Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Сущность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте 7
1.2. Средства художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте 15
1.3. Роль народной педагогики в художественно-эстетическом развитии 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ 27
2.1. Диагностика уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики 27
2.2. Система работы по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников средствами народной педагогики 44
2.3. Результаты эмпирическое исследование работы по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников средствами народной педагогики 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 83
Введение:
Актуальность. Художественно-эстетическое воспитание – одна из важ-нейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическо-го осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества. Взрослые и дети посто-янно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагиче-ское и комическое играют существенную роль. Красота доставляет насла-ждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность.
Старший дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, поэтому мы, педагоги, заин-тересованы в расширении этого потенциала, формировании и совершенство-вании уникальных детских способностей. Работа по художественно-эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса. Формы организации эстетическо-го развития детей очень разнообразны и важны, и результативность этой ра-боты проявляется во всех видах деятельности ребенка-дошкольника.
Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Дети в старшем дошкольном возрасте способны реагировать на красивое в окружающей об-становке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу; сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Уже изна-чально от своей природы они – творцы и наша задача – помочь каждому ре-бёнку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуаль-ные творческие способности. Результатом же эстетического воспитания явля-ется эстетическое развитие, которое, в свою очередь, влияет на нравственное, физическое, психическое и даже умственное развитие ребёнка, способствует обогащению эмоциональной сферы личности.
Составляющей основой эстетического развития становится художе-ственное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений и навыков, развития способностей и переход к самостоятельному художе-ственному творчеству посредством усвоения народного опыта. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у старших дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педа-гогической действительности, необходимость их решения определили тему исследования:
«Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольно-го возраста средствами народной педагогики»
Объектом исследования: процесс художественно-эстетического воспи-тания детей дошкольного возраста,
Предметом исследования: особенности художественно-эстетического воспитания посредством народной педагогики.
Цель данной работы: определит результативность системы работы по художественно-эстетическому воспитанию посредством народной педагоги-ки.
Исходя из поставленной цели необходимо решить ряд задач:
— Определить сущность художественно-эстетического воспитания в до-школьном возрасте.
— Перечислить средства художественно-эстетического воспитания.
— Изучить роль народной педагогики в художественно-эстетическом развитии.
— Составить систему работы по художественно-эстетическому воспита-нию средствами народной педагогики.
Текст работы:
В первой задаче была представлена сущность художественно-эстетического воспитания. Было выяснено, что сущность художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие дошкольников в нрав-ственном плане. Данное достигается посредством овладения детьми до-школьного возраста знаниями художественно-эстетической культуры, разви-тия способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эсте-тических психологических качеств человека, оценкой, вкусом и другими пси-хическими категориями эстетического воспитания.
В ходе решения второй задачи были изучены средства художественно-эстетического воспитания. Было выяснено, что художественно-эстетическое воспитание реализуется в сфере искусства и творчества, внутри которой можно выделить пение, танец, рисование. Также сюда же относится литера-тура, игровая деятельность. По сути, эстетичность должна присутствовать во всем, что сопровождает дошкольника, в том числе это и быт.
В ходе решения третьей задачи была обоснована роль народной педа-гогики в художественно-эстетическом развитии. Было выяснено, что народ-ное искусство обладает воспитательным значением, в соответствии с чем можно говорить о том, что оно является одним из наиболее значимых средств, которые будут способствовать художественно-эстетическому разви-тию дошкольников.
В ходе решения четвертой задачи была приставлена система работы, направленная на развитие у детей художественно-эстетического развития. Система ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, включает в себя дидактический материал и развивающий материал. В частности, име-ются загадки, игры, направленные на позиционирование народной культуры и народного наследия.
В ходе решения пятой задачи была проведена диагностика по уровню художественно-эстетического развития. Кроме того, была выявлена эффек-тивность предложенного занятия по рисованию на формирующем этапе ис-следования, что подтверждается результатами проведенной повторной диа-гностики.
Гипотеза исследования, которая заключалась в том, что народная педа-гогика является основным средством художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, является подтвержденной. Соответ-ственно, можно говорить о том, что необходимо постоянно поддерживать направление народной педагогики, поскольку знание ценностей своих пред-ков представляет все богатство русского народа, которое одновременно яв-ляется и ключевой ценностью современного человечества. Воспитание, осно-ванное на принципах народной педагогики, является гуманным и эстетически развивается дошкольников через их приобщение к художественному творче-ству.
Таким образом, задачи данного исследования решены.
Цель исследования достигнута.
Заключение:
Актуальность. Художественно-эстетическое воспитание – одна из важ-нейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическо-го осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества. Взрослые и дети посто-янно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагиче-ское и комическое играют существенную роль. Красота доставляет насла-ждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность.
Старший дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, поэтому мы, педагоги, заин-тересованы в расширении этого потенциала, формировании и совершенство-вании уникальных детских способностей. Работа по художественно-эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса. Формы организации эстетическо-го развития детей очень разнообразны и важны, и результативность этой ра-боты проявляется во всех видах деятельности ребенка-дошкольника.
Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Дети в старшем дошкольном возрасте способны реагировать на красивое в окружающей об-становке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу; сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Уже изна-чально от своей природы они – творцы и наша задача – помочь каждому ре-бёнку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуаль-ные творческие способности. Результатом же эстетического воспитания явля-ется эстетическое развитие, которое, в свою очередь, влияет на нравственное, физическое, психическое и даже умственное развитие ребёнка, способствует обогащению эмоциональной сферы личности.
Составляющей основой эстетического развития становится художе-ственное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений и навыков, развития способностей и переход к самостоятельному художе-ственному творчеству посредством усвоения народного опыта. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у старших дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педа-гогической действительности, необходимость их решения определили тему исследования:
«Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольно-го возраста средствами народной педагогики»
Объектом исследования: процесс художественно-эстетического воспи-тания детей дошкольного возраста,
Предметом исследования: особенности художественно-эстетического воспитания посредством народной педагогики.
Цель данной работы: определит результативность системы работы по художественно-эстетическому воспитанию посредством народной педагоги-ки.
Исходя из поставленной цели необходимо решить ряд задач:
— Определить сущность художественно-эстетического воспитания в до-школьном возрасте.
— Перечислить средства художественно-эстетического воспитания.
— Изучить роль народной педагогики в художественно-эстетическом развитии.
— Составить систему работы по художественно-эстетическому воспита-нию средствами народной педагогики.
Список литературы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Сущность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте
Рассмотрение феномена художественно-эстетического развития как од-ного из направлений развития личности ребенка для отечественной педаго-гики является традиционным [Тагильцева, с.116]. Долгие годы эстетическое воспитание детей дошкольного возраста обосновывали изобразительной, му-зыкальной, театрализованной деятельностью, при этом полагая, что именно данные виды детской деятельности приобщают детей к искусству. Ученые, которые занимаются проблемами эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста, говорят о том, что изобразительная деятельность увлекает ребенка в сказочный мир искусства [Хаджимуратова], в то время как «благодаря музыке в ребенке пробуждается представление о возвышен-ном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе» [Карце-ва, с. 25], «театрализованная деятельность приобщает ребенка к духовному богатству» [Спербер, с.69].
Сталкиваясь с многообразными эстетическими явлениями, ребенок раз-вивается. Однако эстетическая сущность этих явлений им не всегда вполне осознается, поскольку причиной этого чаще всего может являться стремление к развлечению, следовательно, без вмешательства извне, присутствует риск того, что у ребенка могут сформироваться несколько неверные представле-ния об идеалах и ценностях. Если искусство рассматривается как часть эсте-тической культуры, то художественное воспитание представляет собой часть эстетического воспитания. Соответственно, воздействуя средствами искус-ства, у ребенка развивается в личности эстетический вкус, любовь к искус-ству, умение его понимать и наслаждаться им, тем самым принимая художе-ственное воспитание.
Для целей эстетического воспитания представляется возможным ис-пользовать художественное, которое рассматривает искусство как самое мощное средство [Рябинова, с.60].
В процессе исследования необходимо обратить внимание на то, что за-частую можно говорить о разграничении эстетического и художественного воспитания. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспита-нием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию способности активного эстетического отношения детей к произведениям ис-кусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты» [Шацкая, с.14]. В соот-ветствии с этим можно говорить о том, что автор важное место в эстетиче-ском воспитании отводит искусству. Искусство, в свою очередь, рассматри-вается как часть эстетической культуры, как художественное воспитание, как часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. «Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благода-ря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве» [Шацкая, с.35]. Эстетическое же воспита-ние значительно шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание фор-мирует личность старшего дошкольника всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художе-ственное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности [Цели и задачи эстетического воспитания].
На сегодняшний день проблема художественно-эстетического воспита-ния представляется одной из наиболее важных задач, которые стоят перед дошкольным учреждением. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Сей-час одной из значимых задач в детском саду является формирование эстети-ческой культуры личности старшего дошкольника. Среди исследователей упоминаются такие как Б.Т. Лихачев, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая и другие. О решении вопросов художественно-эстетического воспитания име-ются статьи С.П. Ломова, Л.Г. Медведева [Медведева], Е.С. Лыковой [Лыко-ва, Лыкова] и др. В книге «Ребенок в мире творчества» под редакцией Н. Варкки можно найти следующую формулировку: «Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как це-ленаправленный процесс формирования творчески активной личности ре-бенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искус-стве» [Варкки, с.53].
Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представле-ний и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эсте-тического отношения ко всему, что нас окружает» [Запорожец, с.43].
В рассмотренных определениях речь идет о том, что художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, выра-батывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его [Моисеенко, с.67].
В соответствии с этим можно сказать о том, что художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, оно не должно ограничиваться исключительно созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства ребенок непре-менно развивается. Но при этом дошкольником не осознается эстетическая сущность предметов, в то время как развитие зачастую обусловлено стрем-лением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах [Филимонова].