Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Игра как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Экологическая культура дошкольников: компоненты, специфика и критерии сформированности 7
1.2 Экологические игры и их значение в формировании экологической культуры дошкольников 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ 33
2.1 Диагностика начального уровня сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста 33
2.2 Апробация комплекса игр по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста 40
2.3 Анализ полученных результатов исследования 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Введение:
В условиях современной реальности перед дошкольными образовательными организациями стоит системная задача всестороннего развития детей и подготовки их к обучению в школе. При этом важным условием для выполнения этой задачи является формирование и совершенствование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент ее непосредственного познания, выработка бережного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает практически важную задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях. Одним из таких средств может стать игра.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) представлены целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» – не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».
Согласно ФГОС ДО, педагогические условия реализации экологического образования должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сфере экологии на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к природному окружению.
Таким образом, вышеуказанными положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Современные проблемы экологии, как в России, так и во многих странах, являются объектом пристального внимания со стороны государств и ученых. На территории нашей страны находится множество уникальных природных комплексов, имеющих большое значение не только для нее, но и для всей планеты. Такие факторы как расширение цивилизованных пространств, использование людьми ресурсов планеты, развитие промышленности и проблемы загрязнения угрожают экологии не только России, но и других государств. В связи с этим проблема развития экологической культуры детей дошкольного возраста – одна из важнейших проблем современной педагогики.
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Первоначальные знания об экологической культуре складываются под руководством взрослых на основе взаимодействия детей с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, которые люди изготавливают из материалов природного происхождения. Воспитание правильного, гуманного отношения детей к природе, умение бережно обращаться со всем живым может быть полноценно осуществлено в период дошкольного возраста лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.
Значительный вклад в разработку основных вопросов экологического воспитания и формирования экологической культуры дошкольников внесли исследования Л.И. Божович, Т.А. Куликовой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, П.Т. Саморуковой Е.И. Тихеевой, Г.И. Щукиной и др. Данные исследователи предметно изучали особенности и основные характеристики экологического развития детей дошкольного возраста, а также выделили уровни сформированности экологической культуры дошкольников. Осуществляется поиск наиболее эффективных средств формирования экологической культуры, среди которых особое место занимает игра.
На основании вышеизложенного можно сформулировать проблему, которая состоит в противоречии: с одной стороны, признается необходимость как можно более раннего формирования экологической культуры у детей и важной роли игры в решении этой задачи, а, с другой стороны, методическая сторона этой проблемы не является до конца изученной.
Объект исследования: процесс формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в игре.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать комплекс игр для формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Поставленная цель обусловила формулирование следующих задач исследования:
1. Проанализировать проблему формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в научной и методической литературе. Раскрыть показатели сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать особенности организации работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в игре.
3. Разработать и апробировать комплекс игр по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
4. Осуществить анализ полученных результатов исследования
Гипотеза исследования: процесс формирования экологической культуры дошкольников будет эффективным при соблюдении педагогических условий, таких как:
1. Использование комплекса игр экологической направленности в процессе воспитательно-образовательной деятельности;
2. Подбор и введение в педагогический процесс экологических игр производится таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, поэтапно расширять представления детей о живой природе, учить их на практике применять имеющиеся знания для расширения игровых задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Заключение:
В дошкольном возрасте происходит начало формирования личности человека, закладываются основные черты характера, его ценностные ориентации в окружающем мире и моральные качества, то именно этот возраст можно считать благоприятным для приобщения детей к экологической культуре, гуманистическое содержание которой направлено на сохранение и воспроизводство общечеловеческих ценностей отношения к природе.
Теоретическое исследование показало, что экологическая культура – часть общечеловеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности.
Формирование у дошкольников гуманного отношения к природе обусловлено тремя компонентами. Когнитивный компонент связан с элементарными экологическими представлениями о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом, а также подразумевает осознание значимости благосостояния и сохранности природы. Эмоциональный компонент находит свое субъективное выражение в ценностном отношении ребенка к природе, умении ценить ее красоту, проявлять заботу по отношению к объектам живой и неживой природы. Деятельностный компонент выражается в поступках, практических действиях, деятельности. Как правило, подразумевает разумное поведение в определенной деятельности, когда происходит преобразование объектов природы в новую ценность для общества в целом.
Учитывая все вышесказанное, можно заключить, что формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными социально-экономическими условиями.
На формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры влияют:
особенности развития эмоциональной сферы, ее включения в процессы восприятия;
сознание своего места в системе общественных отношений;
становление этических и нравственных позиций;
развитие регулятивных механизмов индивидуального поведения;
понимание и восприятие природы как самоценного объекта.
В основе методики экологического воспитания старших дошкольников должна лежать совместная игровая деятельность педагога и ребенка. Игра есть своего рода средство познания ребенком действительности.
На основе знаний, которые получают дети через экологическую игру, могут быть заложены начальные формы осознанного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие живому и готовность сохранить его, умение видеть красоту природы в разных ее формах, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Игры экологического содержания позволяют дошкольникам не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия. Если систематически использовать дидактические игры, то можно повысить уровень сформированности видовых понятий у дошкольников.
Выводы, сделанные в ходе теоретического анализа научной и методической литературы по проблеме легли в основу экспериментального исследования. Исследование проходило на базе МБДОУ «Детский сад №103» г. Прокопьевска. В исследовании приняли участие 30 дошкольников, которые были разделены на две группы – экспериментальную и контрольную.
Исследование проводилось в три этапа.
На этапе констатирующего эксперимента была проведена диагностика сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Анализируя результаты комплексного тестирования, мы отметили, что представления детей о животных и растениях, о закономерностях, существующих в природе, о бережном отношении к природе и ее богатству различны. К низкому уровню мы отнесли 6,7% детей экспериментальной группы и 13,3% – контрольной группы, к среднему – 60% экспериментальной группы и 53,3% – контрольной группы, высокий уровень экологической культуры показали 33,3% детей в обеих группах.
В ходе формирующего этапа работы нами был подобран, разработан и проведен с детьми комплекс экологических игр, направленных на формирование представлений о взаимосвязях в природе у детей старшей группы.
При отборе развивающих игр для экологического образования старших дошкольников соблюдались следующие требования:
1) игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на конкретном возрастном этапе;
2) игра должна давать старшему дошкольнику возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;
3) содержание экологической игры не должно противоречить экологическим знаниям, которые формируются в процессе других видов деятельности;
4) непосредственные игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в окружающей природе;
5) предпочтение отдается тем играм, которые дают возможность решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают прикладное решение общих задач формирования и развития личности старшего дошкольника;
6) для того, чтобы игра являлась эффективным средством экологического образования старших дошкольников, следует комплексно прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущей и последующими играми. Именно это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт дошкольник будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Экологическая культура дошкольников: компоненты, специфика и критерии сформированности
В настоящее время возникла необходимость в формировании комплексного подхода к экологическому воспитанию граждан. Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию у всех групп населения. Под экологическим воспитанием обычно понимают воздействие на мировоззрение человека с целью выработки отношения к окружающей среде, основанного на осознании необходимости сохранения окружающей природной среды, рационального природопользования.
Основной функцией экологического воспитания является приобретение и накопление человеком опыта взаимодействия с окружающей средой на когнитивном, чувственно-эмоциональном и нормативном уровнях. Именно совокупность знаний, эмоциональных переживаний и практических умений в экологической деятельности позволяет преодолеть в сознании людей видение, связанное с преимуществом человека над природой, под влиянием которого природа воспринимается ими только как утилитарная ценность [15, с. 55-59].
Первой ступенью экологического воспитания является экологическое воспитание дошкольников. Его целью является формирование начальных знаний экологической культуры, начального практического опыта взаимодействия с природой, которое способно обеспечить развитие личности.
Согласно ФГОС ДО, педагогические условия реализации экологического образования должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сфере экологии на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к природному окружению [35].
А.В. Корзун рассматривает экологическую культуру как производное от экологического сознания. Экологическая культура должна иметь основой экологические знания, включать в себя глубокий интерес к природосберегающей деятельности, ее грамотную реализацию, богатство нравственно – эстетических чувств и переживаний, возникающих в процессе взаимодействия с природой [20, с. 56]. А.И. Иванова, теоретически и экспериментально занимающаяся изучением данного вопроса, определила следующую позицию: «Экологическая культура – часть общечеловеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности» [18].
Экологическая культура, как понятие, содержит в себе ряд составляющих, а именно:
— знание основных законов природы,
— понимание важности учета этих законов, чтобы в приобщении к родной природе руководствоваться ими в различной индивидуальной и коллективной деятельности,
— стремление к адекватному и бережному личному и производственному природопользованию,
— формирование чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде и здоровью людей [22, с. 49].
Как указывает Н.Н. Авдеева, экологическая культура представляет собой воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят следующие аспекты [1]:
1) пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе;