Информатика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Информатика

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Интерактивные доски, как информационные системы и способы их замещения в учебном процессе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1Теоретико-методические требования организации педагогического процесса 6
1.1 Современный урок и его техническое и технологическое оснащение 6
1.2 Требования к средствам обучения 13
1.3 Цифровые средства обучения: достоинства и недостатки 16
2 Интерактивная доска и ее аналоги в современной школе 22
2.1 Интерактивные доски и их возможности для поддержки и проведения урочной деятельности 22
2.2 Способы замещения интерактивных досок 29
2.2.1 Сенсорный экран либо телевизор с большим размером диагонали экрана 29
2.2.2 Беспроводной планшет, подключаемый к компьютеру 32
2.2.3 Беспроводные мышь и клавиатура 36
2.2.4 Документ-камера 38
2.2.5 Навесные приставки к маркерным доскам 40
2.2.6 Совокупность сервисов Web 2.0 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49

  

Введение:

 

Актуальность работы. На сегодняшний день рынок предлагает достаточно интересных решений для образования.
Появление интерактивных досок в нашей стране произвело неизгладимое впечатление на общество. Интерактивное оборудование стало активно внедряться в образовательные учреждения, конференц-залы и переговорные пункты. Современное интерактивное оборудование может значительно повысить эффективность обучения.
Однако впоследствии стало очевидно, что многие не готовы платить за интерактивную доску, которая на их взгляд была всего лишь модернизированной версией обычной маркерной доски. И далеко не все образовательные учреждения могут похвастаться наличием специалистов, способных сориентироваться в многообразии интерактивных решений и выбрать оптимальное по цене и функциональности оборудование для создания интерактивного класса.
При всех достоинствах интерактивных досок у них также есть существенные недостатки. Это их цена, присутствие программного обеспечения, в котором сможет разобраться не каждый преподаватель, и отсутствие в достаточном количестве наработанного цифрового материала.
Так, нижний предел стоимости интерактивных досок составляет 60000 – 70000 рублей. Причём, это без учёта стоимости проектора. К тому же, во многие школы доски поставляются без стойки, таким образом, подразумевается её закрепление на стене в каком-то одном классе, что катастрофически неудобно, учитывая потребность учителей проведения занятий в своих собственных классах.
Итого, полный комплект для работы с интерактивной доской, включая стоимость самого простого проектора (порядка 20 тысяч рублей), составляет 80-90 тысяч рублей.
Излишне замечать, что подавляющее большинство школ не в состоянии в рамках своего внутришкольного бюджета закупать такое оборудование. Усилия государства в этой области также не исчерпывают потребности образовательных учреждений. При этом ясно видны преимущества использования подобной технологии в учебном процессе:
 свободное манипулирование мультимедийным материалом;
 новый способ заинтересовать учеников учебным процессом;
 охват одновременно большой части аудитории, ведь раньше приходилось подходить к каждому ученику, сидящему за своим компьютером;
 избавление учителя от необходимости тратить время на стирание с доски и вдыхания меловой пыли, что вызывает профессиональные заболевания.
В одном из компонентов комплекса, в который входит интерактивная доска, а именно в проекторе достаточно часто выходит из строя лампа, замена которой стоит дорого и не всегда замена может быть осуществлена оперативно.
Таким образом, возникает потребность в замене интерактивной доски при сохранении положительных дидактических свойств этого средства обучения на иные альтернативные средства обучения.
Все вышеперечисленное и обусловило актуальность данной работы.
В связи с этим, очевидна проблема: каковы способы замены интерактивной доски иными средствами обучения или методическими подходами для проведения интерактивных уроков.
Вследствие этого сложилось противоречие, на разрешение которого направлено исследование: между способом замены интерактивной доски и сохранением её функциональных преимуществ.
Целью работы является изучение способов альтернативных использованию интерактивной доске в образовательном процессе, обладающих интерактивностью, большей мобильностью, меньшей стоимостью и простотой в эксплуатации.
Объект исследования – интерактивный процесс обучения с использованием цифровой техники.
Предмет исследования – способы замены интерактивной доски в процессе обучения на иные цифровые средства обучения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть современные требования к уроку и используемым средствам обучения
2. Изучить дидактические возможности, достоинства и недостатки интерактивных досок
3. Рассмотреть и описать разнообразные возможные способы замены интерактивной доски:
 сенсорный экран/телевизор с большим размером диагонали экрана;
 беспроводный планшет, подключаемый к компьютеру;
 беспроводные мышь и клавиатура;
 документ-камера;
 навесные приставки к маркерным доскам;
 совокупность сервисов Web 2.0.
4. Сопоставить все подходы и аргументировать выводы из работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Традиционно урок рассматривают как основную структурную единицу и как форму организации учебно-воспитательного процесса в школе, которая проводится с постоянным составом учащихся по твердому расписанию.
По мнению ряда исследователей, в структуре современного образовательного процесса одним из ведущих компонентов являются средства обучения, направленные на интенсификацию образовательного процесса, повышение его эффективности и качества, подготовку студентов к работе и жизни в информационном обществе, способные существенно сократить продолжительность обучения и повысить его качество.
Интерактивное оборудование включает в себя интерактивные доски, планшеты, плазменные панели, мобильные копиры, проекторы, системы тестирования, небольшие инструменты ИКТ. Характерной особенностью интерактивных средств обучения является согласованность интерактивных учебных комплектов и интерактивного оборудования.
Требования к обучению должны быть отражены в качестве, характеристиках, средствах достижения требуемого педагогического эффекта. Средства обучения должны быть наглядными, активизировать внимание учащихся, вызывать интерес и фокусироваться на объекте, явлении, результате.
Цифровые средства обучения позволяют реализовать ранее труднодостижимые принципы в обучении, такие как индивидуальный подход, динамический контроль уровня знаний, наглядность, доступность. Современное образование предусматривает значительное расширение роли информационных (компьютерных) технологий как эффективного средства самосовершенствования и самообразования обучающихся.
Интерактивная доска (англ. interactive whiteboard), являет собой широкий и массивный сенсорный экран, функционирующий как составляющая системы, в которую кроме того включены персональное компьютерное средство и проектор. При помощи проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. Большая площадь поверхности доски превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру. В совместной непосредственно – образовательной деятельности дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения: используют крупные яркие изображения, передвигают буквы и цифры, составляют слова и предложения, оперируют геометрическими фигурами и различными объектами. Дети младшего школьного возраста, воспринимающие информацию визуально, понимают и усваивают предложенный материал доски намного эффективнее.
Были рассмотрены и описаны разнообразные возможные способы замены интерактивной доски: сенсорный экран/телевизор с большим размером диагонали экрана; беспроводный планшет, подключаемый к компьютеру; беспроводные мышь и клавиатура; документ-камера; навесные приставки к маркерным доскам; совокупность сервисов Web 2.0.
Экран LG 86TN3F сенсорный, он быстро реагирует на касания. Дисплей способен одновременно распознавать до 20 касаний, поэтому данные на нём выглядят реалистично. Работать на экране можно при помощи стилуса или пальца, а стирать надписи — ладонью.
Интерактивная доска также может быть заменена автономным беспроводным планшетом с большим сенсорным экраном. Устройство интерактивного планшета имитирует использование листа бумаги, а электронное перо дублирует функции мыши, а также выступает в роли ручки или карандаша. Результат работы с планшетом отображается на мониторе компьютера и может быть спроецирован на экран с помощью проектора.
Благодаря разработанной функции дистанционного обращения к компьютеру, всё, что учителю нужно в классе – это беспроводная клавиатура и мышка, а дальше может работать беспроводная связь. И она работает благодаря локальной сети. Поскольку при этом не нужно устанавливать компьютер в каждом классе, можно сэкономить расходы на техническое обслуживание и ремонт компьютеров.
В создании средств наглядности, учителю существенно может помочь документ-камера. Документ-камера – это устройство, позволяющее вывести на большой экран реальные изображения страниц учебников или школьных тетрадей, иллюстраций, нарисованных схем, графиков и т.д. Это позволяет учителю, лектору или докладчику писать на листе бумаги или отображать двумерный или трехмерный объект, пока зрители наблюдают.
Теоретически все объекты могут отображаться документ-камерой. Большинство объектов просто помещаются под камеру. Камера делает снимок, который, в свою очередь, создает живое изображение с помощью проектора или монитора. Различные типы документ-камеры обеспечивают большую гибкость в плане размещения объектов.
Главным преимуществом навесных приставок к маркерным доскам является то, что они могут работать как от управления электронным маркером, так и от управления пальцем. Устройство может быть установлено на телевизоре, профессиональной панели или проекционной поверхности.
Помимо различных устройств существуют и различные ресурсы, которые будут интересны учащимся и привлекут их к учебной деятельности, также как и интерактивная доска. Интерактивный сайт learningApps.org – это приложение для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей (приложений, упражнений). Сервис OnlineTestPad.com можно применять на уроках при проверке знаний учащихся по пройденной теме, при проверке знаний по разделу и при итоговом тестировании. Сервис ThingLink.com для создания интерактивных плакатов.
Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута, а задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Традиционно урок рассматривают как основную структурную единицу и как форму организации учебно-воспитательного процесса в школе, которая проводится с постоянным составом учащихся по твердому расписанию. Тем не менее, данное определение нельзя назвать однозначным, так как существует множество точек зрения на этот счет. Ознакомившись с педагогической литературой, можно отметить, что урок рассматривают как:
 организационную форму обучения (Л. А. Бударный, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин);
 как отрезок учебного процесса (Пассов Е.И., Колесникова И.Л);
 как сложную динамическую систему;
 как систему дидактических задач, ведущую учеников к усвоению;
 как логическую единицу темы или раздела.
Любое из этих определений может быть правдивым, так как урок представляет собой сложный и многогранный процесс, следовательно, решающую роль здесь играет ракурс рассмотрения. В контексте данной работы можно придерживаться мнения М.И. Махмутова и определить урок как основную форму движения обучения, определяемую содержанием, принципами и методами обучения, планируемую и регулируемую учителем в определенных пространственно-временных границах и осуществляемую совокупным субъектом – учителем и учащимися. Другими словами, во время урока ученики и учитель решают комплекс учебных задач, исходя из конкретной и индивидуальной ситуации в режиме работы группы или индивидуальной работы ученика [5].
Несмотря на общую тождественность взглядов, некоторые ученые видят методическое содержание современного урока несколько иначе, и представляют его как совокупность следующих принципов [14]:
 субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);
 метапредметность (формируются универсальные учебные действия);
 деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
 рефлексия (перед учащимися ставится задача проанализировать свою деятельность на уроке);
 импровизация (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).
Цель современного урока должна иметь деятельностный характер, звучать кратко и соотноситься с планируемыми результатами, которые возможно достичь в течение урока.
Немаловажной характеристикой цели урока можно считать ее комплексность, то есть ориентацию на включение планируемых результатов: личностных, метапредметных, предметных. Таким образом, первая часть цели – научить рассказывать о себе, о своей семье – отражает предметный результат, вторая часть – создать условия для проявления индивидуальности и познавательной – отражает личностный и метапредметный результат.
Что касается задач современного урока, то они прежде всего должны соответствовать определенной цели учитывать необходимость ее достижения. Учитывая вышеназванную цель, к предметным результатам можно отнести такие задачи как: научить представлять и запрашивать личную информацию о себе и своих хобби, о своих друзьях на английском языке, ознакомить с лексическими единицами по данной теме и научить использовать в устной и письменной речи, пользуясь грамматическими средствами.
К метапредметным результатам могут быть отнесены следующие задачи: работать в парах или малых группах для поиска информации и принятия единого решения, использовать стратегии описания и сообщения для составления рассказа о своих интересах. Личностными результатами можно считать зачади формирования уважительного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы