Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Информатизация процесса обучения иностранному языку в вузе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ 6
1.1. Информационные технологии обучения в вузе 6
1.2. Организация электронной информационно-образовательной среды вуза и ее возможности в процессе обучения студентов иностранному языку 14
ВЫВОДЫ по Главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ 31
2.1. Организация и методики исследования 31
2.1.1. Констатирующий эксперимент: определение уровня владения иностранным языком студентов 31
2.2. Формирующий этап исследования. Повышение уровня знаний иностранного языка у студентов путем информатизации процесса обучения 36
2.3. Проверка эффективности проведенной работы 54
ВЫВОДЫ по Главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ 59
Введение:
Актуальность исследования. Международные связи России обусловливают потребность в специалистах, способных к профессиональному иноязычному общению, то есть таких, которые могут осуществлять успешное взаимодействие с зарубежными собеседниками. Особенно важным является владение навыками и умениями общаться на английском языке, поскольку Россия сотрудничает со многими зарубежными организациями, где английский язык является официальным языком международного общения.
Это актуализирует исследование проблем повышения профессиональной компетентности будущих специалистов, их подготовки к деятельности в современных социально-экономических условиях. Исследуя стандарты высшего профессионального образования в течение последних лет, нельзя не отметить заметный рост уровня требований к владению иностранным языком студентами вузов. При этом владение иностранным языком охватывает не только умение получать профессиональную подготовку. В условиях расширения сфер сотрудничества с зарубежными партнерами чрезвычайно актуальной становится способность общаться с иностранными коллегами. Соответственно, одним из важнейших элементов профессиональной компетентности будущих специалистов является овладение иностранным языком на уровне, доступном для восприятия собеседником. Именно поэтому обучение иностранному языку как средству коммуникации в процессе будущей профессиональной деятельности является приоритетной задачей преподавателя.
Современная система образования предоставляет педагогу возможность выбора среди множества инновационных технологий ту, которая позволит по-новому взглянуть на привычные вещи, поможет вооружить обучающихся не только знаниями, но и умениями, развить их познавательную самостоятельность. Радикальные изменения происходят, в том числе, и в технологиях обучения (переход от объяснительных к деятельностным), и в изменении оценки результатов обучения (оценка не только предметных умений, но и межпредметных и личностных результатов). В концепции ФГОС выделен компетентностный и коммуникативный подходы к образованию [ФГОС ВО]. Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познание, коммуникативное, социальное и личностное развитие студента.
В наше время существует немало методов и технологий преподавания английского языка – как традиционных, так и новых. Необходимым условием выбора того или иного метода обучения и образовательной технологии, которые подходят и педагогу, и обучающимся, является знание инновационных технологий обучения. Основная задача современного преподавателя иностранного языка – выбрать методы и формы организации учебной деятельности обучающихся, которые лучше всего отвечают уровню развития каждого студента.
Особое значение приобретают такие технологии в организации самостоятельной работы студентов, целью которой является формирование творческой личности, способной на саморазвитие, самообразование, инновационную деятельность не только во время учебы в университете, но и в течение всей жизни: современный человек должен учиться самостоятельно воспринимать и анализировать большой объем новой информации, критически относиться к ее оценке, уметь анализировать. В этом ему оказывают существенную помощь информационно-коммуникационные технологии, чье развитие влияет на все сферы деятельности, включая образования.
Итак, актуальность исследования обусловливается тем, что сегодня в контексте модернизации российского образования одним из основных приоритетов является информатизация образования, главная задача которой состоит в создании единой информационно-образовательной среды (ИОС), являющейся одним из условий достижения нового качества образования.
Объект исследования – процесс обучения иностранному языку в вузе.
Предмет исследования – информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения иностранному языку в вузе.
Цель исследования состоит в определении возможностей использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку в вузе.
Задачи исследования:
1) рассмотреть особенности процесса обучения иностранному языку в вузе;
2) охарактеризовать цели обучения иностранному языку по направлениям подготовки;
3) проанализировать технологии обучения иностранному языку в вузе;
4) определить требования к компонентам электронной информационно-образовательной среды вуза;
5) рассмотреть на конкретных примерах применение ИКТ в процессе обучения иностранному языку.
Методы и приёмы исследования: теоретический анализ научно-методических источников, изучение результатов педагогических исследований и обобщение педагогического опыта; эксперимент.
Практическая значимость работы состоит в том, что собранный нами теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших разработках данной проблемы.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и одного приложения.
Заключение:
Информационно коммуникативные технологии должны отвечать следующим требованиям: обеспечение личной ориентированности обучения; создание условий для интерактивного доступа к информации и предоставление студенту свободы действий в управлении процессом самопознания объектов и явлений в рамках заданных ограничений; развитие интеллектуальных и творческих способностей индивидуума; повышение стремление личности к самостоятельной учебной деятельности, обмена знаниями и сотрудничества; регулирования мотивации деятельности студентов при использовании информационных и телекоммуникационных технологий; обеспечения основательного проникновения в сущность исследуемых процессов и явлений из-за возможности трансформации времени и пространства.
Внедрение информационно коммуникативных технологий способствует приобретению студентами опыта самостоятельного решения профессионально важных задач, развития творческого потенциала, формированию умения не только самостоятельно определять и ставить профессиональные проблемы, но и находить эффективные пути выхода из них, что предполагает ответственное отношение к себе, окружающим людям, социальной и природной среде, в которой они находятся.
Проведенное нами исследование показало положительную динамику в уровнях овладения студентами иностранным языком: высокий уровень знаний, умений и навыков показали 9 студентов (47%) по сравнению с 7 (37%) на констатирующем этапе, средний – 8 студентов (41%) по сравнению с 5 студентами (26%) на констатирующем этапе, низкий – 2 студента (12%) по сравнению с 7 (37%) на констатирующем этапе. Такие результаты свидетельствуют об эффективности обучения студентов иностранному языку в условиях ИКТ.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
1.1. Информационные технологии обучения в вузе
Традиционная формула образовательного процесса «знание – умение – навыки» уже не срабатывает в полной мере. Информационное общество требует от человека обретения способности и умения самостоятельно приобретать и нестандартно использовать знания, овладевать информационными технологиями их поиска, осмысление, углубление и применение, которые становятся органической потребностью каждого человека.
Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО) ставили по отношению к овладению иностранным языком довольно высокую планку и требовали от выпускника-специалиста способности «продолжить обучение или вести профессиональную деятельность в иноязычной среде» [ГОС].
Согласно ГОС ВПО Профессионально ориентированное обучение иностранному языку тесно согласовалось с будущей специальностью студентов вуза. Обучение специальности через язык, обучение языку через специальность − одна из важных проблем профессиональной подготовки специалиста.
Сегодня действующие ФГОС ВО устанавливают требования к результатам освоения программ в рамках компетентностного подхода. У выпускника вуза должны быть сформированы компетенции трех видов: общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК).
Современные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования выдвигают следующие условия обучения иностранному языку студентов вузов.
1. Обучение студентов иностранному языку должно иметь общепрофессиональную / общенаучную направленность, а не замыкаться на отдельных специальностях. Для конкурентоспособного специалиста важно уметь самостоятельно овладевать новыми знаниями в различных сферах профессиональной деятельности, чтобы быть мобильным на рынке труда.
2. Опора на профилирующие дисциплины сменяется опорой на личностный багаж студентов во всем его многообразии: интересы, мотивы, установки, культурный кругозор, объем знаний в разных областях.
Таким требованиям полностью отвечает использование информационно-коммуникационных технологий.
В современном образовании информатизация и внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в учебный процесс является одним из приоритетных направлений развития, что значительно способствует улучшению качества и эффективности обучения студентов. Применение ИКТ требует пересмотра форм и методов учебной деятельности. Следует помнить, что компьютерные технологии являются эффективным, но все же вспомогательным средством обучения.
XXI век – время перехода к высокотехнологичному информационному обществу, в котором качество человеческого потенциала, уровень образованности и культуры всего населения приобретают решающее значение. Компьютеры стремительно вошли в различные сферы повседневной деятельности общества, поэтому широкое внедрение компьютерной техники в процессе обучения является важной задачей педагогов.