Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Иностранный язык как фактор формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Понятие «здоровый образ жизни» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности возникновения мотивации к здоровому образу жизни у старших дошкольников 14
1.3 Условия формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях раннего лингвистического развития ……….28
2.1 Выявление уровня активности ребенка в отношении своего здоровья……..28
2.2 Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 35
2.3 Результаты экспериментальной работы 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
ЛИТЕРАТУРА 62
Введение:
Актуальность темы. В Федеральном Законе «Об образовании РФ» отмечено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни [2]. Возникновение опыта обусловлено реализацией одного из самых значимых направлений работы современных дошкольных образовательных организаций — охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья [8].
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, согласно указанной программе, отражено в образовательной области «Физическое развитие». Основные задачи данной образовательной области: формирование представлений о составляющих здорового образа жизни; о значении физических упражнений для организма человека; воспитание потребности быть здоровым; развитие умение заботиться о своем здоровье; формирование желания вести здоровый образ жизни и практических навыков безопасного поведения в окружающем мире [46].
С 1 января 2014 г. вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Образовательная область «Физическое развитие» предполагает формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, овладение его элементарными нормами и правилами[3].
По оценкам экспертов ВОЗ факторы, определяющие здоровье отдельного индивида и общества в целом, имеют следующее соотношение:
На 60% и более — обусловлено образом жизни;
На 20-25% — состоянием (загрязнением) внешней среды;
На 10% — генетическими факторами;
На 5-10% — состоянием системы здравоохранения [8].
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у старших дошкольников состоит в том, что с каждым годом растёт количество детей, имеющих отклонения в здоровье, ухудшается картина здоровья среди детей. Это объясняется множеством негативных явлений современной жизни: социокультурными условиями, состоянием окружающей среды, кризисными явлениями в институте семьи и брака.
Одной из причин является массовое распространение алкоголизма, курения, наркомании, в том числе среди детей младшего подросткового возраста. В тоже время в настоящий момент наблюдается недостаточное развитие системы здравоохранения, начальный потенциал образовательных учреждений в «обучении здоровью», недостаточность психологической службы в области сохранения эмоционального благополучия детей.
В работе Н.М. Амосова указывается, что здоровье человека более чем на 50 % зависит от образа жизни. Лишь в небольшой степени оно определяется окружающей средой (на 20-25%) [5]. В этой же мере оно зависит от наследственности и системы здравоохранения. Таким образом, здоровье детей обусловлено во многом социальными факторами, их эмоциональным благополучием, образом жизни. Поскольку здоровье и здоровый образ жизни связывается с внутренними установками человека, его ценностными ориентирами, то данный аспект лежит в плоскости психологических исследований.
Степень научной разработанности проблемы
Проблема формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психолого-педагогических исследованиях:
— научное обоснование ценностных ориентаций личности, их места в структуре личности дано М. Рокич, Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым, Д.А. Леонтьевым, В.Н. Мясищевым, К.К. Платоновым, В.Д. Шадриковым и др.
— значимость формирования ценностей в процессе образования, также вопросы технологической стороны формирования ценностей поднимались в работах Г.Б. Корнетова, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, В.Г. Пряникова, З.И. Равкина, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова и других.
— указания на взаимосвязь физического и психического состояния человека мы находим в работах И.С. Бериташвили, Н.А. Берштейна, В.М. Бехтерева, С.П. Боткина, Л.Р. Лурье, А.Ю. Рахнера и др.;
— отношение к здоровью исследовано в психологическом аспекте В.А. Ананьевым, С. Дерябо, В.А. Ясвиным, О.С. Васильевой, Ф.Р. Филатовым и др.
Сегодня выделилась целая отрасль знания – психология здоровья. Однако в данных исследованиях недостаточно рассмотрена динамика отношения к здоровому образу жизни и здоровью у старших дошкольников в процессе ознакомления их с азами немецкого языка. В тоже время у некоторых авторов есть указания на возрастную отнесенность отношения к здоровью.
Объект исследования – представления о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – иностранный (немецкий) язык как фактор формирования представлений об основах здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить возможности использования иностранного (немецкого) языка при формировании представлений об основах здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста;
2. Эмпирически исследовать влияние иностранного (немецкого) языка на отношение к здоровому образу жизни и здоровью у старших дошкольников;
3. Разработать серию занятий на немецком языке для формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: немецкий язык влияет на формирование представлений об основах здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологические основы исследования.
В основе исследования положены психологические теории роли и места ценностных ориентаций в структуре личности М. Рокич, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, В.Н. Мясищева и др. Психологические исследования в области психологии здоровья (В.А. Ананьев, С. Дерябо, В.А. Ясвин, О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов и др.).
Методы исследования.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
• обзорно-аналитические и теоретические (анализ и обобщение литературы по проблеме исследования);
• психологические (психодиагностические и психолого-педагогические методики):
— рисуночный тест «Здоровье и болезнь».
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №64/2 «Яблонька», в старшей группе №7 «Радуга».
Заключение:
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста. Понимая важность этой проблемы, необходимо подбирать формы, методы и средства для сохранения здоровья детей, и повышения уровня их культуры здоровья.
Одним из приоритетных направлений в работе нашего детского сада является физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья. Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества, необходимые для всестороннего развития личности. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, формируются основные черты личности и характер. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными навыками и умениями.
К моменту поступления в школу дети должны овладеть определенным запасом двигательных умений и навыков, которые позволят им адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности; помогут более успешно усвоить школьную программу не только на первых, но и на последующих этапах обучения; проявлять интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и физкультурно-спортивной деятельностью.
На этом этапе важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Создание благоприятных условий для физического воспитания детей не может быть эффективным, если они создаются только в рамках дошкольного учреждения. Нельзя забывать, что приоритет в воспитании остается в семье, и на родителей ложится особая ответственность сохранения и укрепления здоровья своих детей.
Часто родители дошкольников предпочитаю занимать позицию стороннего наблюдателя или «контролёра», большинство родителей в силу различных причин не могут успешно организовать в семье двигательно-игровое пространство своих детей в соответствии с учетом возраста и индивидуальных особенностей.
Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Главная задача педагогов детского сада и родителей в совместной работе по приобщению к здоровому образу жизни — формирование разумного отношения к своему организму.
Необходимо учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, но особенно значима и многообразна работа в старшем дошкольном возрасте. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.
Таким образом, совместная работа образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенка строится на следующих основных положениях:
• Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания и формирования основ здорового образа жизни хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. А педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
• Систематичность и последовательность работы (в соответствии с ежегодным планом работы коллектива).
• Индивидуальный подход к каждой семье и к каждому ребенку в этой семье, на основе учета их интересов и способностей.
• Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду.
Но кроме того знания о здоровом образе жизни дети должны получать на всех занятиях, которые с ними проводятся, в том числе и на занятиях по немецкому языку.
Для ДОО нет более важной и сложной задачи, чем вырастить здорового человека и не просто здорового, а человека, заботящегося о своем здоровье, не только знающего теорию сохранения здоровья, но и применяющего на практике полученные знания.
Валеологизация всегда была важной идеей, согласно, которой здоровье детей рассматривается как приоритетная цель, ценность, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса. Здоровье — для образования, образование — для здоровья. В современных условиях бережное и заботливое отношение к своему здоровью стало залогом выживания человека на нашей планете, поскольку проблемы здоровья стали необыкновенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией к его ухудшению.
Академик Н.М. Амосов сказал: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя» [5].
Система дошкольного образования играет важную роль в решении проблем сохранения здоровья детей и формировании жизненных и социальных мотиваций здорового образа жизни; время их пребывания в ДОО совпадает с периодом интенсивного роста и развития, когда организм ребенка чувствителен к воздействию условий окружающей среды [6]. Поэтому важно, как можно раньше сформировать понятие здорового образа жизни и воспитать потребность в его соблюдении.
Решение проблемы личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Однако, выбор форм, методов и приемов воспитания и развития детей должен определяться «естественными основаниями», то есть тем, как, в каких формах и видах деятельности в каждом возрастном периоде происходит процесс приобщения ребенка к культурным ценностям.
О необходимости выбора форм организации образовательного процесса по аналогии с «нормами действия природы» писал еще Я.А Коменский в «Великой дидактике».
Согласно теории о самоценности дошкольного периода развития человека (теория А.В.Запорожца), основной путь развития ребенка в период дошкольного детства — это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка специфическими детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности.
Наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности: игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная и изобразительная деятельность, детский труд и самообслуживание-занимают особое место в системе [7].
Наиболее эффективный путь формирования основ здорового образа жизни — путь, который учитывает закономерности развития детей этого возраста и отвечает их потребностям. На современном этапе активизировался поиск современных технологий развития дошкольников, основанных на игре, обеспечивающих становление ценностей здорового образа жизни и формирование осознанного отношения к своему здоровью детей дошкольного возраста.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в становлении ценностей здорового образа жизни детей, включающая в себя развитие у них не только конкретных знаний и умений, но и меры ответственности за жизнь и здоровье посредством организации игровой деятельности.
Опыт показал, что игровая деятельность создает возможности для развития у ребенка человеческих «социальных» эмоций, начал нравственности, приобретения социальных навыков, опыта взрослости: так они учатся контролировать свое поведение и нести за себя ответственность.
Психолог Питер Грей приводит неопровержимые доказательства того, что играть в детстве гораздо важнее, чем ходить в школу [48]. Игровая деятельность является педагогической технологией, которая формирует основы здорового образа жизни и воспитывает ответственность за свое здоровье. Она исходит от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирует детскую самостоятельность, обеспечивает рост личности ребенка.
Игровая технология, обучающая основам здорового образа жизни, представлена различными видами игр, подобранных в соответствии с возрастной группой, и используемые в организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми в режиме дня, в создании здоровьесберегающей предметно-пространственной среды и во взаимодействии с родителями.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие «здоровый образ жизни» в психолого-педагогической литературе
Формирование здорового образа жизни является важнейшей задачей государственной политики Российской Федерации. Во всех областях ведется целенаправленная работа по информированию граждан о преимуществах здорового образа жизни, о вреде курения, злоупотребления алкогольными напитками, недопустимости употребления наркотиков: проводятся акции и недели здоровья, тематические культурные мероприятия, конкурсы, научно-практические конференции, физкультурные праздники и соревнования, выставки литературы.
Анализ научно-методической литературы показывает, что имеются различные пути формирования здорового образа жизни населения. Необходимо отметить, что исследователи выделяют эти пути как в процессе физвоспитания, в процессе обучения в школе (например: курс биологии, валеологии, а также факультативы и спецкурсы), так и путем введения производственной гимнастики на предприятиях и всевозможных видов профилактической и социальной работы с населением по формированию здорового образа жизни.
В научных работах последних лет [10; 22; 32; 45] представлены следующие аспекты формирования здорового образа жизни: в школах, детских садах и других образовательных учреждениях на уроках физкультуры; во внеклассной работе; на уроках валеологии; в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий для всех групп населения; с помощью интернет-технологий; на спецкурсах, в процессе занятий в спортивных секциях и клубах; с помощью специальных программ, методик; при включении материала о здоровом образе жизни в содержание учебных дисциплин и программ телевидения и радио и т. д. Рассмотрим обозначенные направления более детально.
К ряду приоритетных доступных и действенных средств поддержания здорового образа жизни человека относятся занятия физкультурой. Под «физкультурой» в обществе дословно принято понимать культуру тела. Культурный человек в широком смысле этого понятия, духовен, и здоров физически. Физические упражнения, распорядок дня, утренняя гигиеническая гимнастика, личная гигиена, закаливание формируют здоровый образ жизни человека [42].
Одной из базовых ценностей человеческой жизни является здоровье. Культура здоровья — это интегральное качество постоянно развивающихся социокультурных приоритетов человека в условиях современного общества, с присущими ему инновационными особенностями здоровьесберегающих, нравственных, духовных аспектов с целью сохранения, укрепления и повышения культуры здорового образа жизнедеятельности подрастающего поколения.
С момента рождения человеку присуща некая резервная мощность функциональных возможностей, это, в свою очередь определяет продолжительность жизни. Реализация этого потенциала зависит от самого человека и окружающего общества, в котором он существует [51].
В современном обществе, появляются новые направления, влияющие на здоровье и на формирование здорового образа жизни:
— технический прогресс, с масштабным усложнением среды обитания, социального пространства жизни, бытия человека;
— ускорение темпов общественного развития, социокультурных изменений, требует от современного человека новых индивидуально-личностных и социальных характеристик;
— с возрастанием роли социальной сферы, радикально меняются образ жизни людей и жизненные ценности [23].
Данные факторы, с одной стороны оказывают положительное влияние, т.к. у человека появились новые возможности для формирования собственного здоровья. А с другой стороны — отрицательное, т.к. у человека стало меньше времени уделять формированию индивидуального здоровья, и, как следствие, происходит увеличение количества заболеваний и стрессовых ситуаций, неблагоприятно влияющих на его здоровье [62].
Многие авторы (А.В. Коробков, М.В. Зимкин и др.) отмечают основополагающим фактором здорового образа жизни двигательную активность. Анализируя пути сохранения индивидуального здоровья, отмечают системообразующие факторы — наследственность и деятельность. Наследственность — характеризует пределы изменчивости состояния здоровья, а деятельность — достигаемый уровень [32].
Исходя из этого, процесс формирования здорового человека можно разделить на три взаимосвязанных направления:
— воспроизведение собственной жизни индивида (соматическое, физиологическое, социальное благополучие) или формирование индивидуального здоровья;
— генетическое здоровье (воспроизводство чужой жизни);
— воспитание интеллектуального, психического, духовного, нравственного благополучия [32].
Недостаток двигательной активности приводит к снижению функциональных возможностей организма и нарушению способности выдерживать физические нагрузки [56].
В последнее время возрос интерес к определению места и роли физвоспитания в формировании здорового образа жизни. Например, в рамках учебного предмета «Физкультура и здоровье» выделен блок «Здоровый образ жизни», что позволяет решить задачи содействия становлению и развитию потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной активности [13].
Туризм как средство формирования здорового образа жизни в своих работах рассматривает С. Зубович [22]. Туристская деятельность, выполняя важные социальные функции, в том числе рекреационно-оздоровительную, развивающую, коммуникативную, является формой активного отдыха. Такие виды туризма, как пеший, водный, велосипедный, горнолыжный и др., способствуют укреплению организма, закаливанию, восстановлению физических сил, прививают навыки здорового образа жизни [19].
Эффективным средством формирования двигательного компонента в здоровом образе жизни В. П. Кривцун считает тропы здоровья. По мнению автора, занятия на тропах здоровья решают проблему формирования двигательного компонента здорового образа жизни, значительно повышают интерес и эмоциональность занятий лиц разных возрастов и состояния здоровья путем сочетания ходьбы и бега с упражнениями на тренажерах. Были разработаны различные модели троп здоровья с дозированной физической нагрузкой на станциях и между станциями [31].
Побуждение человека к действиям, направленным на укрепление и восстановление здоровья, профилактику заболеваний и других нарушений здоровья В. Храмов считает невозможным без действенной системы информирования и чтения. В формировании данной системы, по мнению автора, целесообразно использовать компьютерные технологии хранения информации. Применительно к формированию здорового образа жизни информация должна подаваться в двух взаимосвязанных направлениях. Первое связано с приобретением разнообразных знаний о значении и содержании здорового образа жизни. Второе направление обусловлено частными задачами, возникающими непосредственно во время реализации различных элементов здорового образа жизни. Поэтому, по его мнению, использование интернет-технологий является эффективным средством в формировании здорового образа жизни [60].
Также хотелось бы рассмотреть отрицательные факторы, влияющие на здоровье обучающегося:
1) Распространение вредных привычек, зависимостей;
2) Учебные перегрузки;
3) Питание во время занятий;
4) Начальный уровень культуры здоровья, недостаток знаний по вопросам здоровья [55].
Поэтому для всех субъектов образовательного процесса актуализируется задача формирования здорового образа жизни у старших дошкольников, так как очевидно, что здоровье данной категории детей подвергается рискам в связи с неправильно организованным режимом дня, порою чрезмерно насыщенным дополнительными занятиями, отсутствием гармонии между статичными занятиями и двигательной активностью, питанием и т.п. [54].
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа гармоничного развития личности, которое не возможно без здорового об-раза жизни. Это образ жизни, способствует формированию, сохра¬нению и укреплению индивидуального здоровья. Понятие здорового образа жизни — ком¬плексное и многоаспектное. Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников — самая важная педагогическая задача, своевременная и сложная. Это обусловлено тем, что дошкольный возраст является сензи-тивным периодом в жизни ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), в те-чение которого организм обладает повышенной чувствительностью к воз-действиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и пси-хологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний. Сформи-рованная потребностно-мотивационная сфера здорового образа жизни в детстве способствует наилучшей адаптации ребенка к обучению в школе [41].
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамен-та физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем ор-ганизма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематиче-ских занятиях физической культурой [4]. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности познавательной деятель-ности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без физического воспитания и спорта. Индивидуальное здоровье дошкольника многомерное. В его структуру входят соматические, психические, физиче-ские, сенсорные, социальные, нравственные и другие компоненты. Базо¬выми компонентами индивидуального здоровья детей дошкольного воз¬раста являются физическое, психическое, и сенсорное развитие [11].
Физическое развития ребенка-дошкольника включают в себя, прежде всего, моторное развитие. Развитию моторики в дошкольном возрасте не-обходимо уделять особое внимание, так как его замедленное развитие мо¬жет стать одной из объективных причин возникновения трудностей при обучении в школе. Определяется физическое развитие уровнем сформиро¬ванности двигательных и моторных навыков, показателями высокой вы¬носливости и работоспособности ребенка [17].
Основным средством психического развития является обучение, кото-рое основывается на теоретическом положении Л.С. Выгодского о взаимо-связи обучения и развития — развитие подготавливает обучение, а обучение стимулирует развитие. Закономерными и необходимыми этапами психиче-ского развития ребенка являются возрастные кризисы. Характер возрас¬тных кризисов разрешаются путем установления новых взаимоотношений ребенка с окружающими, формированием новых видов деятельности и знаменует переход на следующую возрастную ступень психического раз¬вития [61].
Сенсорное развитие направлено на формирование, сохранение и укре-пление чувственной сферы ребенка (оптимизация зрительной нагрузки, гимнастика для глаз, тренировка вестибулярного аппарата). В сенсорном развитии детей дошкольного возраста необходимо, прежде всего, учиты¬вать специфику мышления — дошкольники мыслят лишь наглядными об¬разами и еще не владеют понятиями. В данном случае очень важно преоб¬разовать особым способом окружающую среду, наполнив ее различными рода стимуляторами, оказывающими положительное воздействие на орга¬ны зрения, слуха, обоняния и осязания [36].
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиоло¬гии, психологии, экологии и педагогики. Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни — процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания [18].
Большое значение в создании благоприятных условий для формирова-ния у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет сис¬тема дошкольного образования. Забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (В. Г. Игнатович, И. И. Капалыгина, И. В. Кривошеина, В. Г. Кудрявцев, Я. Л. Мархоцкий, И. Новикова, Н. В. Самусева, Е. В. Фролова, М. В. Чечета и др.), — проблема не только медицинская, но и педагогическая. Педагог должен научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем соз¬дания целостной системы по сохранению физического, психического и со¬циального благополучия ребенка [20].