Источниковедение,вспомогательные исторические дисциплины и археография,электронные архивы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Информационные системы в медицинской отрасли : правовые и функциональные аспекты

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Медицинские информационные системы как способ повышения эффективности управления медицинскими учреждениями 10
1.1. Сущность информационных систем 10
1.2. Назначение и особенности информационных систем, используемых в деятельности медицинских организаций, для повышения уровня документационного обеспечения 16
Глава 2. Выявление проблем документационно-информационного обеспечения в электронной среде медицинских организаций: правовые и функциональные аспекты 21
2.1. Актуальные правовые аспекты документационного обеспечения при применении информационных систем в медицинских организациях 21
2.2. Структурная адаптация федеральных требований к документационному сопровождению управленческого процесса на региональном и местном уровне 28
Глава 3. Пути оптимизации функциональных и правовых аспектов документационно-информационного обеспечения в электронной среде медицинских организаций 42
3.1. Организационно-правовые аспекты внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности при организации документационно-информационного обеспечения 42
3.2. Перспективы применения и совершенствования персонифицированного учета при документировании и архивировании информации медицинских организаций 54
Заключение 65
Список использованных источников 76

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Современный период развития обще-ства характеризуется сильным влиянием на него компьютерных техноло-гий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспе-чивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Они очень быстро преврати-лись в жизненно важный стимул развития не только мировой экономики, но и других сфер человеческой деятельности. Трудно найти сферу, в кото-рой сейчас не используются информационные технологии. Лидирующие области по внедрению компьютерных технологий занимают архитектура, машиностроение, образование, банковская структура и конечно же меди-цина.
Компьютер все больше используется в области здравоохранения, что бывает очень удобным, а порой просто необходимым. Благодаря этому медицина, в том числе и нетрадиционная, приобретает сегодня совершенно новые черты. Во многих медицинских исследованиях просто невозможно обойтись без компьютера и специального программного обеспечения к нему. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в меди-цинской теории и практике, связанными с внесением корректив к подго-товке медицинских работников.
Жизненный путь каждого человека в той или иной степени пересека-ется с врачами, которым мы доверяем свое здоровье и жизнь. Но образ медицинского работника и медицины в целом в последнее время претерпе-вает сильные изменения, и происходит это во многом благодаря развитию информационных технологий.
На сегодняшний день действующая в Российской Федерации бюд-жетно-страховая модель имеет ряд существенных недостатков, которые значительно влияют на эффективность системы здравоохранения в целом. Среди недостатков можно выделить:
— недостаточный уровень рациональности использования бюджетных средств, ориентированный на прибыль, а не на повышение качества кон-троля медицинских учреждений страховыми медицинскими организация-ми;
— завышенные показатели в рамках системы обязательного медицин-ского страхования;
— низкий уровень внедрения цифровых технологий.
Развитие информационных систем неизбежно поглощает все сферы жизни человека. Достаточно давно уже говорят и необходимости прогрес-са в информатизации здравоохранения. Люди, не имеющие специального образования, не совсем понимают, для чего она нужна и какие проблемы поможет решить.
Раньше получить ту или иную медицинскую информацию было до-статочно сложно. Сегодня же врачебные и научные знания находятся во всеобщем доступе. Но, несмотря на это, преимущественная часть населе-ния по-прежнему остается недовольной функционированием и устрой-ством действующей системы здравоохранения.
Цель информатизации в данном случае заключается в удовлетворе-нии постоянно растущего спроса на медицинские услуги и качество их предоставления. Решить целый ряд актуальных проблем в сфере здраво-охранения можно только одним способом – путем эффективного взаимо-действия врачей с населением. Создание общего информационного про-странства играет в этом вопросе главную роль. Приоритетной задачей ин-форматизации здравоохранения на современном этапе является налажива-ние обратной связи с пациентом.
Причиной острой необходимости внедрения инновационных техно-логий является массовый переход населения на домашнее лечение, пред-полагающее осуществление мониторинга самочувствия больного через ин-тернет-канал и оказание лечебной помощи в амбулаторных или домашних условиях. Основной целью информатизации здравоохранения является, как несложно догадаться, создание механизма предоставления профиль-ных услуг высокого качества посредством внедрения уникальных элек-тронных разработок.
Важнейший фактор развития медицинской информатизации в России в настоящее время  — это инициативы Министерства здравоохране-ния: федеральный проект о создании Единого цифрового контура ЕГИСЗ и национальный проект «Здравоохранение», которые, с одной стороны, катализируют информатизацию регионов, подталкивая подклю-чаться к Единому цифровому контуру даже убежденных ретроградов, а с другой — склоняют всех участников рынка МИС к самодиагностике на предмет соответствия гос. требованиям, которые, впрочем, до сих пор не определены четко.
Заместитель министра здравоохранения РФ Елена Львовна Бой-ко говорит о том, что в настоящий момент целесообразно остановиться на нескольких базовых информационных системах, которые ежегодно будут комплектоваться дополнительными сервисами, возможно, от других раз-работчиков. Таких дополнений будет становиться все больше, тем более что сейчас активно обсуждается использование Искусственного интеллек-та, но всё это будут суперсервисы.
Иными словами, медицинских информационных систем станет мень-ше, а вот требования к ним, особенно к их интеграционным способностям, возрастут.
Российские медицинские системы, разумеется, также активно исполь-зуют различные протоколы взаимодействия с оборудованием, с базами данных и между собой, однако единого мнения о том, какой протокол оп-тимален, в сообществе нет. По сути, каждая МИС придерживается того протокола передачи данных, который исторически прижился: обычно это HL7 v2 или (реже) HL7 v3, — кстати, они, как и FHIR, разрабатывались в HL7 International. Тем не менее, доверие к FHIR растет, и некоторые компании обращаются к стандарту FHIR4, не дожидаясь отмашки от Мин-здрава.
Иногда даже единая региональная МИС с полным охватом — не па-нацея от бессмысленной работы; к примеру, коллегам из Саратовской об-ласти приходится вручную переносить данные из централизованной меди-цинской системы в несколько федеральных мониторингов, порожденных разными департаментами.
Иногда бригады скорой помощи и диспетчерские центры имеют раз-ное юридическое подчинение. Сейчас есть тенденция объединять их в одну структуру, но некоторые регионы возвращаются к старой схеме, потому что на практике протяженность региона делает объединение невыгодным.
В подобном варианте интеграция центра и бригады буксует на юри-дических вопросах, готовых ответов на которые пока нет.
Сложный интерфейс МИС остается одной из главных причин сопро-тивления информатизации
Сообщество не первый год обсуждает, что современные медицинские системы визуально перегружены, и это сильно мешает среднестатистиче-скому медику порадоваться переходу на МИС. Нормально, что установка на ускоренное подключение к ЕГИСЗ не сняла проблему, а только обост-рила.
Очевидно, что список помех на пути к бесперебойному единому цифровому контуру можно продолжать очень долго.
Целью исследования является исследование правовых и функцио-нальных аспектов информационных систем в медицинской отрасли.
Объект исследования – информационные системы в медицинской от-расли.
Предмет исследования – правовые и функциональные аспекты внед-рения информационных систем в медицинскую отрасль.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть сущность информационных систем;
— рассмотреть назначение и особенности информационных систем, используемых в деятельности медицинских организаций, для повышения уровня документационного обеспечения;
— изучить актуальные правовые аспекты документационного обеспе-чения при применении информационных систем в медицинских организа-циях;
— рассмотреть структурную адаптацию федеральных требований к документационному сопровождению управленческого процесса на регио-нальном и местном уровне;
— выявить организационно-правовые аспекты внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности при организации до-кументационно-информационного обеспечения;
— определить перспективы применения и совершенствования персо-нифицированного учета при документировании и архивировании инфор-мации медицинских организаций.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2000 по 2025 год.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Вопро-сами информатизации здравоохранения российские ученые занимаются уже более 10 лет. Ряд ученых, среди которых В.В. Бальчевский, П. А. Во-робьев, И. В. Тюрина, П.М. Барышев, доказывают, что в случае недоста-точного внимания к методам и средствам компьютеризации концепция единой государственной информационной системы здравоохранения (да-лее — ЕГИСЗ) достигнута не будет.
Проблемы информатизации системы здравоохранения в России под-нимали В.А. Титов и С.Н. Цыганов. Учеными были определены основные мероприятия в рамках создания ЕГИСЗ: регламентация медицинской до-кументации в электронном виде, решение проблем двойного документо-оборота, обеспечение информационной безопасности. По большей части исследователи сходятся во мнении, что компьютеризация и применение цифровых технологий в медицине представляет собой процесс, требующий комплексного подхода.
Так, А.В. Тихомиров высказывает мнение о значительном воздей-ствии информатизации на охрану здоровья через изменение сложившейся практики общественных отношений, репозиционирование участников, стимулирование роста инноваций и притока инвестиций в практику охра-ны здоровья.
Однако следует отметить, что низкий уровень информатизации не является единственной проблемой, тормозящей развитие системы здраво-охранения. Так, для создания ЕГИСЗ необходимо устранить значительную дифференциацию регионов по техническому обеспечению медицинских учреждений.
В работе Е.Л. Бойко представлены конкретные шаги по развитию ЕГИСЗ и проанализированы возможные риски внедрения информацион-ных технологий. Безусловно, цифровизация здравоохранения несет за со-бой ряд угроз: возможность утечки информации, простои в работе в связи с техническими сбоями, компьютерные лаги и пр. Данные факторы следует учитывать при реализации ЕГИСЗ. О. В. Стрельченко, М.И. Воевода, А.Л. Заиграев, В.М. Чернышев в своей научной работе делают вывод о том, что информатизация медицинских организаций является одним из важнейших факторов эффективного развития, а также способствует повышению каче-ства и доступности медицинской помощи населению.
В свою очередь Н.М. Попова называет информатизацию важнейшим фактором успешного развития учреждения. С данным мнением нельзя не согласиться, но необходимо учитывать тот факт, что информатизация не должна являться единственным и ключевым направлением развития. Ос-новным вектором должно являться повышение качества оказываемой по-мощи, улучшение доступности, а также создание благоприятных условий работы для самих медицинских работников.
В статье И.В. Балынина представлены результаты детального анали-за сектора финансового обеспечения здравоохранения Российской Феде-рации до 2020 г. При этом следует отметить, что финансирование соци-ального направления, в частности системы здравоохранения, требует гра-мотного комплексного подхода, в том числе с учетом принципов эффек-тивного и ответственного управления.
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
— системный подход и анализ;
— объектно-ориентированный анализ;
— моделирование; имитационное моделирование и ситуационный анализ;
— правовая и нормативно-методическая база систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования федерального уровня;
— концепции и программы информатизации систем и учреждений здравоохранения и обязательного медицинского страхования федерально-го и регионального уровня;
— материалы конференций по вопросам информатизации систем и учреждений здравоохранения и обязательного медицинского страхования;
— правовая и нормативно-методическая база систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования субъектов РФ;
— труды зарубежных и российских специалистов по вопросам ин-форматизации проблем здравоохранения и медицинского страхования.
Эмпирическая база исследования представлена учреждениями здра-воохранения.
Интерпретация (определение) понятий, используемых в работе:
Информационные технологии (ИТ, также — информационно-коммуникационные технологии) — процессы, методы поиска, сбора, хра-нения, обработки, предоставления, распространения информации и спосо-бы осуществления таких процессов и методов.
Информационная система — система, предназначенная для хранения, поиска и обработки информации, и соответствующие организационные ре-сурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечи-вают и распространяют информацию.
Медицинская информационная система — это основа для построения единого хорошо структурированного информационного пространства ме-дицинского учреждения, в котором комфортно и сотрудникам, и пациен-там.
Единая государственная информационная система в сфере здраво-охранения – это технологическая база электронного здравоохранения.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая представлена введением, тремя главами, заключением и списком использо-ванных источников. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итоги проведенного исследования можно заключить, что цель, которая заключалась в исследовании правовых и функциональных аспектов информационных систем в медицинской отрасли, была достигну-та.
Для достижения этой цели были:
— раскрыта сущность информационных систем. Информационные технологии являются обязательным современным атрибутом любой сферы жизни и деятельности. Это относится к любому методу сбора, обработки и передачи информации.
Современное развитие общества показывает, что успешная деятель-ность организации во многом зависит от умелого и грамотного руковод-ства. Современный аппарат управления представляет собой очень слож-ный механизм с разнородными функциональными обязанностями и раз-личным содержанием работы. Система показателей должна быть универ-сальной, применимой для различных сфер управленческой деятельности. Она тем активнее сыграет свою роль, чем объективнее будет характеризо-вать степень достижения выдвинутых задач. Эффективность представляет собой комплексное понятие. В широком смысле понятие «эффективность» дает оценку качества, результативности и оперативность свершения целей. В наиболее узком смысле понятие «эффективность» представляет собой соотношения затрат и результатов функционирования данной системы.
Наиболее широко используемыми в наше время инструментами яв-ляются сотовая связь и Интернет, мобильные телефоны и компьютеры. Однако каждая узкая отрасль науки и производства имеет свое специфиче-ское оборудование, специально разработанное программное обеспечение, обеспечивающее работу устройств, и так далее. Внедрение современных информационных технологий в медицине не только естественно, но и вы-водит здравоохранение на новый уровень, поскольку быстрый доступ к информации и ее обмен значительно сокращают время, затрачиваемое на поиск решения проблемы, а время часто является решающим фактором. в спасении жизни человека;
— рассмотрены назначение и особенности информационных систем, используемых в деятельности медицинских организаций для повышения уровня поддержки документации. Нынешний метод ведения учета пациен-тов и мониторинга их состояния можно объективно назвать устаревшим и несостоятельным. В поликлиниках на обследование пациента, изучение его истории болезни и назначение исследований или лечения выделяется всего 10-15 минут. Конечно, этого времени недостаточно, учитывая, что врач обязан вносить записи в карточку пациента и в свои журналы бухгалтер-ских документов.
Использование информационных технологий в медицине позволяет значительно сократить время на «бумажную» работу. Составление элек-тронных карт болезней позволит каждому сотруднику системы здраво-охранения мгновенно получать полную информацию обо всех заболевани-ях и травмах пациента, отслеживать изменения таких показателей, как ча-стота сердечных сокращений, давление в крови, гемоглобин или сахар в крови, иметь представление о том, какие лекарства Пациент принимает и насколько они эффективны в конкретном случае. Это особенно полезно, если человеку срочно нужна медицинская помощь в другом городе (например, он был сбит машиной и оказывается в коме), и нет никакой возможности узнать вышеуказанную информацию.
Помимо решения исключительно медицинских проблем, использова-ние информационных технологий в медицине помогает оптимизировать управление медицинским учреждением, дистанционное обучение медицин-ских работников и обмен опытом, общение с пациентами и экстренную по-мощь в режиме онлайн, мониторинг доступности медикаменты и другие материалы на аптечных складах и т. д .;
— изучены современные правовые аспекты предоставления докумен-тации при применении информационных систем в медицинских организа-циях. В настоящее время Минздравом в рамках национального проекта «Здравоохранение» реализуется федеральный проект «Создания единого цифрового контура здравоохранения на основе ЕГИСЗ» (далее – «Цифро-вой контур»). Проект направлен на создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе ЕГИСЗ, что должно обеспечить циф-ровое преобразование и повышение эффективности функционирования от-расли здравоохранения на всех уровнях и создать условия для использо-вания гражданами электронных услуг и сервисов в сфере здравоохране-ния.
Решение поставленных проектом задач будет осуществляться по-средством внедрения и развития в регионах России информационных си-стем трёх основных видов:
 государственных информационных систем в сфере здраво-охранения (ГИС СЗ)субъектов РФ – то, что ранее мы привычно называли региональными медицинскими информационными системами (РМИС).
 медицинских информационных систем медицинских организа-ций (МИС МО)
 информационных систем фармацевтических организаций (ИС ФО)
Частью 4 ст. 91 323-ФЗ, а также подпунктом 5.2.200 «Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации», утверждённого постановлением правительства РФ от 19.06.2012 № 608, предусмотрено, что Минздравом должны быть разработаны и нормативно утверждены требования к этим информационным системам.
Во исполнение этого положения издан приказ Минздрава №911н от 24.12.2018 »Об утверждении Требований к государственным информаци-онным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федера-ции, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций».
Министерством разработан специальный ГОСТ Р 52636-2006, опи-сывающий, как вести «Электронную историю болезни» пациента. Он со-держит требования, которые нужно выполнить, чтобы данные в програм-ме заменяли собой бумажную медкарту, и их можно бы было вовсе не ве-сти.
Этот ГОСТ больше чем на половину посвящен не требованиям к программе учета, а к внутренним регламентам работы, процедурам их со-блюдения и контроля, выделению специальных ответвленных и др.
ЭЦП при такой организации работы для «электронного листа в элек-тронной медкарте» является эквивалентом рукописной подписи в бумаж-ной медкарте. Поэтому у каждого врача должна быть своя подпись. Коли-чество ЭЦП, которые надо купить медицинской организации, зависит от количества врачей, которые будут «подписывать» электронные записи в электронной истории болезни.
Электронная подпись для медорганизации приносит следующие пре-имущества:
Во-первых, каждый врач получает личную цифровую подпись, ко-торую он ставит под своими записями в электронной медицинской карте. Так он избавляется от необходимости работать с традиционной медицин-ской картой.
Во-вторых, истории болезни могут храниться только в электронном виде, что значительно экономит время на оформление документов.
В-третьих, надежность и защищенность ЭЦП от подделки не просто не хуже обыкновенной личной подписи, но и даже выше . Расшифровка злоумышленниками ключа электронной подписи требует от них огромных технических и временных возможностей, которые значительно превышают срок актуальности документа с подписью. Дополнительно электронная подпись защищена сертификацией удостоверяющим центром открытого ключа подписи.
Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность представ-ляет собой комплексное понятие. В широком смысле понятие «эффектив-ность» дает оценку качества, результативности и оперативность свершения целей. В наиболее узком смысле понятие «эффективность» представляет собой соотношения затрат и результатов функционирования данной си-стемы. Сбалансированная система показателей применяется как основной элемент в системе управления эффективностью в организации. Управление эффективностью представляет собой цикл управления с обратной связью;
— рассмотрена структурная адаптация федеральных требований к до-кументационному сопровождению управленческого процесса на регио-нальном и местном уровне.
— выявлены организационные и правовые аспекты внутреннего кон-троля качества и безопасности медицинской деятельности при организации документации и информационного обеспечения. На основании анализа были выявлены основные проблемы, стоящие перед современной медици-ной, информационными технологиями в медицине и здравоохранении:
вести оптимизированный и рационализированный учет пациента-товара;
дистанционно контролировать их состояние (это особенно полезно, если у вас есть сердечные имплантаты или другие органы, которые могут даже передавать информацию о состоянии всего тела и устройства в част-ности);
оказать неотложную помощь пациенту по телефону или по видеосвя-зи (этот пункт особенно актуален, если пациент находится в отдаленном районе, состояние критическое и требует срочного решения до прибытия скорой помощи, нет возможности добраться до человек, например, при разрушении зданий и т. д.);
сохранить полную историю болезни, результаты диагностики и назначенные лекарства;
контролировать мониторинг правильности назначенного лечения, что значительно снизит риск ошибочного диагноза и назначения непра-вильного лечения;
проводить дискуссии о наиболее оптимальном лечении и организо-вывать видеоконференции и дистанционные медицинские консультации;
делиться профессиональным опытом, руководить и обучаться долж-ным образом молодым специалистам;
получать информацию о последних исследованиях, разработках и технологиях в медицине;
эффективно планировать работу и контролировать ее выполнение, а также решение незапланированных задач администрацией учреждения здравоохранения, планово-экономическим отделом и отделом кадров;
вести учет лекарственных средств на аптечных складах, регистриро-вать входящие и исходящие транзакции, анализировать и прогнозировать потребность в определенных препаратах;
передать представленные отчетные документы в контролирующие органы.
Как видно из вышеперечисленных способов применения информаци-онных технологий, они охватывают абсолютно все сферы медицины, начи-ная от диагностики и заканчивая организацией работы ГБУЗ, частных клиник и аптек. В зависимости от задач, которые решают ИТ, выделяют следующую классификацию информационных технологий в медицине:
 системы медадминистрирования,
 больничные медицинские инфосистемы;
 поисковые системы;
 системы учёта диагностических исследований;
 телемедийные системы и так далее.
Внедряемые новые информационные технологии подводятся под экономическую базу, которую, как правило, не совсем понятно, как посчи-тать. Если речь идет о внедрении компьютера, то допустим можно исклю-чить, например, медсестру, то это часто далеко не основное. Но на самом деле необходимо разработать механизм оценки экономической и медицин-ской эффективности внедрения той или иной системы, при которой будет сохраняться вполне конкретный ресурс (в данном случае здоровье), име-ющий определенную цену. То есть, сохраняя возможность человеку рабо-тать (тем самым полностью используя его ресурс), можно сопоставлять это со стоимостью системы и сделать вывод о том, что система действительно дает экономический эффект .
При таком подходе информатизация стала бы действительно активно развиваться. Если говорить о первоочередных задачах в сфере медицин-ских IT, то необходимо в первую очередь выдвинуть собственно управ-ленческие и клинические задачи, а вовсе не задачи подсчета услуг, решен-ные уже более 15 лет назад, и вкладывать в которые очередные инвестиции нет совершенно никакой необходимости.
Должна быть разработана современная нормативная база, потому что на сегодняшний день в определенном смысле медицинские IT не отра-жены в законе, т.к. приказов прямого действия о том, что медицинские ор-ганизации должны переходить на электронный документооборот и на электронную историю болезни отсутствуют .
На сегодняшний день это отражено в проектах и участвуют в них пи-лотные регионы. Очевидна и потребность в выполнении работ по стандар-тизации данного вида деятельности.
Таким образом, внедрение IT в первичное медико-санитарное звено, объединяя все ресурсы в единую сеть, даст возможность объективной оценки и анализа ресурсного обеспечения медицинской организации, по-кажет возможности финансовых, кадровых, материальных возможностей для выполнения программы государственных гарантий оказания гражда-нам бесплатной медицинской помощи; анализ основных статистических показателей способствует принятию необходимых решений на пути опти-мизации деятельности медицинской организации; единая система изучения мнения пациентов об удовлетворенности качеством оказания медицинской услуги даст возможность определить приоритетные направления по улуч-шению работы медицинского персонала и оперативно принимать меры по устранению недостатков; а компьютерное тестирование и онлайн консуль-тирование по вопросам образа жизни в «Личном кабинете» при записи на прием к враче позволит выявить группы риска и необходимость дополни-тельного консультирования у специалистов, до проявления симптомов за-болевания, что будет способствовать ранней профилактике неинфекцион-ных заболеваний у населения и способствовать сохранению общественного здоровья, как экономического ресурса.
Одним из естественных следствий широкого внедрения медицинских информационных систем (МИС) является накопление значительных объе-мов оцифрованных биомедицинских данных (БМД) : результатов лабора-торных исследований, показателей и изображений электрокардиограмм, описаний и изображений ультразвуковых исследований, протоколов осмотра пациента и др. Однако использование только учетного функцио-нала МИС абсолютно неоправданно с точки зрения всех стейкхолдеров – пациентов, врачей-практиков и исследователей, руководителей системы здравоохранения и страховых компаний. Поэтому повторное использова-ние БМД, как уже накопленных, так и постоянно пополняемых, выступает в качестве одного из перспективных направлений исследований. Особое место здесь занимают данные электронной медицинской карты (ЭМК), в совокупности определяющие цифровой след пациента, на основании кото-рого можно выявить закономерности изменений состояния здоровья, осо-бенности течения заболеваний, качества медицинского обслуживания и др. При этом собственно новые знания из этих данных можно извлечь, рас-сматривая значительное число ЭМК и опираясь на методологию Data Mining (в частности, методы машинного и глубокого обучения) и техноло-гии Big Data для кластеризации, классификации пациентов по различным основаниям, построения прогнозных моделей для предсказания риска воз-никновения и развития различных заболеваний и т.д.
В качестве одной из приоритетных задач здесь выступает создание «умного» цифрового фенотипа пациента (Smart ЦФП), представленного именно теми признаками, выделенными из данных ЭМК, которые являют-ся ключевыми в контексте конкретной медицинской проблемы. Для реше-ния этой задачи необходимо опираться на экосистему, обеспечивающую защищенное хранение, обработку и анализ больших объемов разнородной информации (таблицы, изображения, тексты на естественном языке.
Очень важную роль играют различные электронные базы данных, в которых хранится информация о пациентах (история болезни, результаты обследований), материальные ресурсы, трудовые ресурсы (специализация, квалификация), данные о лекарствах, стандарты диагностики и лечения, а также экспертные системы.
Несомненно, внедрение его в сфере здравоохранения позволит ре-шить сразу несколько основных проблем отечественной медицины:
сократить время, затрачиваемое на «бумажную» работу и отчет-ность,
соответственно, это увеличит время основной работы врача: диагно-стика и лечение,
обеспечить доступ к полной и полной истории болезни пациента,
обеспечивает быстрый доступ к специализированным знаниям,
позволяет проконсультироваться с коллегами по случаям без цифр,
обеспечить международный обмен опытом, что является отличным способом улучшить качество медицинской помощи.
Использование медицинских информационных систем позволяет нам значительно рационализировать затраты времени и других ресурсов для тех медицинских учреждений, которые стремятся улучшить существующие бизнес-процессы. Поскольку внедрение MIS в медицинском учреждении является дорогостоящим, необходимо выбрать наиболее подходящую си-стему для конкретного учреждения. В ходе работы был проведен сравни-тельный анализ 7 медицинских информационных систем, которые были изучены в соответствии с критериями оценки. В сравнении участвовали подсистемы, связанные с амбулаторным лечением пациентов. В результате сравнения лидером среди МИС стала Инфоклиника, получив наибольшее количество баллов по различным модулям. Но следует отметить, что МИС ЕМИАС, ТеКоМед и Интерин PROMIS являются достойными конкурента-ми, а при дальнейшем усовершенствовании всех систем, в России будет наблюдаться устойчивая позитивная тенденция к обеспечению полной ин-форматизации систем здравоохранения.
Необходимость его использования отмечается не только медицин-скими работниками, но и поддерживается правительствами всех стран, включая Российскую Федерацию. Для внедрения новейших технологий в медицину регулярно разрабатываются нормативно-правовые акты, направленные на эффективное решение этой проблемы. Широкое исполь-зование информационных технологий в системе здравоохранения окажет положительное влияние на показатели успешного лечения населения, а также продолжительность и качество жизни пациентов;
— определены перспективы использования и совершенствования пер-сонализированного учета при документировании и архивировании ин-формации медицинских организаций. После всестороннего анализа были предложены следующие решения существующих проблем:
1. Дифференциация регионов по уровню готовности к внедрению информационных технологий, индивидуальный подход к каждой группе. Соответственно, низкоуровневые регионы нуждаются в полном техниче-ском оснащении, на которое должно быть выделено больше средств. Кро-ме того, необходимо учитывать уровень компьютерной грамотности пер-сонала.
2. Создание бесплатных курсов для медицинских работников для по-вышения компьютерной грамотности и приобретения навыков работы с системой.
3. Совершенствование существующей электронной карты пациента, внедрение алгоритмов для абсолютного устранения орфографических и пунктуационных ошибок в документации и отчетности.
4. Синхронизация электронных карточек с персональной электрон-ной отчетной карточкой, предназначенной для автоматического составле-ния отчетов по результатам работы и контроля ее деятельности.
Предполагается, что реализация этих мер поможет достичь запла-нированных показателей, повысить уровень информатизации системы здравоохранения.
Увеличение бюджета на здравоохранение Информатизация является предпосылкой для постановки более точного диагноза и, следовательно, повышения точности лечения, что обеспечивает повышение качества меди-цинской помощи населению.
Кроме того, Информатизация системы здравоохранения позволит устранить орфографические и пунктуационные ошибки в диагнозах и от-четах, сократить время госпитализации одного пациента и, соответственно, уменьшить количество штрафов и санкций, налагаемых страховыми меди-цинскими организациями на медицинские организации.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Медицинские информационные системы как способ повыше-ния эффективности управления медицинскими учреждениями
1.1. Сущность информационных систем

Прогресс в сфере экономики невозможно представить без использо-вания современных информационных технологий. За основу которых взя-ты экономические ИС, используемые для таких целей как обработка боль-ших потоков данных в компьютеризированных системах предприятий, учреждений, организаций, которые обеспечивают информационную под-держку.
По данным статистики, за последние два года частота использования ЭИС увеличилась, так как происходит глобализация финансовых рынков, и появление доступной базы данных о финансово-экономической инфор-мации, ну а также большой плюс так это снижение стоимости реализации ИС. Рассмотрим плюсы ИС :
1) объективная оценка уровня развития;
2) выявление резервов;
3) на основе полученных данных есть возможность обеспечить успех деятельности;
4) огромная сфера применения в разных сферах коммуникации (ко-торая включает в себя функции от простой служебной переписки до си-стемного анализа экономической устойчивости предприятия);
5) возможность экономического анализа;
6) обоснование управленческих и стратегических решений;
7) возможность мониторинга;
8) возможность доступа к корпоративной памяти.
Очевидно, что с такими темпами развития технологий успешно взаи-модействовать на рынке будет только то предприятие, которые сможет накапливать, анализировать, синтезировать и использовать информацию о рынках, новшествах, предложениях и ценах поставщиков и производите-лей, а также будет получать информацию о спросе своей продукции. Пол-ная и достоверная информация открывает множество возможностей в со-временном мире.
Для того чтобы организация смогла выйти на новый мировой уро-вень необходимы определить темпы роста рынка, уровень конкуренции, деловую среду и риски (любой возможный риск должен быть просчитан) и для этого нам необходима естественно совершенная ЭИС, в которой будет все взаимосвязано, причем она будет самообучающейся, и сможет само-стоятельно формировать базы данных. Классификация ИС :
1) системы с интеллектуальным интерфейсом;
2) самообучающиеся системы;
3) экспертные системы;
4) адаптивные системы.
Именно данные системы помогают в решении различного рода за-дач, что позволяет значительно улучшить качество работы и облегчить ее.
Итак, перейдем к выводам, и что необходимо знать. Информацион-ная интеллектуальная система – это ИС, которая основана на концепции использования базы знаний для генерации алгоритмов решения экономи-ческих задач различных классов в зависимости от конкретных информа-ционных потребностей пользователей. Положительное влияние ИС заклю-чается в том, что данная система способна диагностировать состояние предприятия, проводить оценку рисков, придумывать стратегию при кри-зисной ситуации, и наличие полной базы данных.
Современное развитие общества показывает, что успешная деятель-ность организации во многом зависит от умелого и грамотного руковод-ства. Современный аппарат управления представляет собой очень слож-ный механизм с разнородными функциональными обязанностями и раз-личным содержанием работы. Система показателей должна быть универ-сальной, применимой для различных сфер управленческой деятельности. Она тем активнее сыграет свою роль, чем объективнее будет характеризо-вать степень достижения выдвинутых задач. Эффективность представляет собой комплексное понятие. В широком смысле понятие «эффективность» дает оценку качества, результативности и оперативность свершения целей. В наиболее узком смысле понятие «эффективность» представляет собой соотношения затрат и результатов функционирования данной системы.
Управление эффективностью деятельности представляет собой ком-плекс управленческих процессов. К данным процессам можно отнести сле-дующие виды деятельности :
-планирования,
-организации выполнения,
-контроль,
— анализ.
Вышеперечисленные процессы дают возможность бизнесу устано-вить цели и далее производить оценку и распоряжаться работой на осно-вании достижения установленных в рациональном применении существу-ющих ресурсов. Следует подчеркнуть, что процесс управление эффектив-ностью деятельности содержит себе большое количество задач из следую-щих областей деятельности :
— стратегического,
— финансового,
маркетингового,
— операционного управления организацией.
Управление эффективностью деятельности организации заключает в себе некоторые виды деятельности. Первый вид деятельности – постановка целей. Безусловно, в любой деятельности первоначально необходимо по-ставить цели.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы