Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки Экономическая безопасность

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Информационное обеспечение процедур контроля налогообложения на примере ИФНС

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические аспекты информационного обеспечения процедур контроля налогообложения 5
1.1. Налоговый контроль, понятие, формы 5
1.2. Налоговый мониторинг, сущность, особенности и необходимость применения 11
1.3. Информационное обеспечение поступления налогов и сборов в федеральный бюджет 16
2. Анализ информационного обеспечения процедур контроля налогообложения на примере ИФНС № №27 по г. Москве 24
2.1. Общая характеристика ИФНС № 27 по г. Москве 24
2.2. Порядок проведения процедур контроля налогообложения 30
2.3. Оценка эффективности проведения налогового контроля 35
3. Анализ налоговых проверок на основании информационного обеспечения процедур контроля налогообложения, их эффективность 45
3.1. Анализ налоговых проверок в ИФНС № 27 по г. Москве 45
3.2. Пути совершенствования информационного обеспечения процедур контроля налогообложения в ИФНС № 27 по г. Москве 57
Заключение 64
Список литературы 69
Приложение А 75
Приложение Б 76

  

Введение:

 

Актуальность. Одним из важнейших условий реализации стратегии социально-экономического развития на федеральном и на региональном уровнях является эффективная налоговая политика государства, которая не может быть полноценна без создания продуктивной системы налогового контроля, которая позволяла бы обеспечивать стабильность экономического развития, создавая прочную основу бюджетного устройства государства.
Устанавливая формальные правила по начислению и выплате налогов, государству нужно использовать соответствующие механизмы по контролю за соблюдением данного правила. Имея в наличии результаты данного контроля, государство может осуществлять воздействие на участников налоговых отношений для достижения целей правового регулирования.
Следовательно, налоговый контроль является важной категорией налогового права, которая определяет основу государственного управления в сфере налогообложения и способствующей достижению целей правового регулирования.
Актуальностью выбранной темы выпускной квалификационной работы является необходимость более глубокого изучения процедур налогового контроля в Российской Федерации при помощи исследования его информационного обеспечения.
Налоговые органы, как и все государственные органы, эффективно применяют контроль, так как он является основным элементом управления. При помощи процедуры контроля происходит установка достоверности данных о полноте, своевременности и эффективности выполняемого задания, а также о законности операций и действий, которые осуществляются должностными лицами при выполнении заданий, выявлении внутренних резервов улучшения деятельности и устранения допущенных нарушений и недостатков в работе.
Таким образом, контроль в системе налогообложения является методом руководства компетентного органа государственного управления за соблюдением налогоплательщиками требований налогового законодательства.
Анализ теоретических концепций, которые рассматривают различные аспекты организации и повышения эффективности контроля в системе налогообложения, показал, что большинство авторов единодушны в определении налогового контроля как главной составляющей в деятельности как предприятия, так и налогового органа.
Объект исследования – налоговый контроль.
Предмет исследования – совокупность экономических отношений в сфере информационного обеспечения процедур контроля налогообложения.
Цель работы заключается в развитии теоретических представлений об информационном обеспечении процедур контроля налогообложения.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели:
— изучение теоретических аспектов информационного обеспечения процедур контроля налогообложения;
— анализ информационного обеспечения процедур контроля налогообложения на примере ИФНС;
— анализ налоговых проверок на основании информационного обеспечения процедур контроля налогообложения, их эффективность.
В выпускной квалификационной работе применялись общенаучные методы исследования, а именно монографический анализ, экономико-статистический метод, приемы экономического анализа и синтеза.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведение процедур налогового контроля – основа всех функций налоговых органов. В ВКР был затронут данный вопрос в связи с его актуальностью, которая состояла в необходимости более глубокого изучения процедур налогового контроля в Российской Федерации при помощи исследования его информационного обеспечения.
Так в выпускной квалификационной работе были решены следующие основные задачи:
1. Изучены теоретические аспекты информационного обеспечения процедур контроля налогообложения. Так, установлено, что под налоговым контролем понимают основную часть государственного контроля, а также неотъемлемую составляющую финансового контроля. В РФ законодательно обусловлено, что в государственный финансовый контроль включается и контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Доказано, что налоговый контроль нацелен на то, чтобы обеспечивать правильность исчисления, полноты и своевременности уплаты налоговых платежей в бюджеты различных уровней, а также, чтобы обеспечивать выполнение прочих обязанностей, установленных нормативно-правовыми актами о налогах и сборах.
В ВКР установлено, что с введением налогового мониторинга как формы налогового контроля, РФ приблизилась к модели организации налогового администрирования ведущих стран мира. Налоговая система нашей страны пока еще молода и ей есть куда стремиться, поэтому необходимо использовать положительный опыт зарубежных стран в части успешно функционирующих механизмов налогового контроля, стремиться к совершенствованию законодательства и выработке налоговой дисциплины у налогоплательщиков.
Указано, что ограниченность получения достоверной информации из источников определяется внутренней организацией информационной системы и взаимодействием между структурными подразделениями органов налоговой службы и другими субъектами процесса прогнозирования налоговых поступлений, а также некорректным отношением со стороны субъектов данного процесса (коррупция, обман, некомпетентность и несоответствие отношение к налогоплательщикам). Однако практика обмена информацией, которая сформировалась в настоящее время является трудоемкой и недостаточно мобильной.
2. Проведен анализ информационного обеспечения процедур контроля налогообложения на примере ИФНС. В качестве объекта исследования была выбрана ИФНС №27 по г. Москве, которая представляет собой федеральный орган исполнительной власти по осуществлению функций, связанных с контролем и надзором в области соблюдения налогового законодательства, с правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджетный уровень налогов, сборов и иных обязательных платежей, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также с производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.
Согласно данной задаче в ВКР был рассмотрен порядок проведения процедур контроля налогообложения и оценка эффективности проведения налогового контроля, по результатам которых можно сделать следующие выводы. По проведенным камеральным проверкам за три последних года нарушения по разным налогам становятся меньше, но данный фактор, к сожалению, относятся не ко всем проведенным проверкам. В частности, по НДС нарушения в 2017 году увеличилось 43%. По единому сельскохозяйственному налогу нарушения в 2017 году выросли на 7 единиц по сравнению с 2016 годом, что характеризует не выполнение налогоплательщиками своих обязательств по своевременной уплате налога и предоставлению отчетности в налоговые органы. Рассматривая показатели камеральных проверок со стороны уменьшений налоговых нарушений можно просмотреть, что по единому социальному налогу их становится все меньше с каждым годом. По сравнению с 2016 годом в 2017 году результативность камеральных проверок стало меньше по таким налогам как: транспортный налог, ЕНВД, НДПИ, земельный налог и ЕСН.
Проанализировав отчеты о результатах контрольной работы налоговых органов было сказано, что налогоплательщики исполняют свои обязанности, и главным образом это связанно не только с повышением грамотности налогоплательщиков в налоговой сфере, но и детально организованным и активным взаимодействием с другими федеральными органами исполнительной власти.
Было отмечено, что налоговые проверки служат основными методами осуществления налоговыми органами налогового контроля. Процедура их проведения отражена во многих нормативно-правовых актах. Для камеральной и выездной налоговой проверки критерии оценки деятельности налогоплательщика разные. В ИФНС №27 по г. Москве налоговые инспекторы, как и в других налоговых инспекциях, составляют акты камеральных и выездных налоговых проверок, в которых находят отражение налоговые правонарушения налогоплательщиков, меры ответственности применяемее к ним и рекомендации налогового органа в отношении исчисления уплаты налогов и сборов данными налогоплательщиками. Анализ статистических данных даёт основания, для того чтобы можно было говорить о постоянно совершенствующимся уровне контрольных мероприятий в ИФНС №27 по г. Москве. Необходимо так же отметить, что на федеральном уровне налоговые доходы так же возрастают, что свидетельствует о комплексном улучшении процесса администрирования налоговых доходов.
3. Был проведен анализ налоговых проверок на основании информационного обеспечения процедур контроля налогообложения, их эффективность. Отмечено, что доля налоговый проверок начала расти начиная с 2013 года. Как было видно из анализа структуры деятельности ИФНС №27 по г. Москве, там функционирует не один отдел, занимающийся именно камеральными проверками, а, следовательно, их деятельность направлена именно на проведение налоговых проверок. Было отмечено, что объем информации, изучаемый ИФНС №27 по г. Москве в ходе камеральной проверки, является сравнительно небольшим. Но от этого камеральная проверка не теряет своей значимости.
Согласно представленным данным в данной ВКР по ИФНС №27 по состоянию на 2017 год провела 12 328 налоговых проверок, из которых 5 809 – это были проверки предприятий и организаций, а 6 519 – это проверки физических лиц. Если сравнивать с предыдущим периодом – 2016 годом, то отметим снижение налоговых проверок на 8%, а также снижение количества проверок физ.лиц на 17 %.
В числе проведения налоговых проверок ИФНС №27 по г. Москве наблюдается неравномерность в динамике. Кроме того, доказано, что количество проводимых налоговых проверок не обязательно влияет на качество. По результатам проведенного анализа было отмечено и выявлено, что при снижении показателя, отражающего число проводимых налоговых проверок за год, возрастал показатель уплаты дополнительных денежных средств в бюджет. Из этого можем сделать заключение о том, что число налогоплательщиков, представляющих декларации и сведения о своей деятельности с ошибками с годами уменьшается, однако увеличивается значимость данных ошибок.
Система управления контроля налогообложения преследует своей целью оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления посредством контрольной функции. В такой системе в объектом выступают предприятия и организации различных форм собственности, а также физические лица. Субъектом является налоговая служба. Воздействие происходит через систему установленных законодательством налогов.
Эффективность в части проведения процедур контроля налогообложения в налоговом органе сегодня возможна только с применением информационных технологий, позволяющих совершенствовать информационное обеспечение в целом. В связи с этим в ИФНС №27 по г. Москве существует автоматизированная информационная система, предназначенная для автоматизации функций всех уровней данной организации в области обеспечения сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.
Сегодня ИФНС №27 активно старается обновить информационную базу, что позволило бы выполнять работу на более высоком уровне. Кроме того, ИФНС №27 акцентирует свое внимание и на обратной связи, при этом используя информационные средства для увеличения сумм поступлений в бюджет.
В целом, оценивая показатели деятельности ИФНС №27, следует отметить, что по результатам исследования, проведенного в данной ВКР, они существенно варьируются по периодам и не могут с достаточной долей достоверности давать возможность судить о действительном положении дел с эффективностью проводимых налоговых проверок.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты информационного обеспечения процедур контроля налогообложения

1.1. Налоговый контроль, понятие, формы

Под налоговым контролем понимают основную часть государственного контроля, а также неотъемлемую составляющую финансового контроля. В РФ законодательно обусловлено, что в государственный финансовый контроль включается и контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Существует несколько определений понятия налогового контроля. Так в общем понимании под налоговым контролем подразумевают набор специальных мер государственного регулирования, которые обеспечивают экономическую безопасность Российской Федерации и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов для осуществления эффективной государственной финансовой политики.
В другом, более узком понимании понятие налогового контроля означает проверку государственными структурами в лице компетентных органов законности и целесообразности действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.
Цель налогового контроля состоит в предупреждении и выявлении налоговых правонарушений, в том числе и налоговых преступлений, а также привлечение к ответственности лиц, которые нарушают налоговое законодательство.
Контроль в сфере налогообложения нужен как способ обеспечения законности в налоговом праве, и он осуществим на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности налогообязанных лиц.
Объектами налогового контроля являются денежные средства, которые движутся в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предмет налогового контроля — валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.
Субъекты налогового контроля — налоговые органы, органы, государственных внебюджетных фондов, таможенные органы. Кроме того, отдельные контрольные полномочия в области налогообложения принадлежат Счетной палате РФ и Минфину РФ.
Основные задачи налогового контроля состоят в:
— обеспечении экономической безопасности страны при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;
– обеспечении надлежащего контроля в области формирования государственных доходов и рационального их использования;
– улучшении взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в РФ;
– проверке выполнения финансовых обязательств перед государственными органами и муниципальными образованиями со стороны юридических и физических лиц;
– проверке целевого использования налоговых льгот;
– пресечении и профилактике правонарушения в налоговой сфере.
В соответствии с Налоговым Кодексом РФ налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции при помощи:
— налоговых проверок;
— получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
— проверки данных учета и отчетности;
— осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
— других способов, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ.
Налоговый контроль делится на виды:
1) по субъекту контроля, он бывает:
— государственный контроль, который проводят уполномоченные государственные органы (налоговые, таможенные, органы государственных внебюджетных фондов);
— негосударственный контроль, который подразделяется на: внутренний аудит, то есть первичный контроль, который проводится на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб организации и предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов и уплаченных в бюджет налоговых платежей, а также качества составления налоговых расчетов и отчетов; внешний аудит, то есть налоговый контроль со стороны специализированных лицензированных организаций или аудиторов;
2) по времени проведения, он бывает:
— предварительным, то есть осуществляется проверка до начала отчетного периода по конкретному виду налога либо, например, для принятия решения об изменении сроков уплаты налога;
— текущим или оперативным, то есть осуществляется проверка в пределах отчетного периода по окончании контролируемой операции;
— последующим или периодическим, то есть осуществляется проверка по итогам определенного отчетного периода с целью установления соблюдения требований налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также вскрытия нарушений и принятия мер к их устранению;
3) по типу используемых источников, он бывает:
— документальным, то есть осуществляется проверка соответствия проверяемого объекта установленным нормативам на основании первичных и производных документов;
— фактическим, то есть осуществляется проверка, при которой состояние проверяемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной закупки и т.д.;
4) по месту проведения, он бывает:
– выездным, то есть осуществляется проверка в месте расположения налогоплательщика;
– камеральным, то есть осуществляется проверка по месту нахождения налогового органа.
Непосредственно формы налогового контроля складываются из прав налоговых органов, которые установлены в Налоговом Кодексе РФ. К ним относятся:
– требования от налогоплательщиков или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
– проведение выемки документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
– вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
– осмотр и обследование любых используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проведение инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества;
– контроль соответствия крупных расходов физических лиц их доходам;
– привлечение для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
– вызов в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
– создание налоговых постов в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль осуществляется в рамках налоговой политики, под которой понимают часть финансовой политики, суть которой состоит в подготовке, принятии и реализации решений в области налогов и налогообложения, связанных с формированием финансовых ресурсов государства и регулированием социально-экономических процессов на различных уровнях управления в соответствии с выбранной налоговой стратегией.
Статистика поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по состоянию на начало 2019 года представлено в Приложении А.
Основные принципы налоговой политики изложены на рисунке 1.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы