, чем занятия, формах обучения, в частности в подвижных играх.
Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря — вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных подвижных игр.
Подвижные игры — это важное средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Правильно подобранные игры способствуют гармоничному развитию организма дошкольников. Различные движения и игровые действия детей положительно влияют на деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. Подвижные игры удовлетворяют потребность организма ребенка в движении, способствуют обогащению ее двигательного опыта. С помощью игр у дошкольников закрепляются и совершенствуются различные умения и навыки основных движений (ходьбы, бега, прыжков, равновесия) развиваются такие важные физические качества, как: скорость, ловкость, выносливость. Значительное влияние оказывают подвижные игры на воспитание морально-волевых качеств.
Один из основателей системы физического воспитания дошкольников Е Аркин замечал, что «ребенок — существо очень активна, и именно в игре активность ребенка наиболее естественно и свободно обнаружена, потому что и по структуре, и по содержанию, и по исполнению игра больше соответствует всей психофизической организации, всем содержания, наполняет жизнь ребенка дошкольного возраста». По мнению Е. Аркина, игра дает ребенку ту полноту жизни, которой она стремится, отсюда следует, что именно игра должна быть рычагом дошкольного воспитания. [4]
Выдающийся педагог П.Ф. Лесгафт в своей оригинальной системе физического воспитания значительное место отводил подвижным играм, рассматривая их в статусе физических упражнений, с помощью которых каждый ребенок готовится к жизни. На современном этапе подвижная игра рассматривается как один из эффективных средств, разновидностей сложных физических упражнений, с помощью которых происходит комфортная адаптация ребенка к реалиям жизни [33]
Методика проведения подвижных игр нашла свое отражение в работах ученых: Е.А. Аркина, В.В. Гориневского, Н.А. Метлова, А.В. Кенеман, М.М. Конторович, Л.И. Михайловой, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой и др. Эти работы существенно пополнили и обогатили методику проведения подвижных игр в дошкольном учреждении.
Опыт педагогов показал влияние игрового сюжета на всестороннее развитие ребенка. Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение его в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы.
Активная двигательная деятельность формирует нервную систему ребенка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения. Ссылаясь на утверждение психологических и педагогических исследований, стоит отметить, что игра действительно играет важную роль в жизни детей дошкольного возраста и целесообразно использовать как метод обучения, и в частности, как эффективный метод овладения детьми дошкольного возраста двигательными действиями.
Именно поэтому общепринятыми реалиями сегодняшнего дня является признание ведущей роли подвижной игры в процессе двигательной активности детей дошкольного возраста. А также, как один из основных средств и методов физического развития, подвижная игра способствует эффективному решению оздоровительных, учебно-воспитательных и развивающих задач.
Цель исследования: Выявление и экспериментальная проверка педагогических условий повышения результативности использования подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Использование подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование подвижных игр будет результативнее влиять на развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста если:
— подвижные игры будут включаться в развличные части занятия в зависимости от тематики занятия и его направленности,
— подвижные игры будут включены в различные виды деятельности: занятия, прогулка, свободное времяпрепровождение,
— подвижные игры будут распределены в зависимости от интенсивности по началу и концу года и дням недели.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи:
1. изучить теоретические подходы к развитию двигательной активности старших дошкольников посредством подвижных игр,
2. разработать и реализовать подвижные игры для развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста,
3. провести оценку результатов использования подвижных игр для развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста,
4. предложить рекомендации по оптимизации использования подвижных игр для повышения уровня двигательной активности старших дошкольников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подвижные игры играют большую роль в умственном и физическом развитии ребенка. Различные подвижные игры помогают развивать различные группы мышц тела, координацию движений, способствуют развитию речи и мышления. Но для того, чтобы эффект от игры был положительный, необходимо при ее выборе учитывать двигательную активность детей различных возрастов; во многом успех игры зависит от выбора места ее проведения и подготовки этого места к игре, объяснения правил, разделения на команды и выбора водящих.
Подвижные игры являются отличным средством развития детей. Выбор игры зависит от ее содержания и особенностей, а также от возраста, физического состояния и уровня двигательного развития участников игры. Чем младше дети, тем проще должны быть сюжет и правила игры, продолжительность короче, степень нагрузки меньше, паузы чаще, а участие воспитателя активнее. Подвижные игры для детей должны быть несложными, правила – понятными, простыми, количество правил игры – незначительное.
Развитие организма старших дошкольников характеризуется существенными изменениями их функциональных возможностей, выражено в изменении отдельных двигательных качеств и общем уровне физической работоспособности. Показателями физического развития организма детей старшего дошкольного возраста являются: строение тела развитие двигательных качеств, которые характеризующих изменения двигательных функций личности ребенка; здоровья, отражают морфологические и функциональные изменения; двигательная подготовленность и сформированность осанки.
Подвижные игры увеличивают функциональную активность, оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, респираторную и другие системы организма, участвуют в динамичной работе различных больших и малых мышц тела, повышают подвижность суставов.
Под влиянием движений в игре активируются все аспекты метаболизма (углеводы, белки, жиры и минералы). Мышечная работа стимулирует работу эндокринных желез. Игры оказывают благотворное влияние на нервную систему, что достигается оптимальными нагрузками и правильной организацией игрового процесса.
Широкое использование подвижных игр способствует уменьшению гиподинамии, поскольку дефицит моторной активности компенсируется. Как правило, совершенствование физической подготовки, образовательные и воспитательные задачи решаются в комплексе, только в этом случае каждая игра станет эффективным средством диверсификации физического воспитания детей.
Уровень развития детей в значительной мере предопределяет результативность формирования навыков двигательных действий и успешное их использование в различных жизненных ситуациях.
Итак, выполнения основных движений, упражнений, участие в подвижных играх требуют от детей одновременного проявления различных двигательных качеств. Педагогическое влияние на развитие тех или иных качеств обеспечивается правильным подбором физических упражнений и методике их проведения.
Подвижные игры необходимо включать во все основные разделы учебной программы по дисциплине «физическая культура», за счет сокращения некоторого их содержания, особенно тех двигательных действий, которые могут заменяться аналогичными двигательными действиями, характерными той или иной подвижной игре. Объем подвижных игр в годичном цикле обучения занимает 14-17 % от всего годового объема времени, выделенного на практические занятия физической культурой.
В начале недели, целесообразно применять подвижные игры со средней величиной физической нагрузки. Далее использовать подвижные игры с большой физической нагрузкой. В конце недели и учебного года, когда физическая работоспособность уменьшается, рационально применить подвижную игру с малой физической нагрузкой.
При планировании подвижных игр необходимо следовать правилу: если учебные занятия приходятся на начало (понедельник-вторник) или конец недели (пятница-суббота), их максимальная продолжительность не должна превышать 20 минут. Если же занятия планируются в середине недели (среда-четверг), то максимальная длительность подвижных игр увеличивалась до 30 минут.
В своём педагогическом исследовании мы выявили влияние подвижных игр на развитие двигательной активности дошкольников.
За время проведенной опытно-поисковой работы уровень быстроты движений, мышечной силы, скоростно-силовых качеств, гибкости возрос как в экспериментальной, так и контрольной группе. У воспитанников возросло желание в ежедневной двигательной активности, дети стали более самостоятельными в организации подвижных игры, придумывая собственные игры, варианты игр, сочетать выполняемые движения, проявляя творческие способности. В формирующей части работы с детьми проводились занятия, состоящие из подвижных игр способствующих развитию двигательной активности.
Таким образом, подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом. Обоснованный выбор средств развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что подвижная игра способствует развитию у детей дошкольного возраста названных физических качеств, активные занятия подвижными играми содействует процессу правильного развития двигательной активности ребенка.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические подходы к развитию двигательной активности старших дошкольников посредством подвижных игр

1.1. Содержание понятия «развитие двигательной активности» в психолого-педагогической литературе

На сегодня встречаем два направления по рассмотрению понятия «развитие двигательной активности» — «активность» и «деятельность».
Согласно первым научным направлением – активность выступает качественной характеристикой деятельности[2].
Представители второго направления считают, что активность есть такой вид деятельности, в которой гармонично сочетается мотив и цель [12].
Активность происходит от латинского слова «activus» и объясняется как деятельное участие в чем-либо, энергичная деятельность, деятельное состояние. Она выступает источником развития человека и движущей силой деятельности. В свою очередь, деятельность – это активность человека, что имеет целенаправленный характер и направлена на достижение поставленной цели, которая определяется потребностью. На первый взгляд данные понятия взаимодополняются, хотя при вдумчивом анализе имеют несколько отличий. В частности, активность связана с потребностью в деятельности, а деятельность – с потребностью в предмете. Активность предшествует деятельности во времени и сопровождает ее в течение всего процесса, ведь нельзя представить оптимальную деятельность, которая лишена активности. Таким образом, считаем, что активность является предпосылкой деятельности, побуждением к ней, в то время, когда деятельность проявляется в совокупности действий.
Поскольку ключевым определением для исследования является «двигательная активность», предлагаем более развернуто выяснить его содержание (таблица 1.)

 

В контексте изучения личности старшего дошкольника двигательную активность рассматриваем как меру подвижности, которая проявляется в активности ребенка в различных специфически детских видах деятельности (игра, общение, познавательная изобразительная и другая деятельность), которая обеспечивает развитие эмоциональных, социальных, когнитивных достижений и целостность физического развития дошкольника.
В свою очередь, «двигательная деятельность» — специфический вид деятельности, который заключается в системе двигательных действий, обеспечивающих взаимодействие субъекта с окружающей средой[14].
Нам близки размышления Т.В. Хабарова, который в своих наработках разграничивает «двигательную активность» и «двигательную деятельность», мотивируя тем, что двигательная деятельность отличается от двигательной активности по определению социальной, педагогической цели (образование, предоставление знаний, формирование привычек, навыков и др.). Исследователь считает, что двигательную активность можно измерить затраченным временем, количеством шагов, локомоций, потраченной энергии, уровнем активности, биологическими, биохимическими и другими методами. Специально организованная двигательная деятельность отличается от двигательной активности также способом измерения: развитием и сформированностью физических качеств, двигательных навыков, привычек и тому подобное[52].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы