Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Имидж политического лидера в сознание современной Российской молодёжи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретико-методологические основания исследования имиджа политического лидера 6
1.1. Понятие «имидж политического лидера» в политической науке 6
1.2. Особенности формирования политического имиджа 24
2. Имидж политического лидера глазами студенческой молодежи ФГБОУ ВО «КубГУ» 41
2.1. Описание и проведение анкетирования студенческой молодежи ФГБОУ ВО «КубГУ» 41
2.2. Интерпретация полученных результатов анкетирования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
Введение:
Актуальность темы исследования. Политика не может существовать сама по себе, ее двигателем являются общественно-политические движения, партии и как отдельные значимые единицы – лидеры. Наиболее запоминающиеся политики могут влиять как на курс развития внутри партии/организации, так и на массовое сознание общества в целом.
Проблема образа политического лидера всегда занимала ключевое место в анализе российской политики. Политический процесс во многом обуславливается личностными характеристиками политического лидера. Одной из важнейших составляющих эффективности воздействия на общество является образ политика, его формирование, поддержание и продвижение. Успешность построения образа политического лидера зависит от многих компонентов, например, от манеры одеваться, культуры деловой речи, уровня эрудиции, осведомленности требований и установок, знания и понимания настроений общества и т.д.
Создание результативного политического имиджа является одной из самых актуальных задач прикладной политологии, политического менеджмента и других наук, связанных с политикой. Над особенностями имиджа политических деятелей трудятся целые группы имиджмейкеров и политтехнологов, формирующих и продумывающих его детали. Имидж в значительной степени детерминирует поведение граждан по отношению к политику, определяет степень поддержки общества его деятельности.
Эффективная деятельность политического лидера обусловлена осознанием общественных представлений o психологических особенностях имиджа лидера.
Цель исследования: исследование своеобразия проявления имиджа политического лидера в сознании современной российской молодежи.
Объект исследования: имидж политического лидера.
Предмет исследования: имидж политического лидера в сознании современной российской молодёжи.
В рамках достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
рассмотреть концептуальные подходы к исследованию имиджа политического лидера ;
выявить особенности формирования политического имиджа;
разработать методику исследования специфики проявления имиджа политического лидера в сознании современной российской молодежи и его влияния на электоральную активность.
проанализировать и интерпретировать полученные результаты.
Гипотеза исследования: создаваемый имидж политического лидера в сознании современной российской молодежи может влиять на электоральную активность молодежи.
Методология исследования опирается на дискурсивный анализ, который позволяет нам деконструировать эмпирические и теоретические работы по данной теме и вычленить понятия, трактовки, смыслы, при помощи которых исследователи обозначают и интерпретируют политическое лидерство. Основой эмпирического исследования является теория политического лидерства М. Херманна, который учитывает всю многогранность факторов формирования образа и типажа лидера [51].
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования могут представить как теоретическую ценность – для расширения представлений о психологических механизмах восприятия политических лидерах, так и практическую – в частности, в рамках разработки подходов к гражданскому воспитанию, где синтез данных, полученных в исследованиях политического восприятия, – например, понимание роли сходства преставлений индивида о его собственных личностных качествах и имеющегося у него образа политического лидера в формировании политических предпочтений – позволит повысить уровень гражданской активности и политической культуры молодежи.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Вопрос природы психологических механизмов восприятия политических лидеров в настоящее время привлекает к себе все большее внимание. Исследователи отмечают его связь с целым рядом тенденций, характеризующих как особенности современного политического климата («персонализация» политики – повышенное значение личности политического лидера или кандидата на политическую должность; снижение идеологических различий между партиями; возрастание роли СМИ и социальных сетей в формировании политических представлений), так и методологические аспекты проведения исследований в области политического восприятия на постнеклассическом этапе развития науки (сдвиг интереса к полюсу субъекта восприятия).
Изучение образов политических лидеров, таким образом, имеет первостепенное значение для понимания природы политического восприятия. Помимо этого, важным аспектом является понимание механизмов политического восприятия в контексте гражданского воспитания, где также наблюдается отход от представлений о политическом развитии как процессе, идущем «сверху-вниз».
Современной политической психологией накоплен достаточно большой объем работ, посвященных вопросам восприятия и оценки политических лидеров, – однако, как показывают результаты исследований, индивиды традиционно демонстрируют небольшой набор оценочных критериев.
Политический лидер должен учитывать ментальность, язык, ориентации, преобладающие в обществе религии, мировоззрение – все то, что отличает одно общество от других, и делает его особенным, то есть его политическую культуру. Когда политическая культура определена, можно работать над имиджем и типом лидерства, выбирать, с пониманием ситуации, каким будет лидер в глазах народа. Гитлер, Кастро, Ленин, Путин пришли к власти именно со своими настроениями, потому что именно в их время для их народа нужен был именно их настрой. Где-то сыграл роль исторический опыт, где-то ментальность, где-то ориентации, но именно политическая культура общества и ситуация определили их тип политического лидерства. Нельзя исключать прямую взаимосвязь между политической культурой и типом политического лидерства.
Изучив психологические особенности формирования имиджа политического лидера, мы пришли к выводам, что развитие имиджа могут способствовать устранению негативных настроений между обществом и политикой, и что дальнейший ход деятельности политического лидера обусловлен его имиджем.
В данном исследовании мы кратко оценивали электоральную активность молодежи, а также образную составляющую имиджа политического лидера на примерах собственного эмпирического исследования в 2020 году и проведенного в 2011 исследования А.А. Русаковой.
В целом, первая часть данного самостоятельного анкетирования позволяет сделать вывод о том, что электоральная активность молодых людей составляет порядка 69%. 31% молодежи не ходят на выборы или ходят редко.
Студенты, которые «редко» ходят голосовать, указывают в качестве причин фальсификацию результатов, недоверие к кандидатам, партиям, их предвыборным обещаниям, отсутствие интереса к политике.
Поэтому особую значимость приобретает политическое воспитание студенческой молодежи, которое позволяет молодежи идентифицировать себя с политической группой, ощутить вовлеченность в политическую систему, уметь отстаивать свою гражданскую позицию, приобретать навыки, необходимые для выполнения политических ролей. Целенаправленное политическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций, представляющих собой нормативные суждения относительно политической системы общества. Ценностные ориентации детерминируют различные проявления политической активности, определяя характер и направленность участия в конкретных формах выражения общественного мнения молодежи, а также особенности электорального поведения.
Среди направлений повышения политической и правовой культуры студенческой молодежи можно выделить такие, как привлечение молодых людей к мероприятиям, ивентам, проходящим в родном регионе; поощрение проголосовавших жителей города; развитие правовой культуры; организация встреч с кандидатами; изменение ценностных ориентаций по отношению к институту выборов; организация встреч с политическими и общественными деятелями; участие в тематических мероприятиях самой различной направленности, в деятельности общественных организаций; волонтерская деятельность; самоуправление.
Что касается имиджевой составляющей политических лидеров, то по результатам опроса студенческой молодежи ведущими качествами, которыми должен обладать политический лидер, являются следующие: ответственный целеустремленный человек, обладающий харизмой, волевыми качествами, уверенностью, ораторскими умениями, сочетающий архетипичную строгость «Отца» и коллегиальный стиль управления. Ведущим показателем выступил высокий уровень морально-этических ориентаций, который оказался более значимым, нежели чем внешние характеристики, биографические данные, уровень образования, идеологические предпочтения.
Также в числе положительных качеств политического лидера были отмечены: честность, ответственность, надежность, трудолюбие, коммуникабельность, упорство.
Политический лидер должен иметь гибкий стиль принятия решений, уметь подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства. Он должен грамотно воспринимать и анализировать поступающую к нему информацию.
Самыми негативными качествами политического лидера, по мнению респондентов, являются жадность, меркантильность, безразличие, безынициативность, высокомерие.
В системе образования напрямую и косвенно осуществляется процесс политической социализации. Студенты получают необходимые знания о политике, режимах, процессах и институтах, роли молодежи в политическом процессе. Также в рамках данного процесса молодежи передаются политические ценности и установки, способствующие формированию политической культуры высокого уровня, что приводит к тому, что человек становится более информированным и политически активным. Опираясь на данные эмпирических исследований, социологи установили, что чем выше уровень образования, тем выше уровень политической активности гражданина. Высшая школа способствует политической социализации студенческой молодежи путем формирования необходимых качеств путем преподавания курсов социально-гуманитарных наук, привлечения к участию в студенческом самоуправлении, общественной и научной работе.
Можно сделать вывод, что в сознании студентов сформирован определенный образ современного политического лидера, который оказывает влияние на их политическую ориентацию и определяет их политическое поведение в современном обществе. Имидж политического лидера в глазах студенческой молодежи на основе выделенных характеристик наиболее близок к архетипу «Отца», характерный для стабильных обществ, с преобладанием принципов коллективизма. Данный образ выступает интегрирующим для политико-социального пространства.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретико-методологические основания исследования имиджа политического лидера
1.1. Понятие «имидж политического лидера» в политической науке
Лидерство так же старо, как и само человечество. Лидерство появляется везде, где образуется группа. Таким образом, лидер – это тот, кто имеет влияние и власть над определенным количеством людей, способен управлять группами, обладает развитыми способностями принимать решения и осуществлять их. Лидер – это тот член группы, которому вверяют право принимать ответственные решения в наиболее важных ситуациях. То есть это авторитетное лицо, играющее поистине центральную роль в вопросах организации совместной деятельности и урегулирования взаимоотношений в группе.
Еще в древности были сделаны попытки раскрыть роль лидера в общественно-политических процессах. В работах античных авторов находим описание героев, которые, по их мнению, являлись творцами истории. Феномен лидерства изучался разными авторами. Н. Макиавелли первым дал определение лидера-правителя. По его мнению, для сплочения общества и поддержания общественного порядка лидер должен использовать любые средства, включая хитрость, силу и обман [27].
Британский историк Т. Карлейль утверждал, что история – это результат деятельности героических личностей, а основная масса населения так убога и ничтожна, что не способна существовать без направляющего воздействия лидеров [16].
На представления о лидерстве в дальнейшем заметное влияние оказала концепция Ф. Ницше, согласно которой историю творят исключительно совершенные представители человечества – сверхлюди [65]. В отличие от этих взглядов, марксизм полагал, что историю творит народ, мотивы действий и стремлений которого надо искать в материальной сфере общественной жизни.
Некоторые суждения президента Франции Шарля де Голля о нормах поведения лидера порой вызывают удивление. Так, он пишет: «Человек действия почти не мыслит себя без некоторой дозы эгоизма, надменности, сомнения, хитрости» [18, с. 110]. В другом случае он говорит: «Политический деятель пускает в ход все свое мастерство для того, чтобы соблазнить толпу, скрывая до времени свои истинные цели и обнаруживая их лишь в подходящий момент. Чтобы стать господином, он прикидывается слугой» [18, с. 98]. Социальный психолог А. Адлер полагал, что к власти стремятся люди, обладающие комплексом неполноценности [1]. Согласно теории основоположника психоанализа З. Фрейда, слабые намного больше жаждут лидерства, чем сильные [48, с. 40-50].
Политический лидер – это, по Ж.-Л. Кермонну, личность, обладающая способностью решающим образом влиять на партийный аппарат и одновременно успешно выполнять важные правительственные обязанности [32, с. 131-133].
Также, согласно различным теориям политического лидерства, политический лидер – это человек, занимающий властные позиции и способный постоянно и решающим образом влиять на общество, социальную группу, объединение.
Р. Инглхарт разработал концепцию так называемой «бесшумной революции» [23, с. 6-32]. В ее рамках он предположил, что в индустриально развитых странах происходит переход от «материалистов» к «постматериалистам» в связи с изменяющимися ценностями, стоящими во главе угла человека. Так, материалисты ориентированы на экономическое благополучие и безопасность государства, процветание своей семьи, материальное благополучие и высокий уровень жизни. Постматериалисты, наоборот, ценят качество жизни, самовыражение и самоопределение личности. Также автор выделяет смешанные типы, где на первом месте стоят либо материальные ценности, либо постматериальные.
Кроме того, рационально обратить внимание на тот факт, что автор нарисовал систему координат в которую внес категории, относящиеся к одному из типов обществ. Из материалистов он сделал каких-то жестких несчастных традиционалистов-трудоголиков, а из постматериалистов уравновешенных, удовлетворённых жизнью феминистов, поддерживающих ЛГБТ сообщество и развод. Данную систему координат следует назвать субъективной, учитывая, что большинство позитивных черт таких как «важность дружбы», «независимость», «доверие к людям», «хорошее здоровье» и так далее он отнес к постматериалистам, чем явно показал «кто здесь лучше». К тому же, автор приравнивает посматериалистов к демократам, и видит в этом непрерывную зависимость.
Сомнительно, если постматриалистами будет управлять материалист. Когда происходит скачок от материи к «пост», гражданам просто необходим новый лидер, такой же постматериалистично настроенный. В ином случае, логично предположить, что власть ждут протестные настроения.
В обратном же случае, когда правитель посматериалист, а граждане материалисты есть шанс передвинуть общество на шаг вперед поближе к «независимости и доверию». Главное, не забывать применять ситуативный подход.
В типологии лидерства Алмонда и Верба есть прямая взаимосвязь между типом политической культур и типом лидера. В зависимости от ориентаций людей, Г. Алмонд и С. Верба в 1963 году, обобщив свои исследования, проводимые ранее, в книге «Гражданская культура» [2] выделили три типа политической культуры.
Первый тип культуры они обозначили, как патриархальную или традиционную. Это политически неразвитая культура, у людей просто нет четких политических ориентаций, а представления о политической жизни размыты. Нет четких границ политических добра и зла, поэтому часто в такой культуре присутствует коррупция. Люди в основном ориентируются на клановые, родовые, племенные ценности.
Второй тип культуры – это подданическая политическая культура или, говоря иначе, культура подчинения. Условия формирования: феодализм, тоталитаризм и авторитаризм – везде, где авторитет может подчинить себе народ. В рамках данного типа людям чужда политическая культура, они стараются быть от нее подальше. Граждане способны оценивать работу политических институтов, но тем не менее не протестуют и подчиняются так как боятся репрессий и ждут блага за свое «хорошее поведение».
Активистский (партисипативный) тип политической культуры характерен для политически развитого общества с выработанною и дифференцированной политической системой. Граждане стремятся активно участвовать в политике и ориентируются не только на господствующие, но и на альтернативные политические ценности, в этом проявляется плюрализм, толерантность и творческое отношение к политике.
Также в ходе дальнейших исследование авторы выделили еще и культуру гражданственности, в которой большая часть населения действительно заинтересована в политике. Начиная от обсуждения, заканчивая оппозиционными действиями.
Из этого понятно, что есть разные политические культуры в зависимости от ориентации людей и участия граждан в политической деятельности.