Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Русский язык

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Использование интерактивных технологий при изучении категории рода имен существительных в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание

Содержание 4
Введение 5
1 Теоретические основы использования интерактивных технологий на уроках русского языка в начальной школе 8
1.1 Использование интерактивных технологий обучения в начальной школе 8
1.2 Категория рода имен существительных в современном русском языке 13
1.3 Изучение категории рода имен существительных 20
в начальной школе 20
2 Методические основы использования интерактивных технологий на уроках русского языка в начальной школе 26
2.1 Организация и проведение экспериментального исследования 26
2.2 Методические рекомендации по использованию интерактивных технологий при изучении категории рода имен существительных в начальной школе 42
Заключение 50
Список использованных источников 52

 

  

Введение:

 

Актуальность темы работы. Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Начальная школа – самоценный принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
До настоящего времени в педагогической науке интерактивные средства как средства обучения и развития в процессе учебной деятельности разрабатывались российскими и зарубежными учёными: В. Г. Винокуром, И. А. Зимней, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львовым. Данную проблему изучали Ш. А. Амонашвили, А. В. Мудрик, Д.Б. Эльконин и другие.
Для решения проблемы использования интерактивных технологий в школьном курсе русского языка в условиях современного образования рекомендован деятельностный подход. Он предполагает введение интерактивных технологий обучения. Интерактивные технологии в значительной мере увеличивают уровень взаимодействия между учителем и учеником, дают учителю новые возможности контроля усваивания знаний и обеспечивают мгновенную обратную связь с учениками. Различные аспекты использования интерактивных методов и технологий в обучении рассмотрены в педагогических и психологических трудах ученых. Так, В. П. Беспалько, А. И. Богомолов, А. Г. Молибог и другие определили эффективность использования интерактивных технологий в обучении, в работах Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина, Е. Н. Волковой и других выявлено значение интерактивного обучения для социального становления личности.
Для более подробного анализа использования интерактивных технологий при изучении рода имен существительных в начальной школе нами была выбрана данная тема дипломной работы.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически доказать эффективность использования интерактивных технологий при изучении категории рода имен существительных в начальной школе.
Объектом исследования являются интерактивные технологии на уроках русского языка.
Предметом исследования является использование интерактивных технологий при изучении рода имени существительного в начальных классах.
Для выполнения цели исследования были поставлены следующие задачи:
 проанализировать педагогическую, методическую и лингвистическую литературу по проблеме;
 охарактеризовать использование интерактивных технологий на уроках русского языка в начальной школе;
 рассмотреть вопрос о категории рода имен существительных в русском языке;
 выявить возможности использования интерактивных технологий на уроках русского языка в начальной школе при изучении категории рода имен существительных;
 разработать рекомендации по совершенствованию использования интерактивных технологий при изучении рода имен существительных в начальной школе.
Методы исследования в работе использованы следующие: поисковый по имеющейся методической и научной литературе с анализом найденного материала, сравнение, классификация, выяснение причинно-следственных связей, систематизация, абстрагирование и конкретизация, наблюдение, беседа, интервью, тестирование, анализ документации и результатов деятельности исследователей по проблеме проведенного исследования.
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ «Атемарская СОШ» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.
Теоретическая и практическая ценность работы заключается в наличии теоретического материала исследования, отобранного среди прочего в процессе поиска информации по теме, и в систематизации материала направления исследования. Результаты исследования можно использовать в практике учителя начальных классов.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.
Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, то есть не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.
В заключение следует заметить, что решая задачи, поставленные современной программой начальной школы, учитель предъявляет высокие требования к развитию устной и письменной речи младших школьников. Помимо того, что он должен обогащать словарный запас детей, он должен еще и развивать и повышать культуру речи, учить умелому использованию ее выразительных средств.
Необходимость глубокого изучения родного языка определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживает членов общества в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, настроений. Важная роль в этом отводится грамматике русского языка.
По итогам контрольного эксперимента можно сделать вывод, что учащиеся приобрели умения правильно распределять слова по родам, умеют безошибочно указывать на средство выражения категории рода.
По итогам контрольного этапа эксперимента можно сделать вывод о том, что по сравнению с результатами констатирующего этапа школьники хорошо усвоили категорию рода имен существительных, меньше допускают ошибок при распределении слов по родам.
Результат проведённого исследования показал, что знания учащихся по данной теме можно считать прочными, школьники хорошо ориентируются в категории рода имен существительных. Применение интерактивных методов обучения привело к реализации поставленной цели, развитию и саморазвитию учащихся начальной школы путём активизации мыслительной деятельности и диалогического взаимодействия с учителем и другими участниками образовательного процесса.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические основы использования интерактивных технологий на уроках русского языка в начальной школе

1.1 Использование интерактивных технологий обучения
в начальной школе

В последнее время в образовании воплощается концептуальная идея структурирования и развития образовательного пространства на основе эмоционально-синергетической парадигмы, предполагаю¬щей использование многообразных отношений всех субъектов образовательного процесса и ставящей задачу экспериментального моделирования усло¬вий для творческого саморазвития личности [5]. Один из путей подобного развития освоение учителем инновационных форм и методов обучения, к числу которых относятся и интерактивные.
Термин «интерактивное обучение» обозначает освоение опыта учеником (стихийное или специ¬ально организованное) на базе взаимодействия. Работа с накопленным опытом – характерная черта такого обучения. Заметим, в данном случае речь идет не просто о «подключении» эмпирических наблюдений и жизненных впечатлений участников в качестве вспомогательного материала, «иллюст¬ративного дополнения». Опыт выступает важней¬шим источником учебного познания. В традицион¬ном обучении учитель (тренер, ведущий) играет роль «фильтра», как бы пропуская через себя учеб¬ную информацию. В интерактивном же обучении он выступает в качестве помощника учащегося, являясь одним из ее источников. Ведущий не сооб¬щает готовые знания, а лишь побуждает участников к самостоятельному поиску [24].
По сравнению с тради¬ционным в интерактивном обучении меняются и формы взаимодействия с тренером: его активность уступает место активности участников, поскольку его задача – создание условий для реализации их инициативы [6].
Интерактивные методы обучения предполагают такое взаимодействие учителя и учащихся, которое ориентирует личность на развитие ее творческих способностей, выработку умения выбирать ситуа-цию, нацеливают на деятельность, стимулирую¬щую «изобретательство» и «открывательство» [4].
Цель подобного взаимодействия — достижение четверто¬го уровня обучения, предполагающего творческий настрой в различных видах активности: физичес¬кой, социальной и познавательной [5].
С точки зрения приведенных характеристик к числу интерактивных методов обучения можно от¬нести: мозговой штурм и мозговую атаку, ролевые и деловые игры, дискуссии, дебаты, работу в малых группах, тренинги. Кроме того, среди этих методов и такие, как «ажурная пила»; «займи позицию»; «шкала мнений»; «воображаемая прогулка»; «конк-ретных ситуаций» (кейс-стади); медиация.
Рассмотри некоторые из них рассмотрим более подробно.
Метод «ажурная пила» – метод обучения, разработанный Э. Аронсоном, состоит в том, что учащиеся выступают в роли учителя, передавая друг дру¬гу усвоенную информацию. Учеб¬ная деятельность осуществляет¬ся в группах по 6 человек для работы над определенными фраг¬ментами учебного материала, объединенного в логические и смысловые блоки. Каждый член группы работает со своим фрагментом. Затем изу¬чавшие один и тот же вопрос в разных группах встречаются и обмениваются информацией [7]. Такой обмен мнениями называется «встречей экспертов». После этого «эксперты» обучают членов своих групп тому, что узнали. В свою очередь другие члены группы докладывают свою часть задания (как зубцы одной пилы). Поскольку освоить изучаемый мате¬риал и получить целостное представление об изуча¬емом явлении можно, лишь внимательно слушая коллег и делая соответствующие записи, то учащи¬еся заинтересованы в том, чтобы каждый добросо¬вестно выполнил свою часть работы. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может предложить любому члену группы любой вопрос по теме.
Метод «займи позицию» побуждает учащихся принять чью-то точку зрения (мнение), а выбор – аргументировать [38].
Метод «шкала мнений» тренирует умение фор¬мулировать собственное мнение, аргументировать свою позицию. В качестве аргументов здесь важно привлечь научно обоснованные концепции и тео-рии, воспользоваться собственным жизненным опытом [16].
Метод «воображаемая прогулка» заключается в моделировании некоей виртуальной образователь¬ной среды (например, путешествия к центру Земли или в глубь живой клетки; полет на Юпитер и т.д.) [29].
Метод медиации связан с проектированием от¬ношений между учителем и учащимися как в стандартных, так и нестандартных ситуациях. При этом учитель выступает в роли эксперта и фасилитатора .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы