Методика преподавания английского языка Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Использование игровых технологий на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе в условиях реализации требований ФГОС среднего общего образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Требования ФГОС среднего общего образования к обучению английскому языку 6
1.2 Специфика современного урока английского языка 12
1.3 Игровые технологии и их место в обучении иностранному языку 20
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УСПЕШНОСТЬ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА УЧАЩИМИСЯ 30
2.1 Организация и методики исследования. Выявление уровня успеваемости учащихся 30
2.2 Методика использования игровых технологий на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе 36
2.3 Проверка эффективности проведенной работы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Важнейшее средство человеческого общения, без которого невозможны существование и развитие общества – это язык. Качественные изменения характера международных связей с точки зрения практической и интеллектуальной деятельности человека предопределяют реальную необходимость изучения иностранных языков.
Специфика предмета иностранного языка предполагает такую организацию учебного процесса, при которой каждый его участник имеет возможность активизировать познавательную и речевую деятельность и получить языковую практику, достаточную для формирования необходимых ему умений и навыков, в том числе путем использования интерактивных технологий обучения, которые, в свою очередь, дают участникам возможность принимать участие в «живом» интерактивном диалоге с реальным партнером, а также обеспечивают активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основным назначением иностранного языка как предмета области школьного обучения определяет содействие в овладении учащимися коммуникативными умениями и навыками соответственно мотивам, целям и социальным нормами речевого поведения в различных типичных коммуникативных ситуациях. Формирование у учащихся коммуникативной компетенции является неотъемлемой составляющей структуры содержания образования, базой для которой являются коммуникативные умения, сформированные на основе языковых знаний и навыков. Современная система обучения иностранным языкам дает возможность применять коммуникативно-деятельностный подход к овладению языками как важного средства межкультурного общения. Реализовать данный подход на уроках иностранного языка позволяет использование игровых технологий.
На сегодняшний день в системе школьного образования применяется гуманистический подход к учащимся как развивающимся личностям, которые нуждаются в понимании и уважении их интересов, прав и желаний. На первом плане стоит идея создания оптимальных условий для развития школьников, для формирования их активности и жизненной позиции. Учащийся должен ощущать себя активным деятелем, который постоянно открывает что-то новое и приобщается к культуре, сформировавшейся в процессе исторического развития социума. Образовательная работа педагога имеет своей целью создание таких условий, которые открывают детям возможность самостоятельной деятельности, направленной на освоение иноязычной коммуникативной компетенции.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся является актуальной задачей процесса обучения в современной школе. Обязательными умениями, которые обеспечивают коммуникативность личности, во ФГОС ставятся задачи формирования у учащегося умения слушать и слышать своего собеседника, обосновывать собственную позицию.
Таким образом, актуальность данной работы определена необходимостью системного применения современных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе, при котором учитываются технические и человеческие ресурсы и их взаимодействие. Таким методическим ресурсом может выступить игровая технология.
Степень разработанности темы исследования. Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам учащихся, то есть приближение к реальному процессу общения, является методическим стандартом, разработкой и внедрением которой занимались отечественные и зарубежные ученые, начиная с 60-70-х годов ХХ века, в частности Б.В. Беляев, И.Л. Бим, Е.И. Вишневский, П.Б. Гурвич, О.П. Евтюкова, И.А. Зимняя, Я.М. Колкер, А.А. Леонтьев, Р.П. Мильруд и И.Р. Максимова, Е.И. Пассов.
Проблема использования игры в учебном процессе отражена во многих исследованиях. Ученые Г.Ю. Арзамезцева, А.Ж. Утепкалиева, Е.А. Попова, Л.Ю. Фетисова и др. разработали теоретические основы исторического происхождения игры, ее сущности, психологического механизма. Об игре как методе обучения и воспитания учащихся, об исключительной ценности игры для ребенка и необходимости ее целенаправленного использования в учебном процессе писали такие исследователи, как С.Г. Бегларян, Н.В. Жук, П.А. Корбан, О.В. Музыченко, Ю.В. Рындин, К.А. Яковлев и др.
Объект исследования – процесс обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе в условиях реализации требований ФГОС среднего общего образования.
Предмет исследования – специфика использование игровых технологий на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе в условиях реализации требований ФГОС среднего общего образования.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования игровых технологий в обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе в условиях реализации требований ФГОС среднего общего образования.
Задачи исследования:
1. Описать требования ФГОС среднего общего образования к обучению английскому языку.
2. Описать специфику современного урока английского языка.
3. Дать характеристику игровым технологиям и их месту в обучении иностранному языку.
4. Провести экспериментальное исследование влияния использования игровых технологий на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе на успешность усвоения языка учащимися.
5. Разработать и апробировать методику использования игровых технологий на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; эксперимент; наблюдение; беседа.
Теоретическое значение исследования состоит в том, что нами обобщена информация относительно использования игровых технологий в обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе в условиях реализации требований ФГОС среднего общего образования.
Практическое значение исследования состоит в том, что собранный нами теоретический и практический материал исследования можно использовать в дальнейших исследованиях данного вопроса; в разработанной методике использования игровых технологий на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе и возможности ее использования на уроках английского языка.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современный урок английского языка в современной школе – это системное сотрудничество педагога и учащихся при котором последние в ситуации проблемы решают учебные задачи, находят пути применения решений этих задач, выделяют новые способы работы в процессе учебной деятельности. Классификация уроков подлежит, по мнению автора, существенному переосмыслению в силу современных реформ системы образования, а роль учителя (также претерпевшая существенные изменения) не должна сводиться исключительно к определению направления, руководствоваться следует обозначенными выше задачами.
ФГОС является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС.
Эффективным средством обучения учащихся на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе в условиях реализации требований ФГОС среднего общего образования считаем использование ролевых игр на уроках иностранного языка.
Игровые технологии на уроках иностранного языка представляет собой такую деятельность учащихся, которая предполагает выполнение определенных ролей, решение определенной коммуникативной задачи.
Использование игровых технологий в процессе обучения иностранному языку способствует развитию языковых умений, мышления, памяти, речи учащихся.
Игровые технологии на уроках английского языка сочетает в себе характеристики и игровой, и учебной деятельности. Игровые технологии в обучении англоязычной коммуникации ‒ это, в первую очередь, речевая деятельность учащихся, в ходе которой они проигрывают различные социальные и межличностные роли.
Данное методическое средство способствует тому, что речь учащихся приобретает такие качества, как содержательность, аргументированность, она становится более сложной по структуре.
Итак, игровые технологии являются эффективным приемом на уроках английского языка, используемым педагогами с цель развития коммуникативных навыков, развития памяти, внимания и мышления.
Нами была разработана и апробирована методика использования игровых технологий на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе. Ее экспериментальная проверка подтвердила положительный результат применения игровых технологий на уроках иностранного языка в условиях реализации требований ФГОС среднего общего образования, поскольку была намечена положительная динамика в уровнях успеваемости учащихся экспериментальной группы, в работе с которой на уроках иностранного языка использовались игровые технологии.
В контрольной группе, где игровые технологии практически не применялись, не было отмечено изменений в уровнях успеваемости учащихся. Количество детей с низким уровнем остался неизменным – 6 учащихся (46%). Количество детей со средним и высоким уровнями также не изменилось: 4 учащихся (31%) и 3 учащихся (23%) соответственно. В экспериментальной группе, в которой были максимально использованы игровые технологии, произошли значительные положительные изменения. Низкий уровень успеваемости с 31% детей (4 чел.) уменьшился до 16 % (2 чел.). Процент детей со средним уровнем успеваемости остался прежним ‒ 46% (6 чел.). Высокий уровень успеваемости вырос с 23% детей (3 чел.) до 38% детей (5чел.).
Таким образом, были выявлены основные педагогические условия использования ролевой игры в процессе обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе в условиях реализации требований ФГОС среднего общего образования, к которым мы относим: учет возрастных особенностей учащихся; успешная социализация и благоприятные социальные условия; отработка учителями оптимальных механизмов речи; педагогическое мастерство учителя; стимулирование учеников к изучению языка; внедрение приемов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся; обеспечение учащихся методическими материалами, содержащими необходимую информацию для комплексного формирования коммуникативной компетенции; развитие познавательной деятельности ученика; благоприятные условия и коммуникативное поведение собеседников; моделирование в учебном процессе типичных ситуаций общения.
Данная работа имеет свою практическую значимость, поскольку результаты исследования могут быть использованы в педагогической деятельности учителей при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе в условиях реализации требований ФГОС среднего общего образования.
Перспективами данного исследования считаем выявление влияния других интерактивных технологий на развитие коммуникативной компетенции учащихся в средней общеобразовательной школе в условиях реализации требований ФГОС среднего общего образования.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Требования ФГОС среднего общего образования к обучению английскому языку

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) содержит требования к уровню владения иностранным языком. Для средней общеобразовательной школы стандарты разработаны с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей обучающихся: ФГОС начального общего образования (1-4 классы); ФГОС основного общего образования (5-9 классы); ФГОС среднего (полного) общего образования (10-11 классы) (Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543)
Г.Р. Ломакина, основываясь на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта к результату изучения английского языка в общеобразовательной школе, приводит их формулировку, которая представлена в таблице 1.

Таблица 1
Результаты обучения предмету «Иностранный язык» в СОШ на ступени начального, среднего и общего (полного) образования (Ломакина Г.Р., Скоробогатова А.С. О требованиях к результатам обучения иностранному языку в современном информационном обществе // Молодой ученый. – 2013. – №12. – С. 491-493.)
Начальное общее образование Среднее общее образование Общее (полное) образование
1) приобретение начальных навыков коммуникации, как в устной, так и в письменной форме, с носителями иностранного языка; усвоение и применение на практике правил как речевого, так и неречевого поведения;
2) освоение начальных лингвистических представлений;
3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства (Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543). 1) формирование толерантного и дружелюбного отношения к представителям других культур, их ценностям, формирование выраженной личностной позиции в восприятии мира, развитие национального самосознания;
2) формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции; расширение лексического запаса;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание фундамента для формирования интереса к совершенствованию своего уровня владения иностранным языком, который изучается (Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543). 1) сформированность коммуникативной иноязычной компетенции;
2) владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение адекватно данной специфике строить собственное речевое и неречевое поведение;
3) достижение порогового уровня владения иностранным языком;
4) сформированность умения использовать иностранный язык в качестве средства получения необходимой информации (Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543).

Как видно из таблицы, обучение английскому языку в основной школе является основательным фундаментом для дальнейшего изучения данного предмета в старшей школе.
Также необходимо отметить, что вышеприведенная таблица дает нам возможность наглядно продемонстрировать насколько сместился акцент в обучении в СОШ, особенно в плане обучения иностранным языкам. В центре внимания процесса обучения должен быть обучающийся, а учитель – посредник, который помогает ребенку наслаждаться изучением иностранного языка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы