Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Использование интерактивных средств при обучении четвероклассников решению задач на движение.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Интерактивные средства обучения в современном начальном образовании 8
1.1. Характеристика интерактивных средств обучения математике в начальной школе 8
1.2. Требования (санитарно-гигиенические) к использованию интерактивных средств в процессе обучения в начальной школе 13
1.3. Психолого-педагогические условия использования Интерактивной доски и Макбуков 17
Глава 2. Методика обучения четвероклассников решению задач на движение с использованием интерактивных средств 27
2.1. Содержание темы «Обучение решению задач на движение» и особенности её изучения 27
2.2. Констатирующий этап эксперимента. Определение уровня усвоения четвероклассниками математического материала при изучении темы «Решение задач на движение» 31
2.3. Формирующий этап эксперимента. Обучение решению задач на движение с применением интерактивных средств (Интерактивной доски и Макбуков) 37
2.4. Контрольный этап эксперимента. Оценка результативности обучения четвероклассников решению задач на движение с использование интерактивных средств (Интерактивной доски и Макбуков) 50
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Приложения 62
Введение:
В настоящее время интерактивные технологии развиваются быстрыми темпами. Преимущества их очевидны: использование в учебной деятельно-сти интерактивных технических средств стимулирует коллективную работу учащихся, делает более значительным взаимодействие с преподавателем; работа с ними проста и интересна, есть возможность использовать муль-тимедийные объекты, текст, аудиофайлы, графику, видео, построение таб-лиц, диаграмм в одном приложении.
Широкое применение информационно-коммуникативных технологий на уроке в младших классах играет важную роль для достижения совре-менного качества образования и формирования информационной культу-ры ребенка ХХI века. Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое каче-ство образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Требуются другие стратегии школы, инновацион-ные технологии.
Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникативных технологий. Это объясня-ется новыми условиями жизни: большими объемами информации, комму-никабельностью, развитием общества. Поэтому в настоящее время инфор-мационные технологии занимают важное место в профессиональной дея-тельности учителя.
В связи с вышесказанным возникают противоречия:
-между социальным заказом государства и общества, которые ставят перед школой задачу формирования человека, способного успешно адап-тироваться в современном информационном обществе и недостаточным уровнем использования ИКТ в начальной школе;
-между высокими требованиями к качеству знаний учащихся в совре-менных условиях, с одной стороны и снижением интереса к учебе с дру-гой.
В процессе обучения на базе новых информационных технологий в условиях повышения степени активности и уровня мотивации учащихся роль преподавателя изменяется, но его деятельность не становится при этом менее значительной. Эффективность применения информационных технологий в процессе обучения определяется тем, как организована по-знавательная деятельность учащихся.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что информационные технологии являются мощным средством обучения, которое способно по-высить его эффективность, создать мотивацию деятельности учащихся на уроке, а также повысить результаты обучения.
Тема для исследования, а именно «Обучение решению задач на дви-жение» была выбрана не случайно:
во-первых, результаты наблюдений, полученные во время про-хождения педагогической практики, показали, что она трудна для воспри-ятия школьниками;
во-вторых, имеет ряд преимуществ с точки зрения использова-ния при её изучении интерактивных средств, с помощью которых можно показать не просто модель, а движущуюся модель, наглядно демонстри-рущую взаимосвязь таких величин как скорость, время, расстояние.
В школьном курсе математики рассматриваются задачи разных типов. Чаще всего сложность вызывают задачи на работу и движение, так как в них необходимо учитывать зависимость между компонентами движения.
В методической литературе одним из эффективных средств обучения решению задач на движение считается метод визуализации. Он помогает найти путь решения, способствует наиболее глубокому усвоению алгорит-мов решения, осознанию всех связей присутствующих в задаче, помогает увидеть взаимосвязь понятий, что позволяет успешно решить задачу. На него следует сделать акцент в начальных классах, так как для этого воз-раста характерно наглядно–образное мышление.
С появлением ИКТ-технологий у учителя появилось больше возмож-ности сделать обучение решению сложных задач наглядным. Главная за-дача использования интерактивных средств обучения — ускорить процесс понимания учебного материала учащимся. Интерактивные средства обу-чения это, в первую очередь, живой обмен информацией между обучае-мым и информационной системой. Такая организация работы позволяет осуществлять регистрацию, сбор, накопление, хранение и обработку дан-ных, полученных как от преподавателя, так и от ученика. При этом отсут-ствуют ограничения на информационный контент: он может быть пред-ставлен в любой форме — визуальной, аудиальной, текстовой. Так же реша-ется проблема передачи большого количества информации, ведь совре-менные информационные системы позволяют хранить огромное количе-ство данных.
В настоящее время в образовательной практике школ используются различные технические средства обучения, такие как персональный ком-пьютер и мультимедийный проектор, благодаря анимационным возмож-ностям которых можно сделать видимым процесс движения, т.е. визуали-зировать его, а также показать зависимость процессов и показателей, ко-торые характеризуют его, а также отношения, в которых они находятся.
Как показывают данные психолого-педагогических и дидактических исследований (А.Г. Анацкая , И.Е. Вострокнутов , А.Ю. Новикова и др.), необходимым потенциалом в развитии мотивационной сферы учащихся обладают методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так как именно они способны обес-печить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интере-сам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к но-вым источникам учебной информации, использование компьютерного мо-делирования изучаемых процессов и объектов и т.д.
Исходя из выше сказанного была сформулирована гипотеза исследо-вания: если на уроках математики при обучении четвероклассников реше-нию задач на движение применять интерактивные средства обучения, то это будет способствовать положительной динамике усвоения школьниками знаний и умений решать задачи на движение.
Цель исследования: экспериментально проверить эффективность ис-пользования интерактивной доски и макбуков при обучении решению за-дач на движение.
Объект исследования: процесс обучения решению задач на движение с использованием интерактивных средств.
Предмет исследования: использование средств интерактивного обу-чения на уроках математики при решении задач на движении.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
— охарактеризовать интерактивные средства обучения математике в начальной школе;
— раскрыть требования (санитарно-гигиенические) к использованию интерактивных средств в процессе обучения в начальной школе;
— рассмотреть психолого-педагогические условия использования Ин-терактивной доски и Макбуков;
— организовать экспериментальную работу по применению интерак-тивных средств на уроках математики в начальной школе при изучении задач на движение;
— оценить результативность обучения четвероклассников решению за-дач на движение с использование интерактивных средств (Интерактивной доски и Макбуков).
При проведении педагогического эксперимента будут использованы такие интерактивные средства, как интерактивная доска и макбуки, т. к. школа, в которой проводилось исследование располагает такими сред-ствами.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методи-ческой литературы по проблеме исследования, педагогический экспери-мент, обработка результатов диагностики.
База исследования: 31 учащихся 4 «а» класса МАОУ средней об-щеобразовательной школы №9 Московской области г. Жуковский.
Заключение:
Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следую-щие выводы.
Главная задача в современном образовании — повышение уровня об-разования в процессе обучения по ФГОС нового поколения. Применение компьютера не только на уроках математики, но и на других уроках дает огромные возможности для развития творчества, как учителя, так и уча-щихся. Использование компьютера на уроках математики возвышает зна-чимость урока, графика и анимационные функции позволяет учащимся хорошо обучиться новому по математике, составляет мотивационный ин-терес к усвоению новых знаний и учебной деятельности.
В наше время в сети Интернет есть большое количество различных документов, электронных учебников, презентаций Power Point, тестовых готовых заданий, тренажеров, новых уроков, элективных курсов, про-граммные разработки. Цель исследования выяснить, как наиболее эффек-тивно использовать новые компьютерные и сетевые технологии в процессе обучения.
Преимущества компьютеров:
сэкономить время для более досконального изучения програм-мы;
сделать урок увлекательным, разнообразным и на взгляд при-ятным;
стремиться заинтересовать всех учащихся уроком;
вводить новую информацию через компьютерные функции;
развивать творческие способности и самостоятельность школь-ников.
Компьютеру можно найти применение на всех этапах урока: при объяснении новой темы, ее закреплении, ее повторении, контроле. Для сплоченного общей целью класса компьютер поможет развить стремление обучения, как бурное взаимодействие учащихся с компьютером, ориенти-руясь на положительный результат обучения через решение различных задач, применяя увлекательный фон общения учащихся с компьютером.
Компьютер, как наглядное средство обучения с функциями анимации только повышает интерес в обучении математики. Делая вывод, что теперь в наше время изобретения новых технологий учитель может свободно пользоваться ими и сочетать их на каждом этапе обучения. Развиваться самому и развивать будущее поколение детей в работе преподавания ма-тематики.
Применение компьютера на уроках даёт такие преимущества, как:
экономия времени в объяснении новой темы;
наглядное представление учащимся новой темы и легкое её усвоение;
дифференцированный подход к каждому ученику в обучении математики;
подробное наблюдение за обучением каждого учащегося.
Полученные в ходе проведения исследования результаты дают осно-вание полагать, что существует необходимость дальнейшего совершен-ствования существующих и разработки новых методических приемов обу-чения решению текстовых задач на движение.
Эксперимент по применению методик визуализации понятий и про-цессов, существующих в контексте темы текстовых задач на движение, по-казал свою эффективность. В его ходе был достигнут значимый рост числа детей, способных успешно справиться с решением составных текстовых задач на встречное и противоположное движение.
Элементы урока, проведенные в игровой форме — инсценировка и применение моделей объектов — эмоционально погружали детей в процесс обучения, повышали их интерес и мотивацию. Как следствие, улучшилось восприятие информации детьми, происходил процесс осознанного приоб-ретения знаний.
По результатам экспериментальной части работы были составлены методические рекомендации для учителей начальных классов, общий смысл которых сводится к необходимости чаще применять на уроках при-емы, увеличивающих эмоциональную вовлеченность детей в процесс ре-шения задач, что повысит заинтересованность и мотивацию.
Сегодня процесс обучения требует от учеников значительных уси-лий. Констатирующий эксперимент показал, что часть детей испытывает трудности при решении составных задач на движение сложной структуры. Для того, чтобы развить у детей навыки по вычленению значимых части информации из запутанной структуры задач и находить связи между мно-жеством информационными единиц, необходимо шире применять методи-ческие приемы игровой и наглядной форм представления понятий, условия и решения текстовой задачи на движение.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Интерактивные средства обучения в современном начальном образовании
1.1. Характеристика интерактивных средств обучения математи-ке в начальной школе
Развитие информационных технологий настолько быстрое, что педа-гогическая наука не поспевает за техническим прогрессом. Самые совре-менные средства обучения, основанные на информационных технологиях, вводятся в учебный процесс только после того, как они «технически уста-рели».
Анализ наиболее перспективных направлений развития современных средств информационных технологий показал увеличение роли электрон-ных средств обучения в образовательном процессе на всех этапах обуче-ния. Современные информационные компьютерные технологии суще-ственно отличаются от своих предшественников, они постоянно меняются и приводят к пересмотру принципов и методов учебного взаимодействия .
В области информатизации образования новое направление совре-менных средств обучения — это выделенные интерактивные технологии или интерактивные средства обучения. Интерактивные средства обучения — программные, аппаратные, программно-технические средства и устрой-ства, функционирующие на основе микропроцессорных и компьютерных технологий, обеспечивающие обучение интерактивному взаимодействию пользователя с компьютером.
Особенность интерактивных средств обучения заключается в диа-лектном способе общения учебного материала со учеником, который про-водится путем моделирования отдельных функций учителя, таких как ин-формативные, справочные, консультационные, эффективные, вербальные, невербальные.
Обратная связь (интерактивный диалог) направлена на исправление и дополнение знаний самих учащихся с использованием консультационной информации, основанной на автоматической диагностике ошибок, допу-щенных учащимися в процессе работы.
Изучение и контроль учебного материала для разных учащихся осуществляется с учетом индивидуальных особенностей, с различной сте-пенью глубины и полноты, согласованности, а также в индивидуальном темпе. Традиционно, интерактивные средства обучения можно разделить на два компонента: интерактивный учебный комплект и интерактивное оборудование (рисунок 1.1).