Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему использование дидактических игр в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 7
1.1. Значение и задачи обучения детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Место дидактических игр в игровой деятельности старших дошкольников 10
1.3. Использование дидактических игр как средство обучения детей старшего дошкольного возраста 14
Выводы по главе 1 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1. Анализ опыта деятельности педагогов ОО по обучению детей старшего дошкольного возраста 20
2.2. Разработка и внедрение психолого-педагогической модели обучения старших дошкольников посредством дидактических игр 23
2.3. Оценка эффективности психолого-педагогической модели обучения старших дошкольников посредством дидактических игр 31
Выводы по главе 2 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Комплекс дидактических игр для старших дошкольников 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Методика исследования уровней сформированности счетной деятельности 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Перспективный план ФЭМП 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Конспект ООД по ФЭМП «Путешествие в царство Математики» с использованием дидактических игр в подготовительной группе 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Лэпбуки по развитию математических представлений у старших дошкольников …………………………………………………… .60

 

  

Введение:

 

Актуальность проблемы исследования обусловлена значимостью обучения старших дошкольников, которая подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ФГОС, 2013. На то, что работа детского сада обязательно должна быть направлена на формирование предпосылок учебной деятельности, указывает федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Вышесказанное подтверждает и федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Программа детского сада должна обеспечивать «достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования…». Федеральный государственный стандарт особо актуализирует значение игровой деятельности, которая заложена в его концептуальной основе. Так, например, в качестве основных принципов реализации образовательной программы дошкольного образования в стандарте указывается: «Реализация Программы в формах, специфичных для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры». Образовательную задачу, облеченную в форму игры, дети решают успешнее, поскольку ребенок в основном сконцентрирован на условиях и правилах игры. Развивая у детей психические процессы, игры способствуют применению приобретенных ребенком знаний в различных ситуациях, активизируют мыслительные процессы и доставляют детям много положительных эмоций.
Степень изученности проблемы исследования. Теоретико-методологические основы, практические аспекты использования дидактических игр в процессе обучения дошкольников старшего возраста исследовали И.Н. Андреева, О.В. Власкова, А.С. Газизова, В.В. Дуракова, Т.А. Зуева, В.Н. Казаченко, И.И. Казунина, Л.А. Какалова, И.В. Климченко, С.Ю. Мохова, Е.П. Полякова, Э.Н. Романова, О.А. Саввонова, Е.Б. Семенова, Г.А. Урунтаева и др.
Анализ научной литературы позволил выявить наличие противоречия между высокими требованиями программно-методических материалов к обучению детей старшего дошкольного возраста и недостатком арсенала методических средств для решения этой задачи. Данное противоречие порождает проблему, заключающуюся в недостатке теоретических и практических материалов, обеспечивающих успешность работы по обучению старших дошкольников посредством дидактических игр.
Объект исследования: процесс обучения детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования положена следующая гипотеза: обучение детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если: учтены возрастные особенности развития личности ребенка и специфики его индивидуальных особенностей; изучены возможности дидактических игр в процессе обучения; организована планомерная, целенаправленная работа по обучению старших дошкольников посредством дидактических игр.
Предмет исследования: теоретические и методологические основы, педагогические условия по обучению детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать психолого-педагогическую модель обучения детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Для реализации поставленной цели и подтверждения гипотезы были выделены следующие задачи:
1) рассмотреть значение и задачи обучения детей старшего дошкольного возраста;
2) определить место дидактических игр в игровой деятельности старших дошкольников;
3) исследовать возможности дидактических игр как средства обучения детей старшего дошкольного возраста;
4) провести анализ опыта деятельности педагогов образовательной организации по обучению детей старшего дошкольного возраста;
5) разработать и внедрить психолого-педагогическую модель обучения старших дошкольников посредством дидактических игр;
6) оценить эффективность психолого-педагогической модели обучения старших дошкольников посредством дидактических игр.
Методологической основой исследования являются положения ведущих отечественных ученых Н.А. Ветлугиной, Л.С.Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, А.В. Зеньковского, А.Н. Леонтьева, З.А. Михайловой, Ж.Пиаже, С.Л. Рубишнтейна, А.П. Усовой, Л.С. Фурминой, Д.Б. Эльконина и др. об основных закономерностях психического развития дошкольников, о зоне ближайшего развития, о значении игровой деятельности в развитии ребенка и пр.
Методы исследования: теоретические – анализ научной литературы по заявленной теме исследования; практические – психодиагностические методы, педагогический эксперимент, наблюдение и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта; математические – качественный и количественный анализ результатов апробации модели обучения детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Практическая значимость исследования: определены понятие дидактической игры как одного из средств обучения детей старшего дошкольного возраста, разработана и апробирована модель обучения детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования используются при организации образовательного процесса в условиях дошкольной образовательной организации – муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 10 «Огонек» г.Бирска.
Структура работы. Структура выпускной квалификационной работы выстроена в соответствии с целями, задачами и гипотезой исследования и представлена введением, в котором рассматривается актуальность выбранной темы, выделяется объект и предмет исследования, ставятся цели и основные задачи исследования, выдвигается гипотеза.
В первой главе раскрываются теоретические основы обучения детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.
Вторая глава содержит прикладные аспекты изучения проблемы обучения детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.
В заключении сделаны выводы по итогам проведенного исследования. Работа содержит приложения, содержащие пояснительный и иллюстративный материал.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам проведенного исследования сформулированы следующие выводы.
Основной задачей дошкольного образовательного учреждения является развитие умственных способностей, формирование таких умений и навыков, которые позволяют легко усваивать новое.
Дошкольный возраст – это период формирования личности ребенка, когда происходит развитие эмоционально-волевой сферы, формирование интересов и мотивов поведения. В связи с этим именно в период старшего дошкольного возраста, характеризующегося уже сравнительной осмысленностью получаемой информации, следует максимальное внимание уделять развитию интеллектуальных способностей, психических процессов, такие как память, внимание, мышление, восприятие и других, чтобы в дальнейшем ребенок легко и быстро мог воспринимать информацию, анализировать, находить неординарные решения различных ситуаций. Развитие обозначенных качеств закладывается во время игровой деятельности.
Игровая деятельность содержит условия, способствующие обучению старшего дошкольника, особая роль игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
Дидактическая игра представляет собой совокупность игровых правил и действий, направленных на решение конечной поставленной задачи. Между игровым замыслом, игровыми действиями и правилами имеется тесная связь. Игровой замысел обусловливает характер игровых действий. Наличие правил помогает реализовать игровые действия и выполнить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непроизвольно. Дидактические игры содержат условия, способствующие особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Дидактические игры используются и в обучении и в самостоятельной деятельности детей. С помощью дидактических игр педагог приучает ребенка самостоятельно думать, применять приобретенные знания в разных условиях в соответствии с поставленной проблемой Дидактические игры (с предметами, настольно-печатные, словесные) способствуют успешному обучению.
Для успешного обучения необходим правильный подбор этих игр, соответствующий возрасту детей, а также и индивидуальным особенностям.
Дидактическая игра объединяет в себе игру и обучение. При анализе педагогической литературы по проблеме исследования, наше предположение об эффективности использования дидактических игра в процессе обучения старших дошкольников полностью подтвердилось, что было положено в основу опытно-экспериментальной работы по обучению старших дошкольников посредством дидактических игр.
Систему дидактических игр, используемых в ДОО, необходимо включать в разделы образовательных программ, касающихся развития речи, формирования элементарных математических представлений, ознакомление с природой (природоведения). Все задачи образовательных программ для старших дошкольников по определенным разделам должны найти свое отражение в содержании дидактических игр.
Ведущая цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которую дошкольник решает посредством выполнения игровой задачи. Ребенок не осознает всей важности происходящего процесса, а просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непосредственного обучения. Объединение в дидактической игре обучающей задачи с игровой формой, присутствие готового содержания и правил предоставляет возможность воспитателю более планомерно применять дидактические игры для успешной подготовки старших дошкольников к обучению в школе.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
По итогам констатирующего этапа опытно-экспериментальной деятельности нами сделан вывод о преобладающих среднем и низком уровнях сформированности уровней счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, чем актуализирована разработка и апробация специальной модели образовательных мероприятий – использования особых средств, направленных на повышение уровня сформированности счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. В ряду таких специальных мероприятий, особых средств важное место занимают дидактические игры.
Нами была разработана универсальная психолого-педагогическая модель использования дидактических игр в процессе обучения, которая далее была апробирована в части формирования элементарных математических представлений – развития счетной деятельности. Модель включает в себя следующие элементы: цель, задачи, принципы, руководство дидактической игрой, содержание и результативность модели.
Формирующий этап опытно-экспериментальной деятельности предполагал внедрение модели обучения посредством дидактических игр, направленных на формирование счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Планирование осуществлялось в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приемы и формы организации образовательной деятельности определялись в соответствии с задачами реализуемой по программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).
На заключительном этапе был проведен контрольный срез по проверке уровня сформированности счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Опираясь на результаты проведенного диагностического исследования по итогам опытно-экспериментальной деятельности, можно сделать вывод, что системное использование и продуманный подбор дидактических игр, с учетом индивидуальных особенностей детей способствуют формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, дидактические игры рекомендуется применять при работе с детьми старшего дошкольного возраста с целью формирования элементарных математических действий, в частности – счетной деятельности. Применение дидактических игровых технологий, при этом, служит эффективным средством обучения.
Гипотеза, положенная в основу исследования нашла подтверждение, а, именно: обучение детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если: учтены возрастные особенности развития личности ребенка и специфики его индивидуальных особенностей; изучены возможности дидактических игр в процессе обучения; организована планомерная, целенаправленная работа по обучению старших дошкольников посредством дидактических игр.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1. Значение и задачи обучения детей старшего дошкольного возраста

Одной из заповедей гуманной педагогики является обучение и воспитание Глозман, с.5 подрастающего поколения в соответствии с реалиями жизни, обучение дошкольников является комплексной задачей, которая охватывает все стороны жизни ребенка. Система дошкольного образования является первой ступенью образования, которая в немалой степени определяет качество последующих уровней образования ребенка Кусмарова, Маркова, с. 308. Внедрение ФГОС в дошкольное образование предопределяет пересмотр традиционной предшкольной подготовки в плане формирования учебных компетенций у детей, развитие у дошкольников умений учиться, мыслить логически, самостоятельно развивать интеллектуальную сферу, оценивать ситуацию и регулировать свое системы поведение, развитие системы тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено Климченко, Кискина, 2019. На дошкольной ступени обучения требуется комплексно и системно охватить все составляющие универсальных учебных действий Воронина, Утюмова, с. 42.
Интеллектуальное и познавательное развитие старшего дошкольника охватывает широкий круг взаимосвязанных задач, от путей решения которых зависит готовность ребенка к обучению на дальнейших образовательных ступенях. Образовательная система развития старших дошкольников направлена на формирование правильных представлений о явлениях окружающей действительности, развитие познавательного интереса и любознательности, мыслительных процессов, воображения, памяти и речи; обучение детей способам познавательной деятельности, благодаря которым они приобретают знания Горбунова, 2014.
Ребенок старшего дошкольного возраста является личностью, которая претерпевает постоянные изменения и сталкивается с множеством вопросов в своей жизни. И для того чтобы в дальнейшем он мог успешно решать поставленные перед ним задачи и находить ответы на вопросы, ему необходимо пополнять свой опыт. Обучение детей старшего дошкольного возраста – это сложный, многокомпонентный процесс, который охватывает все стороны развития ребенка. В дошкольном возрасте дети весьма эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. В процессе обучение детей данного возраста немаловажно принимать во внимание их психологическое особенности Газизова, Попова, 2019.
Элементарная форма учебной деятельности, свойственная детям старшего дошкольного возраста, не возникает спонтанно из уже сложившихся, привычных для ребенка видов деятельности, а является результатом целенаправленного формирования. По сути, элементарная форма учебной деятельности – это деятельность взрослого, в которую он включает ребенка, ставя перед ним учебную задачу. Ребенок может усваивать знания и навыки в различных видах детской деятельности: в игре, при выполнении действий по самообслуживанию, в продуктивных видах деятельности и т. д.; но для самого ребенка усвоение знаний приобретает особую форму учебной деятельности только тогда, когда он выделяет и осознает учебную задачу Нижегородцева, 2019.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы