Дипломная работа (бакалавр/специалист) Иностранные языки Английский язык

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Использование компьютерных программ в обучении грамматикой стороне чтения в средней образовательной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты обучения грамматической стороне чтения в средней образовательной школе посредством компьютерных программ 6
1.1. Чтение, как вид речевой деятельности 6
1.2. Специфика обучения чтению и грамматической стороне чтения в средней школе 15
1.3. Возможности компьютерных программ в обучении грамматической стороне чтения в средней образовательной школе 30
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Экспериментальное исследование специфики обучения грамматической стороне чтения в средней школе через использование компьютерных программ 37
2.1. Организация и методики исследования. Результаты констатирующего этапа 37
2.2. Обучение грамматической стороне чтения 39
2.3. Результаты контрольного этапа исследования 48
Выводы по второй главе 50
Заключение 51
Список использованной литературы 52
Приложения 58

 

  

Введение:

 

Данная работа посвящена теме «Использование компьютерных программ в обучении грамматической стороне чтения в средней образовательной школе».
Актуальность работы. Проблема применения компьютерных технологий в обучении языкам относится к одной из наиболее актуальных тем в современной российской и мировой педагогике, что обусловлено бурным развитием, растущей доступностью и популярностью образовательных IT-продуктов. Систематизация научных знаний в области применения компьютерных программ в обучении иностранному языку, постановка и решение на теоретическом и практическом уровнях проблемы разработки онлайн ресурса для обучения, свидетельствует об актуальности данной темы.
Новые задачи современного языкового образования предполагают изменения в требованиях к уровню владения иностранным языком, определения новых подходов к отбору содержания и организации тестового материала и соответственно использования адекватных методов и приемов обучения. Подготовка к сдаче и проведению как государственной (итоговой) аттестации (далее – ГИА) в 9 классе, так и единого государственного экзамена в 11 классе (далее – ЕГЭ) общеобразовательных учреждений занимает много времени как у педагогов, так и у учащихся. На сегодняшний день, к сожалению, наибольшие сложности возникают при выполнении заданий раздела «Чтение». Этим и обусловлена актуальность темы данной работы.
В умении читать на иностранном языке методисты видят способность учеников декодировать графические знаки в звуки этого языка, объединять их в слова, словосочетания и предложения и соотносить последние с определенным содержанием (смыслом).
Грамматика выступает одним из важнейших аспектов языка, который обеспечивает формирование и развитие умений устной и письменной коммуникации. Она всегда стояла в центре внимания различных исследователей, различных научных споров и дискуссий о её роли и значении в процессе обучения английскому языку как иностранному.
Таким образом, грамматика английского языка играет важную роль в процессе формирования и развития речевых умений и навыков, и вспомогательную роль – в речемыслительной деятельности. Говоря иначе, грамматические структуры и правила должны служить средством достижения коммуникативных целей обучения.
Однако, единодушия среди ученых по определению более рационального и эффективного метода обучения грамматической стороне чтения на английском языке, последовательности формирования соответствующих навыков еще нет. Этим и обусловлена актуальность данного исследования.
Объект исследования – процесс обучения грамматической стороне чтения в средней образовательной школе.
Предмет исследования − использование компьютерных программ в обучении грамматической стороне чтения в средней образовательной школе.
Цель исследования – экспериментально проверить специфику и эффективность обучения грамматической стороне чтения в средней школе через использование компьютерных программ.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику чтению как виду речевой деятельности.
2. Описать специфику обучения чтению и грамматической стороне чтения в средней школе.
3. Проанализировать возможности компьютерных программ в обучении грамматической стороне чтения в средней образовательной школе.
4. Провести экспериментальное исследование специфики обучения грамматической стороне чтения в средней школе через использование компьютерных программ.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что использование компьютерных программ является эффективным средством обучения грамматической стороне чтения.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, синтез и обобщение; эксперимент, анализ оценок учащихся, наблюдение.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена трудами таких специалистов в области исследуемой проблемы, как Г.Е. Борецкая, В.Г. Гак, Н.Д. Гальскова, М.И. Жалдак, И.А. Зимняя, Н.А. Кобзева, С.В. Козлов, Е.В. Комарова, М.В. Ляцовицкий, О.В. Мироненко, Е.Ю. Мишина, С.Ю. Николаева, А.Н. Петруль, О.В. Половинко, Н.Ф. Порожняк, Г.В. Рогова, М.С. Савёлова, Е.Н. Соловова, О.В. Спиридонова, С.К. Фоломкина, Д.С. Фомичев, С.Ф. Шатилов, А.Н. Щукин, D. Numan, S. Phillips, T. Schlak и др.
Практическая значимость работы состоит в том, что собранный нами материал можно использовать в дальнейших разработках данной проблемы, в разработанной системе упражнений по использованию компьютерных программ в обучении грамматической стороне чтения в средней образовательной школе и в возможности ее использования в работе с учащимися средней школы.
Новизна работы состоит в рассмотрении возможности использования компьютерных программ в обучении грамматической стороне чтения в средней образовательной школе.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие обучающиеся 9-го класса в количестве 20 человек.
База исследования: ___________________________________________.
Структура данной работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и пяти приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Чтение − является важный вид речевой деятельности, способствующий пополнению лексического запаса слов, развития грамматических навыков и формированию навыков общения.
Сформированные грамматические навыки являются важным компонентом языковой личности, которая умеет правильно использовать свои знания. Автоматизированное применение на практике грамматических знаний позволяет полноценно общаться на английском языке, понимать устную и письменную речь.
Современные компьютерные программы дают возможность более эффективно выполнять задачи обучения, создавать учебные и методические материалы разной степени сложности, начиная от составления планов уроков и заканчивая проблемными и проектными задачами, созданием веб-страниц. Подавляющее большинство материалов создается с помощью специализированных образовательных электронных ресурсов и компьютерных программ общего назначения.
Проведенное исследование показало эффективность использования компьютерных программ в процессе обучения грамматической стороне чтения учащихся на средней ступени обучения, поскольку в уровнях грамматических навыков была намечена положительная динамика: высокий уровень выявлен у 4 школьников (20%), по сравнению с 2 школьниками (10%) на констатирующем этапе; средний уровень – у 13 школьников (65%), по сравнению с 12 школьниками (60%) на констатирующем этапе исследования; низкий уровень – у 3 школьников (15%), по сравнению с 6 школьниками (30%) на констатирующем этапе исследования.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы подтверждена.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты обучения грамматической стороне чтения в средней образовательной школе посредством компьютерных программ
1.1. Чтение, как вид речевой деятельности
 
Чтение является видом речевой деятельности, который направлен на поиск в тексте необходимой информации. Так как чтение подразумевает получение в результате информации, предполагает восприятие готового речевого сообщения, то оно представляет собой рецептивный вид речевой деятельности.
Чтение литературы представляет собой коммуникативный процесс на материале текстов, основанный на зрительно-слухо-двигательном декодировании помещенной в них информации. Процесс чтения включает в себя две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны – восприятие напечатанного или написанного текста и его понимание [6].
Иными словами, чтение можем определить следующим образом: чтение является процессом восприятия и дальнейшей активной обработки информации, которая закодирована графически с помощью конкретного языка [6]. Понимание прочитанного – это заключительный акт процесса перекодирования содержащейся в тексте информации.
По мнению ряда исследователей, таких как Н.И. Гез, Г.В. Рогова, С.К. Фоломкина, зрелое чтение имеет одинаковую структуру в любом языке, поэтому мы рассмотрели различные источники справочной литературы (некоторые определения представлены в таблице 1):
 
Таблица 1
Определение термина «чтение»
Исследователи Определение
А.Н. Щукин 1. Один из рецептивных видов речевой деятельности, направленный на восприятия и понимания письменного текста и входит в сферу коммуникативной деятельности. 2. Процесс, состоящий из техники чтения и понимание при чтении [44].
 
С.И. Ожегов 1. Воспринимать написанное, произнося или воспроизводя молча. 2. Воспринимать зрительно или интеллектуально любое произведение. 3. Воспринимать, угадывать что-нибудь по внешним проявлениям [27].
 
Т.Ф. Ефремова
1. а) Воспринимать письменную речь по ее знакам и, буквам (произнося вслух или молча);
б) уметь это делать. 
2. а) Воспринимая знаки письменной речи, усваивать, знакомиться с содержанием чего-либо; 
б) Заниматься таким ознакомлением [8].
 
 
Проанализировав эти источники, мы пришли к мнению, что чтение в любом языке может иметь различные виды. Первый из них заключается в том, что звуковой аспект объекта чтение может быть неизвестным: читатель не знает, как звучит объект чтения, и не умеет его произносить, однако при восприятии четко понимает его смысл. К таким графическим знакам относятся знаки препинания, определенные математические знаки, эмотиконы (чтение определенных символов или знаков). Второй случай связан с тем, что умение читать как восприятие и правильное озвучивание присутствует, однако читатель не понимает смысла. Этот вид чтения характерен для некоторых младших школьников, а также для взрослых, которые не знакомы с терминологией определенной профессиональной литературы. В третьем случае присутствует полное понимание, звуковой образ и озвучивания (вслух или молча) и именно этот вид чтения является целью обучения. Учитывая все три случая, умение читать представим в виде схемы (см. рисунок 1):

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы