Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Использование мнемотехники для обучения составлению описательных текстов старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ ТЕКСТОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ 6
1.1. Сущность понятия общего недоразвития речи и его виды 6
1.2. Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 13
1.3. Работа логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 22
1.4. Использование мнемотехнических приемов в обучении составлению описательных текстов старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня 29
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 36
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ ТЕКСТОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ 38
2.1. Организация и методики исследования 38
2.2. Констатирующий этап 44
2.3. Формирующий этап 52
2.4. Контрольный этап 63
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Введение:
Актуальность исследования. Становление связной речи дошкольников является одним из самых важных факторов, которые оказывают влияние на становление всей личности ребенка старшего дошкольного возраста. Степень речевого развития дошкольников во многом определяет уровень сформированности у них социальных и познавательных мотивов, интересов и потребностей, умений, навыков и знаний, являющихся основой личностной культуры (А.Г. Арушанова, М.И. Лисина, А.Г. Рузская и др.).
Весомым достижением дошкольника является овладение связной речью и использование ее в качестве средства познания и способа осуществления коммуникации. Главная задача в процессе речевого развития старшего дошкольника – это овладение языковыми средствами общения: словарным запасом; грамматическим строем языка, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать свою мысль.
У детей с ОНР отмечается наличие трудностей в ходе программирования высказывания, синтезирования отдельных элементов в единое структурное целое, в процессе отбора языковых средств с той или другой целью (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, О.Е. Грибова, Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская и др.).
Отечественными исследователями (Н.А. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Н.К. Усольцевой) в их трудах акцентируется внимание на том, что в логопедической работе формирование речи у детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР), сегодня приобретает особое значение по причине особенностей структуры дефекта, и поэтому становится сложной задачей, превращающейся в главную конечную цель всего коррекционного процесса, которая представляется трудно достижимой и требует от логопеда и родителей длительной кропотливой работы.
Заключение:
В результате проведенного исследования была достигнута его цель ‒ разработать и апробировать систему работы по использование мнемотехники для обучения составлению описательных текстов старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Под общим недоразвитием речи понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики.
Проблема нарушения умений составления описательных рассказов одна из самых актуальных при ОНР. Ее несформированность является серьёзным препятствием для развития и совершенствования умений и навыков построения связного высказывания описательного характера.
Проведенное исследование показало, что большинству детей с ОНР свойственен низкий уровень развития связной речи и умений составлять описательный рассказ.
Примененная система работы на основе мнемотехники позволила повысить уровень развития умений составления описательного рассказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Таким образом, был сделан вывод, что обучение составлению описательных текстов старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня будет эффективным, если в систему логопедической работы будут включены приемы мнемотехники: мнемодорожки; снемотаблицы; схемы.
Также было выявлено основное условие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР ‒ использование мнемотехники в комплексе с игровыми приемами, поскольку одной из основных видов деятельности детей данного возраста является именно игровая деятельность.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ ТЕКСТОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
1.1. Сущность понятия общего недоразвития речи и его виды
Анализ литературы по теме нашего исследования показал, что несмотря на рост количества детей с нарушениями развития речи, среди исследований представлено крайне ограниченный круг таких, рассматривающих специфику становления личности детей данной категории. Такая ситуация значительно снижает эффективность психологической помощи таким детям.
Развитие современного общества требует перехода от социально детерминированной к личностно-ориентированной модели образования, приоритетной целью которой является всестороннее развитие ребенка с момента его рождения до вступления во взрослую жизнь.
Если речевой недостаток является первичным, то такой ребенок часто имеет сохраненный интеллект, что дает ему возможность при условии предоставления своевременной коррекционной работы выйти на уровень нормы, но следует заметить, что сложность речевого недостатка влияет на уровень интеллекта ребенка.
Впервые термин «общее недоразвитие речи» появился в 50-х-60-х годах XX века. Введен в употребление основоположниками дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии АПН СССР (сейчас – Институт коррекционной педагогики РАО) Н. Никашиной, Г. Каше, Л. Спировой, Г. Жаренковой и др. Р.Е. Левиной впервые было аргументировано рассмотрение взаимосвязанных нарушений в формировании фонетического, лексического и грамматического компонентов речи у детей с первичным недоразвитием речи. Отдельно было выделено понятие общего недоразвития речи и разработано учение о закономерностях его проявления. Р.Е. Левина писала, что «ОНР у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом означает такую форму речевой аномалии, при которой наблюдаются нарушения формирования всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой составляющих речи» [38, с. 62].
В работе Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной общим недоразвитием речи определяется такая форма аномалии в развитии речи, при которой нарушенным является формирование каждого компонента языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Недоразвитие речи может проявиться в разных степенях: от полного отсутствия общеупотребительного языка в развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития [54].
Фундаментальное значение при изучении особенностей речевого развития детей с ОНР получили принципы анализа речевых нарушений, предложенные Р.Е. Левиной [17]:
‒ принцип развития (предусматривает анализ процесса возникновения дефекта);
‒ принцип системности (подход к анализу речевых нарушений, определяет речь как систему: звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматики);
‒ принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития (восприятие, внимание, память и т.д.).
В 1968 году Р.Е. Левиной была предложена педагогическая классификация нарушений речи, в которой систематизировались нарушения формирования речевых средств и выделялись:
а) несформированность звукового аспекта речи (фонетико-фонематическое недоразвитие);
б) несформированность всех языковых средств (общее недоразвитие речи).