Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция Право

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Исполнительная власть Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Роль и место исполнительной власти в системе государственного управления Российской Федерации 6
1.1 Исторический очерк развития института исполнительной власти в России 6
1.2 Понятие, признаки, функции исполнительной ветви власти……… 10
1.3 Классификация федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и принципы их деятельности 14
Глава 2. Организация и деятельность органов исполнительной власти на федеральном уровне в Российской Федерации 28
2.1 Правительство Российской Федерации в системе органов исполнительной власти 28
2.2 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти 33
2.3 Исполнительная власть субъектов Российской Федерации и ее место в организации государственной власти 36
Глава 3. Практические особенности и проблемы деятельности федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации 47
3.1 Современная правотворческая деятельность федеральных органов исполнительной власти 47
3.2 Проблемы и перспективы развития исполнительной власти в Российской Федерации 54
3.3 Оптимизация структуры федеральных органов исполнительной власти на примере Минпросвещения России 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74

 

  

Введение:

 

Актуальность темы моей работы связана с тем, что проводимая в настоящее время в нашей стране политика стратегического курса развития немыслима без модернизации системы государственной власти. Только повышение эффективности работы всех органов власти позволит достичь поставленных политических, экономических и социальных задач. Президент Российской Федерации в своих ежегодных посланиях постоянно акцентирую внимание на роль и значение деятельности вей системы органов исполнительной власти в стране. Так в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 подчеркивается, что «…работа исполнительной власти на всех уровнях должна быть слаженной, содержательной, энергичной» .
Однако, до сих пор и правоведы и политологи отмечают, что в наши дни все-таки проблема построения оптимальной модели структуры органов исполнительной власти и вопросы повышения эффективности их деятельности до сих пор не решены.
Государственное управление в России – это организующая деятельность федеральных органов исполнительной власти России и органов власти субъектов РФ, направленная на различные сферы жизни общества и осуществляемая на основе законодательства страны.
Исполнительная власть определяется как институт государственной власти, обеспечивающий исполнение законов на всей территории государства, управление государственной собственностью, регулирование деятельности рыночных институтов, безопасность общества, обеспечение прав и свобод человека и гражданина. При этом категория «исполнительная власть» представляется достаточно условной, так как деятельность государственных органов исполнительной власти не ограничивается лишь организацией исполнения законов.
Глобальной тенденцией развития современных государств является усиление роли государства и органов исполнительной власти в регулировании жизни общества, расширение административного регулирования различных групп общественных отношений.
Следствием повышения эффективности государственного управления может стать необоснованное расширение полномочии исполнительной власти. Указанные факторы обусловливают то внимание, которое российская и зарубежная наука конституционного права уделяет изучению места и роли исполнительной власти в механизме современного демократического государства
Таким образом, объектом исследований данной работы являются общественные отношения связаннее с деятельностью органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Предмет исследования работы – нормативно-правовые акты и практика, в которых раскрывается правовой статус, система и полномочия органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Цель работы – не путайте тире и дефис всестороннее проанализировать понятие, сущность и особенности статуса органов исполнительной власти в РФ и на основе анализа законодательства и научной литературы проанализировать основные проблемы функционирования системы органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Задачи работы:
1. Проанализировать нормы Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) и основные законы, регламентирующие статус органов исполнительной власти в Российской Федерации.
2. Исследовать структуру и систему органов исполнительной власти в Российской Федерации.
3. Раскрыть компетенцию органов исполнительной власти в Российской Федерации.
4. Выделить практические особенности и проблемы деятельности федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации
Источниковедческую базу работы составили законодательство Российской Федерации, современная учебная и научная литература, а также некоторые статьи и публикации практикующих юристов в юридических правовых изданиях о практических особенностях и проблемах деятельности федеральных органов исполнительной власти в нашей стране.
Методология работы представляет собой использование наиболее распространенных приемов и методов исследования: формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод, исторический подход, структурно-логическое изложение материала, анализ и синтез законодательства и научной литературы по теме.
Нормативная основа исследования включает в себя совокупность действующих правовых актов, которые определяю статус и систему органов исполнительной власти в нашей стране, регламентируют полномочий различных органов исполнительной власти
Структура исследования предопределена постановленными целью и задачами и основана на указанных ранее объекте и предмете исследования. В целом в работе сформировано введение, три главы, заключение и список источников, которые были использованы при разработке темы работы. При этом, первая глава работы раскрывает понятие, роль и место исполнительной власти в системе государственного управления РФ. Во второй главе работы дан анализ организации деятельности органов исполнительной власти. В заключительной главе работы рассмотрены практические особенности и проблемы в деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современное государственное управление в России находится на стадии глубокого административного реформирования, основная цель которого сводится к построению эффективной системы государственной власти.
Государственное управление организуется в соответствии с двумя основными принципами:
• во-первых, принципом отраслевого управления. Содержание данного принципа сводится к тому, что направления государственного управления выстраиваются по отраслям народного хозяйства (к примеру, управление сельским хозяйством, управление здравоохранением и так далее). В этом смысле отрасль государственного управления – совокупность органов управления, обусловленная общностью управляемого объекта и подчиненная определенному министерству;
• во-вторых, принципом межотраслевого управления. Содержание данного принципа сводится к тому, что управление осуществляется органами, обладающими правом осуществления надведомственного контроля по отношению к управляемым объектам. Органы представляющие данный принцип управления регулируются общие вопросы, не относящиеся к ведению конкретного отраслевого управления. Примером такого органа является Федеральная антимонопольная служба.
В основу осуществления государственного управления заложены следующие принципы:
• во-первых, система органов федеральной исполнительной власти включает в свой состав только министерства, службы и агентства федерального уровня;
• во-вторых, функции органов федеральной исполнительной власти подлежат четкому и строгому разграничению;
• в-третьих, за каждым органом федеральной исполнительной власти Президентом и Правительством России закрепляются конкретные функции;
• в-четвертых, координация и контроль деятельности подведомственных служб осуществляется министерствами федерального уровня;
• в-пятых, координация и контроль деятельности неподведомственных служб осуществляют непосредственно Президент и Правительство России.
Структура федеральных органов исполнительной власти включает в свой состав следующие группы:
1. федеральные органы исполнительной власти, которые объединены ведомственной подчиненностью конкретному министерству и предназначены для реализации конкретной функции государственного управления (так, в подчинении Министерства финансов России находятся такие федеральные службы, как налоговая, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, казначейство);
2. самостоятельные органы исполнительной власти, не подведомственные какому-либо министерству (к примеру, Федеральная антимонопольная служба и прочие).
Управление органами исполнительной власти возложено на Президента и Правительство России, которые в отношении самостоятельных органов осуществляют это руководство непосредственно, в отношении подведомственных – через соответствующих министров.
Федеральные органы исполнительной власти предназначены для выполнения следующих функций:
1. проведение конкурсов с целью заключения государственных контрактов на размещение государственного заказа по поставкам товаров, оказанию услуг или выполнению работ, требующихся для обеспечения функционирования каждого конкретного органа исполнительной власти;
2. проведение конкурсов с целью заключения государственных контрактов на размещение государственного заказа по научно-исследовательским работам;
3. получение и распоряжение бюджетными средствами, предназначенными для финансирования деятельности органа исполнительной власти;
4. осуществление приема физических лиц – граждан России, обеспечение полного и своевременного рассмотрения их обращений, направления ответов на обращения;
5. предоставление разъяснений органам государственного и муниципального управления, организациям и гражданам в пределах своей компетенции;
6. обеспечение защиты государственной тайны;
7. организация работы и обеспечение мобильной подготовки территориальных органов власти;
8. организация профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных служащих;
9. взаимодействие с российскими, иностранными и международными органами государственной власти;
10. осуществление контроля действий территориальных органов власти;
11. привлечение научных организаций для проработки государственных вопросов;
12. создание экспертных и совещательных органов в пределах своей компетенции;
13. запрашивание и получение сведений, требующих для обоснованного принятия решений;
14. осуществление архивной работы;
15. организация конгрессов, семинаров, конференций, выставок и иных массовых мероприятий в пределах своей компетенции.
С правовой точки зрения федеральный орган исполнительной власти наделен статусом юридического лица, имеющего собственную печать и счета.
Действия федерального органа исполнительной власти регулируются регламентом, который устанавливает:
• общий порядок деятельности органа;
• порядок организации реализации полномочий;
• особенности планирования работы;
• порядок подготовки проектов нормативных актов, вносимых на рассмотрение Правительства России;
• порядок работы с парламентскими запросами, обращениями и запросами депутатов палат Парламента;
• порядок рассмотрения обращений организаций и физических лиц – граждан Российской Федерации;
• особенности раскрытия информации о деятельности федерального органа исполнительной власти и так далее.
Помимо основного регламента для исполнительного органа федерального уровня разрабатываются регламенты административного характера, определяющие порядок реализации отдельных государственных функций.
Система органов исполнительной власти в сфере государственного управления является весьма многогранной. Существует множество структур и учреждений, осуществляющих деятельность по управлению государством.
Прежде всего, стоит отметить, что все исполнительные органы управления делятся в зависимости от уровня, на котором они осуществляют управление на федеральные органы и органы власти субъектов России.
1. Федеральные исполнительные органы государственного управления:
• Правительство России – это самый вышестоящий орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на разработку и представление проекта федерального бюджета, обеспечение проведения кредитной, финансовой политики, управление собственностью федерации и др.
• Федеральные министерства – это органы управления отдельными сферами общественной жизни, например, обороной, здравоохранением, образованием, иностранными делами, и пр. Главными в министерствах являются министры, которые их возглавляют.
• Федеральные службы – это исполнительные органы государственного управления, деятельность которых связана с контролем и надзором за тем, чтобы исполнялись правовые нормы в определенных сферах, например, в военно-технической, в здравоохранении, образовании, природопользовании.
• Федеральные агентства – это еще один вид органов исполнительной власти по государственному управлению, деятельность которого связана с оказанием государственных услуг, правоприменением и управлением имуществом.
2. Исполнительные органы государственного управления субъектов РФ.
На уровне субъектов также действуют свои исполнительные органы в сфере управления, которые подконтрольны вышестоящим федеральным органам. Закон относит к ним:
• глав субъектов РФ (президентов республик, губернаторов, глав администраций, мэров городов);
• правительства республик, краев, областей и городов федерального значения);
• мэрии и администрации (в тех субъектах, которые не являются республиками);
• министерства в республиках;
• государственные комитеты в республиках;
• управления, департаменты, отделы, комитеты (все подразделения исполнительных органов государственного управления в субъектах РФ).
В соответствии с Конституцией в Российской Федерации власть делится на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительная власть базируется в основном на правоприменении. Именно на эту ветвь власти возлагается функция исполнения решений, принимаемых государственными органами, которые осуществляют законодательную власть. Для того чтобы реализовать на практике задачи, присущие исполнительной власти, государство образует специальные органы исполнительной власти. Такие органы с помощью властных полномочий выражают волю государства путем издания нормативных и ненормативных правовых актов.
Исполнительная власть тесно связана с государственным управлением.
Из Конституции РФ следует, что исполнительную власть в Российской Федерации реализует Правительство Российской Федерации, однако следует отметить, что Правительство РФ – высший, но единственный орган исполнительной власти. Конституция также знает такое понятие как «система органов исполнительной власти», которая представляет собой иерархическую связь органов исполнительной власти.
Конституция также знает понятие «структура органов исполнительной власти», которое под собой понимает конкретные органы исполнительной власти, входящие в систему исполнительной власти. Президент РФ формирует систему и структуру федеральных органов исполнительной власти посредством издания указов. Полномочия федеральных органов исполнительной власти устанавливаются также федеральными законами, постановлениями Правительства.
Реализация исполнительной власти или ее осуществление предполагает наличие определенных управомоченных субъектов, статус которых закреплен федеральным законодательством, законодательством субъектов и иными правовыми актами.
Для того чтобы четко понимать разграничение полномочий органов исполнительной власти, нужно иметь понятие о том, какие именно органы и на каком уровне реализуют исполнительную власть:
1. Федеральный уровень
1) Президент, Администрация президента
2) Правительство РФ
3) Федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства совместно со своими территориальными органами
2. Уровень субъекта
1) Главы исполнительной власти субъектов РФ
2) Правительство субъекта РФ
3) Иные органы исполнительной власти
3. Муниципальный уровень
1) Главы муниципальных образований
2) Органы местного самоуправления (в части полномочий, делегированных государственными органами исполнительной власти)
Проблемы органов государственной власти представляют собой сложные теоретические или практические вопросы в сфере государственного управления, которые требуют особого изучения и разрешения, это противоречащие ситуации.
В силу особой специфики деятельности государственных органов неизбежно возникновение проблем при реализации их функций и выполнения стоящих перед ними задач.
Так, например, в качестве одной из проблем можно назвать проблему взаимодействия органов государственной власти и органов субъектов. Несмотря на то, что Конституция РФ предопределила разделение полномочий между федеральными и региональными органами власти, далеко не всегда это находит отражение в действующем законодательстве, на практике возникают неразрешимые проблемы, противоречащие правовым началам в сфере взаимоотношений данных структур.
Несмотря на то, что органы власти субъектов обладают широким кругом полномочий, в отличие от государственных органов они не могут устанавливать свою систему государственной власти.
Кроме того, субъекты не имеет право устанавливать свою систему органов судебной власти, поскольку такая власть является единой и федеральной, то же самое относится и к ряду правоохранительных органов.
Таким образом, положения части первой статьи 77 Конституции РФ, говорящие о том, что субъекты могут самостоятельно устанавливать свою систему государственной власти, нельзя трактовать в полной мере. Кроме того, при реализации функций органов государственной власти зачастую выявляются противоречия между законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.
Отдельные противоречия выявляется при сопоставлении норм Конституции РФ и Конституций субъектов РФ.
Так, например, Устав Алтайского края не предусматривал такую ветвь власти, как представительная, подчиняя ее исполнительной. Конституционным судом РФ данное положение было признано незаконным, впоследствии было устранена.
Проблемы возникают также при выявление противоречий в действующем законодательстве. Очевидно, для того чтобы правовые нормы были успешно реализованы на территории государства, необходимо обеспечить единообразное применение норм административного, гражданского, уголовного и иных отраслей права.
На сегодняшний день ведется масштабная работа в данной сфере, а именно:
• устранение противоречий между нормами права,
• улучшение системы управления государством,
• укрепление его устойчивости,
• проведение единой политики на всей территории Российской Федерации, формирование устойчивого положения на международной арене,
• разрешение бюджетных вопросов и поиск целевых денежных средств на развитие определенных проектов, в том числе и правовых.
Те цели, которые стоят сегодня перед Россией, предполагают широкую степень модернизации различных государственных органов, структур, правовой системы в целом. Основной идеал, которому мы стремимся, это создание не только эффективной системы управления, которая устраивала бы подавляющую часть населения страны, но и создание эффективного правового пространства, нормы которого реализовывались бы без так называемого формального закрепления.
Необходимость подобных реформ вызвана состоянием реформирования федеративных и межнациональных отношений. Сегодня органы государственной власти играют важную роль в системе сдержек и противовесов между системой разделения властей. Ослабление одной из власти или органов власти делают неэффективной систему в целом, особенно в кризисных ситуациях.
Несмотря на то, что законодатель на сегодняшний день проделал огромную работу, пока что не удалось выработать четкую схему взаимодействия федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Кроме того, многие специалисты отмечают падение качества законодательства.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1
РОЛЬ И МЕСТО ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Исторический очерк развития
института исполнительной власти в России

Устройство исполнительной ветви власти страны во многом обусловлено ее историческими традициями, особенностями политической культуры и развития правовой сферы. Проблема либерализации государственной власти занимала центральное место в общественных дискуссиях на протяжении всего XIX века .
Первым шагом самодержавия в этом направлении стало утверждение регулярной практики коллегиального законотворчества, при сохранении решающих полномочий за императором. В 1810 году Император Александр I подписал манифест об образовании Государственного совета, не законодательного, но законосовещательного органа, члены которого назначались самим монархом. В Его состав по должности входили все министры, а также выбранные императором государственные деятели. Председательствовал на заседаниях Государственного совета император, а в его отсутствие – кандидатура, утвержденная императором из числа членов Совета. С 1812 по 1865 год должность председателя Государственного совета занимал председатель кабинета министров .
Функционирование Государственного совета способствовало систематизации российского законодательства и налаживания нормативного регулирования всей сферы государственного управления.
В результате двух революций, происшедших в 1917 году, первой, уничтожившей монархию как форму правления, и второй, разрушившей Российскую империю как государство, состоялся приход к власти Коммунистической партии. Началось становление советской государственности с уникальной концепцией государственного устройства. Коммунистическая партия осуществляла свою власть (официально ее правление называлось «диктатурой пролетариата») через Центральный Комитет, Политбюро и подконтрольное им правительство, а также систему Советов, профсоюзов и другие структуры. В доктрине советской власти не было предусмотрено единоличного правления, хотя Генеральный секретарь Центрального Комитета правящей партии безусловно был влиятельной фигурой. По Конституции 1924 г., верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик являлся представительный орган — Съезд Советов, формой работы которого были именно съезды. В период между съездами Советов государственную власть осуществлял высший исполнительный орган — Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР (далее – ЦИК СССР), состоящий из двух палат — Союзного Совета и Совета Национальностей. В свою очередь ЦИК формировал Совет Народных Комиссаров – орган, уполномоченный ЦИКом СССР издавать декреты и постановления, обязательные к исполнению на всей территории министров, и предназначенного к выполнению функций исполнительной власти:
1. управление общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37);
2. издание законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни» (ст. 38).
Коммунистическая партия (до 1925 г. РКПб, далее ВКПб, с 1952 — КПСС) сохраняла контроль над всем этим административным аппаратом. Генеральный секретарь партии И.В. Сталин пренебрег принципами внутрипартийной демократии, и «расставил» своих людей на всех уровнях администрации, что обеспечивало ему решающее слово в партийных дискуссиях и возможность реализовывать через исполнительные органы свою политику. Ее важнейшей характеристикой в экономической сфере стал отход от курса на либерализацию, предпринятого В.И. Лениным, и аккумуляция ресурсов народного хозяйства для осуществления амбициозных национальных проектов, преимущественно в сфере индустриализации .
Авторы монографии «Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития» отмечают, что для советского периода истории российской государственности характерна незавершенность разделения законодательной и исполнительной власти, прослеживающаяся в текстах Конституций относительно высших органов власти страны:
— согласно Конституции 1918 г., Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет являлся «высшим законодательным, исполнительным и контрольным органом», а Совет Народных Комиссаров — органом «общего управления делами»;
— формулировка «законодательная власть» появилась в Конституциях СССР 1936 г., и РСФСР 1937 г. применительно к Верховным Советам СССР и РСФСР (и других республик, Советского Союза), однако Президиум Верховного Совета мог выполнять и законотворческую, и распорядительную деятельность;
— в Конституции 1978 г. Совет Министров РСФСР (Правительство РСФСР) – высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти РСФСР, который «правомочен решать все вопросы государственного управления, поскольку они не входят, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета РСФСР» (ст. 125) и одновременно Верховный Совет РСФСР, согласно ст. 104 Конституции, «правомочен решать все вопросы, отнесенные к ведению РСФСР» .
Здесь прослеживается дуализм руководства исполнительной властью, и в то же время некоторый приоритет представительного органа – Верховного совета в законотворческой деятельности. Тем не менее, как отмечают исследователи, решающим фактором, влияющим на систему государственного устройства СССР и входящих в него республик, было партийное руководство развитием общества, его приоритет относительно советской власти на всех этапах развития страны .
Конституция 1993 г. не определяет правительство как высший орган исполнительной власти в РФ, и оставляет неясным статус президента страны.
Итак, выделим этапы развития государственного управления на определенных этапах развития нашего государства:
1. Дореформенный период. Термин «государственное управление» использовался в России на протяжении 70-ти лет, что давало законные основание на то, чтобы выделять этот вид деятельности государства в качестве отдельного. До 80-х годов приоритетным признавалось «разделение труда», выражающееся в разделении задач и функций государства между Советами всех уровней, которые являлись органами государственной власти, а также между органами и управления и судами. Каждому отводилось определенное дело. Органы управления того времени наделялись полномочиями по реализации законов.
2. Эпоха реформирования. Данная стадия характеризуется определенными изменениями в деятельности органов государственного управления. Так, вводится частная собственность на средства производства и землю. Появляются новые правила приватизации предприятий, являющихся государственными или муниципальными. Граждане и предприятия получают право на свободу деятельности в сфере экономики, предпринимательства и торговли. Ценовая политика становится более либеральной, формируется рыночная инфраструктура (финансовые рынки, биржи и т.п.). Подлежат реорганизации государственные и сельскохозяйственные предприятия, создаются крестьянские (фермерские) хозяйства. Банк России утверждается в качестве независимого, рубль подвергается конвертации. Также либерализируется система личных расходов и доходов. Услуги образования, здравоохранения и некоторые другие становятся платными. Политические права и свободы граждан признаются и гарантируются, что основывается на нормах и принципах международного права.
3. Современный этап. Государственное управление, которое образовалось в результате предыдущих периодов социализма, нельзя назвать удовлетворяющим потребностям и запросам общественности. На данный момент оно во многом разнится с социальным отношением общества, поражено коррупцией и не имеет должной силы в отношении общественной жизнедеятельности. Такие обстоятельства нельзя назвать положительными, поскольку помимо отсутствия должной деятельности государственного управления, у общества формируется предвзятое и недоверительное отношение к деятельности всего государственного аппарата. Это говорит о том, что перестройка и изменение системы государственного управления должна сопровождаться, в первую очередь, восстановлением доверительных отношений между обществом и государством в лице его органов и общественных структур.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы