Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика процесса развития речи детей младшего возраста дошкольников……………………………………………………………………….7
1.2. Методика работы по развитию речи детей младшего возраста дошкольников .. …10
1.3. Игры и игровые технологии как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста 15
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование прикладных аспектов повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности 23
2.1. Исследование уровней сформированности речевой активности у детей младшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент) 23
2.2. Разработка и апробация комплекса игр, направленных на повышение речевой активности детей младшего дошкольного возраста (формирующий эксперимент) 29
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы (контрольный эксперимент) 36
Заключение 44
Библиографический список 47
Приложения 53

  

Введение:

 

Актуальность проблемы исследования обусловлена следующим. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед дошкольным образованием новые цели. Значимость речевой активности дошкольников подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Уровень интеллектуализации общества на современном этапе требует от ребенка высокого уровня развития связной речи. Наиболее частые затруднения детей связаны с необходимостью составить связное развернутое высказывание. Педагогическая практика показывает, что, имея достаточно широкий словарный запас, дети испытывают затруднения при составлении рассказов-рассуждений. Кроме того, и педагоги испытывают сложности, касающиеся повышения речевой плотности на занятиях разного вида. Только специальное речевое воспитание подводит дошкольника к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких предложений. В последнее время складывается тенденция к форсированию периода дошкольного детства и к организации работы с детьми дошкольного возраста по школьному шаблону. Все это происходит потому, что из жизни современного дошкольника уходит игра – его основной вид деятельности.
Федеральный государственный стандарт особо актуализирует значение игровой деятельности, которая заложена в его концептуальной основе. Так, например, в качестве основных принципов реализации образовательной программы дошкольного образования в стандарте указывается: «Реализация Программы в формах, специфичных для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры» [2].
Образовательную задачу, облеченную в форму игры, дети решают успешнее, поскольку ребенок в основном сконцентрирован на условиях и правилах игры. Развивая у детей психические процессы, игры способствуют применению приобретенных ребенком знаний в различных ситуациях, активизируют мыслительные процессы и доставляют детям много положительных эмоций. Организация игровой деятельности обеспечивает полноценное развитие дошкольника, его успешную адаптацию к жизни в социуме, рост активной, творческой и гармоничной личности.
Степень изученности проблемы исследования. Проблемы развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста исследовали А.Г. Арушанова, Т.А. Городнова, М.Е. Головина, Л.А. Иванова, Л. В. Градусова, Л.В. Денисова, И.В. Зотова, Л.Г. Иващенко, Е.С. Кислицина, Г.И. Коцарева, О.О. Фирсова и др. Изучением игр занимались многие ученые, такие как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др. Сущность игровой деятельности, ее возможности в повышении речевой активности младших дошкольников нашли отражение в трудах К.В. Баландиной, Г.Ф. Бридько, О.В. Васьковой, А.Н. Гафаровой, Е.В. Головневой, Л.Н. Кубасовой, Р.Р. Орлянской А.Ю. Петрачковой, О.О. Смоляниновой, Е.Н. Сухачевой, и др. ученых и практикующих педагогов.
Анализ научной литературы позволил выявить наличие противоречия между высокими требованиями программно-методических материалов к развитию речевой активности у детей младшего дошкольного возраста и недостатком арсенала методических средств для решения этой задачи. Данное противоречие порождает проблему, заключающуюся в недостатке теоретических и практических материалов, обеспечивающих успешность работы по развитию речевой активности у младших дошкольников посредством игровой деятельности.
Объект исследования: процесс развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования: теоретические и методологические основы, педагогические условия по развитию речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать комплекс игр, направленных на повышение речевой активности детей младшего дошкольного возраста.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста будет эффективно, если: учтены возрастные особенности развития личности ребенка и специфики его индивидуальных особенностей; изучены возможности игровой деятельности в процессе развития речевой активности; организована планомерная, целенаправленная работа по развитию речевой активности у младших дошкольников в игровой деятельности; осуществление сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанного на единстве воспитательного взаимодействия.
Для реализации поставленной цели и подтверждения гипотезы были выделены следующие задачи:
1) дать психолого-педагогическую характеристику процесса развития речи детей младшего возраста дошкольников;
2) описать методику работы по развитию речи детей младшего возраста дошкольников;
3) исследовать возможности игр и игровых технологий как средства развития речевой активности в младшем дошкольном возрасте;
4) провести диагностику уровней сформированности речевой активности у детей младшего дошкольного возраста;
5) разработать и апробировать комплекс игр, направленных на повышение речевой активности детей младшего дошкольного возраста, а также опытно-экспериментальным путем оценить ее эффективность.
Методы исследования. Теоретические – анализ научной литературы по заявленной теме исследования. Практические – психодиагностические методы, педагогический эксперимент, наблюдение и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Математические – качественный и количественный анализ результатов диагностики речевой активности младших дошкольников.
Методологической основой исследования являются положения ведущих отечественных ученых Н.А. Ветлугиной, Л.С.Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, А.В. Зеньковского, А.Н. Леонтьева, З.А. Михайловой, Ж.Пиаже, С.Л. Рубишнтейна, А.П. Усовой, Л.С. Фурминой, Д.Б. Эльконина и др. об основных закономерностях психического развития дошкольников, о зоне ближайшего развития, о значении игровой деятельности в развитии ребенка и пр.
Новизна исследования заключается в организации исследования игровой деятельности как эффективного педагогического средства повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста.
Проведенное исследование имеет теоретическую значимость – это, прежде всего, определяется актуальностью исследуемой проблемы, в работе уточнены теоретические представления об особенностях развития речевой активности у старших дошкольников, об игровой деятельности в ДОО, обоснована необходимость разработки и апробации комплекса игр, направленных на повышение речевой активности детей младшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования: определены понятие игровой деятельности как одного из средств повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста, разработан и апробирован комплекс игр, направленных на повышение речевой активности детей младшего дошкольного возраста, результаты проведенного исследования можно будет использовать при организации образовательного процесса в условиях дошкольной образовательной организации.
Базой исследования определено муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение …………………………….
Структура и содержание работы.
Структура выпускной квалификационной работы выстроена в соответствии с целями, задачами и гипотезой исследования и представлена введением, в котором рассматривается актуальность выбранной темы, выделяется объект и предмет исследования, ставятся цели и основные задачи исследования, выдвигается гипотеза.
В первой главе раскрываются теоретические основы повышения речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Вторая глава содержит прикладные аспекты изучения проблемы повышения речевой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности ДОО (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент).
В заключении сделаны выводы по итогам проведенного исследования. Работа содержит приложения, содержащие пояснительный и иллюстративный материал.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам проведенного исследования сформулированы следующие выводы.
Младший дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка младшего дошкольного возраста, этот возрастной период дошкольника характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по повышению речевой активности.
В процессе игровой деятельности идет не только усвоение правил и норм поведения, но и процесс социализации ребенка, освоение им мира взрослых. При анализе педагогической литературы по проблеме исследования, наше предположение об эффективности использования игровой деятельности в процессе повышения речевой активности полностью подтвердилось.
С помощью игр педагог учит ребенка самостоятельно думать, применять приобретенные знания в разных условиях в соответствии с поставленной проблемой. Игры используются и в обучении и в самостоятельной деятельности детей.
Речь развивается в общении со взрослыми и сверстниками. Особое значение в речевом развитии имеет диалог. Игровая деятельность содержит условия, способствующие развитию речи младшего дошкольника, особая роль игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Развитие речевой активности происходит в игровой деятельности. В теоретической части исследованы средства и методы повышения речевой активности, воспитатель использует в своей работе специальное обучение — словесные игры, подвижные игры, пальчиковые, использует театральные приемы. В игровой деятельности обогащается словарь ребенка. Все это ведет к повышению речевой активности. Игровая деятельность содержит условия, способствующие развитию речи младшего дошкольника, особая роль игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Таким образом, под «речевой активностью» понимается как устойчивое свойство личности ребенка, его способность воспринимать и понимать речь окружающих; проявляющееся в самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в речевой практике и активном стремлении овладеть языком. В развитии и овладении речью большую значимость имеет не количественный состав словаря ребенка, а то насколько он может пользоваться словами при составлении связного текста и степень его соответствия целям речевого поведения ребенка. Адекватность высказывания в речевых ситуациях, соответствующая цели вербального поведения напрямую определяет его коммуникативную ценность. Речевая активность дошкольников также благотворно оказывает влияние на процесс обогащения лексической стороны речи, усвоение детьми новых слов, усовершенствование органов артикуляции, развитие у них коммуникативных навыков и умений при взаимодействии с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками), а также прививает умение правильно использовать слова в речи и абстрактно мыслить.
Опытно экспериментальная работа по проверке гипотезы, выдвинутой в начале исследования, проводилась в три этапа:
 проведена первичная диагностика уровней сформированности речевой активности детей младшего дошкольного возраста (констатирующий этап эксперимента), определены показатели (критерии) сформированности речевой активности детей младшего дошкольного возраста. По итогам констатирующего эксперимента нами сделан вывод о преобладающих среднем и низком уровнях сформированности речевой активности детей младшего дошкольного возраста, что актуализирует разработку и апробацию специальной системы образовательных мероприятий – использования особых средств, направленных на повышение речевой активности младших дошкольников. В ряду таких специальных, особых средств важное место занимает игровая деятельность.
В ходе формирующего эксперимента реализован комплекс игр, игровых упражнений, направленных на повышение речевой активности детей младшего дошкольного возраста.
На контрольном этапе проведена повторная диагностика, направленная на определение эффективности комплекса игр, направленных на повышение речевой активности детей младшего дошкольного возраста, результаты повторной диагностики показали, что дети значительно улучшили показатели речевой активности.
На контрольном этапе педагогического эксперимента доказана эффективность апробации комплекса игр, направленных на повышение речевой активности детей младшего дошкольного возраста. Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла подтверждение, а, именно: развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста будет эффективно, если: учтены возрастные особенности развития личности ребенка и специфики его индивидуальных особенностей; изучены возможности игровой деятельности в процессе развития речевой активности; организована планомерная, целенаправленная работа по развитию речевой активности у младших дошкольников в игровой деятельности.
Опираясь на результаты проведенного педагогического эксперимента, можно сделать вывод, что системное использование и продуманный подбор игр, с учетом индивидуальных особенностей детей способствуют повышению речевой активности детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования речевой активности детей младшего дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогическая характеристика процесса развития речи детей младшего возраста дошкольников

Одной из важных и неотъемлемых составляющих человеческой жизни является речь, которая обеспечивает процесс межличностного взаимодействия, общения с другими людьми, способность передавать информацию и получать новые знания. Речь — явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Исследования в области онтогенеза речи позволяют говорить о феномене психологических и индивидуальных особенностей развития речи младших дошкольников 33, с. 85.
Формирование и развитие речи происходит постепенно. Речевое развитие детей непосредственно связано с мыслительной деятельностью. Эта связь двусторонняя. Активная, богатая и выразительная речь ребенка свидетельствует о высоком уровне умственного развития и наоборот. Речевая деятельность стимулирует мыслительные процессы, помогает открывать и выделять в объективной реальности связи и отношения, которые соответствуют языковым связям. Отсюда вывод – чем больше видов языковых моделей и структур усвоит ребенок, тем легче будет ему ориентироваться в окружающем мире. Равнодушный к окружающей действительности, бездеятельный, пассивный в речевом плане ребенок чаще всего имеет невысокий уровень интеллектуального, эмоционального и коммуникативного развития. Нормально развивающийся ребенок младшего дошкольного возраста в психологическом, социальном, психофизиологическом, лингвистическом аспектах имеет все предпосылки для полноценного речевого развития 43, с. 72.
Третий и четвертый год жизни является главным периодом в развитии речи ребенка. Многозначны задачи развития. Детей нужно приучать понимать речь без наглядности, формировать грамотную речь, развивать словесное общение, как со взрослыми так же и сверстниками, расширять его словарный запас 30, с. 149. Трёхлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3-4). Постепенно фраза удлиняется и усложняется. У ребёнка этого возраста можно отметить ряд несовершенств фразовой речи: неправильный порядок слов («Я хочу нет»), ошибки в согласовании слов («Один колесо», «У меня много подругов»).
На четвёртом году жизни у детей идёт процесс увеличения словарного запаса – как активного, т. е. того набора слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми, так и пассивного, т. е. те слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи. Если в два года ребёнок владеет словарём из 250–300 слов, то к трём годам запас слов, как правило, увеличивается до 800–1000, слова приобретают более точное значение. У дошкольников пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существующих проблем – перенести как можно больше пассивных слов в актив 49, с. 203, 204.
В речи детей появляется местоимение «я», возникает потребность в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками. Именно в процессе общения развивается речевая деятельность, расширяются функции речи. В общении со сверстниками дети используют самые неожиданные, непредсказуемые фразы и слова. Они жужжат, трещат, передразнивают друг друга. Это, казалось бы, бессмысленное кривляние и жужжание имеет большое психологическое значение. Если взрослый дает ребенку культурные нормы речевого общения, то сверстник создает условия для самостоятельного речевого творчества детей. Речевое общение дошкольника значительно богаче и разнообразнее по своему назначению, по своим функциям. Общаясь со сверстниками, дети используют те средства, которыми овладели, контактируя с взрослыми. Дошкольники 3-х лет чаще отличаются бедностью словарного запаса, а именно они используют в своей речи преимущественно облегченные слова, а именно имена существительные, а глаголы и наречия достаточно редко. Также эти дети не произносят или неправильно произносят многие твердые согласные буквы (г, д, с, з и т. д.), часто заменяют их мягкими, не используют шипящие и сонорные звуки, предлоги практически не используются. Невербальные средства общения в данном возрасте в речевой деятельности является у большинства детей ведущим. В 3-4 года дети дошкольного возраста уже используют прилагательные для обозначения размера, цвета и свойства предмета, многие произносят уже согласные звуки, сформирован артикуляционный аппарат и речевой слух. Но все же не все дети добиваются таких успехов в развитии речевых умений и навыков, некоторые из них еще недостаточно отчетливо произносят слова, их речь так и остается не понятной окружающим людям 12, с. 87.
Рассматривая особенности речевого развития детей 3-4 лет, следует обратить внимание, что данный период особенно сенситивен к усвоению родной речи. На 3 году развивается звуковая сторона речи, дети овладевают грамматическими формами, обобщением, коммуникативными функциями и усвоением регулирующих функций речи (дети должны знать, что можно, а что нельзя). Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий, хотя отдельные ошибки допускаются, так как сохраняется неправильное звукопроизношение. К концу четвертого года жизни словарный запас ребёнка увеличивается до 2000 слов, речь все чаще украшена наречиями (холодно, красиво), он начинает употреблять разные местоимения, правильно сопоставляя их с предметами (твой, мое, его), дети задают много вопросов, которые никак нельзя оставлять без ответов. Речь ребенка превращается в универсальное средство общения, потому главным показателем правильности речевого развития будет выступать грамотная, четкая, красивая языковая среда в которой находится ребенок. Объем понимаемых ребенком слов, так называемый «пассивный словарь», определяет уровень сформированности мышления ребенка 29, с. 87.
Младшие дошкольники начинают понимать особенности своего произношения, они узнают неправильно произнесенные слова. Идет развитие и в области грамматики, дети усваивают закономерности строения слова и построения фразы. Младший дошкольник творчески осваивает язык, улавливает значения слов, произносимых взрослыми, и пытается вставлять их в свою речь, а также придумывает собственные слова по законам грамматики родного языка. Подобные слова всегда оригинальны и узнаваемы. Этот процесс имеет название «словотворчество». С увеличением активного словаря и усвоения грамматических форм дошкольник переходит к контекстной речи, в ней содержание раскрывается в самом контексте и поэтому становится понятным слушателям независимо от знания или незнания обсуждаемой ситуации 33, с. 85.
В младшем дошкольном возрасте в качестве повода для общения выступает желание разделить со сверстником свои чувства и стремление добиться от сверстника признания своего равенства или превосходства. К 4 годам на первый план выступает задача передать какие-то знания о предметах и явлениях, договориться о том, как вместе играть, строить, рисовать. Особое значение в речевом развитии ребенка имеет младший дошкольный возраст. Именно в этот период начинают появляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит, потому что ребенок вплотную подошел к возрасту, завершающему становление речи 5 лет, а становление речи означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи /диалогом, монологом/ позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми 19, с. 221.
Новые потребности общения и ведущей деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится более связной. Собственная речь ребенка уже включена в его деятельность, часто сопровождая его манипулирования с предметами, игрушками: ребенок баюкает куклу, обращается к мишке, которого кормит и т. п. Постепенно на основе общения со взрослым речь ребенка начинает выполнять функцию организации его действий, входя в них как обязательный компонент. На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно. Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Дети достаточно успешно осваивают так называемый бытовой словарь, что помогает им общаться 46, с. 55.
В младшем дошкольном возрасте особое значение имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения и их речевые умения и навыки, которые формируются и развиваются благодаря новым видам деятельности и новым формам общения с взрослыми по поводу этих видов деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы