Преподавание в школе информатики и икт Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Использование мобильных технологий при обучение информатики и ИКТ (в школьном курсе)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы применения мобильных приложений при обучении информатике и ИКТ 6
1.1 Понятие «мобильное обучение» и его функции 6
1.2 Обзор мобильных приложений для обучения 18
1.3 Обзор мобильных приложений для уроков информатики и ИКТ 26
Выводы по первой главе 33
2 Практика использования мобильных приложений на уроках информатики и ИКТ 36
2.1 Разработка уроков информатики и ИКТ с использованием мобильных приложений 36
2.2 Результаты использования мобильных приложений на уроках информатики и ИКТ 52
Выводы по второй главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69

  

Введение:

 

Актуальность. Термин «мобильное обучение» в последнее время стал все чаще появляться на страницах учебников и журналов. Многие ученые и педагоги уверены, что будущая методика обучения, которая опирается на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), зависит именно от распространения мобильных средств связи, связанных с массовой популяр-ностью смартфонов.
Согласно Федерального государственного образовательного стандар-та (ФГОС) основного общего образования большое место в курсе информа-тики должна занимать технологическая составляющая, решающая метапред-метную задачу: формирование ИКТ-компетентности учащихся. И здесь не-маловажную роль могут сыграть умения работать с мобильными приложе-ниями для обучения и общего развития учащихся.
Так, по данным ЮНЕСКО в мире насчитывается свыше 3,2 миллиар-да мобильных абонентов, то есть мобильный телефон является наиболее ши-роко используемым интерактивным устройством на планете.
В последнее время появляется большое количество учебных приложе-ний и программ в обучении информатике и ИКТ, которые расширяют воз-можности и качество образования, в то же время удешевляются услуги мо-бильной связи и беспроводного доступа в Интернет, а также снижается сто-имость самих смартфонов.
Использование мобильных технологий в обучении информатике мо-жет принести множество преимуществ, в том числе: комфорт при работе с собственным устройством, использование уже знакомых учащимся техноло-гий позволяет полностью устранить дополнительную когнитивную нагрузку, связанную с обучением; чувство ответственности за результат обучения и со-трудничество в проектах. Мобильное обучение не приводит к разобщению учеников, а помогает им вырабатывать навыки эффективной совместной ра-боты. Но, возможно, наибольшая польза для учащихся заключается в том, что они могут учиться в своем собственном темпе, обращаясь к содержимому контента вне класса на своих собственных устройствах, когда и где им это подходит.
Так, в рамках крупного проекта ликвидации безграмотности 250 ты-сяч человек в Колумбии получили недорогие мобильные устройства с уста-новленным образовательным программным обеспечением. Такой проект улучшает ситуацию с точки зрения равенства прав на получение образова-ния за счет использования новых методов обучения и расширения возмож-ностей в этой сфере. Благодаря использованию уникальных преимуществ мобильные устройства и приложения дополняют существующие образова-тельные ресурсы по информатике (учебники, инфраструктуру, оборудова-ние, средства подготовки и информационное обеспечение). Мобильные при-ложения обладают существенным дидактическим потенциалом и значимо-стью с точки зрения эффективности подготовки школьников по информатике.
Можно также отметить, что недостаточно апробированы на практике
функциональные и дидактические возможности мобильных приложений и существует недостаточно методических разработок по использованию мо-бильных приложений на уроках информатики и ИКТ.
Степень изученности темы. Теоретической основой для данной рабо-ты послужили труды таких авторов как В.В. Беспалов, А.П. Авраменко, И.Н. Голицына, Н.Л. Половникова, Т.В. Киселева, М.Ю. Новиков, Б.Е. Старичен-ко, С.В. Титова, Ю.В. Шишсковская и других.
Все вышеизложенное определяет актуальность данного исследования по теме «Использование мобильных устройств и приложений при обучении информатике и ИКТ». Тема исследования определила объект, предмет, цели и задачи ис¬следования.
Объект исследования: процесс обучения в школе с использованием мобильных устройств и приложений.
Предмет исследования: процесс обучения информатике и ИКТ в шко-ле с использованием мобильных устройств и приложений.
Цель исследования: изучить теоретические основы использования мо-бильных устройств и приложений в процессе обучения и провести опытно-экспериментальную работу по использованию мобильных устройств и при-ложений при обучении информатике и ИКТ в школе.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие за-дачи исследования:
— изучить понятие «мобильное обучение» и его функции;
— проанализировать мобильные приложения для обучения;
— исследовать мобильные приложения для уроков информатики и ИКТ;
— разработать уроки информатики с использованием мобильных устройств и приложений;
— провести опрос учащихся для изучения отношения школьников к информационным технологиям на констатирующем этапе эксперимента;
— провести опрос учащихся для изучения готовности школьников к внедрению мобильных приложений в учебный процесс на контрольном этапе эксперимента.
В данном исследовании были использованы следующие методы: ана-лиз психолого-педагогической, методической и научной литературы по про-блеме исследования; изучение опыта преподавания информатики и ИКТ в общеобразовательных школах; проведение экспериментальной работы.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке уроков информатики, которые могут применяться учителями в процессе обучения, что дает возможность их использова¬ния при изучении раздела «Коммуникационные технологии» в 8-ом классе и таких тем как «Кодирова-ние и декодирование информации», «Локальные и глобальные сети», «Ком-муникационные технологии» в курсе ин¬форматики в рамках образователь-ного процесса средней школы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка исполь-зованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подавляющее количество детей технически и психологически готовы к использованию мобильных технологий в учебном процессе. Поэтом необхо-димо рассматривать новые возможности для более эффективного использо-вания потенциала мобильных устройств и технологий.
Мобильные приложения (англ. «Mobile app») – программное обеспе-чение, предназначенное для работы на смартфонах, планшетах и других мо-бильных устройствах, наиболее оптимально в использовании для изучения языка.
Выделяются следующие большие группы приложений: развлечения (игры, заказ билетов, приложения для детей), путешествия (заказ отеля, ту-ристические гиды), бизнес (соотношения валют, индексы, торговые индексы, торговля недвижимостью, онлайн-продажи, приложения для города, поиск работы), социальные приложения (социальные сети), еда (заказ и доставка еды, определение местоположения заведения, рецепты), спорт (спортивные новости, покупка билетов, игры), образование (обучение детей, обучение навыкам), новости (газеты, журналы, новостные ленты).
Снижение стоимости мобильного интернета и самих мобильных устройств, рост скорости мобильных коммуникаций и широкое распростра-нение бесплатных точек Wi-Fi, – все это является предпосылками к дальней-шему распространению мобильного обучения.
Применение мобильных устройств позволит решить следующие зада-чи:
 обеспечить быстрый доступ к учебным и справочным ресурсам локальных сетей и Интернет (используя GPRS, мобильные устройства обес-печивают доступ в Интернет, не зависящий от работы локальной сети, мест-ных серверов и шлюзов);
 организовать при необходимости взаимодействие учителя и уче-ников в режиме реального времени (выполнение самостоятельной ра¬боты учащимися);
 обеспечить возможность демонстрации лекционного материала;
 обеспечить возможность обучения без привязки к определенному месту, а в некоторых случаях и времени проведения занятий;
 предоставить возможность выполнения работ с использованием программных средств в аудиториях, не оснащенных компьютерной техни-кой.
Для использования новых возможностей мобильного обучения в учебном процессе необходима организационная, исследовательская и мето-дическая работа по внедрению современных стратегий, форм и методов мо-бильного обучения в учебный процесс. Только такой подход к образованию позволит создать по-настоящему качественное обучение.
В процессе теоретического анализа использования мобильных при-ложений были определены конкретные методы использования и их функцио-нала на определенных уроках.
В данном исследовании были разработаны уроки по информатике с использованием мобильного приложения. Путем опроса обоснованной вы-борки учащихся 8-11 классов подтверждено предположение о том, что со-временные подростки подвержены существенному влиянию информацион-ных технологий на их жизнь и развитие, а в частности мобильных техноло-гий.
На контрольном этапе эксперимента был проведен опрос. Для про-верки эффективности разработанных уроков был проведен опрос школьни-ков. Анкета включала 3 вопроса, на основании которых можно сделать вы-вод о готовности школьников внедрять систему учебных ситуаций с приме-нением мобильных приложений.
Полученные на контрольном этапе результаты анкетирования потвер-дели эффективность разработанных уроков с использованием мобильных технологий и приложений.
Таким образом, сформулированная нами гипотеза о том, что если ре-ализовать уроки по информатике для школьников на базе мобильных при-ложений, то возможно реализовать общий курс информатики в условиях мо-бильной инфраструктуры. Итак, цель, поставленная в работе, была выполне-на.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛО-ЖЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
1.1 Понятие «мобильное обучение» и его функции

Обмен информацией в настоящий момент является неотъемлемой ча-стью жизни каждого человека. А такие предметы, как телефоны, планшетные компьютеры, смартфоны, становятся основой цифровой жизни. По мере тех-нического прогресса электронные приборы получают все новые и новые процессоры, позволяющие выполнять все более сложные задачи, а также об-рабатывать больший поток информации.
На данный момент мобильные устройства имеются практически у всех в возрасте от 10 до 60 лет. Следовательно, мобильные приложения всегда актуальны. Большая часть пользователей не используют в полной мере свои аппараты, не раскрывают потенциал, вложенный в него разработчиком [12]. А это значит, что и обучающиеся слабо осведомлены о предоставляемых возможностях смартфона и прочих «смарт-дополнений». Результаты многих исследований показывают, что по большей части подростки знакомы только с игровой стороной компьютерной жизни. При этом факты использования мобильных приложений, смартфона и прочих «смарт-дополнений» для по-лучения дополнительных знаний в сфере образовательной мотивации отсут-ствуют.
Подавляющее количество детей технически и психологически готовы к использованию мобильных технологий в учебном процессе. Поэтом необхо-димо рассматривать новые возможности для более эффективного использо-вания потенциала мобильных устройств и технологий.
Мобильные приложения (англ. «Mobile app») – программное обеспе-чение, предназначенное для работы на смартфонах, планшетах и других мо-бильных устройствах, наиболее оптимально в использовании для изучения языка [20]. Большинство мобильных приложений можно классифицировать исходя из того, для каких целей они могут быть использованы. Изначальной целью подобных программных обеспечений была быстрая и удобная про-верка электронной почты, но значительный спрос привел к увеличению назначений в различных сферах.
Изучение дисциплин посредством мобильных приложений является сравнительно новым способом, который набирает популярность.
Выделяются следующие большие группы приложений: развлечения (игры, заказ билетов, приложения для детей), путешествия (заказ отеля, ту-ристические гиды), бизнес (соотношения валют, индексы, торговые индексы, торговля недвижимостью, онлайн-продажи, приложения для города, поиск работы), социальные приложения (социальные сети), еда (заказ и доставка еды, определение местоположения заведения, рецепты), спорт (спортивные новости, покупка билетов, игры), образование (обучение детей, обучение навыкам), новости (газеты, журналы, новостные ленты) [9].
Сами же школьники все больше и больше предпочитают мобильные технологии и используют их регулярно в своей личной жизни [11]. Поэтому не удивительно, что для современных молодых людей не составит особых трудностей применить мобильные устройства для обучения, а не только для своих конкретных потребностей. Достаточно давно создалась тенденция са-мостоятельного использования учащимися мобильных устройств во время учебы в качестве [7]:
 коммуникатора – обмена информации между собой;
 фотоаппарата – фотографирования текста и т.п.;
 диктофона – записи голоса преподавателя, читающего лекцию;
 мобильного браузера – доступа к сайтам;
 аудиоплеера для прослушивания лекций со звуковым сопровож-дением;
 секундомера при проведении экспериментов;
 средства для перевода иностранных текстов.
В своей работе С.В. Титова утверждает, что мобильные технологии (или мобильные приложения) позволяют наилучшим образом организовать как автономное или самостоятельное, так и групповое обучение при условии разработки учебных курсов, программ и заданий в мобильных форматах [4]. Мобильные приложения также способствуют повышению мотивации обуча-емых за счет использования знакомых им технических средств.
Снижение стоимости мобильного интернета и самих мобильных устройств, рост скорости мобильных коммуникаций и широкое распростра-нение бесплатных точек Wi-Fi, – все это является предпосылками к дальней-шему распространению мобильного обучения [1].
В связи с вышеизложенным вполне логично использование мобильно-го приложения как вспомогательного элемента в образовательной системе. Из вспомогательного ресурса мобильное обучение становится жизненно важной стратегией: люди могут обучаться при вынужденном ожидании, по дороге на работу или прослушивая «подкасты» за рулем автомобиля, – в любое время и в любом месте. При этом мобильное обучение подразумевает использование мобильных технологий как по отдельности, так и совместно с другими информационными и коммуникационными технологиями.
Работа с мобильными технологиями в целом и с мобильными прило-жениями в частности требует «первоначального уровня сформированности информационной и самообразовательной компетенций, позволяя совершен-ствовать и развивать данные компетенции далее» [17]. При использовании мобильных приложений в учебном процессе необходимо учитывать доступ-ность этих приложений в разных операционных системах, «поскольку обу-чающиеся могут иметь мобильные устройства, работающие на Apple, Android, Nokia, Blackberry и т.д.» [9]. В связи с большим количеством до-ступных приложений в онлайн-магазинах и с имеющейся возможностью каждого пользователя создавать свои собственные приложений, «авторство является определяющим критерием при выборе мобильных приложений» [9].
Стоит также отметить, что на просторе Интернета существуют не только бесплатные ресурсы, но и платные. Веб-сайт или мобильное прило-жение может запросить покупку повышенного статуса пользователя, кото-рый даст доступ к

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы