Юриспруденция Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Исполнение наказания в виде пожизненного лишения свободы и его проблемы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Организационные и уголовно-криминологические аспекты исполнения пожизненного лишения свободы 7
1.1. Учреждения и органы, исполняющие пожизненное лишение свободы в России и зарубежных странах 7
1.2. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы 24
2. Режим и условия содержания осужденных к пожизненному лишению свободы 29
2.1. Режим исполнения пожизненного лишения свободы в российских пенитенциарных учреждениях 29
2.2. Условия содержания осужденных к пожизненному лишению свободы в российских пенитенциарных учреждениях 37
2.3. Особенности режима и условий содержания осужденных к пожизненному лишению свободы в зарубежных странах 46
2.4. Проблемы исполнения и отбывания наказания пожизненного лишения свободы и пути их решения 49
3. Исправление и меры ресоциализации осужденных к пожизненному лишению свободы 59
3.1. Исправление и ресоциализации осужденных к пожизненному лишению свободы в российских пенитенциарных учреждениях 59
3.2. Особенности ресоциализации осужденных к пожизненному лишению свободы в зарубежных странах 71
Заключение 78
Библиографический список 84

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В условиях преобразований, происходящих в политической и социально-экономической жизни нашего общества, уголовно-исполнительная система испытывает значительные трудности в обеспечении ресоциализационной деятельности исправительных учреждений.
Сегодняшняя организация исполнения наказаний, как свидетельствует анализ практики, связанных с лишением свободы, не в полной мере выполняет возложенную государством функцию возвращения в общество граждан, способных осуществлять полноценное общественное функционирование, о чем свидетельствует достаточно высокий уровень рецидива среди лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
По статистике, на 2018 год, в тюрьмах России отбывают пожизненное лишение свободы 1860 заключенных. Около 200 человек отбыли срок 25 лет и теперь имеют право обратиться с ходатайствами об условно-досрочном освобождении. Ранее в судах РФ было зарегистрированы несколько случаев подачи таких прошений, однако ни одно ходатайство не было удовлетворено .
Из этого, можно констатировать, что суды не настроены на освобождение заключённых по указанному основанию. Это не только позиция суда, но и общества.
Действительно, такое лицо не сможет быстро приспособиться к нормальной жизни на свободе, ему будет сложно трудоустроиться ввиду пенсионного возраста. Жизнь на свободе осложнится еще и тем, что у большинства таких лиц нет, утрачены семейные связи, жилье и негативно скажется наличие тяжелых хронических заболеваний, полученных во время отбывания наказания.
Одной из проблем является разрешение вопроса об условно-досрочном освобождении лиц, осужденных к данному виду наказания за преступления, совершённые по сексуальным мотивам, как правило, серийные убийства. В условиях современности серийным сексуальным убийцам общество ничего, кроме наказания, связанного с лишением свободы, не предоставляет.
Актуальность данной работы заключается в том, что вопрос о содержании цели исправления и о средствах ее достижения, особенно при исполнении наказания в виде лишения сво¬боды, является одним из наиболее дискуссион¬ных в теории уголовного и уголовно-исполнитель-ного права. В научной литературе все чаще звучит идея о том, что исправление осужденного – это лишь благое пожелание законодателя, которое практически никогда не реализуется .
Степень научной разработанности проблемы исследования. Различные аспекты проблем деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания рассматривались в работах Ю.М. Антоняна, М.Н. Гернета, Ю.В. Голика, М.Г. Деткова, А.И. Зубкова, В.И. Игнатенко, С.И. Кузьмина, М.П. Мелентьева, А.С. Михлина, Ю.А. Реента, А.Л. Ременсона, В.А. Селиверстова, В.А. Фефелова, О.В. Филимонова, М.Д. Шаргородского, М.В. Щербаковой и др. Значительный вклад в исследование пенитенциарных систем внес доктор юридических наук, профессор В.Б. Спицнадель . Глубоко и всесторонне исследование социально-пенитенциарного контроля осуществлено в работах Л. Б. Смирнова .
Целью настоящей работы является исследование особенностей исполнения наказания в виде пожизненного лишения свободы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть учреждения и органы, исполняющие пожизненное лишение свободы в России и зарубежных странах;
— дать уголовно-правовую и криминологическую характеристику осужденных отбывающих пожизненное лишение свободы;
— исследовать режим исполнения пожизненного лишения свободы в российских пенитенциарных учреждениях;
— охарактеризовать условия содержания осужденных к пожизненному лишению свободы в России в российских пенитенциарных учреждениях;
— определить особенности режима и условий содержания осужденных к пожизненному лишению свободы в зарубежных странах;
— выявить проблемы исполнения и отбывания наказания пожизненного лишения свободы и пути их решения;
— рассмотреть исправление и ресоциализацию осужденных к пожизненному лишению свободы в российских пенитенциарных учреждениях;
— исследовать особенности ресоциализации осужденных к пожизненному лишению свободы в зарубежных странах.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере исполнения наказания в виде пожизненного лишения свободы.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие порядок исполнения наказания в виде пожизненного лишения свободы.
Методологическая основа исследования представлена комплексом методов. В частности, при написании магистерской диссертации использовались диалектико-материалистический метод познания, а также частнонаучные методы, такие, как функциональный метод, метод моделирования, методы аналогии, анализа, синтеза, абстрагирования и конкретизации. Кроме того, в ходе настоящего исследования использовался ряд методов, характерных только для юридической науки. К ним можно отнести: историко-правовой, формально-юридический, логико-юридический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический методы и др.
Структура исследования включает в себя введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников и литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В современном российском законодательстве первое упоминание о пожизненном лишении свободы связано с принятием Закона РФ от 17 декабря 1992 г. № 4123-1 «О внесении изменений в статью 24 Уголовного кодекса РСФСР», которым устанавливалась возможность назначения пожизненного лишения свободы при замене смертной казни в порядке помилования. После введения Уголовного кодекса РФ 1996 г. пожизненное лишение свободы вошло в систему наказаний в качестве основного вида.
Несмотря на то, что впоследствии в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-исполнительный кодекс РФ законодателем были внесены изменения и дополнения, которые устранили ряд пробелов в законодательстве, некоторые вопросы остаются не разрешенными, и по сей день.
Основной целью пенитенциарных учреждений является защита общества от преступных посягательств путем исправления противозаконного поведения.
В свою очередь, цель исправления заключается в устранении негативных свойств и качеств личности преступника, обусловивших совершение преступления. Цель предупреждения совершения преступлений предполагает специальное предупреждение, направленное на осужденного, и общее предупреждение, направленное на остальных членов общества.
Частное предупреждение представляет собой воздействие наказанием на самого осужденного с целью удержать его от совершения нового преступления.
По уголовному закону РФ пожизненное лишение свободы является одним из видов наказания, которое устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, общественной безопасности, половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста. Одновременно его отбывают и лица, которым после отмены в РФ смертной казни было назначено пожизненное лишение свободы.
Лица осужденные к пожизненному лишению свободы содержатся в следующих условиях:
− содержатся в камерах по два человека;
− ходят только в специальной одежде установленного образца;
− контакты между осужденными из разных камер исключены, даже во время прогулки или бани;
− все действия выполняются только с разрешения и по команде надзирателя, любое мероприятие проходит под надзором не менее чем троих сотрудников;
− массовые мероприятия (спорт, фильмы, обучение) не проводятся;
− нет длинных личных свиданий, максимум — свидания на пару часов;
− в течение дня нельзя лечь на койку, даже присесть;
− каждый день камеры тщательно обыскивают;
− из работы — пошив одежды, который проходит в специальных рабочих камерах;
− из камеры заключенных выводят в наручниках.
Согласно ст. 9 УИК РФ одним из основных средств исправления является воспитательная работа с осужденными, в процессе которой человек, преступивший черту закона, меняет отношение не только к своему противоправному поведению, но и ко всему окружающему его миру. Воспитательная работа с осуждёнными является одним из видов профессиональной деятельности, направленным на формирование у спецконтингента уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, стимулирование правопослушного поведения.
Кроме этого, в гл. 15 УИК РФ законодатель регулирует данную работу сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), определяя законные методы ее реализации.
Воспитательная деятельность в местах лишения свободы имеет свою специфику в зависимости от самого объекта педагогических воздействий, то есть осуждённого или спецконтингента в целом, а также от вида исправительного учреждения.
Существуют специализированные учреждения, где отбывают наказание люди, которые представляют наибольшую общественную опасность — осуждённые к пожизненному лишению своды (далее — ПЛС). Они изолированные только от общества, но и от остальных осужденных. В то же время, хотя данная категория лиц и приговорена к строгому наказанию, возможность вернуться в общество для них существует и определена законом. Эти обстоятельства указывают на необходимость проведения воспитательной работы с осужденными данной категории по формированию устойчивых изменений личности.
Необходимость воспитательной работы именно с этой категорией лиц, заключается в следующем:
в особенности работы исправительных учреждений особого режима (в исправительных колониях особого режима содержится огромное количество людей чрезвычайно опасных для общества, которые влияют друг на друга, особенно находясь в одной камере);
в условиях строгой изоляции (от воспитательной работы зависит безопасность самого сотрудника УИС и окружающих его людей);
в зависимости выполнения режимных требований от воспитательной работы;
в противодействии произволу со стороны сотрудников УИС;
в профилактике преступлений и правонарушений;
в возможности самосовершенствоваться для осуждённых.
Отбывая наказание, осужденный к ПЛС является объектом педагогического воздействия не только сотрудников УЙС, но и иных граждан. К ним относятся священнослужители различных религиозных конфессий, политические деятели, представители общественных организаций, масс медиа, шоу-бизнеса, которые служат примером для подражания. Воспитательное воздействие в исправительном учреждении особого режима они осуществляют при помощи радиовещания или же в личных беседах с осужденным.
С нашей точки зрения, для повышения эффективности воспитательной работы, необходимы следующие виды группового воспитания:
так как у всех осужденных, приговоренных к пожизненному ПЛС, в камерах имеются телевизоры, целесообразно ограничить им доступ к развлекательным каналам и создать специальный канал, в котором будут транслироваться в установленное распорядком дня время различные телешоу, художественные, документальные и научные фильмы с целью патриотического, эстетического и нравственного воспитания осужденных данной категории;
при наличии радиовещания в камерах, предназначенных для работ осужденных, транслировать в установленное распорядком дня время аудиокниги связанные с законопослушным образом жизни и другую классическую художественную литературу;
в местах размещения осужденных использовать агитационные плакаты, пропагандирующие законопослушный образ жизни гражданина и эталоны соблюдения режимных требований;
создание специальной камеры, в которой будут располагаться предметы для снятия стресса: «груша» боксерская, игрушки-антистрессы, которые будут использоваться для снятия эмоционального напряжения, тем самым улучшая самоконтроль осужденного. Посещение данных камер будет осуществляться в порядке очереди, согласно графику, составленному воспитательным отделом совместно с психологической службой, и в установленное распорядком дня время, и являться стимулом для осужденных изменить свое поведение. Необходимость данной камеры заключается в обучении осужденного самоконтролю, как первый шаг к самовоспитанию.
Не утихают споры ученых по вопросу о применении мер поощрения, стимулирования правопослушного поведения, в отношении осужденных к пожизненному лишению свободы. С одной стороны, ни обществу, ни государству не нужно исправление лица, которое с большой долей вероятности никогда не будет на свободе, не сможет причинить вреда другим гражданам. С другой стороны, необходимо учитывать факторы, которые, нельзя игнорировать в рамках гуманизации в отношении осужденных к пожизненному лишению свободы. Конечно же, это внешнеправовые обязательства России, в частности исполнения решений Европейского Суда по правам человека. В целях поддержания авторитета России в международных делах как демократического, правового государства следует избегать открытого и демонстративного противостоянии в исполнении решений Европейского Суда по правам человека.
В обосновании доводов сторонники применения к пожизненно осужденным стимулирующих мер воспитательного воздействия относят положение норм УИК РФ о возможности освобождения пожизненно осужденных лиц после отбытия 25 лет срока наказания. Законодатель теоретически допускает такую возможность.
Соответственно, по мнению сторонников применения мер поощрения, пока есть даже гипотетическая возможность освобождения пожизненно осужденных лиц, сотрудники пенитенциарных учреждений должны задействовать весь комплекс мер с целью оказания исправительного воздействия путем применения стимулирующих и поощрительных мер.
Положения УИК РФ допускают возможность применения, в зависимости от условий отбывания наказания, различных мер поощрения, таких как возможность расходования денежных средств на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, краткосрочные и длительные свидания.
Применение мер поощрения, стимулирование правопослушного поведения, проведение воспитательной работы в отношении пожизненно осужденных лиц в полной мере будет соответствовать положениям Конституции России, международным правовым актам о соблюдении прав осужденных в исправительных учреждениях, гуманном отношения к ним.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Организационные и уголовно-криминологические аспекты исполнения пожизненного лишения свободы
1.1. Учреждения и органы, исполняющие пожизненное лишение свободы в России и зарубежных странах

По уголовному закону РФ пожизненное лишение свободы является одним из видов наказания, которое устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, общественной безопасности, половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста. Одновременно его отбывают и лица, которым после отмены в РФ смертной казни было назначено пожизненное лишение свободы.
Пенитенциарные учреждения можно определить как учреждения, реализующие государственное принуждение (кару за совершенное преступное деяние), входящие в систему правоохранительных органов, оказывающие при этом воспитательное, социально-педагогическое воздействие на осужденных, и обеспечивающие необходимый жизненный уровень осужденных в местах лишения свободы.
В системе исправительных учреждений создаются колонии особого режима для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы по приговору суда, и тех, кому смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы. Другие категории осужденных (в том числе и те, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на конкретный срок) в данных колониях содержаться не могут.
Первым учреждением, полностью перепрофилированным для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, стала одна из исправительных колоний Вологодской области.
Всего в России на сегодняшний день действует семь исправительных колоний особого режима: «Белый лебедь» (Пермский край, Соликамск), «Вологодский пятак» (Вологодская область, территория бывшего Кирилло-Новоезерского монастыря на острове Огненный), «Чёрный дельфин» (Оренбургская область, город Соль-Илецк), «Полярная сова» (находится за Полярным кругом в Ямало-Ненецком автономном округе), «Чёрный беркут» (Свердловская область). В республике Мордовия есть сразу две тюрьмы для осуждённых на пожизненный срок: «Мордовская зона» (село Сосновка) и Торбеевский централ.
Охарактеризуем более подробно колонии для пожизненного заключения в РФ:
«Чёрный дельфин» – тюрьма для пожизненно приговорённых, которая расположена в Оренбургской области и предназначена для особо опасных преступников. Название своё получила благодаря скульптурам чёрных дельфинов, которыми администрация украсила тюремную территорию. Режим известен своей жёсткостью. Заключённым запрещено перемещаться по территории без группового конвоя и служебной собаки. На глаза им надевается светонепроницаемая повязка. В камерах сидят по двое осуждённых. Особо опасных преступников селят по одиночке.
Мордовская колония. Вмещает в себя до 200 заключённых, основной контингент которых составляют серийные убийцы. В одной камере могут сидеть до 4 человек. На территории тюрьмы действуют церковь и продовольственный магазин.
«Белый лебедь». Это одна из самых крупных колоний, которая способна вместить до 962 пожизненно заключённых. Название получила из-за скульптур лебедей, которые воздвигнуты на территории. Известна тем, что из неё никто ни разу не сбежал. Заключённые перемещаются по зданию тюрьмы, вытягивая за спиной закованные в наручники руки, под присмотром нескольких стражников.
«Полярная сова». Расположена в Ямало-Ненецком округе, за полярным кругом. Статус тюрьмы для пожизненных заключённых колония обрела в 2004 году. В ней содержатся многие полевые командиры чеченской войны. Известна также тем, что в ней пожизненно отбывает срок идеолог националистической организации БОРН. Суровый климат делает бессмысленными любые попытки сбежать оттуда.
Торбеевский централ. Данная колония находится в Мордовии. Условия содержания такие же, как и в других учреждениях для особо опасных преступников. Каждую секунду видеокамеры транслируют происходящее внутри тюремных камер. Случаи убийства или самоубийства практически исключены.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы