Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Использование аудиоматериалов на старшем этапе обучения английскому языку.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБУЧАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ АУДИОМАТЕРИАЛОВ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Возможности использования аудиоматериалов в обучении иностранному языку на старшем этапе 5
1.2. Критерии отбора учебных аудиоматериалов на старшем этапе 11
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИОМАТЕРИАЛОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ 19
2.1. Рекомендации по работе с аудиоматериалами на старшем этапе обучения английскому языку 19
2.2. Комплекс упражнений (на основе использования подкастов) 37
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННІХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
Введение:
Актуальность темы исследования. Целью овладения иностранным языком является приобретение необходимого уровня навыков иноязычной коммуникации, достаточных для общения в определенных сферах жизни. С шести уровней владения языком, рекомендованных Советом Европы, приемлемым для выпускников общеобразовательных учебных заведений является уровень В1 (независимый пользователь). Он обеспечивает достижение функциональной грамотности в овладении языком, что действительно дает возможность речевого взаимодействия с носителями языка как в личных целях, так и в целях международного сотрудничества.
Считаем, что одним из успешных средств приближения учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях к реальной жизни является культурно направленное овладение иностранными языками (И.А. Абакумова [1], И.Е. Брыксина [4], М.С. Ширина, [28]), а именно путем использования аутентичного аудиоматериала на уроках. Основой современной методики преподавания иностранных языков является использование аутентичных источников для формирования навыков общения.
Объектом исследования является развитие слухового-произносительных навыков на старшем этапе обучения.
Предметом исследования является использование аудиоматериалов на старшем этапе обучения английскому языку с целью развития слухового-произносительных навыков на старшем этапе обучения.
Степень изученности проблемы. Проблему необходимости культурно направленного овладения иностранными языками исследовали такие ученые-педагоги и методисты: И.А. Абакумова, И.Е. Брыксина, Е.С. Глазырина, И.Н. Кузнецова и др. Использование аудиоматериалов на уроках иностранного языка рассматривали А.С. Тимошенко, А.П. Шеншина и др.
Целью исследования является выявление специфики использования аудиоматериалов на старшем этапе обучения английскому языку.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
1. Описать возможности аудиоматериалов в обучении иностранному языку на старшем этапе.
2. Дать характеристику критериям отбора учебных аудиоматериалов.
3. Разработать рекомендации по работе с аудиоматериалами на старшем этапе обучения английскому языку.
4. Разработать комплекс упражнений (на основе использования подкастов).
Корпус источников. Теоретическими источниками для написания работы послужили труды таких исследователей, как И.А. Абакумова, И.Е. Брыксина, Е.И. Вишневский, Е.С. Глазырина, А.Г. Гуркина, К.В. Ионкина, И.С. Кладова, И.Н. Кузнецова, Н.В. Куркан, Г.М. Серегин, А.П. Шеншина, М.С. Ширина, J. Scrivener и др.
Методами исследования, способствующими достижению поставленной цели и решения задач, были определены следующие:
– анализ литературы по теме исследования;
– синтез и обобщение;
– метод классификации;
– метод теоретического конструирования при разработке методики использования аудиоматериалов и системы упражнений на основе использования аудиоматериалов на старшем этапе обучения английскому языку.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что …
Практическая значимость исследования определяется …
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованных источников и литературы.
Заключение:
Методика обучения аудированию должна быть направлена на умение учащихся понимать иностранный язык при одно- или двукратном прослушивании с или без зрительной невербальной опоры и с последующим ее использованием в различных видах речевой деятельности и в речевых ситуациях.
Учащийся в результате освоения техник аудирования должен научиться анализировать ситуации общения (место, время, собеседника, цель контакта), принимать решения о программе своего речевого и неречевого поведения с целью достижения определенной коммуникативной цели.
Отметим также, что сегодня все большую значимость приобретают современные технологии обучения с использованием интернет-ресурсов, являющихся одними из ведущих новейших технологий обучения. Использование интернет-ресурсов позволяет: организовать и планировать процесс обучения, поиск информации как для педагога, так и для учащегося; подбирать текст для учащихся с разным уровнем владения английским языком. В обучении аудированию интернет-ресурсы позволяют интенсифицировать учебный процесс, обеспечить уровень владения английским языком с учетом современных запросов общества.
Критериями отбора текстов для обучения аудированию являются следующие: 1) подлинность (аутентичность); 2) тематичность; 3) информативность; 4) научность; 5) коммуникативность; 6) доступность в языковом и содержательном отношении; 7) доступность по объему и структуре.
Итак, анализ литературы по теме данного исследования позволяет сделать заключение, что для обучения иностранному языку на старшем этапе обучения и, в частности, для обучения аудированию, целесообразным является отбор аутентичных, коммуникативно-направленных аудиотекстов, связанных с изучаемой темой, которые характеризуются новизной и познавательной ценностью, доступных по содержанию и объему для учащихся на старшем этапе в общеобразовательной школе. Источником подобного аудиоматериала считаем англоязычный подкаст, который, как медиа-носитель, является неотъемлемым техническим средством обучения английскому языку, позволяющий решать комплексные задачи иноязычного образования. Обучение аудированию – это наиболее приемлемая и реалистичная задача использования подкастов с учебной целью.
Нами были выделены основные преимущества использования подкастов учебном процессе при обучении аудированию старшекласников: общедоступность и бесплатность; информативность, творческая подача материала; знакомство с различными акцентами и вариантами английского языка, развитие лингвистического кругозора, способности учащихся адаптироваться к индивидуальным особенностям произношения говорящего; разноуровневость подкастов; источник речевых клише (устоявшихся выражений); улучшение эффективности самостоятельной работы учащихся.
Методика работы с подкастами строится аналогично работе с любым аудиотекстом и предполагает три этапа: этап до прослушивания, прослушивание, этап после прослушивания. Разработанный на основе данных этапов комплекс упражнений может быть использован в учебном процессе на старшем этапе обучения английскому языку в общеобразовательной школе.
Отметим, что для активизации процесса формирования навыков и умений аудирования через использование подкастов педагог может применять разные стратегии по способу восприятия и обработки информации. Стратегия «сверху вниз» ориентирована на слушателя и помогает ему определять основную мысль, сообщения догадываться о ходе события, суммировать услышанное. Текст – это основной фокусирующий элемент стратегии «снизу вверх», предполагающей развитие умений детального понимания подкаста. Выбор стратегии имеет прямую зависимость от цели аудирования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБУЧАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ АУДИОМАТЕРИАЛОВ В СТАРЩЕЙ ШКОЛЕ
1.1. Возможности использования аудиоматериалов в обучении иностранному языку на старшем этапе
В условиях глобализации, демократизации и информатизации общества знание иностранных языков стало необходимостью для осуществления достижения профессиональных и личностных целей современного человека. Именно поэтому изучение иностранных языков является требованием государства и необходимостью для многих из нас. Большое внимание уделяется развитию умений осуществления иноязычной коммуникации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее – Стандарт) [25]. Учителя иностранных языков закладывают фундамент и совершенствуют иноязычную компетенцию учащихся. Подбирая современные методы, формы организации работы и средства обучения, они часто останавливаются на применении аудиоматериалов в обучении иностранным языкам.
Обновленное содержание образования выдвигает новые требования к уровню овладения знаниями, умениями, навыками, формированию иноязычной компетенции на старшем этапе обучения [9, с. 726-729; 13, с. 15; 32, с. 416]. Поэтому для того, чтобы повысить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, увеличить их словарный запас, с одной стороны, и обогатить знания о стране изучаемого языка, с другой, возникает необходимость применения новых форм, методов и средств работы на уроке. Одним из таких средств является аудиоматериал (как таковой либо с видео вместе), поскольку с появлением интернета и открытым информационным пространством учитель и ученики имеют доступ к аутентичным материалам, которые предоставляют модель речи, демонстрируют вербальную и невербальную речь носителей языка, знакомят с культурой страны и тому подобное. Аудио относят к традиционным медиа, однако в современном мире аудио является элементом новых медиасредств (компьютеров, планшетов, мобильных телефонов, Интернета).
Можно много дискутировать по поводу эффективности и целесообразности использования информационных технологий на уроках, но не использовать их было бы нецелесообразным. Возможности современного урока и системы образования вообще значительно расширяются благодаря использованию мультимедийных, интерактивных технологий, Интернета и т.д.
Сегодня перед педагогами стоит важная задача – воспитать и подготовить молодежь, способную активно включаться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Ни для кого не новость, что сейчас ребенок овладевает компьютером раньше, чем учится грамотно писать и критически мыслить.
К категории средств обучения иностранному языку (ИЯ), которые больше всего могут приблизить учащихся к естественной коммуникации на ИЯ, относятся аутентичные аудиоматериалы. Навыки аудирования, в свою очередь, способствуют успешному осуществлению устной коммуникации на иностранном языке [23, с. 38-41].