Методика преподавания русского языка Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Использование искусствоведческого текста при подготовке к написанию сочинения по картине

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы обучения написанию сочинения по картине 6
1.1. Сочинение как вид творческой работы учащихся на уроках развития связной речи 6
1.2. Психолого-педагогические особенности организации работы над сочинением по картине 14
1.3. Искусствоведческий текст при написании сочинения по картине 20
Глава 2. Методические основы обучения написанию сочинения по картине с использованием искусствоведческого текста 29
2.1. Исследование умений учащихся создавать сочинение по картине: констатирующий эксперимент 29
2.2. Методика работы по картине с использованием искусствоведческого 33
текста 33
Заключение 43
Список использованной литературы 45

  

Введение:

 

В современной методике русского языка существует множество подхо-дов к пониманию сочинений по картине и к методике их проведения. В частно-сти, профессор А.В. Текучев рассматривает сочинения по картине в следую-щем аспекте: «Это один из самых распространенных и давно применяемых в школе видов производства. Варианты их разнообразны — рассказывание сю-жета картины, описание пейзажа, введение картины в сочинение в качестве эпизодам, которым начинается или заканчивается сочинение, сочинения по ряду картин (по картинному плану или сравнение их по какому-либо призна-ку), сочинение по картине с грамматическим заданием. Сочинения по картине проводятся во всех классах и могут быть различными по степени трудности» .
Перед учителем ставятся задачи: научить учащихся смотреть на картину, понимать содержание и видеть её художественные возможности, переводить увиденное на язык слова. Использование картины в процессе сочинения дает возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании или передаче её сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, ви-деть детали и определять отношения между частями, описывать все в нужной последовательности (т. е. иметь план).
Тематика сочинений по картине разнообразна — почти все виды сочине-ний, различаемых по жанру, могут быть проведены по картине. С использо-ванием картин на уроках русского языка может быть связано обучение уча-щихся сочинениям самых разнообразных видов — описаниям по наблюдениям, портретной характеристике, рассуждениям.
Картина, как считает К.Д. Ушинский, позволяет учащимся организовы-вать наблюдение, опираясь на личный жизненный опыт, следовательно, сочи-нение по картине может рассматриваться как сочинение по личным наблюде-ниям и впечатлениям, но не только от увиденного, а и от услышанного, и от прочитанного .Сочинение по картине может быть поэтому, с одной стороны, сочинением-описанием картины (на основе виденного), с другой стороны, со-чинением по поводу картины (на основе увиденного, услышанного или прочи-танного).
По мнению М.А.Мошкиной, успех написания сочинения учащимися во многом обусловлен характером того материала, который был дан детям на этапе подготовки к сочинению. Подготовка к сочинению — это процесс сбора информации, ее переработки и структурирования. М.А. Мошкина считает, что необходимо использовать для этого факты окружающей действительности, ту фоновую информацию, которая поможет учащимся полнее выразить свои личные впечатления .
Методики написания сочинения по картине и подготовки к написанию сочинения достаточно интересны в общем плане. Они содержат общую ин-формацию об основных этапах подготовительной работы, кратко их описы-вают. И поэтому данные методики могут послужить хорошим подспорьем не только для учителей, практикующих достаточно долго, что уже не раз давали подобные уроки, писали с учениками произведения, но и для начинающих пе-дагогов. С научной же точки зрения, данные методики не учитывают искус-ствоведческий аспект, который важен как при подготовительной работе, так и непосредственно при написании учениками сочинения. Это обстоятельство определило актуальность темы исследования.
Цель исследования — изучить процесс использования искусствоведческо-го текста при подготовке к написанию сочинения по картине.
Гипотеза исследования: Полному и целостному пониманию художе-ственного своеобразия живописного полотна учащимися в рамках подготовки написания сочинения по картине будет способствовать использование методов и приёмов работы с искусствоведческим текстом.
Объект исследования — процесс обучения написанию сочинения по кар-тине с учащимися 5-6 классов.
Предмет исследования – методы и приёмы использования искусство-ведческого текста при подготовке к написанию сочинения по картине.
Цель исследования определила его задачи:
1) изучить сочинение как вид творческой работы учащихся на уроках по развитию связной речи;
2) рассмотреть особенности использования искусствоведческого текста при написании сочинения по картине;
3) провести диагностику умений и навыков учащихся в написании сочи-нения по картине;
4) предложить методы и приёмы работы с искусствоведческим текстом при написании сочинения по картине.
Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость ис-следовательской работы заключается в том, чтобы обобщить теоретические представления о изучении искусствоведческом тексте учащихся в процессе написания сочинений по картине.
Практическая значимость исследования. состоит в том, что материалы работы могут быть использованы учителями начальных классов в работе по при подготовке к написанию искусствоведческого текста учащихся в процессе написания сочинений по картине, а также студентами практикантами при про-ведении уроков.
Методы исследования:
1) теоретико-описательный: анализ методических и психолого-педагогических источников;
2) эмпирические: анализ учебных пособий; проведение констатирующе-го, обучающего и контрольного эксперимента;
3) статистические методы: составление таблиц, отражающих динамику уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся при написа-нии сочинения по картитне.
Апробация и внедрение результатов исследования проходили на базе общеобразовательного учреждения
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одной из её целей является написание сочинений разных типов. Благодаря сочине-нию учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, чтобы узнать его. Вопрос обучения письму затрагивает вопросы философского воспи-тания учащегося, будущего члена общества и личности. Сочинение — пер-вая попытка школьника отразить окружающий его мир во его внутреннем пространстве, выразить свое отношение к некоторым вопросам. Сочине-ние заставляет ученика организовать свои мысли в соответствии с требова-ниями времени, учит говорить красиво, кроме того, обогащает язык. Уче-ническое сочинение является своеобразной формой самовыражения, само-реализации — это возможность поделиться опытом, чувствами с учителем, классом. В учебном процессе используется большое количество источни-ков речи, в том числе живопись.
Живопись является частью культуры людей, и в этом отношении ис-пользование в учебном процессе репродукций произведений искусства яв-ляется мощным источником культурной информации, духовного обогаще-ния и эстетического воспитания. Картина, воздействующая на чувства учеников яркими, запоминающимися образами, способствует развитию речи, а также духовно-ориентированному мышлению, обогащает их сло-варный запас. Это особенно актуально в наши дни, когда происходит обеднение словарного запаса. Произведение искусства как источник ярких впечатлений, влияющих на эмоции детей, служит основой для содержа-тельной, связной речи учеников. Картина помогает сосредоточить внима-ние на конкретной теме, понять цель высказываний, обучает последова-тельности изложения идей.
Работая над сочинением, учащийся решает много задач: ему нужно сделать вербальный контент интересным, логически и правильно постро-ить текст, продемонстрировать богатство его словарного запаса и владе-ние различными синтаксическими конструкциями. Работа над описанием картины начинается постепенно, с начальных классов, и последовательно заканчивается в 9-м классе, когда ученики практически самостоятельно, с небольшой помощью учителя, создают творческие работы. Современная методика работы над сочинением по картине рекомендует использовать искусствоведческий текст.
Методика использования искусствоведческого текста в качестве об-разца при подготовке высказывания на картине на уроках развития речи широко освещена в работах Л. А. Ходаковой.
ДОПИСАТЬ ОБ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОМ ТЕКСТЕ И О РЕ-ЗУЛЬТАТАХ ВАШЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА!!!.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование ис-кусствоведческого текста при написании сочинения по картине не только способствует более полному и целостному пониманию художественного своеобразия живописного полотна учащимися, но и существенно расши-ряет границы возможностей учителя-словесника.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы обучения написанию сочинения по кар-тине
1.1. Сочинение как вид творческой работы учащихся на уроках раз-вития связной речи

Психолого-педагогические исследования позволяют утверждать, что к 6-7 годам у ребенка сформирована готовность связно говорить на заданную те-му, но без должной системной работы он не овладеет речью как планирую-щей, познавательной функцией. Начиная с первого класса, учащиеся способны понимать текст, видеть и определять его признаки, правила построения, объ-единять части. Поэтому, формируя систему работы по развитию связной речи, в частности, работу с произведением, педагог должен учитывать приобретен-ный жизненный опыт школьника. Подготовка к написанию сочинения состоит из разветвленной системы упражнений и заданий, которые позволяют научить ребенка оценить описываемое явление, подобрать лексический материал к его описанию, выразить обобщенную мысль .
Сочинение — это творческая работа. Она требует осмысления личност-ного отношения к теме. Выбор слов, установление связей между ними, отбор материала требуют от школьника огромных сил и вдохновения.
Когда ребенок готовится к написанию сочинения, он учится:
1) понимать тему;
2) накапливать необходимый материал;
3) анализировать подобранную лексику;
4) составлять план;
5) записывать текст, соблюдая правила орфографии и пунктуации.
В методической литературе существует несколько классификаций учени-ческих сочинений. В частности, М.Р. Львов предлагает следующую классифи-кацию.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы