Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Использование экспериментальной деятельности для формирования понятия «величина» у старших дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Психолого-педагогические основы в организации экспериментальной деятельности дошкольников 5
1.1 Понятие эксперимент и его особенности 5
1.2 Особенности экспериментальной деятельности 9
Глава 2. Теоретические основы формирования представлений о величинах у старших дошкольников 14
2.1 Характеристика основных величин, формируемых дошкольным образованием 14
2.2 Формирование о величинах в практике 18
Глава 3. Организация экспериментального исследования 24
3.1 Диагностика первичных представлений 24
3.2 Формирующий этап эксперимента 33
3.3 Сравнительная диагностика 36
Заключение 41
Список литературы 43
Введение:
Актуальность исследования. На сегодняшний день дошкольное образование претерпевает серьезные изменения, которые связаны с новыми целями обучения. Современный подход обучения и воспитания дошкольников заключается в формировании субъективной учебно-воспитательной деятельности.
Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительных способностей дошкольников на основе любознательности, интереса в познавательной деятельности. Во многом это зависит от грамотной организации постижения сущности предметов изучения, то есть от условий развития познавательных способностей.
С принятием Федерального государственного образовательного стандарта в системе дошкольного образования наблюдаются существенные изменения. Математическое развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т.д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них – детское экспериментирование – исследование объектов окружающего мира.
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта
Помимо этого, опыт многих педагогов показывает, что на начальном этапе формирования математических представлений ребенка эффективным методом является детское экспериментирование. Оно позволяет создавать положительный эмоциональный фон, на котором разворачиваются познавательные занятия. Используя элементы детского экспериментирования можно достигать поставленных педагогических целей и задач, способствуя тем самым развитию и формированию математических представлений дошкольников, в частности – понятие о величине предметов.
Все это обуславливает актуальность темы исследования.
Анализ научно-педагогической литературы, отечественной и зарубежной практики исследований в области развития математических представлений дошкольников средствами детского экспериментирования позволил выявить противоречие – с одной стороны признание метода экспериментирования в формировании понятия величины старших дошкольников, с другой – недостаточное его применение на занятиях по всестороннему развитию детей в процессе учебно-воспитательной работы в группах ДОО.
Преодоление данного противоречия возможно в организации учебно-воспитательного процесса совместно с проведением детского экспериментирования, направленного на формирование у дошкольников представлений о понятии величины.
Данное противоречие определило проблему исследования: какие педагогические условия организации детского экспериментирования будут способствовать развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Целью работы является изучение роли детского экспериментирования как средства формирования понятия величины у старших дошкольников.
Гипотеза: предполагается, что проведение экспериментов будут способствовать расширению и углублению познаний о величине у старших дошкольников.
В связи с поставленной целью и выдвинутой гипотезой необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие эксперимента и его основные особенности
2. Изучить особенности экспериментальной деятельности.
3. Охарактеризовать основные величины, которые формируются в период старшего дошкольного возраста
4. Проанализировать программы по формированию основных величин
5. Организовать диагностику первичных представлений дошкольников о величине.
6. Провести формирующий эксперимент по развитию представлений о величине с помощью экспериментальной деятельности.
7. Проанализировать динамику развития представлений о величине старших дошкольников.
Объектом исследования выступает формирование понятие величины у старших дошкольников.
Предметом является метод экспериментирования как средство формирования понятия о величине воспитанников старшей группы детского сада.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы (анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент).
Структурно работа состоит из введения, трех глав (теоретической, аналитической и практической), заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе.
Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
В процессе развивающей работы мы смогли осуществить личностно-ориентированное взаимодействие с каждым ребенком, основанное на партнерском стиле взаимоотношений (понимании, признании целей, задач самого ребенка, способности стать на его позицию и вместе с ним добиться нужного результата), а также индивидуально-дифференцированный подход, включающий формирование познавательного интереса по индивидуальной программе в зависимости от исходного уровня.
Особенностью данной методики явились разработанные развивающей программой, включающий комплекс опытов и экспериментов, позволившие обогатить представления детей об окружающем мире, развить наблюдательность, сформировать способность проявить заинтересованность к познавательной деятельности, развить умения размышлять, анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы, испытывать радость открытий.
Таким образом, мы считаем, что внедрение в учебно-воспитательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста метода детского экспериментирования будет иметь положительный эффект для развития представлений о величине.
Для развития у воспитанников старшей дошкольной группы познавательного интереса, эмоциональной и волевой сферы использовались опыты, требующие применять знания в нестандартных ситуациях и творчески реконструировать способы познавательной деятельности, поощрялась инициативность и индивидуальное своеобразие в познавательной деятельности дошкольников. Включая эти и подобные опыты в контексте учебно-воспитательной деятельности, мы повышаем познавательную активность старших дошкольников, дети становятся более заинтересованными в процессе обучения, задают больше вопросов, пытаются на них ответить.
В ходе целенаправленной работы по формированию у старших дошкольников активной познавательной позиции через внедрение системы экспериментальных опытов, у большинства детей отмечен рост познавательной активности, расширение и углубление познавательных интересов, желания и способности познавать новое.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Психолого-педагогические основы в организации экспериментальной деятельности дошкольников
1.1 Понятие эксперимент и его особенности
Сегодня в системе дошкольного образования формируется один из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающей действительности – метод опытов и экспериментирования.
Н.Н. Поддъяков в своих исследованиях указывает, что экспериментирование в детском возрасте должно быть одним из ведущих видов деятельности для получения дошкольниками представлений об окружающей действительности. Помимо этого, автор отмечает, что в процессе экспериментирования дети получают возможность глубже проникать в предметы и явления [19].
Основным достоинством метода экспериментирования в развитии познавательного интереса является то, что он предоставляет ребенку возможность получать реальные представления о разных сторонах изучаемого объекта, исследовать его взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания. Посредством экспериментов протекает обогащение памяти детей, активизируются их мыслительные процессы по причине постоянной необходимости совершения операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения.
Потребность ребенка в получении новых впечатлений становится основой для возникновения и развития ориентировочно-исследовательской деятельности, которая направляется на познание окружающей действительности. Поэтому чем разнообразнее и интенсивнее будет организована поисковая деятельность, тем больше новой информации о мире будут получать старшие дошкольники, что в свою очередь будет сказываться на их более эффективном и полноценном развитии [6].
Следует отметить, что для развития познавательного интереса старших дошкольников, а так же поддержания устойчивого интереса к экспериментированию, важно создание развивающей среды, в которой ребенок будет иметь возможность действовать самостоятельно.
Так, эксперимент представляет собой способ материального или мыслительного воздействия индивида на реальный или мыслительный объект для его изучения, познания и выявления свойств и связей.
Важная особенность эксперимента заключается в том, что в процессе его осуществления индивид получает возможность управлять тем или иным явлением, изменять его в том или ином направлении, вызывать или прекращать. Указанные особенности эксперимента в своей начальной простой форме обнаруживаются в процессе детского экспериментирования с предметами и явлениями окружающей действительности [11].
Детское экспериментирование имеет общую направленность на получение новых знаний о каком-либо предмете или явлении. Получение новых сведений становится основным мотивом деятельности.
Так же следует заметить, что экспериментирование не является самой целью, а выступает как средство познания окружающего мира, в котором живет и развивается ребенок.
В процессе получения новых знаний об объекте дети ставят перед собой новые цели, которые постоянно усложняются. При этом такая постановка целей может быть явной или неявной. Это будет способствовать познанию объекта в процессе практической деятельности. Усвоение знаний протекает более эффективно, когда ребенок может увидеть, услышать или сделать самостоятельно. Поэтому в процессе экспериментирования дети являются настоящими исследователями, которые самостоятельно воздействуют разными способами на изучаемый объект для его познания и освоения [9].
Интенсивный уровень развития метода экспериментирования в любом его виде и форме является не только одним из необходимых условий умственного и эмоционального развития детей дошкольного возраста, но также выступает методом развития их личности в целом.
Экспериментирование дает ребенку возможность самостоятельно искать ответы на интересующие его вопросы об объектах действительности, а полученные знания в ходе проведения опытов запоминаются надолго и являются более осознанными и прочными [4].
Основой экспериментирования является ориентировочно-поисковая деятельность, которая, по мнению Н.Н. Поддъякова может иметь два разных вида, а именно:
1. Активность в процессе проведения деятельности полностью исходит от ребенка. В такой деятельности ребенок выступает субъектом, который самостоятельно строит свою деятельность, ставит те или иные цели, занимается поиском путей и способов их достижения.
2. Организация поисковой деятельности лежит на взрослом. Так, воспитатель или родители выделяют значимые элементы ситуации, обучают детей определенному алгоритму действий. В таком случае дети получают те результаты, которые были заранее определены взрослыми [19].
Указанные виды поисковой деятельности дают возможность развивать умственную деятельность ребенка. Однако во втором виде отсутствует развитие самостоятельного поискового навыка решений, который необходим для развития творчества дошкольников.
Помимо этого следует отметить, что мотивация экспериментирования так же может быть различной в этих двух видах поисковой деятельности. Так, в первом виде происходит удовлетворение собственной потребности детей познавать новые неожиданные явления по своим интересам, а во втором виде – помощь взрослого. Заметим, что первый вид является более эмоционально насыщенным, что влияет на его роль в процессе развития познавательного интереса детей дошкольного возраста [17].
Следующим важным аспектом теоретических основ экспериментирования в процессе развития детей дошкольного возраста считается теория познавательного (когнитивного) развития. Основной идеей такой теории является то, что ребенок всегда имеет область ясных и неясных знаний. Поэтому экспериментирование становится процессом практической познавательной деятельности с объектами природы, которое сопровождается наблюдением и высказываниями.
Так можно определить задачи и суть детского экспериментирования:
1. Процесс экспериментирования представляет собой особую форму деятельности ребенка. В ней отражается процесс целеобразования, возникновения и развития новых мотивов личности, которые лежат в основе самодвижения и саморазвития детей дошкольного возраста.
2. В процессе детского экспериментирования существует возможность для проявления собственной активности ребенка, которая направлена на получение новых знаний или продуктов детского творчества, позволяющие познавать экологические знания.
3. Экспериментирование ребенка становится стрежнем любого процесса творчества.
4. В процессе проведения экспериментов наблюдается взаимодействие психического процесса дифференциации и интеграции при общем преобладании интеграционных процессов [21].
Следует заметить, что экспериментирование взаимосвязано с такими видами детской деятельности как наблюдение и практическая деятельность, а так же с развитием речи. Это можно проследить на каждом этапе проведения эксперимента, начиная от формирования цели и заканчивая подведением итогов и словесным отчетом об увиденном.
Сказанное позволяет сделать вывод, что интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах является необходимым условием не только развития познавательного интереса, но и развития их личности в целом.
Предлагая детям провести, поставить опыт, мы сообщаем им цель или задачу, которая должна быть решена, даем время на обдумывание. Толчком к началу эксперимента может послужить проблемная ситуация, выдвигаемая кем-то (например: письмо от комнатных растений о помощи). Ведь интерес и желание детей делают эксперимент более эффективным средством в работе с ними. Нельзя заранее предсказывать детям результат, иначе дети потеряют ценное ощущение первооткрывателей [13].
При этом следует отметить, что результативность будет зависеть не столько от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма педагога, его развития инициативы и творчества, от его стремления овладеть достижениями педагогических наук, освоить идеи инновационного опыта.