Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Индивидуально-психологические особенности подростков с интернет-зависимым поведением

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Понятие Интернет-зависимости и причины её формирования 7
1.1 Общая характеристика Интернет-зависимости у подростков 7
1.2 Причины формирования Интернет-зависимости у подростков 10
1.3 Стадии подростковой Интернет-зависимости 11
Выводы к первой главе 14
Глава 2. Исследование подростковой Интернет-зависимости от онлайн игр и онлайн-общения 16
2.1 Анализ психологических тенденций зависимых от онлайн-игр подростков 16
2.2 Общая картина поведения подростков с игровой Интернет-зависимостью 18
2.3 Общая картина поведения подростков с зависимостью от общения в сети 22
Выводы ко второй главе 28
Глава 3. Исследование поведения подростков с Интернет-зависимостью и помощь им 30
3.1 Проведение опроса 30
3.2 Результаты исследования индивидуально-психологических особенностей подростков с разными типами Интернет-зависимости 34
3.3 Рекомендации относительно помощи подросткам с Интернет-зависимостью 50
Выводы к третьей главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А 71
ПРИЛОЖЕНИЕ В 75

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Сейчас современное общество невозможно представить без высоких технологий и, в частности, Интернета. С каждым днем растет влияние сети на повседневную жизнь человека, происходят изменения его психологических, социальных и культурных особенностей, формируются новые социальные группы, и все это отражается в культуре современного мира.
Интернет-среда является многофункциональной и включает различные мероприятия, отличающиеся по своей природе, целями, мотивами. С каждым годом количество пользователей Интернета растет, увеличивается количество использованных и созданных Интернет-ресурсов, все социальные и возрастные группы населения привлекаются к деятельности в Интернете. Особенно это проявляется в подростковом возрасте, когда чаще всего возникает чрезмерное увлечение Интернетом. Интернет-среда сама по себе является очень разнообразным и гибким пространством, которое можно трансформировать под себя и выбрать самую привлекательную деятельность в сети. Кроме использования Интернета для поиска информации, шоппинга и развлечений, все более популярными становятся компьютерные игры и услуги Интернет-связи, такие как социальные сети, мессенджеры, форумы, паблики, имиджборды.
Пристрастие к компьютерным играм, прочно закрепившись в сфере досуга подростка, описано во многих исследованиях (Рыженко, Гриффитс, Фомичева). В то же время сравнительная характеристика этих групп подростков недостаточно исследована, поскольку, злоупотребление подростков услугами онлайн-связи также недостаточно изучено в виду закрытости данных пространств. Нет данных о выраженности поведения, зависимых от Интернета, для различных форм онлайн-деятельности. Клинические и психопатологические явления, которые сопровождают это нарушение, нуждаются в уточнении.
Степень изученности темы исследования. Увлечение компьютерными играми, как было сказано выше, описано во многих исследованиях. В то же время сравнительные характеристики этих групп подростков не изучены, поскольку, однако, злоупотребление подростками услугами онлайн-общения также недостаточно изучено. Нет данных о серьезности Интернет-зависимого поведения при различных формах онлайн-активности. Клинические и психопатологические явления, сопровождающие это расстройство, требуют уточнения.
Таким образом, характеристики характерологических свойств подростков с Интернет-зависимым поведением с различными типами предпочтительных видов деятельности в Интернете, характерологические факторы риска для форм зависимого поведения от игровой и коммуникационной деятельности в сети, его распространенность в подростковом возрасте все еще остается недостаточно изученным. В связи с этим становится особенно важным и актуальным проводить исследования подростков с Интернет-зависимым поведением, которые предпочитают игры или онлайн-коммуникационные услуги, что позволит реализовать адекватные подходы к диагностике Интернет-зависимого поведения различных типов в зависимости от онлайн-активности, характерологические особенности и патопсихологические явления у подростков с Интернет-зависимым поведением, и, следовательно, разрабатывать и применять корректные виды терапии.
Цель: выявить индивидуально-психологические особенности подростков с Интернет-зависимым поведением от компьютерных игр и онлайн-общения и выработать подход к профилактике этой формы зависимого поведения.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать общие мотивы поведения подростков, зависимых от Интернета.
2. Изучить и описать психологические особенности подростков с зависимым от Интернета поведением, которые отдают предпочтение разным видам Интернет-деятельности — онлайн-играм и сервисам онлайн-связи, и подростков, которые демонстрируют здоровое использования Интернета.
3. Определить особенности психопатологических расстройств, сопровождающих зависимое от Интернета поведение подростков, отдающим предпочтение разным видам Интернет-деятельности (компьютерные игры и услуги онлайн-связи).
4. Разработать программу психопрофилактики и терапии Интернет-зависимого поведения у подростков.
Объект исследования: подростки с Интернет-зависимым поведением.
Предмет исследования: психологические особенности подростков с различными видами деятельности в интернете и клинические и психопатологические явления, сопровождающие Интернет-зависимое поведение.
Гипотеза исследования: Основная рабочая гипотеза заключается в том, что психологические характеристики подростков с Интернет-зависимым поведением, которые предпочитают онлайн-коммуникационные услуги, отличаются от подростков с Интернет-зависимым поведением, которые предпочитают компьютерные игры. Интернет-зависимое поведение подростков сопровождается определенными психопатологическими явлениями, которые различаются в исследуемых группах.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
 исследование психологических детерминант аддиктивного поведения (Бухановский А. А., Личко А. Е., Малыгин В.Л., Менделевич В. Д., Москаленко В. Д., Сирота Н. А.).
 исследования по развитию концепции нехимических зависимостей (Егоров А.Ю., Короленко Ц. П., Малыгин В.Л., Менделевич В. Д.).
 исследование психологических факторов риска Интернет-зависимости от зарубежных и отечественных авторов (Каплан С.Е., Чен С.-Х., Гриффитс М., Грохоли Дж. Янг Л.С., Шапиро Н.А., Войскунский А.Е., Егоров А.Ю., Литвиненко А.В.);
 аддиктология и психология зависимостей (Менделевич В.Д., Сирота Н. А.), особенности девиантного поведения (Личко А. Е.)
 психология нехимических зависимостей (Короленко К.П., Егоров А.Ю., Малыгин В.Л., Войскунский А.Е., Янг, Маркс, Карнс, Браун, Гриффитс, Орзак, Ян, Чен).
Научная новизна исследования. Впервые на основе научно обоснованных критериев аддиктивного поведения проведено сравнительное исследование индивидуальных психологических характеристик подростков с различными видами предпочтительных видов деятельности в Интернете. Психопатологические явления, сопровождающие эту форму аддиктивного поведения в различных ее проявлениях, изучены впервые. Впервые оценена степень аддиктогенности различных форм Интернет-зависимого поведения у подростков. Полученные результаты позволяют расширить представление о характере формирования и динамике развития Интернет-зависимости у подростков.
Теоретическая значимость заключается в определении и различении типов Интернет-зависимого поведения, в частности Интернет-зависимого поведения от игр и Интернет-зависимого поведения от онлайн-коммуникационных услуг. Индивидуальные психологические особенности Интернет-зависимым подростков с различными видами деятельности в сети; психологический профиль личности Интернет-зависимых подростков с учетом особенностей личностных характеристик, акцентуации характера, проявляющихся патопсихологических явлений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Подростки с Интернет-зависимым поведением, различающимися по типу онлайн-активности, имеют разные проявления тяжести Интернет-зависимости. У подростков с Интернет-зависимым поведением, которые предпочитают игры, по сравнению с подростками с Интернет-зависимым поведением, которые предпочитают онлайн-коммуникационные услуги, степень тяжести Интернет-зависимого поведения значительно выше.
2. Подростки с Интернет-зависимым поведением по сравнению с подростками, для которых характерно здоровое использование Интернета, в большей степени характеризуются следующими чертами: эмоциональная нестабильность, разочарование, высокая возбудимость, низкая самообладание, в то время как здоровые Интернет-пользователи более экстравертированы и общительны.
3. Подростки с Интернет-зависимым поведением, которые предпочитают игры, по сравнению с подростками, которые предпочитают онлайн-коммуникационные услуги, в большей степени характеризуются такими психологическими особенностями, как изоляция, возбудимость и тревожность, конформность, гипотония и разочарование. Они в большей степени характеризуются постоянной тревожностью, отвлечением внимания, недостаточной концентрацией, демонстративными и астено-невротическими признаками, а также характеристиками нестабильного типа. Среди них преобладают пользователи мужского пола.
4. Подросткам с Интернет-зависимым поведением, которые предпочитают онлайн-коммуникационные услуги, по сравнению с подростками, которые любят игры, более присуща высокая эмоциональная нестабильность, возбудимость, высокое напряжение эго, индивидуализм, сосредоточение на своих собственных потребностях, а не на интересах группы. Они также имеют значительно более выраженные сенситивные черты характера. В основном это девушки. Они часто подвергаются различным посягательствам на личную информационную и психологическую безопасность, среди которых кибербуллинг, виртуализация личности, сексуальные домогательства, что накладывает серьёзный отпечаток на психоэмоциональное состояние подростка.
5. Интернет-зависимое поведение у подростков сопровождается определенными психопатологическими явлениями, различающимися в разных формах онлайн-активности. Таким образом, Интернет-зависимое поведение подростков, предпочитающих игры, сопровождается относительно более выраженной тревожностью и депрессивными симптомами в сочетании с явлениями высокого психического истощения. У подростков с Интернет-зависимостью поведения, которые предпочитают услуги онлайн-общения, симптомы тревоги и депрессии более размыты, а на переднем плане — явные симптомы враждебности, что подтверждают частые случаи явления кибербуллинга со стороны самих подростков.
6. Терапия подростков с подобными зависимостями и предрасположенностям к ним состоит в посещении групповых тренингов, создании доверительных отношений с родителями, а также правильный подход со стороны педагогов и школьных психологов.

 

Фрагмент текста работы:

 

Дабы определить понятие Интернет-зависимость, мы изначально двигаемся от противного: как ведёт себя подросток с отсутствием Интернет-зависимости? Для исследования данного вопроса используются следующие методы: шкала зависимости от Интернета Чен, опросник «Интернет-восприятие» Е. А. Щепилиной, анкета Березовской по отношению к здоровью и здоровому образу жизни, анкетная проверка «Индекс отношения к здоровью и здоровому образу жизни» С. Дерябо и В. Ясвина, методы статистической обработки данных.
Высокий балл по эмоциональной шкале для независимых от Интернета подростков показывает, что они следят за своим здоровьем. Высокий балл по когнитивной шкале свидетельствует о том, что испытуемые очень заинтересованы проблемами со здоровьем, они сами активно ищут соответствующую информацию. Также независимые подростки имеют высокую оценку по общей шкале, что свидетельствует о положительно сформированном отношении к здоровью и здоровому образу жизни. [2]
Независимые от Интернета подростки имеют высокую отметку на эмоционально-познавательной шкале, это означает, что они проявляют активный интерес к своему здоровью, а забота о нем доставляет им удовольствие.
Несомненно, без Интернета современный человек не может представить свою жизнь. Но, к сожалению, несмотря на множество преимуществ, Интернет может вызвать привыкание. [20]
Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету, и болезненная неспособность вовремя от него отключиться. Это расстройство было впервые описано в 1995 году нью-йоркским психиатром Иваном Голдбергом. Термин «интернет-зависимость» был введен им в 1996 году. Этот термин описывает неоправданно длительное, возможно, патологическое пребывание в Интернете. [4] Голдберг выделил следующие основные симптомы этого расстройства:
1. Использование Интернета вызывает у пользователей болезненный негативный стресс;
2. Использование Интернета вредит физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу человека.
В 1994 году психиатр Кимберли Янг разработал и опубликовал на сайте тест-опросник, предназначенный для выявления интернет-зависимости, и получила около 500 ответов. Большинство респондентов были признаны Интернет-зависимыми. [20]
В нем перечислены четыре признака Интернет-зависимости:
1. Навязчивое желание проверить электронную почту.
2. Постоянное желание выходить в интернет.
3. Жалобы от других, что человек проводит много времени в сети.
4. Жалобы от других, что человек тратит много денег в интернете.
По системе критериев И. Гольдберга можно констатировать интернет-зависимость при наличии 3 следующих симптомов:
1. Количество времени, которое человеку нужно потратить в Интернете, чтобы достичь удовольствия (иногда удовольствие от онлайн-общения граничит с эйфорией) значительно возрастает.
2. Если человек не увеличивает количество времени, которое он проводит в Интернете, эффект значительно уменьшается.
3. Пользователь не пытается отказаться от интернета или тратить на него меньше времени.
Остановка или сокращение времени, проведенного в Интернете, приводит к ухудшению здоровья: эмоциональному и двигательному возбуждению, беспокойству, навязчивым мыслям о том, что происходит в Интернете.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы