Методика дошкольного образования Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Художественное экспериментирование как средство формирования познавательного интереса к изобразительной деятельности у детей 6- 7 лет.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса к изобразительной деятельности у детей 6-7 лет на основе использования художественного экспериментирования 8
1.1. Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста 8
1.2. Роль художественного экспериментирования в формировании познавательного интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 17
Глава 2. Эмпирические исследования уровня сформированности познавательного интереса к изобразительной деятельности у детей 6- 7 лет посредством художественного экспериментирования 32
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательного интереса к изобразительной деятельности у детей 6-7 лет на констатирующем этапе эксперимента 32
2.2 Содержание, формы и методы формирования познавательного интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного экспериментирования 43
Заключение 48
Список литературы 49
Приложения 55

 

  

Введение:

 

Реформирование и модернизация российского образования ставят перед дошкольными образовательными организациями (далее – ДОО) новые задачи и требования. Современное общество требует воспитания жизнеспособной, активной, сознательной, творческой личности. Решать эту задачу следует начинать уже в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот возрастной период закладываются основы оптимистического мировоззрения, базис личностной культуры.
Дошкольное обучение и воспитание заключается не только в том, чтобы сформировать у детей определенный объем знаний и умений, а преимуществен-но в том, чтобы как можно больше развивать различные формы личностной активности детей, их самостоятельное творчество во всех видах деятельности, формировать широкий и устойчивый интерес к познанию различных сторон окружающей действительности.
Важнейшей характеристикой личности, показателем ее сформированности является система интересов растущего человека. Степень разносторонности и устойчивости интересов, особенности их изменения позволяют судить об уровне развития личности. Расширение круга интересов детей дошкольного возраста является на современном этапе социальным заказом общества системе дошкольного образования.
Содержание понятия «интерес», средства его активизации как устойчивой черты личности рассматривают известные психологи и педагоги: Б. Г. Ананьев, С. А. Ананьин, Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, И. В. Метельский, Н. Г. Морозова, Д. И. Писарев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский и др. Более подробно виды интереса, его фазы, возрастные особенности формирования изучали Л. И. Божович, В. Б. Бондаревский, А. Г. Ковалев, А. К. Маркова, Е. Ф. Рыбалко, Г. И. Щукина и др. Однако мало внимания уделяется формированию у детей дошкольного возраста познавательного интереса к искусству.
Одним из целевых ориентиров образовательной области ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие» определено формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивных видов деятельности.
Интересы в становлении личности играют роль ценных мотивов деятельности, а при некоторых условиях становятся чертой личности и обнаруживают себя в любознательности, пытливости, в постоянной потребности к знаниям. Развитие интереса к изобразительной деятельности способствует развитию творческой активности, обеспечивает успешную социальную адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве.
Одним из средств формирования познавательного интереса к изобразительной деятельности у дошкольников может выступать художественное экспериментирование, которое включает в себя: экспериментирование с изобрази-тельными материалами и инструментами с целью изучения их возможностей, определения наиболее интересных сочетаний средств выразительности, поиска интересного, оригинального художественного образа. По мнению исследователей, преимущество данного вида деятельности состоит в том, что детское экспериментирование стимулирует формирование креативной (творческой) направленности развития личности ребенка, так как в процессе творчества, экспериментирования и обследования у ребенка появляется ощущение радости открытий. Ребенок, не получает готовых рецептов и алгоритмов решения творческих заданий, он эмоционально переживает процесс продвижения к открытию нового. Художественное экспериментирование дает детям возможность самостоятельной, свободной деятельности по реализации своих замыслов, предоставляет свободу выбора материалов для творчества и средств изображения.
В работах Г. В. Беды, В. С. Кузина, Б. Т. Лихачева, Н. М. Сокольниковой, А. С. Хворостова, Т. Я. Шпикаловой и др. нашли широкое отражение вопросы формирования интереса к изобразительному искусству у школьников. Однако вопросы формирования у детей дошкольного возраста познавательного интереса к изобразительной деятельности еще недостаточно изучены и требуют дополнительного исследования.
В рамках нашего исследовании выделено противоречие между необходимостью формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности и недостаточностью использования художественного экспериментирования, обеспечивающего эффективность данного процесса.
Цель исследования – определить оптимальные педагогические условия использования художественного экспериментирования как средства формирования интереса к изобразительной деятельности у детей 6-7 лет.
Объект исследования – процесс формирования интереса к изобразительной деятельности у старших дошкольников.
Предмет исследования – использование художественного экспериментирования как средство формирования у детей 6-7 лет интереса к изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование познавательного интереса к изобразительной деятельности у детей 6-7 лет средствами художественного экспериментирования будет более эффективным при реализации следующих педагогических условий:
— задачи художественного экспериментирования будут носить проблемный характер;
— на занятиях изобразительной деятельности будут обеспечены условия для самостоятельного поиска детьми решения поставленных творческих задач;
— материалы и инструменты для художественного экспериментирования будут представлены в многообразии форм, видов, способов применения для инициирования художественного экспериментирования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические подходы к проблеме формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исследование на констатирующем этапе эксперимента позволило нам выявить актуальный уровень сформированности познавательного интереса к изобразительной деятельности у детей 6-7 лет. В ходе исследования было выявлено, что низкий уровень сформированности познавательно интереса к изобразительной деятельности был выявлен у 52,94% детей экспериментальной группы и 41,18% детей контрольной группы. Средний уровень был выявлен у 41,18% детей экспериментальной группы и 47,06% детей контрольной группы. Дети проявляют неустойчивый интерес к некоторому виду изобразительной деятельности. К высокому уровню были отнесены 5,88% детей экспериментальной группы и 11,76% детей контрольной группы. Дети, у которых на фоне обширного интереса к различным видам изобразительной деятельности, проявляется в ярких эмоциональных реакциях, значительной увлеченностью изобразительной деятельности. Полученные результаты послужили основанием для разработки экспериментальной методики для формирования у старших дошкольников устойчивого, опосредованного интереса.
Формирующий этап нашего исследования предполагал разработку занятий по художественному экспериментированию, а также методических рекомендаций к ним и апробацию данной серии занятий.
На этапе контрольного эксперимента нами было проведено повторное исследование уровня познавательного интереса к изобразительной деятельности у детей 6-7 лет. На основе полученных результатов нам удалось проследить динамику сформированности познавательного интереса у детей 6-7 лет. Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что создание необходимых условий для реализации художественного экспериментирования может оказывать положительное влияние на формирование познавательного интереса к изобразительной деятельности у детей 6-7 лет.
Проведенное экспериментальное исследование показало эффективность использования художественного экспериментирования, направленных на развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса к изобразительной деятельности у детей 6-7 лет на основе использования художественного экспериментирования
1.1. Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Социуму необходим человек, который не только лишь потребляет какие-либо знания, но еще и умеет их добывать. Неординарные ситуации нашего времени требуют от нас широты интереса, а интерес в свою очередь является действительной первопричиной для поступков, которая ощущается человеком как наиболее значимая. Интерес считается одним из неизменных сильнодействующих мотивов умственной и физической деятельности человека. Его можно разглядеть, как позитивное оценочное отношение субъекта к его работе.
А. Г. Волостникова отмечает, что «интерес возможно квалифицировать, как специфичное отношение личности к объекту в силу его актуальной значимости и эмоциональной привлекательности» (Волостникова, 1998, c.75).
Научные работы А. Г. Запорожца, Б. Г. Ананьева, Л. Н. Божович, Л. С. Выготского, Л. А. Венгера и др. демонстрируют, что познавательный интерес складывается наиболее благополучно при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес ребенка дошкольного возраста отражается в желании узнавать новое, выяснять качества, свойства, предметов, явлений реальности, в стремлении понять их сущность и отыскать, например, между ними имеющиеся как отношения, так и связи.
Ученые определяют сущность понятия «познавательный интерес» по-разному:
‒ как избирательную направленность внимания человека (Н. Ф. Добрынин);
‒ как активное эмоционально-познавательное отношение человека ко всему окружающему его миру (Н. Г. Морозова);
‒ как познавательную деятельность, нацеленную на открытие чего-то еще неизвестного (Н. К. Постникова).
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что интерес выступает как совокупность проявлений активности: в числе характеристик активности выделяют, к примеру, то, сколько вопросов задаст дошкольник. Впрочем, подобный подход является в значительной степени описательным, не вскрывающим именно механизма возникновения интереса (Маневцова, 2010).
В научных исследовательских работах А. Валлона познавательный интерес рассматривается, в первую очередь, как эмоциональное отношение к предмету познания самого ребенка. Одним из первых объектов познания ребенка дошкольного возраста считается предметный, затем формирование понавательного отношения к предметному миру пробуждает успешность его освоения дошкольником и во многом определяет процесс его социализации. (Валлон, 1967)
Психологи отмечают, что из-за преимущества особых форм активности и позитивного эмоционального состояния ребенка появляется необходимость во внешних впечатлениях, что, собственно, и формирует познавательный интерес у детей дошкольного возраста (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.).
Главной целью познавательного интереса считается стремление человека вдуматься во все многообразие мира, которое окружает нас, отражать в сознании присущие процессы, причинно-следственные связи и закономерности. В то же время познавательный интерес, который включен в познавательную деятельность, конкретным образом связан с появлением разных личностных отношений таких как: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Как раз на данном этапе познания предметного мира и отношения к нему, научным фактам складывается идеология, характеру которой содействует познавательный интерес.
А. Н. Леонтьев утверждает, что познавательный интерес стимулирует все психические процессы человека на самом высоком уровне его становления. Познавательный интерес подталкивает личность к постоянному поиску инноваций в деятельность таких, как усложнение целей, изменения, определение в предметной среде современных и значительных сторон для их реализации, нахождение иных важных методик и внесение в них творческого начала. (Леонтьев, 2010)
В педагогике познавательный интерес понимают, как внешний стимул, как средство активизации познавательной деятельности детей. В педагогическом процессе он играет ключевую роль (Казакова, 2012).
И. В. Метельский определяет интерес как «активное познавательное направление, которое связано с позитивным эмоционально окрашенным от-ношением к исследованию предмета, с радостью познания, преодолению проблем, созданием ситуации успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности» (Метельский, 2014, с. 22).
Занимаясь изучением познавательного интереса, Г. И. Щукина характеризует его следующим образом: «Познавательный интерес показывает уровень активности личности, он связан со всеми психологическими процессами человека, занимает самое важное место в структуре характера личности». В представлении Г. И. Щукиной, развитие интереса идет в направлении от поверхностного к стабильному, глубинному (Щукина, 2011).
В жизнедеятельности личности познавательный интерес выступает как самый энергичный активатор, катализатор работы, настоящих предметных, учебных, творческих действий. Он обладает различными возможностями: мотивационными, регулятивными, которые содействует продуктивному становлению ребенка как субъекта познавательной деятельности.
Под влиянием познавательного интереса лучше всего протекает восприятие, развивается наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память и это является устойчивой чертой личности, которая в целом способствует ее формированию. Исходя из этого, многие ученые утверждают, что познавательный интерес – это определенная личностная направленность. Г. И. Щукина говорит об интересе как об избирательной направленности личности,

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы