Факультета информационных технологий Дипломная работа (бакалавр/специалист) Информатика

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Использование информационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ДОУ 8
1.1. Понятие информационных технологий в дошкольном образовании 8
1.2. Педагогические условия использования информационных технологий в современном ДОУ 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Методика проведения экспериментальной работы 31
2.2. Описание экспериментальной работы и ее результатов 33
2.3. Методические рекомендации использования информационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. 71
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….76

  

Введение:

 

Развитие науки и техники способствовало появлению новых форм учебной коммуникации, новейшим технологиям в решении образовательных задач. Учитывая это, роль воспитателя приобрела новое качество в работе с дошкольниками. Одновременно происходит эволюция содержания, форм и методов обучения, которая побуждает к разработкам и внедрению новых современных информационных образовательных технологий.
Одним из важных направлений развития информатизации образования являются новые компьютерные технологии. Интерактивность, интенсификация процесса обучения, обратная связь – заметные преимущества этих технологий, которые обусловили необходимость их применения в области дошкольного образования.
Информационные технологии – это технологии обучения с использованием сети Интернет, компьютера, его программного обеспечения и мультимедийных средств, которые решают дидактические задачи по обучению и воспитанию дошкольников.
Проблема использования современных информационных технологий в педагогическом процессе освещена в работах ученых А. Ковальской, В. Рыбалко, О.П. Осиповой, Н. Голоты, И. Новик, С. Семчук и др.
Ученые утверждают, что внедрение информационных технологий в практику обучения является одной из форм повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
В нашем исследовании предпринята попытка определить особенности развития коммуникативных навыков дошкольников с помощью использования информационных технологий. Актуальность данного аспекта обусловлена тем, что именно в современном обществе, с учетом происходящих в нем информационных процессов, возникает необходимость эффективного коммуникативного взаимодействия с окружающими. Ведь именно в дошкольном возрасте дети начинают решать различные коммуникативные задачи, учатся взаимодействовать друг с другом и окружающими их людьми. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев в своих исследованиях указывали на то, что дошкольный возраст является синзетивным в развитии коммуникативных навыков детей.
Одной из важных исследовательских задач является выстраивание такой работы, в процессе которой информационные технологии станут одним из ведущих средств в развитии коммуникативных навыков дошкольников.
В ФГОС дошкольное Общего Образования (ДОО) выделена область «Социально-коммуникативное развитие», согласно которой у ребенка должны быть сформированы навыки общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
В данном исследовании будем придерживаться того, что под коммуникативными навыками дошкольника понимается способность ребенка взаимодействовать с окружающими в решении коммуникативных задач.
На основании вышесказанного можно отметить следующие противоречия:
— между необходимостью включения в учебно-воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения информационных технологий и недостаточность практической работы по их целенаправленному использованию в формировании коммуникативных навыков дошкольников.
На основе противоречий была выявлена проблема исследования: между наличием информационных технологий и недостаточной разработаностью методических материалов по использованию информационных технологий в развитии коммуникативных навыков дошкольников.
Объект исследования: учебно-воспитательный процес в детском образовательном учреждении
Предмет исследования — методика использования информационных технологий в развитии коммуникативных навыков дошкольников в детском образовательном учреждении.
Цель исследования — проанализировать эффективность использования информационных технологий в развитии коммуникативных навыков дошкольников и разработать авторскую методикуиспользования информационных технологий в развитии коммуникативных навыков дошкольников
Гипотеза исследования: если использовать информационные технологии в учебно воспитательном процессе доу. То уровень развития коммуникативных навыков у дошкольников повысится.
Задачи исследования:
1. изучить теоретические подходы к использованию информационных технологий в учебно-воспитательной среде ДОУ,
2. определить педагогические условия использования информационных технологий в ДОУ,
3. определить эффективные средства и методы по формированию коммуникативных навыков дошкольников,
4. путем проведения опытно-экспериментальной работы определить эффективность использования информационных технологий в развитии коммуникативных навыков дошкольников.
Основными методами выступили:
— теоретические методы: анализ научной литературы, обобщение опыта по использованию информационных технологий в учебно-воспитательной работе ДОУ, аналитический метод,
— практические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольные этапы исследования),
— графические, статистический и количественные методы обработки полученных результатов.
Новизна данной работы заключается в том, что предпринята попытка создать условия для развития коммуникативных навыков дошкольников с помощью включения в учебно-воспитательный процесс ДОУ информационных технологий. Авторская методика может применятся в работе с другими воспитателями.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что основные выводы и результаты могут быть включены в практику ДОУ, а так же могут быть положены в дальнейшее исследование использования информационных технологий в развитии коммуникативных навыков дошкольников.
Базой исследования выступил Детский сад «Росток», ГБОУ«Школа № 830» г. Москва. В исследовании приняло участие 20 дошкольников в возрасте 4-5 лет (средняя группа).
Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итоги теоретической части исследования, было выявлено, что внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс ДОО:
— способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;
— способствует повышению интереса детей к учебе, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми;
— способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности дошкольного учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничества родителей и ДОУ;
— внедрение ИКТ в образовательный процесс ДОУ позволяет делать занятия привлекательными, современными благодаря дизайну представленной информации;
— компьютерные технологии помогают закреплять знания, умения, навыки детей, решать познавательные и творческие задачи;
— использование ИКТ дает возможность моделировать, решать различные проблемные ситуации;
— помогает проверить правильность ответов детей, выполнение задач с помощью экрана;
— использование ИКТ не только увеличивает скорость передачи информации детям и повышает уровень ее усвоения, но и способствует развития таких процессов как внимание, память, мышление, воображение, речь, развивает чувство цвета, композиции, участвует в интеллектуальном, эмоциональном и нравственном развитии детей.
Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учебном заведении является обогащающим и преобразовательным фактором, который становится одним из путей обновления содержания образования в соответствии современным требованиям.
Анализ опытно-экспериментального исследования, позволил нам прийти к следующим выводам.
Организация эксперимента включила проведение первичной диагностики, определяющей начальный уровень развития коммуникативных навыков у дошкольников. Диагностика констатирующего этапа эксперимента включила в себя следующие методики: Методика «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже); Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман), Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»); Методика «Изучение мотивационных предпочтений при выборе партнера».
Выборка составила 20 детей дошкольного возраста.
Данные констатирующего среза показали, что у дошкольников отмечается низкий уровень развития коммуникативных навыков.
Для развития коммуникативных навыков была разработана и апробирована система работы, которая определена нами педагогическими условиями:
— руководство процессом использования ИКТ в деятельности учреждения дошкольного образования;
— развитие ИК-компетентности педагогов учреждения дошкольного образования и подготовка их к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
— использование ИКТ в организации обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
— налаживание партнерского взаимодействия с родителями дошкольников средствами ИКТ.
В ДОО осуществлялся поиск необходимых для качественного дошкольного образования педагогических программных средств и других цифровых образовательных ресурсов; была обеспечена подготовка педагогов к использованию ИКТ в организации дошкольного образования и в собственном профессиональном развитии; создано методическое обеспечение процесса внедрения ИКТ в сферу дошкольного образования.
Доказано, что качество дошкольного образования характеризует как образовательный процесс, так и его результаты, отражает степень достижения цели и задач обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, а также степень удовлетворения ожиданий педагогов, детей и их родителей от использования ИКТ в образовательном процессе учреждения дошкольного образования.
Констатирован значительный потенциал информационно-коммуникационных технологий для развития ИК-компетентности педагогов, организации обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, налаживания партнерские взаимодействия с родителями дошкольников.
В результате осуществления предложенной системы работы произошло общее повышение уровня коммуникативных навыков дошкольников, что явилось подтверждением ее рациональности и эффективности.
Результаты контрольного эксперимента, показали в экспериментальной группе положительную динамику. В целом отметим, что по всем методикам, в экспериментальной группе в целом низкого уровня развития коммуникативных навыков не было. А средний и высокий уровни диагностированы у половины детей.
Кроме того что дети экспериментальной группы уделяют внимание нравственным качествам своих сверстников. Это говорит о том, что у них сформировалась собственная система ценностей, которая обусловлена особенностями их жизни в детском саду. Кроме того на систему ценностей оказало влияние ценностные ориентиры окружающих их близких взрослых (воспитателей, родителей).
Таким образом, гипотеза нашего исследования была доказана полностью.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ДОУ

1.1. Понятие информационных технологий в дошкольном образовании

Идея использования информационных технологий в образовании появилась в исследованиях во второй половине XX века в трудах ученых Великобритании, США, Канады и Франции. Именно в этих странах в конце 60-х годов ХХ века было сформировано такое понятие, как медиаобразование. И с конца ХХ века оно начинает появляться в образовательном процессе всех учебных заведений .
Научные исследования по применению информационных и комуникационных технологий (ИКТ) в образовании детей дошкольного возраста во Франции в течение нескольких лет проводила Ассоциация педагогических специалистов «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих научно-исследовательских институтов Франции. Их исследования показали, что мультимедийный способ представления информации способствует:
— легкому и глубокому постижению и усвоению детьми понятий;
— быстрому формированию умений ориентироваться на плоскости и в пространстве;
— повышению эффективности внимания и улучшению памяти;
— овладению навыками чтения;
— активному пополнению словарного запаса;
— развитию мелкой моторики;
— формированию четкой координации движений глаз;
— уменьшению времени как на простую реакцию, так и реакции выбора;
— воспитанию целеустремленности и сосредоточенности;
— совершенствованию воображения и творческих способностей;
— развития элементов наглядно-образного и теоретического мышления.
Французские ученые пришли к выводу, что при условии интеграции информационно-коммуникативных технологий в образование дошкольников, дети быстрее учатся планировать и выстраивать логику элементов конкретных событий; у них развивается способность к прогнозированию результатов своих действий, что очень важно для формирования сознания и социального опыта подрастающего поколения.
В конце 60-х годов ХХ века немецкие педагоги пришли к выводу, что информационные технологии должны быть не только средством обучения, но и объектом изучения. Если образование направлено на развитие индивидуальности ребенка, то медиаобразование – на подготовку индивида к принятию социально важных решений. В 80-е годы современные информационные технологии появляются в образовательной системе в Англии, Италии.
В нашей стране процесс информатизации обучения и воспитания начался в конце 2008 годов. Это связано с появлением компьютеров нового поколения и массовым внедрением их в дошкольные учебные заведения различных типов и уровней аккредитации.
Развитие общества, науки и техники ставит систему дошкольного образования перед необходимостью использовать новые средства обучения, потому что дошкольный возраст ребенка — наиболее благоприятный для развития его творческого потенциала и познавательной активности, а качественное дошкольное образование является фундаментом качественного непрерывного образования .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы