Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Интегрированное применение средств физического воспитания на основе коррекции физического состояния детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ ……………………………..……………………………………… 3
ГЛАВА I. Теоретические основы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста …………………………………………….. 7
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………… 7
1.2. Физическое воспитание детей в теории педагогики …………………… 13
1.3. Анализ программ по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………… 19
ГЛАВА II. Методы и организация исследования ………………………….. 27
2.1. Методы исследования …………………………………………………… 27
2.2. Организация исследования ……………………………………………… 30
ГЛАВА III. Опытно-экспериментальное обоснование эффективности методики интегрированного применения средств физического воспитания на основе оценки и коррекции физического состояния детей старшего дошкольного возраста.…………………………………….………. 32
3.1. Диагностика физического состояния детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………….………………. 32
3.2. Система работы по коррекции физического состояния детей старшего дошкольного возраста средствами физического воспитания…… 37
3.3. Эффективность разработанной методики интегрированного применения средств физического воспитания на основе оценки и коррекции физического состояния детей старшего дошкольного возраста. 48
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………….. 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………. 55
Введение:
Актуальность. Дошкольный возраст можно считать наиболее важным периодом в ходе становления личности. На данном этапе происходит процесс интенсивного физического развития человека, формирования нравственных качеств и черт характера, закладывается фундамент здоровья. Физическое воспитание является неотъемлемой частью педагогического процесса, оно играет ведущую роль в содействии гармоничному физическому развитию ребенка, его двигательной подготовке, формированию жизненно важных навыков [61].
В научно-методической литературе представлено большое количество инновационных подходов к физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Для них разработан оптимальный двигательный режим, предложены различные инновационные подходы к сохранению и укреплению здоровья детей, активно внедряются методы спортивного воспитания [61, 68].
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия стала особенно актуальной, что обусловлено устойчивой тенденцией ухудшения состояния здоровья всего населения России, в том числе и детей. Для этого есть много причин: социальные, экологические и психологические [69].
Основными целями физкультурно-оздоровительной работы в детском саду являются создание благоприятных условий для полноценной жизни ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а также подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе различных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарной и трудовой [50].
Сфера физической культуры характеризуется различными видами деятельности: двигательной, соревновательной, культурно-спортивной, физкультурно-оздоровительной и др. Центральным системообразующим фактором, объединяющим все составляющие физической культуры, является физическая культура. Она не ограничивается только развитием и формированием телесных свойств человека, но тесно связана с его духовной деятельностью. Это определяет специфику физической активности, позволяет ей решать общеобразовательные и культурные задачи. В процессе этой деятельности формируется физическая культура каждого человека [50].
Очевидно и следующее противоречие: укрепление здоровья дошкольников в обществе признается основной задачей дошкольного образования, но в дошкольном образовании недостаточно разработана программа сохранения и укрепления здоровья дошкольников и имеются нарушения в создании необходимых для этого условий.
Теоретико-методическая база: исследования по проблеме физической подготовленности дошкольников (Л.Ю. Иванова, Л.М. Захарова, Е.Я. Ермилова и др.); по проблеме развития физических качеств дошкольников (Н.И. Дворкина, Л.Д. Глазырина и др.); исследования по проблеме организации и использования подвижных игр в ДОУ (Э.Я. Степаненкова, И.А. Бучилова, Н.А. Федосова и др.).
Таким образом, можно выделить противоречия между современными требованиями, предъявляемых к дошкольникам, ухудшением состояния здоровья воспитанников и созданием условий для развития физических качеств и двигательной активности воспитанников в дошкольных организациях.
Необходимо отметить, что проблема исследования заключается в том, что разработка вопроса интегрированного применения средств коррекции физического состояния старших дошкольников как основы физического воспитания если и затрагивалась в ряде работ, то только фрагментарно. В связи с вышеизложенным очевидна актуальность темы исследования.
Представленная актуальность и проблема исследования способство-вала выбору темы нашего исследования: «Интегрированное применение средств физического воспитания на основе коррекции физического состоя-ния детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность методики интегрированного применения средств физического воспитания на основе оценки и коррекции физического состояния детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: физическое состояние детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания.
Предмет исследования: методика интегрированного применения средств физического воспитания на основе оценки и коррекции физического состояния детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: разработанная методика интегрированного применения средств физического воспитания позволит повысить уровень физического состояния детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме построения процесса физического воспитания и физического состояния детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести оценку показателей физического состояния детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и определить эффективность методики интегрированного применения средств физического воспитания на основе оценки и коррекции физического состояния детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы по теме исследования, педагогические наблюдения, анкетирование, инструментальное исследование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
База исследования: работа выполняется на базе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Буровичок».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, 3 главы, заключение, список литературы.
Заключение:
1. Готовность организма дошкольника к разным видам деятельности, его устойчивость к разнообразным факторам окружающей среды определяется созреванием его организма, т.е. функциональных систем.
Бег, прыжки, метание – это те двигательные умения, которые ребенок дошкольного возраста должен освоить до поступления в школу. Насколько успешно он это сделает, зависит от ловкости, выносливости и быстроты, т.е. от развития основных двигательных качеств. О физической подготовленности ребенка говорит уровень развития этих качеств.
Полноценное физическое развитие достигается при комплексном использовании всех средств, так как каждое из них оказывает различное воздействие на организм, как взрослого, так и маленького ребенка.
2. В результате анализа существующих программ физического воспитания детей дошкольного возраста выявлено, что схожим в данных программах является их культурно-оздоровительная направленность, что обусловлено низким уровнем здоровья и физического развития современных детей. В этих целях авторы программ предлагают использовать широкий спектр средств физической культуры. Чем больше двигательных навыков закладывается в этом возрастном периоде, тем богаче и разнообразнее двигательная активность человека и возможность приспособления его к условиям жизни.
3. С целью изучения эффективности применяемой методики интегрированного применения средств физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, было организованно и проведено педагогическое исследование. В исследовании принимали участие воспитанники д/с «Боровичок» города Сургут, дети старшего дошкольного возраста в количестве 25 человек и их родители в количестве 20 человек.
Организация эксперимента проходила по следующей схеме: предварительная диагностика – проведение экспериментальных занятий на основе методики интегрированного применения средств физического воспитания детей старшего дошкольного возраста – контрольный этап.
4. Данные констатирующего этапа эксперимента подтвердили теоретические положения о том, что нужно проводить работу по коррекции физического состояния детей старшего дошкольного возраста интегрированным применением средств физического воспитания.
Полученные данные на констатирующем этапе исследования вошли в основу системы работы по интегрированному применению средств физического воспитания на основе коррекции физического состояния детей старшего дошкольного возраста.
5. Проанализировав результаты проведенного исследования, можно сделать следующий вывод: взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей эффективно только при внедрении современных форм сотрудничества, в результате чего позиция, как родителей, так и воспитателей становится более гибкой, т. е. они более активно участвуют в различных видах деятельности, а родители чувствуют себя более компетентными в воспитании детей.
Внедрение разработанной системы, включающей обучение, воспитание и оздоровление, в практику физкультурно-коррекционных мероприятий позволило добиться положительных результатов в коррекции физического состояния дошкольников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей
старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст особенно важен, так как именно в этом возрасте закладываются основы физического развития, здоровья и характера человека в будущем. Трудно провести строго фиксированную границу между отдельными периодами детства, но среди других возрастов особенно важен дошкольный возраст, по мнению В.Н. Шебеко [68].
С точки зрения Е. С. Бахвалова в дошкольном возрасте четко очерчены генетические особенности детей. Этот период детства характеризуется постепенным улучшением всех функций детского организма. Ребенок в этом возрасте чрезвычайно пластичен. Влияние мышечной деятельности организма становится еще более важным, так как движение является биологической потребностью растущего организма [6].
Как утверждает В.П. Кривошеина в дошкольном возрасте (3-7 лет) в течение всей жизни ребенка интенсивно развиваются ткани, органы и функциональные системы. Именно в возрасте от 5 до 6 лет реализуется интенсивная морфофункциональная перестройка всех систем органов. Ребенок в данный возрастной период растет приблизительно на 4-6 см в год, а масса тела увеличивается на 1,5 кг [25].
К пяти годам рост новорожденного удваивается. Через 5-7 лет интенсивность роста опять увеличивается. В работе Б.Р. Манделя этот период называется периодом «Первого вытягивания» [30].
Одним из важных показателей, определяющих физическое развитие детей, является отношение окружности головы к окружности груди. Чем старше ребенок, тем больше разница между этими показателями (окружность груди должна быть большой). В первый год жизни окружность груди превышает половину роста ребенка на 7-10 см, а у 7-летнего ребенка она равна половине роста [29].
С точки зрения В. А. Матвеевой, быстрый рост скелета наблюдается в дошкольном возрасте. В этот период продолжается процесс окостенения скелета. К концу дошкольного возраста скелет ребенка становится прочнее, поэтому он может выполнять различные движения, требующие гибкости, эластичности и силы. Тело становится более устойчивым благодаря усиленному росту ног. Дети в этом возрасте могут совершать длительные прогулки, много бегать и прыгать без особой усталости, а также выполнять более сложные рабочие задания и физические упражнения. Все это происходит за счет больших и малых мышц [31].
Сращение черепных швов заканчивается к 4 годам. Форма грудной клетки изменяется незначительно, хотя у детей 3-7 лет она все еще остается конической, ребра приподняты и не могут опускаться так низко, как у взрослых, что ограничивает амплитуду их движения [9].
Сроки начала и окончания окостенения различны для разных костей. Таким образом, сращение подвздошной, седалищной и лобковой костей начинается только в возрасте 5-6 лет.
По мнению Е. В. Ползиковой, по мере роста и развития ребенка при переходе в вертикальное положение формируется физиологическое искривление позвоночника в шейном и поясничном отделах с наклоном вперед, а в грудном и крестцовом отделах – назад [40]. К 6-7 годам они четко определяются, но только к 14-15 годам становятся постоянными.
Конфигурация позвоночника, положение головы, плечевого пояса, наклон таза определяют осанку ребенка. Формирование осанки зависит от многих условий окружающей среды (питание, режим сна, организация сна), но в основном от двигательной активности ребенка. Симметричное развитие мышц и равномерность опоры на нижние конечности имеют большое значение для воспитания правильной осанки [29].