Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Использование художественной литературы на уроках истории в средней школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. 4
1.1.Произведения художественной литературы как исторический источник. 4
1.2. Место художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора. 11
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА. 27
2.1. Опыт использования художественной литературы на уроках истории в средней школе. 27
2.2. Организация, содержание и результат экспериментального исследования. 36
Заключение 46
Список используемой литературы. 48
Приложение 52
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена назревшей необходимостью усовершенствования качественного уровня обучения учащихся в процессе преподавания истории. Современная школа нацелена на предоставление универсального образования, на овладение способами интеллектуальной деятельности, которые позволяют ученику оперировать информацией из различных областей предметного знания. Согласно основным тенденциям модернизации содержания современного образования подтверждается целесообразность формирования у учащихся с раннего возраста основ научных знаний. Вместе с тем необходимо развивать учебно-познавательную деятельность, формировать у школьников приемы мыслительной и учебной работы. Причем требования к преподаванию всех школьных предметов, включая историю, в условиях реформирования общеобразовательной школы, постоянно меняются. Поэтому без широкого применения инноваций современный учебный процесс уже не мыслим. В то же время в современном мире наблюдается тенденция ослабления интереса учащихся к классике мировой литературы. Однако следует отметить, что именно классическая литература способствует нравственному воспитанию школьников, что является очень важным аспектом в процессе формирования личности.
В связи с этим возникает необходимость использовать новые, более совершенные методы преподавания, которые смогут заинтересовать не только к восприятию учебного процесса, но и стимулировать самостоятельное получение полезной информации. Кроме того в условиях перехода на ФГОС особенно актуальным становится вопрос эффективной организации процесса обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, а также о том, что необходимо изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в школе.
Однако преподавание истории сталкивается с определенными трудностями, связанными с обнаружившимся противоречием между современной ориентацией процесса образования на развивающий характер обучения истории и слабой разработкой в Стандарте образования, программах перечня умений школьников. В связи с этим, важное значение приобретает технология формирования и развития умений.
Художественные образы, привлекаемые на уроках истории усиливают познавательную направленность преподавания, предоставляют учителю возможность в доступном конкретном виде довести до сознания учащихся идейное содержание темы, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала. Художественное произведение помогает учителю поддерживать внимание учеников, способствует развитию интереса к предмету. Привлечение литературы повышает доказательную силу изложения. Художественные произведения способствуют патриотическому, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся. Они расширяют спектр форм и методов преподавания истории в школе, что играет немаловажную роль в современном образовании. Одновременно с постижением знаний по истории, школьники обретают навыки самостоятельной работы с источниками.
Исторические документы отличаются разной степенью достоверности, но, тем не менее, ярко освещают позицию автора, характер рассмотрения исторических событий, что формирует у учащихся критическое отношение к содержанию материала.
Цель исследования заключается в разработке и экспериментальной проверке модели организации обучения истории с использованием художественной литературы в 8 классах.
Данная цель определила следующие задачи исследования:
— изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме;
— охарактеризовать классификацию исторических источников;
— рассмотреть использования художественной литературы на уроках истории в контексте федеральных стандартов и учебной программы;
-выявить принципы работы с художественной литературой;
-проанализировать опыт работы учителей, использующих художественную литературу на своих уроках;
-экспериментально проверить модель организации обучения истории в 8 классах.
Объектом исследования является процесс изучения истории России в 8 классах.
Предметом исследования является организация познавательной деятельности школьников на уроках истории с использованием художественной литературы.
Изучение психолого-педагогической и методологической литературы, анализ реального школьного процесса позволил сформулировать рабочую гипотезу исследования: систематическое внедрение в педагогический процесс произведений художественной литературы способствует формированию познавательного интереса к предмету и активизации учебной деятельности школьников.
Научная новизна исследования состоит в применении художественных текстов на уроках истории и выявлении степени их эффективности в конкретном учебном заведении. Практические результаты работы могут быть использованы в дальнейшей практике преподавания истории в школе.
Экспериментальная работа проводилась в МКОУ Яндыковская средняя общеобразовательная школа в 8 классах.
Заключение:
Итак, исходя из поставленных целей и задач нашего исследования, нами проанализирована историография и роль художественной литературы на уроках истории, варианты и приемы ее использования. Мы оценили значение межпредметных связей и интеграцию в преподавании.
Нами также на базе Яндыковской общеобразовательной школы проведено исследование на предмет практической целесообразности интеграции литературы и истории. Подытожим работу.
Исследователи и методисты уделили значительное внимание данному вопросу. Проблема интеграции на уроках и межпредметные связи исследовались и используются давно.
Мы рассмотрели ряд вопросов, рассматриваемых в данном направлении. Все разработки и исследования, приводят к тому, что этот процесс действительно полезный и значимый. Два предмета – литература и история дополняют и облагораживают друг друга при условии правильного подхода.
Для этого методисты предоставили и предоставляют ряд советов и разработок вплоть до предоставления списковрекомендуемой художественной литературы к использованию на уроках истории.
Роль художественной литературы на уроках истории неоценима. Оба предмета преследуют одни и те же цели: патриотическое и эстетическое воспитание. Необходимо как можно чаще использовать художественные произведения для получения лучших результатов и эффективного познания.
Художественные тексты помогают в познании и осознании прошлого. Причем такие уроки значительно расширяют диапазон действий учителя в плане форм и методов преподавания, повышая интерес к предмету. Это подтверждает многолетний опыт учителей и наш эксперимент в школе.
Проведенное нами исследование еще раз доказало и показало все вышесказанное.
В экспериментальном классе, где проводилась и анализировалась система уроков истории с использованием литературы, наблюдалась повешенная активность учащихся, большая заинтересованность в предмете.
Учителю легче было идти на контакт и преподносить знания. На таких уроках шире диапазон форм, методов, заданий. Учителя при опросе подтвердили, что повышаетсяуспеваемость и заинтересованность за счет лучшего восприятия темы. Детям интересно. Это подтвердил и контрольный срез знаний после эксперимента. В контрольном классе ниже оценки и заинтересованность в предмете.Темы преподавались одинаковые, но с разным подходом.
Таким образом, мы подтвердили, что межпредметные связи истории и литературы очень важны и результативны.
Поскольку художественная литература является одной из форм общественного сознания, то для историка важны не только и порой не столько ее результаты, сколько их социальное присутствие и воздействие, само по себе требующее специального исторического изучения и исследования.
Главная цель использования художественной литературы на уроках истории – это воспитать и развить у учащихся способность к сопереживанию, развить у них критическое мышление.
Однако, для эффективного использования художественных произведений на уроках истории, следует производить их тщательный отбор.В таких произведениях историкам важен «дух времени», психологическая достоверность происходящего, без познания которой представление о прошлом не будет «живым» и полным.
Именно на это свойство художественной литературы обращали внимание те немногие историки, которые поднимали вопрос о ее целесообразности в качестве исторического источника, как правило, в рамках именно историко-психологических исследований.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.
1.1.Произведения художественной литературы как исторический источник.
Наряду с научной литературой, незаменимым источником знаний является художественная литература. Именно поэтому с самого начала преподавания истории, она часто использовалась в образовательном процессе. Литература является чрезвычайно ценным элементом обучения благодаря ее способности раскрывать научный исторический материал, комментировать его живыми образными сюжетами, углубляя понимание, возбуждая живой интерес к жизненным явлениям и вызывая эмоциональное переживание. Поэтому современные педагоги достаточно активно включают ее в процесс обучения истории. Более того, она все чаще становится неотъемлемой частью изучения истории, как на базовом, так и на углубленном уровнях обучения.
Художественная литература, повествующая о событиях отечественной и зарубежной истории, отличается разнообразием и широтой охвата, поэтому учитель располагает огромным выбором материала для использования литературы на уроках. Независимо от жанра и тематики произведения, его выбор зависит от поставленных учителем задач. Кроме того, что произведения художественной литературы, эмоционально влияют на учащихся и повышают доказательность материала, они еще могут стать документальным материалом. Эмоциональный материал помогает повысить заинтересованность предметом и вырабатывает конкретное отношение к фактам. Если связь литературы и истории так органична в самих художественных произведениях, в самом историко-литературном процессе (что проходит через все литературоведческие работы, определяет сущность литературоведческого анализа произведений исторического жанра), то естественно предположить, что взаимосвязь истории и литературы столь же необходима и в школьном анализе.