Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Использование дидактических игр и занимательных заданий при изучении геометрического материала в начальных классах.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 8
1.1. Виды дидактических игр и их значение на уроке математики в начальной школе 8
1.2. Использование дидактических игр и занимательных заданий при изучении геометрического материала в начальной школе 17
1.3. Анализ методических рекомендаций по использованию дидактических игр и занимательных заданий в процессе изучения геометрического материала 22
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ 29
2.1. Диагностика знаний и умений у младших школьников (констатирующий этап) 29
2.2. Использование системы дидактических игр и занимательных заданий в работе с обучающимися 34
2.3. Сопоставительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Введение:
Актуальность темы исследования. Изучение геометрии воздействует на формирование мыслительных процессов, восприятие, воображение, память, внимание. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится о том, что дети должны овладеть различными навыками, основами пространственного воображения, измерения, наглядного представления данных, должны уметь распознавать и изображать геометрические фигуры.
Изучение геометрии важно, но в настоящее время кризис в обучении геометрии школьников имеет общемировой характер. В последнее время вопросу изучения геометрии стали уделять больше внимания. В средней школе геометрический материал составляет немалую часть математического содержания в средней школе.
В начальной школе геометрический материал не выделяется в отдельный раздел и ему уделена малая часть учебного содержания.
В начальной школе рассматриваются только примеры геометрических фигур, даются их описания и отдельные свойства, формируются понятия.
Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от уровня активности и заинтересованности младших школьников. Необходимо найти эффективные методы обучения для того, чтобы познавательный интерес к изучению геометрического материала повысился. Организация урока должна способствовать тому, чтобы учащиеся активно участвовали в этом процессе, понимали данный материал. Для этого можно использовать различные дидактические игры и упражнения. Использование дидактических игр на уроках математики при изучении геометрического материала способствует развитию математических способностей.
Целью данного исследования является определение необходимости использования дидактических игр и занимательных заданий при изучении геометрического материала в начальных классах, а также выявление эффективности их применения в процессе выполнения различных математических заданий.
Объект исследования: процесс изучения геометрического материала на уроках математики в начальной школе.
Предмет исследования: использование дидактических игр и заданий занимательного характера в ходе изучения геометрического материала в начальной школе.
В ходе анализа методической литературы была сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в том, что если в процессе изучения геометрического материала на уроках математики учителем будут использоваться различные виды дидактических игр и занимательных задач, включающих в себя поисково-исследовательскую деятельность учащихся, а также опору на ранее полученные знания, то это создаст прочную основу для дальнейшего математического образования младших школьников.
Для реализации этой цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
— изучить виды дидактических игр на начальном этапе обучения младших школьников;
— рассмотреть использование дидактических игр и занимательных заданий при обучении младших школьников геометрическому материалу;
— организовать и провести опытно-экспериментальную работу по изучению геометрического материала посредством дидактических игр и занимательных заданий;
— проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы и предложить ряд рекомендаций по использованию дидактических игр и занимательных заданий в ходе изучения геометрического материала в начальной школе.
Методологическую основу исследования составляют основные положения о методике изучения алгебраического материала в курсе начальной школы, нашедшие отражение в работах отечественных педагогов-практиков Э.И. Александровой, А.В. Белошистой, Н.Б. Истоминой, М.И. Моро, Л.Г. Петерсон, и др.
Методы исследования:
— теоретический анализ исследований по педагогике и методике преподавания математики;
— наблюдение за процессом обучения на уроках математики в начальных классах;
— педагогический эксперимент;
— математическая и статистическая обработка данных проведенного исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: Бурненская начальная школа.
В исследовании приняли участие учащиеся второго класса в количестве 20 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (март − август 2018) – анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы, определение цели, объекта, предмета и гипотезы исследования.
Второй этап (сентябрь − октябрь 2018) – проведение экспериментальной работы в школе.
Третий этап (ноябрь 2018) — анализ результатов эксперимента, оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость работы состоит в том, что подобран и систематизирован дидактический материал, который применяется в курсе математики начальной школы, апробированы различные способы и приемы по применению дидактических игр и занимательных заданий при изучении геометрического материала в начальных классах. Материалы данной работы могут быть полезны студентам при прохождении практики в школе, а также учителям начальных классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (49 наименований), приложения.
Материалы исследования представлены в 2 таблицах, 21 рисунке, объем работы составляет 63 страницы.
Заключение:
Огромную роль для детей младшего школьного возраста в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей младшего школьного возраста, в процессе их обучения и воспитания с самого раннего возраста.
В современных условиях трансформации мирового образовательного пространства тема образовательных технологий и непосредственно внедрение инновационного образования занимает ведущее место в педагогическом диспуте последних лет. Главным недостатком традиционного образования считается то, что акцент, как правило, ставят на запоминание знаний и их проверку. Но ученик, который был подготовлен таким образом, может растеряться в любой новой ситуации.
Математическое образование – один из важнейших факторов развития и формирования личности, который во многом опирается на эмпирический опыт ребенка, приобретенный в дошкольный период и на этапе начального обучения. В целях обеспечения преемственности между начальным, и средним образованием необходимо познакомить детей с основами геометрии, используя их жизненный опыт и развивая математическую интуицию, пространственное воображение, логическое мышление.
В настоящее время общепризнана необходимость более широкого включения геометрических знаний в систему математического образования, подготовка школьников к усвоению систематического курса геометрии. Именно поэтому в начальной школе геометрический материал служит в качестве опорной базы для освоения основных математических понятий, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при его изучении, станут необходимым фундаментом обучения в средней общеобразовательной школе. При этом вопросы геометрии затрагиваются достаточно неглубоко, на них выделяется мало времени для изучения.
Известно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности детей в образовательном процессе. В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у младшего школьника познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием занимательного материала для математического развития учащихся. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках математики.
Овладение знаниями и умениями – трудоемкий процесс. Это сложно осуществить при отсутствии интереса к предмету. Интерес к предмету, к процессу обучения является необходимым условием эффективности усвоения и запоминания изучаемого.
Формирование познавательного интереса невозможно само по себе. Интерес возникает в процессе деятельности. Поэтому необходимо понимать, какая деятельность обучающихся наиболее влияет на формирование познавательного интереса, а также, что способствует его возникновению.
Интерес к математике у обучающихся в начальной школе неустойчив, находится на уровне любознательности. Он легко вспыхивает и легко угасает. В связи с этим, мы считаем, что используя содержание математики и активных форм обучения можно оказать положительное влияние на воспитание познавательного интереса школьников, их познавательную деятельность, что будет способствовать повышению эффективности и качества обучения.
Исследовательская работа была проведена с детьми 2 класса Бурненской начальной школы.
Соответствующая система дидактических игр и занимательных задач с элементами геометрии разрабатывалась с целью проверки ее эффективности в нашем экспериментальном исследовании.
Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что предложенная нами система упражнений с элементами геометрии является весомым средством повышения общего уровня изучения математики. Практическая реализация предложенной системы заданий позволит повысить общий уровень знаний учащихся по математике; обеспечить условия для развития у учащихся интереса к математике и активизировать познавательную деятельность младших школьников.
Как показало данное исследование, на уроках математики полезно изучать задачи с элементами геометрии. Они вызывают интерес школьников, развивают сообразительность, а также полезны тем, что они часто встречаются на математических олимпиадах. К сожалению, не во всех школах их включают в программу.
Анализируя результаты использования дидактических игр и занимательного материала в работе с младшими школьниками по изучению геометрического материала, нами были сделаны некоторые выводы, суть которых сводится к следующему.
Во-первых, дидактическая игра способствует многократному повторению изучаемого материала с различных позиций (получение новых сведений, закрепление и обобщение пройденного, выполнение заданий тренировочного характера).
Во-вторых, удачно включенная в структуру урока математики дидактическая игра позволяет ребенку сделать самостоятельные суждения об изучаемом объекте, увидеть его особенности строения, предложить свой путь выполнения задания.
В-третьих, дидактические игры и задания занимательного характера развивают у младших школьников интерес и желание к систематическим занятиям математикой, учат учащихся самостоятельно определять суть выполняемого задания, анализировать рациональность и логичность способа его выполнения, позволяют лучше усваивать материал и делают учебную деятельность разнообразной и интересной.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
1.1. Виды дидактических игр и их значение на уроке математики в начальной школе
Роль математики в практической деятельности человека настолько велика, что наше время называют эпохой математических знаний. Годфри Харди отмечал: «Считаю, что математика – орудие, с помощью которого человек познает и покоряет себе окружающий мир, а также подчиняется ей» [23, с. 122]. Поэтому, среди обязательных предметов начальной школы есть математика. Это связано с ее ролью в научно-практической деятельности человечества.
Значимость обучения математике мы раскроем через понятие математической компетентности. Понятие «математическая компетентность» на современном этапе развития педагогики определяется и как ключевая, и как предметная. В частности, ученые рассматривают математическую компетентность как способность применять сложение, вычитание, умножение, деление и пропорции в устных и письменных вычислениях в повседневных ситуациях. «Математическая компетентность включает – в разной степени – способность и желание использовать математические способы мышления (логическое и пространственное) и представления (формулы, модели, конструкции, графики, диаграммы)» [4, с. 59].