Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Инновационные деятельность и их использование в туристской индустрии на территории Абхазии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Инновационная система в туризме 5
1.1 Использование инновационных технологий в туристическом бизнесе (сущность и история развития) 5
1.2 Виды инноваций в туристской деятельности 16
2. Инновации в туристской деятельности: отечественный и зарубежный опыт 21
2.1 Изучение инновационных систем в России и в зарубежных странах 21
2.2 Оценка инновационных систем в России и в зарубежных странах 24
2.3 Анализ инновационной деятельности на территории Абхазии и рекомендации по их использованию 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ #
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ #
Введение:
Инновации в туриндустрии – это создание новых туристических путей, разработка новых способов показа туробъектов, усовершенствование средств передвижения и размещения отдыхающих. Инновации в этом случае стоит рассматривать как явление системное позволяющее устойчивое функционирование и в целом положительный сдвиг для всей отрасли, которое также позволяет создать новые рабочие места и привлечь большие доходы.
Актуальность исследования. Чем выше социально-экономический статус, тем выше уровень потребностей населения. Ощущая стабильность в повседневной жизни, среднестатистический гражданин стремиться расширить свой уровень осведомленности, посредством посещения культурных и исторических мировых центров. 
Цель исследования заключается в системном, профессиональном исследовании инноваций в туризме. 
Задачи исследования:
- комплексно изучить использование инновационных технологий в туристическом бизнесе (сущность и история развития);
- рассмотреть виды инноваций в туристской деятельности;
- изучить инновационные системы  в зарубежных странах;
- проанализировать инновационную деятельность на территории Абхазии и рекомендации по их использованию.
Предметом исследования являются потребности клиентов современного туристского рынка, современные тенденции и виды инновационных технологий, обеспечивающие эти потребности. 
Объект исследования инновационные технологии, обеспечивающие потребности клиентов современного туристского рынка.
Степень изученности темы. В российской экономической литературе вопросам туризма посвящено немало научных исследований. Это работы Аванесовой Г.А., Александровой А.Ю., Бержакова М.Б., Селиванов В.В., Квартальнова В.А. и др. 
Теоретической и информационной базой исследования послужили научные труды отечественных ученых, таких как публикации в периодической печати, материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций, и семинаров, посвященные теоретическим вопросам и практическим проблемам продвижения и развития туризма. Cреди которых наиболее известны работы В.П. Мельникова, В.И. Кузякина, С.Е. Мищенко, М.А. Морозова, Н.Г. Гуляева
В работе использованы как общенаучные, так и специальные методы исследования.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
Сегодня инновации становятся основной характеристикой современной экономики, поскольку они являются мощным стратегическим и антикризисным инструментом. Актуальность инновационных технологий оправдывается глобализацией мирового рынка и сокращением жизненного цикла продуктов, а также необходимостью стратегического подхода к обновлению качественных характеристик продуктов и услуг. В гостиничном бизнесе инновационных технологий и маркетинговых инструментов.
Перед лицом растущей конкуренции за доступ к новым ресурсам. Для обеспечения конкурентоспособности и эффективного развития, а также привлечения иностранных туристов в отели в России необходимо внедрять инновационные технологии, используемые ведущими гостиничными компаниями мира. Инновации должны не только удовлетворить потребности клиента, но и вызвать чувство восторга от времени, проведенного в отеле. Главной характеристикой современного мира является важное и динамичное изменение в различных областях деятельности. Вторая половина XX века и начало XXI века характеризуется насыщенностью различных видов изменений и внедрением инноваций. Проникая во все сферы человеческой жизни, инновации влекут за собой изменение социальной психологии.
В каждой отрасли экономики существуют свои особенности, от которых зависит успешность ее развития. То же касается и туризма, доход от которого является основным для жителей некоторых стран или составляет существенную часть в бюджете государства. Инновации в туризме бывают:
По масштабу: уровня всей отрасли, отдельных предприятий, стран, городов, направлений.
По сфере внедрения: в информационных технологиях, в организации управления и работы людей, в области технического обслуживания.
По скорости возникновения: стратегические (внедряются постепенно) и реактивные (стремительно).
По потенциалу развития: от радикальных изменений до улучшения деталей существующей системы.
Перечислим основные инновационные мероприятия на туристическом рынке:
Осуществление рекламных кампаний (через средства массовой информации);
Привлечение потребителей посредством скидок и акций и донесения этой информации до туристов;
Создание положительной репутации у возможных клиентов,
улучшение сервиса, формирование системы отзывов о своей фирме;
Использование информационных технологий, в том числе разработка и создание удобных средств поиска и донесения информации, сайтов, мобильных приложений и пр.
Внедрение и продвижение ранее не представленных в регионе видов услуг: новые туры, маршруты, сотрудничество с авиаперевозчиками, гостиницами, ресторанами, посещение музеев через интернет и другое; Строительство новых туристических объектов; Изучение работы конкурентов, в том числе успешно развивающихся.
Таким  образом,  инновационная  деятельность  в  туризме  направлена  на  создание  нового  или  изменение  существующего  продукта,  освоение  новых  рынков  сбыта,  внедрение  передовых  IT-технологий  и  современных  форм  организационно-управленческой  деятельности.  Именно  поэтому  инновации  в  туризме  необходимы  и  являются  неотъемлемым  условием  его  развития.  Управления  новшествами  и  их  внедрение  для  развития  туризма  —  эти  вопросы  являются  основными  и  наиболее  весомыми  в  этой  области. 
Инновации  в  туризме  определены  как  направления,  в  которых  присутствует  определенная  новизна,  а  так  же  ряд  принципов,  ведущих  к  положительному  состоянию  дел  в  отрасли.  В  отрасли  туризма,  как  нигде,  взаимодействуют  различные  структуры,  такие  как  местные  органы,  руководство  страны,  туристские организации,  транспортная система, собственники  предприятий размещений и питания, страховые компании и многие другие.  При  комплексных  скоординированных  действиях  будет  наблюдаться  положительный  эффект  в  развитии  отрасли.
Инновации в туризме представляют собой появление новых и улучшение существующего продукта, разработка новых туров, улучшение средств размещения, питания, передвижения, создание новых рабочих мест, освоение новых мест, внедрение новых способов маркетинга и продвижения турпродукта.
На сегодняшний период развития существуют несколько направлений осуществления инноваций в турдеятельности.
Выпуск туристического продукта нового качества (использование новых мест для проведения экскурсий, разработка новых маршрутов).
Использование новых туристических ресурсов (новые способы передвижение).
Применение новых принципов привлечения покупателей и способствование лояльности клиентов (совершенствование маркетинговой политики, новые каналы рекламы).
Применение новых технических приспособлений и совершествование старых технологий.
В последнее время именно применение новых технологий приносит положительный эффект для индустрии. Основные тенденции в этом направлении это: повсеместная компьютеризация, стремление к глобализации, и переход на новые электронные приспособления.
Фрагмент текста работы:
1. Инновационная система в туризме
1.1 Использование инновационных технологий в туристическом бизнесе (сущность и история развития)
Сегодня инновации становятся основной характеристикой современной экономики, поскольку они являются мощным стратегическим и антикризисным инструментом. Актуальность инновационных технологий оправдывается глобализацией мирового рынка и сокращением жизненного цикла продуктов, а также необходимостью стратегического подхода к обновлению качественных характеристик продуктов и услуг. В гостиничном бизнесе инновационных технологий и маркетинговых инструментов.
Перед лицом растущей конкуренции за доступ к новым ресурсам. Для обеспечения конкурентоспособности и эффективного развития, а также привлечения иностранных туристов в отели, необходимо внедрять инновационные технологии, используемые ведущими гостиничными компаниями мира. Инновации должны не только удовлетворить потребности клиента, но и вызвать чувство восторга от времени, проведенного в отеле. Главной характеристикой современного мира является важное и динамичное изменение в различных областях деятельности. Вторая половина XX века и начало XXI века характеризуется насыщенностью различных видов изменений и внедрением инноваций. Проникая во все сферы человеческой жизни, инновации влекут за собой изменение социальной психологии.
Знаменитый русский культуролог М.С. Каган писал: «Идеи о существовании определенных констант мышления и поведения, обусловленных определенной устойчивостью человеческого существования в мире, наконец исчезли из общественного сознания, основного для традиционной культуры теперь все кажется неустойчивым, относительным, исчезая, не имея времени для возникновения и, следовательно, лишенной реальной ценности». Для обеспечения конкурентоспособности и эффективного развития, а также привлечения иностранных туристов в гостиницы, необходимо внедрять инновационные технологии, которые используются ведущими гостиничными предприятиями мира.
Результат от внедрения инноваций должен не только удовлетворить потребности клиента, но и вызвать чувство восторга от времени, проведенного в гостинице.
Термин «инновация» как новая экономическая категория был введен в научную терминологию австрийским ученым Дж. Шумпетером в первом десятилетии 20-го века. В своей работе «Теория экономического развития» (1911) Дж. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (то есть вопросы инноваций) и дал полное описание инновационного процесса.
Благодаря инновациям происходят изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новой продукции, транспортных средств, рынков и форм организации в предпринимательской деятельности.
Ф. Пихон считает, что инновации представляют собой сочетание технических, промышленных и коммерческих видов деятельности, которые приводят к появлению на рынке новых и улучшенных процессов, и оборудования.
Кондратьев Н. Д. разработал теорию циклического развития, согласно которой динамика инноваций представлена как целенаправленное и интенсивное использование открытий, которые одновременно изменяют социальную жизнь.
В.П. Власов отмечает, что «инновация» означает коммерциализацию результатов творчества, в т.ч. и в гуманитарных областях знаний, продаваемых на рынке товаров и услуг (в виде новых или улучшенных коммерческих продуктов, технологического процесса, нового решения, улучшающего организацию и управление в научной, технологической и производственнотехнологической сферах). В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальное, воплощенное в новых продуктах и технологиях.
Туризм является одной из самых важных источников дохода во многих странах, при этом значение туриндустрии в современном мире возрастает. Успешное развитие любой индустрии, связано, прежде всего, с введением различного рода инноваций, затрагивающих различные сферы (социальную, экономическую, техническую). Инновацией считается такое новшество, которое появилось в результате осознания потребности в нем, выбора инновационной стратегии развития, поиска и приобретения, адаптации к нему, рутинизации, т. е. включения в технологию и свою культуру, использования, повышения компетентности и получения выгод [1, с. 19].
Инновации в туриндустрии – это создание новых туристических путей, разработка новых способов показа туробъектов, усовершенствование средств передвижения и размещения отдыхающих. Инновации в этом случае стоит рассматривать как явление системное позволяющее устойчивое функционирование и в целом положительный сдвиг для всей отрасли, которое также позволяет создать новые рабочие места и привлечь большие доходы.
К примеру, появление полимерных и композитных материалов привело к созданию нового рода снаряжения для экстремальных видов спорта, туристических походов, а также позволило сделать более безопасным, а вместе с тем более привлекательным альпинистский, водный, и прочие виды туризма.
Разработка более усовершенствованного программного обеспечения, позволило сделать процесс показа каких-либо туробъектов более информативным, в ходе которого турист может с помощью использование смартфона или планшета получить недостающую информацию об объекте показа.
Таким образом, инновации в туризме представляют собой появление новых и улучшение существующего продукта, разработка новых туров, улучшение средств размещения, питания, передвижения, создание новых рабочих мест, освоение новых мест, внедрение новых способов маркетинга и продвижения турпродукта.
На сегодняшний период развития существуют несколько направлений осуществления инноваций в турдеятельности.
Выпуск туристического продукта нового качества (использование новых мест для проведения экскурсий, разработка новых маршрутов).
Использование новых туристических ресурсов (новые способы передвижение).
Применение новых принципов привлечения покупателей и способствование лояльности клиентов (совершенствование маркетинговой политики, новые каналы рекламы).
Применение новых технических приспособлений и совершествование старых технологий.
В последнее время именно применение новых технологий приносит положительный эффект для индустрии. Основные тенденции в этом направлении это: повсеместная компьютеризация, стремление к глобализации, и переход на новые электронные приспособления.
На современном этапе в туристической индустрии стали активно распространяться технологии бронирования туров дома и самостоятельного составления маршрута на сайте. Эти инновационные технологии позволяют удешевить процесс продажи тура, делают его более индивидуальным, а также помогают прослеживать процесс осуществления продукта на всех этапах. Положительные стороны имеются также для менеджеров турфирмы за счет повышения эффективности и уменьшения времени разработки тура.
В связи с большой популярностью событийного туризма среди отдыхающих, появляются совершенно новые виды туризма, такие как театрализованный тур (анимационный тур). Такая форма тура позволяет создать какое-либо красочное событие: танцевальное-шоу, карнавал, ярмарка, тематические игры, с непосредственным участием отдыхающих в нем. Применяют несколько видов вовлечения туриста в происходящее событие.
Костюмирование. Помогает подстегнуть участника к активным действиям, и ускорить процесс привыкания к атмосфере события.
Несколько форм состязаний.
Воссоздание исторических мест, событий, с учетом географии, архитектуры местности.
Значение туризма с каждым годом возрастает почти во всех странах, так как позволяет создать новые рабочие места, способствует освоению новых территорий, а также выступает в качестве поставщика новых продуктов и услуг.
Одним из самых значительных инноваций в туриндустрии стало активное использование мобильных устройств, как в качестве инструмента продаж, так и в качестве вспомогательного приложения для самих туристов.
Мобильные приложения это достаточно новый и пока не до конца освоенный рынок для тур индустрии, позволяющий активнее проводить маркетинговую политику, быстрее сообщать пользователям о выгодных приложениях, наглядно демонстрировать новые продукты и услуги.
Очень большую популярность приобретают приложения, сопровождающие туриста до и вовремя путешествия, а также дающие ему необходимую в конкретный период информацию.
Например, приложение Skyscanner позволяет путешественнику получать информацию о цене за полет, дате вылета, а также время пересадки и посадки. А такое мобильное приложение как Redigo даст информацию о стране пребывания, особенностях въезда, проживания, местных традициях и законах, что, несомненно, поможет лучше провести время и убережет от неприятных ситуаций.
Причины введения инноваций в туристическую сферу, в разные времена и в разных странах бывают различные. Примером инновационной деятельности является работа туристической фирмы уже более 100 лет работающей на рынке Италии и ныне известной как Chiari Sommariva s.p.a. [2, с. 25]. На современном этапе развития индустрии выделились следующие основные причины введения инноваций:
Рост потребности отдыхающих в знакомстве с культурой, образом жизни в незнакомых регионах.
Заполнение рынка традиционными видами путешествий и экскурсий.
Увеличение числа турагентов и туроператоров. Наращивание конкурентной борьбы.
Опасность потери потоков во въездном туризме и сдерживание своих граждан от поездки в другие регионы и страны для отдыха.
Туристская индустрия помимо организаций поездок и размещении отдыхающих, так же является хорошим источником доходов для государства. И для того что бы поддерживать доход государство должно применять ряд мер для стимуляции развития данной индустрии. Одной из таких мер является разработка и внедрение инноваций в сферу туризма и смежных с ней сфер (размещение, питание, транспорт).
При этом инновационная деятельность должна опираться базу накопленных знаний и данных. Необходимо проведения анализа потребностей целевого рынка, для наиболее полной и точной работы по разработке нового продукта. Требуется также проведения анализа эффективности собственного производства и действия конкурентов для предвидения развития событий и минимизации рисков. На введении инноваций в индустрию туризма оказывает влияние экономический климат в стране, проработанность законодательной базы, социальная обеспеченность населения, инвестиционная открытость отрасли, а также действующие межрегиональные соглашения и соглашения между странами.
Формирование нового продукта в настоящее время проходит через несколько этапов. Вначале образуется идея о разработке нового, либо об усовершенствовании уже существующего продукта на основе предпочтения целевой аудитории. Затем идет изучение возможностей применения инновационного продукта на практике. Идет поиск партнеров, организаций и предприятий, которые смогу т помочь в ведении продукта.
Следующий этап – это проверка нового продукта непосредственно в сфере применения, также это может быть презентация нового продукта, оценки экспертов, пробное применение. Также необходим еще один сбор анализа целевой аудитории, для того что бы исправить ошибки, допущенные в предыдущих этапах, откорректировать вектор развития и выпустить готовый и целостный продукт.
После выпуска инновационного продукта, важной задачей также является продвижение и внедрение на рынок для основной аудитории товара. В этот этап входит проведение рекламных акций, активный пиар в СМИ, гибкая ценовая политика, использование скидок, бонусов при покупке.
Таким образом, инновации в туризме просто необходимы для его конкурентоспособности и финансового процветания в любой стране. Специалисты делают выводы о том, что именно наличие, новых разработок в сфере туризме таких как новые маршруты, новая организация досуга, более удобные формы передвижения, и лучшая укомплектованность, а также гибкость и индивидуальный подход к клиентам позволят принести финансовый успех туроператор и турфирмам, а также всей отрасли в целом.
Несмотря на различные препятствия политического, экономического и социального характера, туризм постоянно развивается, приобретая все новые формы и проявления. Работники сферы туризма имеют дело с многообразием форм и методов организации отдыха, путешествий, культурного досуга. Развитие туристского бизнеса возможно только на основе внедрения новых идей, совершенствования процессов производства товаров и услуг, расширения их ассортимента. Очевидно, в туризме ежедневно внедряются инновации самого разнообразного характера под влиянием, как научно-технического прогресса, так и интеллектуального развития человечества. Теоретические аспекты инновационной деятельности отражены в работах зарубежных (П. Друкер, Н. Мончев, Э. Мэнсфилд, И. Перлаки, М. Портер, Й. Шумпетер и др.) и отечественных  ученых (О. Виханский, С. Ильенкова, А. Поршнев, Р. Фатхутдинов, Ю. Яковец  и др.). Кроме того, проблемы инноваций получили освещение в работах ученых, исследующих непосредственно туристскую систему, (В. Азар, Л. Ильина, В. Квартальнов, В. Сапрунова, А. Чудновский и другие). 
Однако, проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования позволяет констатировать, что на сегодняшний день теоретический массив знаний по вопросу инноваций в сфере туризма сформирован не в полной мере, достаточно быстро теряет свою актуальность в связи со стремительными темпами развития науки и техники, нуждается в систематическом расширении и дополнениях. Динамика и масштабы происходящих изменений в сфере инновационной деятельности предприятий туризма предопределили необходимость исследования, упорядочения и систематизации научных знаний в этой области. В связи с чем, цель данной статьи – выявить и охарактеризовать актуальные инновации в индустрии туризма. 
Итак, инновации  в  туризме  —  это  системные  мероприятия,  тесно связанные между собой процессы по формированию, реализации, продвижению и послепродажному обслуживанию инновационного туристского продукта, которые  имеют  качественную  новизну,  приводящие  к  позитивным  сдвигам  в  отрасли.  Инновационный  процесс  получает  свое  признание,  с  одной  стороны,  через  туристский  рынок  и  степень  удовлетворенности  клиента,  а  с  другой  стороны,  в  основном,  благодаря  принятию  совместных  решений  туристскими  организациями  и  органами  управления  разных  уровней [1, с.10]. 
На  внедрение  инноваций  в  сферу туризма  влияет  экономическая  ситуация  в  стране,  социальное  положение  населения,  национальное  законодательство,  а  также  межправительственные  и  международные  соглашения.  Поэтому  причинами  внедрения  инноваций  в  данной  сфере  являются: – насыщение  туристского рынка  традиционными  направлениями и дестинациями; – опасность  большой  потери  доли  рынка  во  въездном  туризме; – обострение  конкуренции  и  рост  предложений; – технологическая  революция  и  расширение  области  применения  информационных  технологий; – переход  от  экономики  предложения  к  экономике  спроса. 
Отметим, что  в  туристской  сфере  инновационная  деятельность  развивается  по  трем  направлениям. 
1.  Внедрение  нововведений,  связанных  с  развитием  предприятия  и  туристского  бизнеса  в  системе  и  структуре  управления,  включая  реорганизацию,  укрупнение,  поглощение  конкурентов;  кадровую  политику  (обновление  кадров,  повышение  квалификации);  рациональную  экономическую  и  финансовую  деятельности  (внедрение  современных  форм  учета  отчетности). 
2.  Маркетинговые  инновации,  позволяют  охватить  потребности  целевых  потребителей  и  привлечь  не  охваченный  сегмент  покупателей  на  данный  момент  времени.
3.  Периодические  нововведения  направлены  на  изменение  потребительских  свойств  туристского  продукта,  его  позиционирование  на  рынке  как  эксклюзива,  которые  предполагают  увеличение  конкурентных  преимуществ [2, с. 154].
Таким  образом,  инновационная  деятельность  в  туризме  направлена  на  создание  нового  или  изменение  существующего  продукта,  освоение  новых  рынков  сбыта,  внедрение  передовых  IT-технологий  и  современных  форм  организационно-управленческой  деятельности.  Именно  поэтому  инновации  в  туризме  необходимы  и  являются  неотъемлемым  условием  его  развития.  Управления  новшествами  и  их  внедрение  для  развития  туризма  —  эти  вопросы  являются  основными  и  наиболее  весомыми  в  этой  области. 
Инновации  в  туризме  определены  как  направления,  в  которых  присутствует  определенная  новизна,  а  так  же  ряд  принципов,  ведущих  к  положительному  состоянию  дел  в  отрасли.  В  отрасли  туризма,  как  нигде,  взаимодействуют  различные  структуры,  такие  как  местные  органы,  руководство  страны,  туристские организации,  транспортная система, собственники  предприятий размещений и питания, страховые компании и многие другие.  При  комплексных  скоординированных  действиях  будет  наблюдаться  положительный  эффект  в  развитии  отрасли [1, с. 23]. 
Итак, ниже приведем наиболее актуальные и значимые с нашей точки зрения инновации в туристской деятельности. В первую очередь, отметим процессы оптимизации связанные с визовыми формальностями. 
На сегодняшний день разработано и успешно функционирует первое в своем роде мобильное приложение VisaToHome. Данная программа позволяет заказать визу не выходя из дома для всех стран, не требующих сдачи отпечатков пальцев. Для ряда шенгенских стран доступна услуга мобильной биометрии. С помощью VisaToHome можно оформить визу в более чем 30 стран мира. Все необходимые документы фотографируются и отправляются через приложение, анкета заполняется специальным отделом компании разработчика. Приложение доступно в AppStore и Google Play.
Клиентоориентированные технологии, связанные с предоставлением информации, набирают популярность среди путешественников с каждым днем. Изучим некоторые из них. К примеру, QR-коды, явление не настолько экстремально новое, однако, все еще не утратившее свою актуальность, явление. Это матричные коды (двумерный штрихкод), разработанные и представленный японской компанией Denso-Wave в еще далеком 1994 году в промышленных целях. Пользователи смартфонов распознают QR-коды с помощью камеры на телефоне и получают на него информацию о туристских местах. Данная инновация служит неотъемлемым инструментом для самоорганизованного туризма и любителей «не пакетных» туров.
Также, систематически разрабатываются новые разнообразные приложения, своего рода мультимедийные путеводители, которые помогут туристу сориентироваться на местности, проложить кратчайший путь до необходимого пункта назначения, выбрать средство размещения, изучить предприятия питания, находящиеся неподалеку, места для организации досуга и многое другое. Примером такой инновации может послужить чат-бот от TripAdviser, доступный в Facebook Messenger. «Чат-бот» — это виртуальный собеседник, программа с искусственным интеллектом, способная общаться с живыми пользователями посредством текстовых сообщений. Как правило, чат-боты используются как помощники для взаимодействия. При помощи этой разработки, пользователь сможет задать вопрос или попросить совет относительно популярных ресторанов, достопримечательностей, отелей и авиаперелетов и т.п.  
TripAdvisor моментально просмотрит миллионы отзывов и на их основании предоставит список лучших рекомендаций – все в пределах платформы Facebook Messenger. Кроме того, чат-бот будет непрерывно изучать предпочтения пользователей для формирования идеального путешествия [3]. Помимо виртуальных туристских «гидов», научно-технический прогресс предлагает вполне реальных роботов, которые могут как предоставить информацию об отдельных достопримечательностях, так и составить полноценную экскурсионную программу. Этот проект разработан японской компанией Sharp. Гиды-роботы владеют английским и китайским языками, в них  заложена база данных о достопримечательностях Японии. Кроме того, такой «проводник» оснащен встроенной камерой, с помощью которой может фотографировать «арендаторов». При этом стоимость аренды сравнительно небольшая – 13 долларов в день. Как поясняют разработчики, в Японии высокий недостаток специалистов в сфере обслуживания, который предполагают компенсировать включением «искусственного разума». Инновации в туризме находят свое отражение не только в сфере информационных технологий, но так же и в маркетинговой деятельности. К примеру, одна из британских гостиниц, расположившаяся в графстве Уоррингтон, предлагает забронировать на время проживания в отеле золотую рыбку по имени Хэппи. 
Данная дополнительная услуга, по мнению владельца отеля, скрасит пребывание гостей в номере, которые путешествуют в одиночестве. Необычная опция появилась в отеле Omni  (Даллас, штат Техас). Каждый гость при желании может приобрести в качестве сувенира любой арт-объект, составляющий интерьер отеля. На протяжении последних нескольких лет данное предприятие размещения сотрудничает с местными художниками, чьими работами украшены номера, холлы и другие помещения. Нельзя не отметить, что это для Omni Dallas Hotel  это стало своеобразной визитной карточкой. На сегодняшний день в отеле насчитывается более 6 500 оригинальных экспонатов, которые предоставили 150 местных художников [4]. В Италии, отель Palace Hotel di Milano Marittima запустил новый уникальный сервис для своих клиентов. Всем своим постояльцам&n