Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Использование краеведческого материала на уроках русского языка как средство духовно-нравственного воспитания обучающихся
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 6
1.1. Краеведческий материал как средство духовно-нравственного воспитания личности 6
1.2. Психолого-педагогические предпосылки духовно-нравственного воспитания личности на уроках русского языка 11
1.3. Лингвометодические основы работы с краеведческим материалом на уроках русского языка для активизации духовно-нравственного воспитания обучающихся 16
Выводы по первой главе……………………………………………………..
ГЛАВА II. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 30
2.1. Педагогический опыт по использованию краеведческого материала на уроках русского языка 30
2.2. Система упражнений с использованием краеведческого материала, направленных на духовно-нравственное воспитание школьников 37
2.3 Методические рекомендации по использованию краеведческого материала, направленного на духовно-нравственное воспитание обучающихся 82
Выводы по второй главе………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 94
Введение:
Актуальность исследования. Русский язык – особый учебный предмет, обучающий родному языку, несущий чрезвычайно высокую познавательную ценность. Уроки русского языка позволяют достичь определенных целей в нравственном развитии личности. Содержание школьного лингвистического образования тесно связано с необходимостью включения в учебный процесс краеведческого (регионального) материала. Недооценка региональных особенностей, несистематическое использование регионального содержания предмета приводит к тому, что учащиеся плохо знакомы с историей родного края, народными традициями и культурой своего народа.
Современные образовательные программы для учащихся предусматривают обязательное включение регионального компонента в учебный процесс.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью уделять особое внимание использованию краеведческого материала на уроках русского языка при изучении орфографических и пунктуационных правил, развития устной и письменной речи учащихся, что позволит создать условия для формирования коммуникативной и информационной компетенции школьников, развития их познавательных и творческих способностей, а также воспитания интереса и уважения к родному языку и потребности в его изучении, все это способствует духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Объектом исследования является процесс духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках русского языка посредством использования краеведческого материала.
Предмет исследования – методика использования краеведческого материала для духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Актуальность определила цель работы — моделирование практических подходов использования краеведческого материала для духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Для достижения этой цели были определены следующие задачи:
— рассмотреть краеведческий материал как средство духовно-нравственного воспитания личности;
— раскрыть психолого-педагогические предпосылки духовно-нравственного воспитания личности на уроках русского языка;
— изучить лингвометодические основы работы с краеведческим материалом на уроках русского языка для активизации духовно-нравственного воспитания обучающихся;
— раскрыть педагогический опыт по использованию краеведческого материала на уроках русского языка;
— предложить систему упражнений с использованием краеведческого материала, направленных на духовно-нравственное воспитание школьников;
— разработать методические рекомендации по использованию краеведческого материала, направленного на духовно-нравственное воспитание обучающихся.
Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе использовались такие методы исследования как анализ научной, методической литературы и источников по проблеме исследования, сравнение и сопоставление, обобщение, изучение практического опыта ведущих педагогов, систематизация полученных результатов.
Теоретической и методологической основой работы послужили научно-исследовательские труды российских лингвистов и методистов. Теоретические основы разработки регионального компонента содержания общего образования, в частности, использования краеведческого материала в преподавании предметных дисциплин, раскрыты в трудах А.П. Алукаева, Т.И. Межевовой, Л.К. Лыжовой, С.И. Львова, С.Н. Ляпина и др.
Практическая значимость работы обусловливается возможностью рассмотреть результаты исследования как фрагментарную часть комплексного использования краеведческого материала на уроках русского языка. Это во многом определяет сферу практического применения выпускной квалификационной работы, материалы которой могут использоваться как методическое пособие для начинающего педагога-словесника.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников.
Заключение:
Приоритетным направлением концепции современного образования является воспитание настоящего гражданина, который любит свою большую и «маленькую» родину, свой народ, язык и культуру.
Уроки, использующие региональный компонент, необходимы для того, чтобы обучающиеся прониклись мыслями об их гражданском и патриотическом долге и об окружающих их людях. Краеведческий материал оказывает многоплановое влияние на сознание и чувства ученика, развивает воображение, творческий потенциал, дает возможность сформировать человека, который будет интересоваться культурным наследием родного края, будет чтить и сохранять его традиции.
Краеведческая работа дает обучающимся возможность лучше узнать свою родину, понять ее природу, историю и культуру, объединить научно-исследовательскую деятельность, имеющую социальное и практическое значение, участвовать в творческой деятельности и развивать свои творческие способности. Это способствует реализации одной из важнейших задач образования: ознакомление растущего человека с областью его родной культуры, с духовной атмосферой места, где начинается их судьба, воспитание у учащихся патриотизма, уважение к естественному и духовному. наследие родного края.
Краеведческий материал на уроках русского языка дает возможность апеллировать к духовным ценностям прошлых эпох, помогает найти пути восстановления разорванных временных связей.
Цели и задачи использования краеведческого материала можно сформулировать следующим образом:
1) воспитание любви к родине, чувство гордости за ее культуру, традиции и историю;
2) развитие студенческой культуры;
3) развитие коммуникативных навыков через развитие социокультурного пространства;
4) развитие речевой культуры студентов;
5) умение понимать и чувствовать язык родного края;
6) формирование у студентов исследовательских навыков.
Использование региональных материалов на уроках русского языка делает обучение более живым, позволяет расширить сферу занятий, провести уроки в семье, музее, библиотеке, научно-практической конференции.
Целенаправленное, систематическое использование краеведческих текстов на уроках русского языка может повысить уровень коммуникативной культуры студентов. Таким образом, текст, являясь формальной единицей обучения языку, становится важнейшим средством обучения.
В арсенале педагогического инструментария учителя имеются тексты упражнений, диктантов, высказываний, если они основаны на региональной культурной составляющей, то в этом случае выбранный учителем текст превращается в источник знаний.
Анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме (работы Н. Н. Алгазина, В. В. Бабайцева, А. В. Текучева, А. П. Алукаева, Т. И. Межевова, Л. К. Лыжова, С. И. Львова, С. Н. Ляпина) показал, что содержание школьного лингвистического образования тесно связано к необходимости включения краеведческого (краевого) материала в учебный процесс. Считается, что региональный материал усваивается студентами более осознанно, если он раскрывается на основе базового учебного материала. Включение регионального компонента в базовый контент следует проводить, если это методически оправдано, т.е. были определены содержание, методы и средства обучения для реализации регионального компонента. Недооценка региональных особенностей, бессистемное использование регионального содержания предмета приводит к тому, что студенты не знакомы с историей родного края, народными традициями и культурой своего народа.
Лингвистика включает в себя понимание студентами языковых фактов, характерных для конкретного региона России, и состоит в изучении слов, семантика которых отражает мировоззрение и отношение людей, историческую ономастику, топонимику, антропонимию, особенности языка и произношение языка. произведения местных поэтов и писателей.
Объектами лингвистической краеведения в школе могут быть:
— диалектная лексика и фразеология (раскрытие истории слов и фразеологии),
— фонетические и грамматические особенности местного диалекта,
— местная ономастика,
— язык произведений устного народного творчества,
— язык художественных произведений писателей, которые были биологически связаны с местным регионом (используя особенности местного языка в художественной литературе),
— язык местных исторических документов,
— словарь местных ремесел, разработанный в далеком прошлом и существующий сейчас.
В связи с развитием гуманизации и гуманитаризации образования в XXI веке основной задачей школы стало воспитание гуманной, полностью развитой личности путем внедрения регионального компонента в систему образования и увеличения количества часов для обучения гуманитарным предметам.
Региональный компонент частично реализуется через лингвистические и краеведческие исследования. В данной работе мы выявили только некоторые виды таких работ: лингвистический анализ художественных произведений местных поэтов и писателей, воспитание речевой культуры в условиях местных диалектов.
Каждый из этих видов работ может систематически использоваться при обучении русскому языку, который носит не только воспитательный, но и воспитательный характер, пробуждает у студентов интерес к родному слову.
В обучении русскому языку в Краснодарском крае важно сосредоточить внимание на роли Кубани в жизни и творчестве крупнейших представителей русской литературы, а также на кубанских реалиях в биографиях и трудах менее известных писателей, которые являются частью художественной палитры. Использование регионального компонента не предполагает введения новых разделов в курс литературы и русского языка и, следовательно, дополнительных часов. Он основан на любой из существующих государственных программ. Выбранный материал является вторичным по отношению к основному учебному материалу. Его включение сопровождает изучение основного курса и предполагает параллельное практическое ознакомление студентов с новым материалом. Предлагаемый материал урока предназначен для тематической организации: он органично переплетается со структурой и содержанием урока, не нарушая его целостность.
Во второй главе нами были разработаны упражнения с использованием краеведческого материала, направленного на духовно-нравственное воспитание школьников, а также даны методические рекомендации по их использованию в процессе обучения русскому языку.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1. Краеведческий материал как средство духовно-нравственного воспитания личности
Концепция современного образования, как приоритетного направления, подчеркивает воспитание духовно-нравственных принципов и гражданской ответственности, патриотизма среди молодежи. Об этом можно прочитать в таких документах, как Закон Российской Федерации «Об образовании» [43], «Национальная доктрина образования Российской Федерации» [33], «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [20], и др. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является актуальной проблемой на протяжении всей истории общества.
Реформы 90-х годов прошлого века не оказали лучшего влияния на моральное состояние российского общества. Перед образовательными учреждениями стоит задача формирования духовно и физически здорового человека, который неразрывно связывает свою судьбу с будущим родного края и страны, способного отстаивать интересы государства. Духовно-нравственное воспитание заслуживает самого пристального внимания, ведь на самом деле речь идет о будущем России, ценностях нашего общества [12, c.26]. Одним из важных направлений духовно-нравственного воспитания является изучение краеведения.
Академик Д. Лихачев, говоря о важности краеведения и истории в воспитании граждан страны, отметил, что «чувство любви к Родине нужно бережно воспитывать, прививая духовное урегулирование, потому что, если у коренного населения нет корней местность, на родной стороне — там будет много таких людей, как высохшее растение «камыш». «История родного края учит людей любить не только родные места, но и знать о них, учит их интересоваться историей, искусством, литературой. Это самый популярный вид науки» [14, c.51].
История родного края должна воспитывать не только любовь к Родине, но и гражданскую ответственность за ее судьбу малой Родины. Основываясь на всестороннем изучении родного края, местная история способна выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры учащихся. Она имеет большие образовательные возможности в формировании патриотизма, гражданской ответственности, духовности и культуры.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, приобретенные ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение в любом возрасте. В дальнейшем человек осознает себя гражданином России, принимает традиции и ценности культурной, исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, области [22, c.60]. Обращение к краеведческим материалам, основанным на жизненном опыте предков, знакомстве с природными и историческими объектами, с выдающимися личностями и их деятельностью, способствует пониманию причастности каждого к своей родной истории, национальной культуре, традициям и обычаям.
Духовно-нравственное воспитание и развитие является неотъемлемым компонентом методологической системы. Опыт работы основан на смешанной модели: регулярные занятия, внеклассные мероприятия, взаимодействие учителей, учащихся и родителей с учетом индивидуальных особенностей развития, воспитания и интересов учащихся [19, c.21]. Проектная деятельность, творческая работа, исследования, игры, экскурсии способствуют воспитанию чувства коллективизма, повышению культуры общения, познавательного интереса, помогают усвоить общепринятые нормы поведения.