Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Интерактивные столики как средство обучения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СТОЛИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 8
1.1. Роль цифровизации и информатизации образования в достижении целей обучения на современном этапе 8
1.2. Современные средства обучения и их характеристики 16
1.3. Интерактивность как одна из основных характеристик средств обучени 21
1.4. Интерактивный столик как средство обучения: обзор аппаратных возможностей и программного обеспечения столиков 29
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНЫМИ СТОЛИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ 35
2.1. Методические особенности использования интерактивных столиков в учебной работе в том числе для работы с детьми с ОВЗ 35
2.2. Методические особенности использования интерактивных столиков во внеучебной деятельности 40
2.3. Пример плана-конспекта занятия с использованием интерактивного столика 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
Введение:
Актуальность исследования. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбора среди множества инновацион-ных технологий ту, которая позволит по-новому взглянуть на привычные вещи, поможет вооружить обучающихся не только знаниями, но и умениями, развить их познавательную самостоятельность. Новые федеральные государ-ственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требова-ниям времени, смещают акцент на формирование у обучающегося личност-ных качеств созидателя и творца. Радикальные изменения происходят, в том числе, и в технологиях обучения (переход от объяснительных к деятельност-ным), и в изменении оценки результатов обучения. В концепции ФГОС об-щего образования выделен культурно-исторический, системно-деятельностный подход к школьному образованию. Поэтому наиболее эф-фективными будут те технологии, которые направлены на познание, комму-никативное, социальное и личностное развитие школьника, в том числе и школьника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) отмечено, что Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, является основой объективной оценки уровня образования обучающихся и направлен на обеспечение рав-ных возможностей получения качественного образования.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья − это ребенок с нарушениями, по причине которых к нему должны применяться особые об-разовательные программы, которые отличаются от стандартных. Современ-ный социум взял на себя ответственность за обучение таких детей и разра-ботку для них образовательных программ. Дети с ОВЗ требуют обходных путей для приобретения тех знаний, которые детей, развивающихся нор-мально, являются совершенно обычными.
В наше время существует немало методов и технологий обучения – как традиционных, так и новых. Необходимым условием выбора того или иного метода и средства обучения и образовательной технологии, которые подходят и учителю, и обучающимся, является знание инновационных тех-нологий обучения. Основная задача современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности обучающихся, которые лучше всего отвечают уровню развития каждого ребенка.
Таким требованиям, по нашему мнению, отвечают информационно-коммуникационные технологии и интерактивное обучение, представляющие собой сочетание информационных технологий с коммуникационными для решения различных задач современного образования. Отметим, что интер-активные технологии обучения помогают привлечению учащихся к созданию урока и сотрудничества в системе «учитель – ученик», активизации познава-тельной деятельности обучающихся.
Интерактивные технологии обучения способствуют эффективному развитию в каждой личности творческих способностей, логического мышле-ния, системы общечеловеческих ценностей и общепринятых норм поведения, осознанию личной ответственности и умению объединяться с другими чле-нами коллектива класса для решения общей проблемы, формированию навыков общаться и сотрудничать с членами группы.
Организация обучения с применением интерактивных технологий ак-тивизирует познавательную деятельность учащихся. Большое количество разнообразных и доступных школьникам видов работ, где используются ин-терактивные технологии, развивает воображение, наблюдательность, расши-ряет кругозор и влияет на формирование познавательной деятельности. Од-ним из таких средств обучения, в том числе и детей с ОВЗ, являются интерак-тивные столики.
Объект исследования – использование интерактивных столиков в учебной работе в том числе для работы с детьми с ОВЗ.
Предмет исследования – методические особенности использования ин-терактивных столиков в учебной работе и во внеурочной деятельности, в том числе и для работы с детьми с ОВЗ.
Цель исследования – выделить и описать методические особенности использования интерактивных столиков в учебной работе и во внеурочной деятельности, в том числе и для работы с детьми с ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Определить роль цифровизации и информатизации образования в достижении целей обучения на современном этапе.
2. Описать современные средства обучения и их характеристики.
3. Дать характеристику интерактивности как одной из основных ха-рактеристик средств обучения.
4. Охарактеризовать интерактивный столик как средство обучения, провести обзор аппаратных возможностей и программного обеспечения сто-ликов.
5. Разработать методику использования интерактивных столиков в учебной работе и во внеурочной деятельности, в том числе и для работы с детьми с ОВЗ.
6. Разработать план-конспект занятия с использованием интерактив-ного столика.
Заключение:
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изме-нения в представлении о целях образования и путях их реализации. От при-знания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произо-шел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни; готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда.
Цифровизация и информатизация образования, набирающая сегодня значительные обороты, предполагает использование в образовательном процессе мобильных и интернет-технологий (и обучающимися, и обучающи-ми), расширяя горизонты их познания, делая их безграничными. Примене-ние цифровых технологий, включение обучающихся в самостоятельный по-иск, отбор информации, участие в проектной деятельности позволяет педаго-гам формировать у обучающихся компетенции XXI века.
С помощью современных гаджетов, информационной и цифровой техники, компьютерных программ учащиеся испытывают настоящее погру-жение в мир информации, получают множество возможностей для получения этой информации, а также для развития своих знаний, умений и навыков. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии развивают навыки, связанные с мыслительными операциями анализа, синтеза, абстра-гирования, идентификации, сравнения, сопоставления, вербального и смыс-лового прогнозирования и т.д.
Информационно-коммуникативные и цифровые технологии, интегри-руемые в учебный процесс, помогут более эффективно решать целый ряд ди-дактических задач, формировать необходимые знания, умения и навыки. Осуществляется это посредством работы с учебными и информационными сайтами, создания и проведения совместных телекоммуникационных проек-тов, участия в разных конкурсах и олимпиадах, просмотр учебных видео-сюжетов и видеофильмов и пр.
Использование цифровой и компьютерной техники в обучении обес-печивает соблюдение интерактивного подхода в образовании. Анализ лите-ратуры позволил сделать выводы, что в образовательном процессе педагог должен значительное внимание уделять теории, однако при использовать ин-терактивные методы в большей мере. Именно интерактивные методы и фор-мы работы позволяют обучающимся самостоятельно приобретать знания, работая в парах или группах. Задача педагога при интерактивном подходе состоит в подготовке и организации самостоятельной работы учащихся, в ходе которой он выступает в роли помощника, советчика и консультанта. Один из цифровых средств обучения, обеспечивающих его интерактивность, − это интерактивные столы, которые в силу своих технических особенностей обладают высоким потенциалом в процессе обучения.
Интерактивные столы могут быть использованы как в учебной, так и во внеучебной деятельности обучающихся. При этом они предполагают ис-пользование Интернет-технологий и мультимедиа технологий в процессе обучения.
Проведенный анализ литературы относительно организации урока с использованием интерактивного стола дал нам возможность выделить опти-мальные способы его использования. Первый вариант предполагает постро-ение всего урока на основе работы в сети Интернет с использованием опре-деленных учебных и информационных программ. Второй вариант предпо-лагает применение Интернет-ресурсов в качестве структурного элемента урока. Третий вариант предусматривает применение Интернет-ресурсов с целью организации самостоятельной работы учащихся.
Во внеучебной деятельности интерактивные столы позволяют органи-зовать эффективную самостоятельную проектную деятельность учащихся.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СТОЛИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУ-ЧЕНИЯ
1.1. Роль цифровизации и информатизации образования в
достижении целей обучения на современном этапе
Внедрение в деятельность высшего учебного заведения информацион-ных и цифровых технологий сегодня является приоритетным направлением реализации государственной образовательной политики. В связи с изменени-ями, которые произошли в общественной жизни и, в частности, в образова-нии, крайне актуальными являются вопросы цифровизации и информатиза-ции образовательного пространства учебных заведений. В результате роста информационных потоков возникает необходимость синхронизации учебно-го процесса, создание единой информационной среды, способной его урегу-лировать.
Е.А. Аксюхин отмечает, что в силу того, что современный мир имеет тенденцию к постоянному и непрерывному изменению, в разные сферы чело-веческой жизнедеятельности внедряются различные инновации и нновацион-ные технологии. Такая ситуация имеет «две стороны медали». «С одной сто-роны, ориентирует людей на постоянное развитие, совершенствование своих знаний, умений, компетенций, овладение новыми видами деятельности в смежных отраслях экономики. С другой стороны, рутинная работа все более передается машинам, а от человека требуется творчество, готовность со-трудничать с коллегами в поиске новых решений, и − что особенно важно – умение критически оценить предлагаемую информацию как на предмет до-стоверности, так и с точки зрения ее логического встраивания в текущую за-дачу» [2, с. 51].
Е.А. Кашина отмечает: «Изменились требования к умениям учащихся, поскольку необходимо не только читать, писать и считать, нужно уметь ор-ганизовывать ресурсы данных, плодотворно сотрудничать, собирать, оцени-вать и использовать информацию» [19, с. 1].
Исходя из сказанного, можем сделать вывод о том, что существует необходимость в наличии у современного человека информационной куль-туры, являющейся элементом общечеловеческой культуры и обязательным условием комфортного существования в социуме. При этом формирование этой информационной культуры – это одна из самых важных задач совре-менной образовательной системы, для решения которой потребовалась адап-тация к изменяющимся условиям и требованиям.
До недавнего времени об информатизации образования мы говорили вообще. Данный термин понимался как комплекс мер, направленных на пре-образование педагогических процессов, основу которых составляло внедре-ние различных информационных технологий в учебно-воспитательный про-цесс [19, с. 136]. В Российской педагогической энциклопедии информатиза-ция образования рассматривается в широком смысле этого понятия – как комплекс социально-педагогических преобразований, которые связаны с внедрением информационной продукции, средств и технологий в образова-тельные системы; в узком же смысле информатизация образования понима-ется как внедрение в учреждениях образовательной системы информацион-ных средств, которые основаны на микропроцессорной технике, и информа-ционной продукции и педагогических технологий, на этих средствах основы-вающихся [17].
Исходя из этих представлений, Е.Л. Вартанова говорит о завершении этапа информатизации. Образовательные учреждения всех уровней оснаще-ны компьютерной техникой, педагоги прошли подготовку и переподготовку по использованию информационных технологий (ИТ) в учебном процессе. Основные направления использования информационных технологии в обра-зовании являются следующими [6, с. 50]: